Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите
p align="left">Помимо скрытого характера, жестокость по отношению к детям в современном обществе обладает такими характеристиками как её распространение в различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице). Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей, родственников, педагогов и друзей).

Жестокое обращение с ребёнком может проявляться в достаточно разнообразных формах, таких как

- брутальная или физическая жестокость (побои и насилие);

- социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребёнка);

- морально-психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение и психологическая холодность);

- сексуальное насилие над ребёнком.

В работе с этой категорией детей главное - это создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся жестокому обращению:

- выявление фактов жестокого обращения с ребёнком;

- ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива);

- оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи;

- рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению.

5.Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества. Эту социальную категорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы) Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. - М.: Тривола, 2007. - С.78.

Социальная работа с этой категорией детей представляет собой деятельность, направленную на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем. Она может включать в себя разработку специальных образовательных методик и программ обучения , создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей и формирование позитивной среды общения. В целом, работа с указанной категорией детей предполагает всесторонний учёт специалистом особенностей каждого конкретного ребёнка, его проблем и трудностей Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие. М., 2007. - С. 248.

Эффективная и грамотная социальная работа с детьми предполагает опору на ряд принципов, важнейшими из которых являются:

- безусловный приоритет прав и интересов ребёнка;

- оперативность в решении социальных и личностных проблем ребёнка;

- индивидуальный подход к решению социальных и личностных проблем ребёнка;

- равенство интересов и прав всех детей, независимо от их личных и социальных характеристик;

- непрерывность и последовательность в решении социальных проблем ребёнка;

- гуманизм.

Реализация этих принципов на практике позволяет обществу выстроить действительно эффективную систему социальной защиты и поддержки детей, обеспечив себе, таким образом, возможность последовательного, непрерывного и поступательного развития.

1.3 Семейно-ориентированный подход и его роль в работе с детьми

Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, заключается в признании недостаточности воздействия исключительно на ребенка и как можно более широком вовлечении семьи в программу помощи ребенку. Таким образом, в рамках данного подхода понятия «социальная работа с ребенком» и «социальная работа с семьей» не разделяются.

Данный подход признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Академический Проект, 2002. - С. 249.

Ценности семейно-ориентированного подхода:

* целостность семьи;

* права родителей условны;

* права детей абсолютны;

* презюмируемые родительские права (исходим и того, что родители стремятся действовать и действуют в наилучших интересах детей. Если в этой связи возникают какие-либо сомнения, они разрешаются в пользу родителей);

* право семьи на самоопределение;

* уважение уникальности каждой личности;

* уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.

Принципы практической реализации семейно-ориентированного подхода:

Семья рассматривается в качестве главного объекта социальной работы. При социальные работники уважают семью и делают все от них зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью - идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы.

Социальные работники стремятся к тому, чтобы работа по защите детей по мере возможности велась в рамках их собственных семей, сообществ и культур. Забота об укреплении и сохранении семей продиктована убежденностью в том, что именно семья способна лучше всех решить задачу удовлетворения потребностей ребенка и защиты его интересов. Оказывая услуги, призванные расширить возможности родителей в плане ухода за детьми, органы защиты детей в конечном итоге защищают права родителей Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. - М., 2000. - С. 155.

Не утверждается, что ребенок должен оставаться в семье при любых обстоятельствах. Если существует значительный риск того, что, даже получая всестороннюю помощь и поддержку со стороны органов защиты детей, семья окажется не в состоянии надлежащим образом защитить ребенка, подверженного риску плохого обращения, сотрудники социальных служб обязаны рассмотреть другие пути обеспечения безопасности ребенка. В таких случаях обязанность по защите ребенка требует, чтобы его права имели преимущественную силу по сравнению с правами семьи.

При этом необходимо исходить из того, что подобная ситуация носит временный характер, и со временем удастся воссоединить семью и восстановить права родителей на опеку над ребенком. Иными словами, права родителей не должны ущемляться ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев, когда это единственный способ защитить ребенка.

Поскольку изъятие ребенка из семьи может нанести ему серьезную психологическую травму, социальные работники стремятся разместить его в среду, которая как можно больше напоминает ему дом, создает минимум ограничений и максимально близка ему в культурном плане; как правило, ребенок размещается в семью, проживающую в его сообществе, расположенную как можно ближе к его собственному дому. Прежде чем разместить ребенка в семейном детском доме, социальные работники стараются разместить его у дальних родственников или соседей.

Даже когда не удается избежать изъятия ребенка из семьи, семья по-прежнему рассматривается в качестве главного получателя социальных услуг. Члены семьи вовлекаются в совместную работу с целью разрешения проблем, приведших к плохому обращению с ребенком, разработки и реализации плана воссоединения. Тем самым не только повышается вероятность успешного воссоединения, но и сохраняются отношения между ребенком и его семьей, у ребенка поддерживается осознание своей принадлежности к семье. Вовлечение родителей во все аспекты планирования социальной работы, периодическое посещение семьи, из которой изъят ребенок, на протяжении всего времени, пока он находится в учреждении или замещающей семье, а также интенсивное оказание социальных услуг позволяют в скором времени обеспечить воссоединение семьи и восстановление родителей в своих правах. Подобная работа с родителями позволяет защитить и сохранить их права Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. - М.: Владос, 1997. - С. 105.

Если многократные интенсивные попытки укрепить семью и обеспечить ее воссоединение не приносят желаемых результатов, права ребенка вновь приобретают преимущественную силу, и главной целью социального работника становится подбор семьи, в которую ребенок будет размещен на постоянной основе, будь то путем усыновления, передачи прав опеки или попечительства либо с использованием других законодательно установленных механизмов. Таким образом, и в этом случае применяемый подход сохраняет свой «семейно-ориентированный» характер, поскольку в центре внимания остается семья, в которую на постоянной основе размещается ребенок, нуждающийся в уходе.

При этом основополагающим принципом всей системы ценностей, философского обоснования и нормативной базы работы по защите детей остается необходимость защиты интересов детей, что в некоторых случаях - а именно в случаях, когда органами защиты детей исчерпаны все другие возможности - может приводить к изъятию ребенка из семьи и ограничению родительских прав. Нельзя забывать о том, что если, несмотря на все усилия защита ребенка невозможна без ограничения родительских прав, у сотрудников социальных служб есть все юридические и этические права на то, чтобы поставить интересы ребенка на первое место.

2. Реализация семейно-ориентированного подхода в работе с детьми, нуждающимися в государственной помощи в Томской области

2.1 «Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода

В Томской области по каждому ребенку, признанному нуждающимся в государственной защите решением органа опеки и попечительства, открывается случай (дело), в рамках которого ведется вся дальнейшая работа с семьей и ребенком, направленная на обеспечение условий для соблюдения его прав (общая схема действия в рамках работы со случаем см. Приложение 1). Право принятия решения о необходимости государственной защиты интересов и прав ребенка принадлежит только этим государственным структурам и не может быть делегировано другим лицам и организациям. Специалист органов опеки и попечительства утверждает План но защите прав ребенка (см. Приложение №2) - официальный документ:

* подтверждающий факт открытия случая и начала деятельности по защите прав и интересов именно этого ребенка,

* определяющий круг участвующих в работе с именно этим случаем уполномоченных организаций,

* сроки, порядок и ответственных за организацию и проведения мониторинга.

Такой порядок, с нашей точки зрения, обеспечивает постоянный организационный и профессиональный контроль, гарантирует эффективную деятельность по обеспечению прав ребенка.

Особенностью настоящей технологии является обязательное назначение куратора -- специалиста Уполномоченной службы, индивидуально ответственного за конкретный случай, обладающего целым комплексом знаний и навыков: от особенностей психологии кризисной семьи и правил и принципов социальной работы с этой целевой группы до навыков эффективной коммуникации и вовлечения семьи в совместную деятельность по преодолению кризиса. Куратор - это администратор случая, который в процессе построения доверительных отношений с семьей, исследования природы проблем, ставших основанием к его открытию, способен привлечь для помощи семье услуги, адекватные потребностям, как всей семьи, так и ее отдельных членов, а затем осуществлять координацию и мониторинг процесса предоставления помощи семье (примерная должностная инструкция куратора случая - см. Приложение №3).

Все меры по защите прав ребенка в рамках открытого случая осуществляются на основе единого плана. План предусматривает назначение из числа специалистов Уполномоченной службы куратора случая, которому поручается проведение диагностики семейной ситуации и разработка комплекса действий по защите прав ребенка. Чтобы процесс планирования был эффективным, все этапы в нем должны быть выполнены в строгом порядке. Этот порядок состоит в следующем:

1) Определить проблему: основную причину, по которой открыт данный случай.

2) Установить контакт и доверительные отношения с семьей.

3) Установить природу данной проблемы: окончательное определение того, что стало причинами возникновения проблемы, и оценка возможностей и ресурсов данной семьи.

4) Определение целей и задач реабилитации: четкое определение и описание результатов вмешательства, которые должны основываться на оценке ситуации.

5) Определение действий, которые необходимо совершить для достижения поставленных целей и решения задач: разработка конкретных действий по достижению каждой конкретной задачи, распределение ответственности между специалистом и членами семьи. Установление конкретных сроков мониторинга и выполнения намеченных действий.

Это один из самых сложных для специалистов этапов работы. Привычка немедленного реагирования на ситуацию, выработанная за время работы с хронически дезадаптированными семьями, заставляет специалистов игнорировать все этапы работы и чуть ли не в первые минуты контакта, выяснив материальные потребности семьи, предлагать услуги в обмен на «хорошее» поведение. Это способствует формированию зависимого поведения и иждивенческого настроения клиентов. Основная же задача куратора не только преодоление семьей кризисной ситуации, но и формирование навыка самостоятельного их преодоления в дальнейшем. Для этого специалист и должен вовлечь всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций, а сам план сделать понятным и принятым родителями. Он должен вместе с родителями обсудить и достичь общего понимания пели и задач совместной работы по факту жестокого обращения с ребенком, совместно распределить ответственность за результаты работы.

Куратор в процессе обсуждения плана мероприятий вовлекает родителей в совместную разработку возможных действий. При этом его основная задача разбудить инициативу родителей, помочь им самим начать искать возможные выходы из сложившейся ситуации. Поскольку ресурсы семей целевой группы небольшие, то куратору необходимо иметь в своем распоряжении различные инструменты для поддержки родительских инициатив. Именно для этого на территории Томской области и нужен минимальный набор услуг для клиентов целевых групп, который позволяет куратору быть именно координатором процесса оказания помощи семье. Разнообразие услуг обеспечивает поддержку активности родителей в разных направлениях. Так, куратору для реабилитации многодетной семьи, находящейся на начальной стадии кризиса, на разных этапах работы могут потребоваться услуги - и домашнего помощника, и индивидуального тьютора для детей школьного возраста, имеющих проблемы школьной адаптации, и социальной гостиной, и реабилитационного досуга. А в работе с семьей выпускников интернатного учреждения, имеющих низкую родительскую компетентность, и в связи с этим трудности в построении адекватных отношений с ребенком, понадобится «домашний помощник», курсы родительской компетентности, возможно программа раннего вмешательства (если у ребенка присутствуют особенности развития), услуги по реабилитации семей. Таким образом, именно услуги и создают необходимую инфраструктуру профилактической работы, комплексную систему реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении.

Куратор - это «дирижер», управляющий всем этим оркестром, именно его аранжировка может сделать план реабилитации каждого случая индивидуальным и эффективным произведением. И так же, как дирижеру и оркестру невозможно выполнять свои функции друг без друга, так куратор и услуги по отдельности мало эффективны.

План работы со случаем - это еще и инструмент взаимодействия с другими учреждениями и специалистами. Если семья получает услуги от нескольких организаций, план работы должен быть составлен совместно основными участниками. Все стороны, вовлеченные в работу с семьей, должны иметь наиболее свежие копии плана работы в качестве руководства для работы с семьей. План работы обеспечивает координацию деятельности и помогает избежать разрыва в услугах, дублирование усилий или взаимонепонимания относительно ролей и ответственности специалистов.

С целью повышения эффективности профилактической работы, учета различных факторов семейной ситуации, разработанный план рассматривается на профессиональном консилиуме с участием междисциплинарной команды специалистов.

Куратор как координатор работы с данной семьей должен:

* помочь семье определить те местные услуги и ресурсы, которые могут помочь достигнуть заявленных в плане целей;

* представить семью непосредственным исполнителям этих услуг;

* подготовить исполнителя услуг, предоставив ему необходимую информацию для того, чтобы он получил точное представление, почему семья обращается к нему и каковы цели работы с данным случаем;

* помочь семье получить доступ к услугам, обеспечив транспорт, уход за ребенком в отсутствии родителей, оказывая другую помощь.

* обеспечить контроль, убеждаясь, что семья действительно пользуется услугами, выполняет свои обязательства в соответствии с утвержденным планом, определяя при этом степень удовлетворенности семьей и убеждаясь, что сама услуга отвечает нуждам семьи.

Важным профессиональным навыком куратора является выбор услуг, адекватных потребностям семьи. Задача куратора - подобрать такой «набор услуг», чтобы при их реализации были созданы условия для максимально быстрого снижения риска жестокого обращения и предупреждения возможности повторения подобных случаев в будущем. Предлагаемые семье услуги должны быть направлены на преодоление факторов, способствующих возникновению нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего именно в этой семье и именно в этот момент времени, т.е. не может быть одного набора на все случаи жизни, для всех семей, на весь период работы. В соответствии с этапами «активности специалиста» в степени ответственности за действия клиента - «вместо - вместе - рядом» - услуги должны меняться в процессе развития динамики работы со случаем, чтобы соответствовав реальным потребностям всех членов семьи. Поэтому в начале работы с семьей обычно требуются услуги, предполагающие большую степень включенности (домашний помощник, группы дневного пребывания для детей), а в конце работы со случаем более независимые от специалиста варианты (клубные формы, группы для родителей, реабилитационный досуг). Ниже приведен оптимальный для организации работы со случаем перечень услуг:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты