Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите
p align="left">1. Реабилитация семей группы риска

1.1. Сопровождение опекунских и приемных семей

1.2. Реабилитация семей с детьми-инвалидами

1.3. Реабилитация семей, находящихся в социально опасном положении

1.4. Домашние помощники для семьи группы риска

2. Сопровождение ребенка группы риска в социальном и образовательном пространстве

2.1. Социальная гостиная в школе

2.2. Тьюторское сопровождение в образовательном пространстве

2.3. Реабилитационный досуг

2.4. Индивидуальный тьютор

3. Замещающая семья

3.1. Для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

3.2. Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

4. Социальная адаптация лиц из числа детей-сирот

4.1. Социальная гостиница для выпускников

4.2. Программы независимого проживания

4.3. Психологическое сопровождение сирот

В процессе реализации своих обязанностей куратор должен убедиться в том, что выполнение плана работы со случаем не перегружает семью и не создает ситуации, при которой кто-то из родителей должен находится в двух местах одновременно, а дети оставаться без присмотра, пока родители выполняют требования службы. Кроме того, куратор в ходе своих визитов в семью обеспечивает поддерживающее консультирование: обсуждение проблем и нужд с членами семьи, активизация их сильных сторон, определение возможных решений и уточнение плана действий, выступает при необходимости в роли «адвоката» семьи перед различными службами и учреждениями. Еще одна задача куратора заключается в организации мониторинга качества оказания услуг, он должен уведомлять соответствующие подразделения в случае, если их услуги не отвечают нуждам клиентов. В этом случае он может привлекать исполнителей услуг к оценке эффективности работы со случаем. Большую помощь специалистам в обеспечении качества и доступности услуг оказывает Территориальный консилиум. В процессе проведения регулярных заседаний для оценки Планов реабилитации и динамики их выполнения специалисты разного ведомственного подчинения, участвующие в работе Консилиума, могут как оценить качество оказываемых услуг, так и содействовать, в случае необходимости, его повышению. Кроме того, в процессе разбора планов работы, оценки динамики изменения ситуации члены Консилиума могут выявить межведомственные несогласованности, влияющие на эффективность мероприятий, и предпринять меры по их преодолению.

Одной из самых сложных проблем на этом этапе работы являются «срывы». Но именно в этот момент куратор может обнаружить не проявленные ранее слабые стороны клиента или семьи, факторы риска, провоцирующие факторы - как раз все то, что привело к срыву. В соответствии со своими наблюдениями куратор должен провести коррекцию плана реабилитации по нейтрализации выявленных рисков. Именно в этот период можно понять, что действительно помогало клиенту контролировать свое поведение до срыва - и в соответствии с этим анализом спланировать новые мероприятия по развитию и укреплению сильных сторон семьи и клиента.

Самой большой ошибкой в случае срыва будет обвинение и обида на клиента, это на самом деле может остановить процесс реабилитации или даже повернуть его вспять. Сохранение взрослой партнерской и профессиональной позиции будет способствовать установлению продуктивных отношений в дальнейшем. Конечно, все это возможно при условии обеспечения безопасности и соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних членов семьи.

По итогам проведенных реабилитационных мероприятий осуществляется профессиональный мониторинг состояния семьи и ребенка. Задачей мониторинга является получение информации о решении поставленных реабилитационных задач, необходимости корректировки плана реабилитации семьи и ребенка, продолжения и перспектив реабилитационной работы с семьей.

В соответствии с требованиями технологии работы динамика изменений по каждому случаю оценивается не реже чем один раз в квартал. При этом рассматриваются заново все аспекты работы, связанные с данным случаем: от первоначальной оценки риска до адекватности предложенных мероприятий. Подготовка к мониторингу предполагает проведение заново оценки риска жесткого обращения с целью определения факторов, продолжающих влиять на сохранение степени риска и адекватности ситуации реализуемых в данный момент мероприятий. Так же важно оценить динамику изменения отдельных факторов: что осталось без изменений, какие уже разрешены.

Конечные и промежуточные цели работы по случаю могут быть пересмотрены или переформулированы для того, чтобы задействовать вновь выявленные ресурсы, способствующие уменьшению рисков, решению проблем и нужд, выявленных в ходе текущего анализа ситуации. Для достижения пересмотренных в плане конечных и промежуточных целей может быть разработан новый план действий и определены новые временные рамки для завершения работы. Если цели работы со случаем достигнуты и услуги не требуются, случай должен быть закрыт. Отсутствие динамики по случаю также может быть основанием для принятия решения о прекращении работы и начале действий по альтернативному семейному устройству ребенка.

Сам по себе мониторинг является важным инструментом для методической работы. Участие в этой работе супервизора или методиста организации обеспечивает своевременную и профессиональную поддержку кураторов. Регулярность проведения анализа работы позволяет выявить наиболее распространенные или типичные трудности специалистов и организовать мероприятия по повышению компетентности. Текущая оценка плана работы и изменения степени рисков должна проводиться совместно с семьей. Это обеспечивает постоянное участие семьи в процессе планирования. Анализ работы со случаем может стать дополнительным фактором вовлечения семьи либо путем поощрения достигнутых успехов, либо путем выявления и обсуждения проблемных зон, в которых цели плана пока не достигнуты. Если другие специалисты тоже работают с семьей, они должны быть привлечены к анализу работы по плану.

Орган опеки и попечительства принимает решение о закрытии случая при достижении запланированных результатов либо при установленном отсутствии перспективы дальнейшей работы по реабилитации. В последнем случае принимается решение о соответствующих мерах административного воздействия, при наличии оснований, предусмотренных законодательством об ограничении или лишении родительских прав.

Материальное и кадровое обеспечение услуги осуществляется в соответствии с нормативными документами организаций и учреждений, принимающих участие в деятельности по раннему выявлению и организации работы со случаем. Для организации такой работы в государственных учреждениях необходимо принять изменения и дополнения к Уставам учреждения.

Сложившаяся практика работы в Томской области показывает, что один куратор способен эффективно работать на одну ставку с 12-17 семьями в зависимости от тяжести и типологии семейного кризиса, особенностей жестокого обращения с ребенком. Специального материального обеспечения, кроме качественного и полного текущего финансирования, не требуется. Для организации работы в данном направлении необходимы стартовые затраты на проведение обязательного предварительного обучения специалистов. В процессе реализации технологии на практике встает необходимость организации обязательного супервизорского сопровождения - в среднем 35-45 мин на один случай один раз в 7-10 дней.

За время реализации программы АРО-3 данная технология была апробирована в Томской области. Технология апробирована на территории шести образований и сейчас внедряется на всей территории Томской области. В области принят целый ряд собственных нормативных актов - таких, как:

* распоряжение главы администрации (губернатора) Томской области от 25.11.2005 №693-p «О создании системы профилактики социального сиротства в Томской области»;

* Закон Томской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Томской области».

* приняты необходимые ведомственные нормативные документы.

В результате в области утверждены стандарты отдельных услуг, разрабатываются новые.

В целях повышения эффективности работы в соответствии с требованиями технологии изменена структура специализированных учреждений для несовершеннолетних. В штат всех 12 специализированных учреждений введены новые должности -- «специалист -- куратор случая». Всего в учреждения введено 115 ставок новых специалистов - кураторов случая. Эти успехи создали реальные предпосылки для успешного решения старой и наболевшей проблемы - создания эффективной системы межведомственного взаимодействия и развития сети профилактических услуг для детей и семей группы риска по социальному сиротству.

2.2 Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области

Развитие деятельности по государственной поддержке детей, находящихся в трудной ситуации, в Томской области выявило проблему - семьей как системой, целостным организмом не занимается ни одно ведомство. Анализ ранее существовавших программ помощи семье показал явное недопонимание со стороны специалистов особенностей психологии семьи группы риска. Это сказывалось на выбираемых приоритетах и направлениях работы, качестве услуг для целевой группы.

При внимательном изучении биографии родителей из семей целевой группы выясняется, что их детство прошло в алкогольных семьях или в семьях с другими формами неблагополучия. Это сыграло в их судьбе немаловажную роль. Жизнь в дисфункциональной семье связана с постоянным ожиданием стресса, оскорбления, боли (физической или психологической), которое постепенно превращается в привычку, становится образом жизни. Даже после того, как все заканчивается, человек продолжает жить так, будто это может повториться в любой момент. За время жизни в алкогольной семье ребенок вырабатывает свои принципы выживания: "не выражай открыто своих чувств - это могут использовать против тебя"; "не верь никому, даже родным"; "не открывайся, не подпускай никого слишком близко, не рассказывай о своих слабостях и проблемах:". С возрастом люди забывают, что это правила, существовавшие только в родительской семье, и распространяют их на весь мир и навсегда. Повзрослев, они находят таких же израненных партнеров и воспроизводят систему отношений своей родительской семьи.

Вот основные черты выходцев из таких семей:

- низкая самооценка;

- ориентация на внешнее окружение и его влияние. Находясь в состоянии беспомощности продолжительное время, дети из дисфункциональных семей приходят к выводу, что любые проявления активности бессмысленны, нужно подождать, и все изменится само по себе. Они искренне верят, что если изменятся обстоятельства, то у них все будет хорошо, как будто все дело во внешней среде;

- неспособность понимать и выражать свои чувства. Они могут только догадываться, что они должны чувствовать. Поэтому имитируют многие чувства, оставляя только "любимые" - агрессию и беспомощность при скандалах. Это приводит к проблемам в семейной коммуникации;

- неспособность просить помощь. Дети алкоголиков с раннего детства привыкают заботиться сами о себе. Таков закон их семьи - "если ты не позаботишься о себе сам, то о тебе никто не вспомнит";

- проблема начинает решаться только в экстремальной ситуации. Постоянная жизнь в стрессе формирует способность относиться к нему как к повседневной реальности. Поэтому проблема не замечается до тех пор, пока ее уже нельзя избежать или отодвинуть (визит инспектора, социального работника). С их уходом исчезает и проблема;

- взрослые дети алкоголиков испытывают затруднения как родители, проявляется их неспособность стать "хорошими родителями".

В социально дезадаптированных семьях формируется "непродуктивная (защитная) адаптация к жизни - фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими (внутри семьи) и с внешним миром; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию неадекватными для нее (ситуации) способами. Такой тип адаптации "включает" действие психологического механизма "сопротивления изменениям". Чтобы преодолеть его, необходима длительная, хорошо спланированная работа команды специалистов. Формой оказания такой помощи может стать специально организованный процесс сопровождения - особая форма длительной социальной и психологической помощи. В отличие от коррекции он предполагает в первую очередь не "исправление недостатков", а поиск скрытых ресурсов развития этой семьи, опору на ее собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с окружающим миром. Основные принципы сопровождения - это уважительное отношение к семье, каждому ее члену, вера в их силы; квалифицированная помощь и поддержка в развитии. В процессе психологического сопровождения семьи происходит ее постепенная адаптация к жизни.

Возможность появления инициатив по созданию программ сопровождения семьи на базе специализированных учреждений (приютов) связана с решениями, принятыми в Департаменте социальной защиты населения администрации Томской области по организации работы с семьей. Раннее выявление семей группы риска и профилактическая работа с ними были названы приоритетными направлениями. До этого деятельность приютов была направлена только на реабилитацию детей. Семья находилась вне поля зрения специалистов. В связи с этим возникали следующие проблемы:

- ребенок после окончания реабилитации в приюте возвращался в прежние (неблагоприятные) условия;

- семья перекладывала свои обязанности по воспитанию ребенка на приют и устранялась от воспитания;

- проблемы семьи за период реабилитации ребенка не только не разрешались, но и усугублялись вследствие незанятости родителей (усиливалось пьянство, иждивенчество, нежелание менять образ жизни).

В 2003-2004 годах в результате принятия нескольких постановлений большая часть приютов была реформирована в реабилитационные центры. Постановлением администрации Томской области от 17 декабря 2004 года №243-рп "О принятии муниципальных учреждений социальной защиты населения в собственность Томской области" в ведение Департамента социальной защиты населения было передано 11 учреждений социального обслуживания семьи и детей. После передачи учреждений в областную собственность и создания на их базе областных государственных учреждений Департаменту социальной защиты населения, с целью активизации работы с семьями, удалось ввести в штатное расписание учреждений должности специалистов по социальной работе, психологов, социальных педагогов. В структуре центров помимо существующих структурных подразделений были организованы отделения социально-правовой и психолого-педагогической помощи семье и детям со своим штатным расписанием.

Главной целью деятельности центров стала профилактика социального сиротства: раннее выявление семей группы риска и организация их социально-психологического сопровождения. Так появилась новая нормативно-правовая база, сделавшая возможным возникновение инноваций. Благодаря поддержке специалистов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения наиболее активные команды специалистов, заинтересованные в изменении ситуации, смогли получить информационно-методическую поддержку на проектных семинарах, а также финансовую поддержку в ходе конкурсов. В результате в нескольких районах области появились учреждения, где попытались создать новую модель работы с кризисными семьями. Наиболее успешным был опыт следующих организаций:

1. Центр социальной реабилитации для несовершеннолетних, с. Каргасок.

2. Центр социальной реабилитации для несовершеннолетних "Лада", с. Подгорное.

3. Общественная организация "Шаг навстречу", с. Мельниково.

Рассматривая опыт этих организаций, можно выделить несколько общих моментов в их деятельности, которые, возможно, и обеспечили успех. Все команды начинали свою деятельность с активизации взаимодействия со СМИ. В районных газетах были опубликованы материалы о новом направлении в деятельности учреждений. Это было необходимо, так как нужно было изменить привычное, стереотипное отношение со стороны населения к бывшему приюту. Кроме этого, публикации в СМИ содействовали и другим целям: активизации общественности в решении проблем социального сиротства, формированию более адекватного отношения к проблеме со стороны населения. Как показал опыт ЦСРН "Лада", в основном это было "негативное и крайне критическое отношение". В процессе реализации проектных мероприятий публиковались материалы о промежуточных итогах деятельности, успехах команд.

Началу активной работы с клиентами предшествовал этап создания базы данных о семьях. Так как было выбрано новое направление деятельности, то появилась потребность в новой информации, которая раньше специалистов не интересовала. Для организации новых услуг нужно было знать об "особенностях взаимодействия внутри семьи, уровне психолого-педагогических знаний родителей, системе воспитания, организации совместных форм деятельности, предмете основной заботы родителей". Этот процесс позволил составить более точное представление о потребности целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг. Уже на этом этапе проявились признаки сопровождения семьи: учреждение формировало банк услуг, исходя из потребностей семьи. В связи с тем, что главной целью работы стало сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых, и детей) актуальным стало выстраивание более тесного и эффективного межведомственного взаимодействия. Все три команды в процессе реализации проектов наладили более тесные контакты с партнерами из органов образования (социальные педагоги, классные руководители, специалисты ДОУ), здравоохранения (детские поликлиники, врачи-наркологи), органов опеки, КДН. Была проведена не только ревизия имеющихся ресурсов, но и их качественная переоценка. У этого процесса была еще одна важная составляющая - в новые взаимоотношения с семьей оказалось вовлечено гораздо больше специалистов, чем было изначально. Цель - реабилитация всей семьи - в этом партнерском взаимодействии стала общей целью большой команды.

Новое понимание отразилось в выборе следующего шага: организация работы с командой. Родительская некомпетентность перестала быть объектом осуждения - она превратилась в одну из мишеней для работы. Во всех трех проектах были запланированы мероприятия по сопровождению родителей: индивидуальные консультации специалистов, психологические группы, собрания, клубные мероприятия. Во всех трех случаях были организованы тематические встречи по повышению навыков родительской компетентности. Может быть, впервые в жизни родители услышали не про то, что они делают плохо, а как это можно делать лучше. Такие встречи, посвященные особенностям детской психологии, эффективным приемам родительского воспитания, способам саморегуляции, пользовались успехом - родители посещали их с удовольствием. Специалисты постарались использовать свободное время родителей для решения проблем их семьи (решение социальных вопросов и контроль за этим, совершенствование родительских навыков через организацию родительского клуба, творческих мастерских, открытых занятий, приобщение родителей к общественной жизни центра). Привлекая родителей к сотрудничеству, с них не снимали обязательств по воспитанию ребенка, а лишь направляли и оказывали всестороннюю поддержку. В деятельности всех трех организаций за достаточно короткое время сформировалось новое направление - работа с родителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты