Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите

Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи
    • 1.1 Направления государственной защиты детей на современном этапе
    • 1.2 Перспективные технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной защите
    • 1.3 Семейно-ориентированный подход и его роль в работе с детьми
  • 2. Реализация семейно-ориентированного подхода в работе с детьми, нуждающимися в государственной помощи в Томской области
    • 2.1 «Куратор случая» и его роль в реализации семейно-ориентированного подхода
    • 2.2 Применение семейно-ориентированного подхода в организациях социального обслуживания детей в Томской области
    • 2.3 Исследование перспектив применения семейно-ориентированного подхода
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения
Введение

Актуальность обращения к семейно-ориентированному подходу обусловлена тем, что используемые на сегодняшний день технологии работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, не в полной мере обеспечивают эффективность такой работы.

На сегодняшний день, в Томской области государственная поддержка детей становится одним из приоритетных направлений деятельности. К концу 2006 года около 20 000 детей Томской области (10% от общего числа детей), в том числе 7387 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3937 детей-инвалидов, а также более 4000 детей, находящихся в социально опасном положении, нуждались в первоочередном порядке в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество.

К 2006 году доля безнадзорных и беспризорных детей к общей численности детского населения Томской области сократилась с 2,41 в 2005 году до 2,37 в 2006 году. На четверть по сравнению с 2005 годом уменьшилась численность детей, систематически пропускающих занятия или оставивших школу, что свидетельствует о некоторой стабилизации этой ситуации. На 2,5% снизился удельный вес подростковой преступности (2005 год - 10,47%).

Значительно расширился спектр и повысилось качество социальных услуг, предоставляемых семьям с несовершеннолетними детьми, что позволило специализированным учреждениям для несовершеннолетних на 17% увеличить количество воспитанников, возвращенных родителям. Наполовину сократилась численность детей, переданных данными учреждениями на полное государственное обеспечение в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, несмотря на позитивные результаты, в сфере обеспечения жизнедеятельности детей оставалось много проблем, требующих решения.

По-прежнему высоким остается число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (более 1000 человек ежегодно), безнадзорных и беспризорных детей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении (около 600 человек). На 10% увеличилась численность несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел в связи с совершением правонарушений.

На областном уровне отсутствует единая межведомственная система выявления и учета семей группы риска для проведения высокоэффективной профилактической работы. Недостаточно развиваются формы замещающей семейной заботы.

Сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В этой связи усиления профилактической направленности требует деятельность специализированных учреждений для детей с ограниченными возможностями.

Изменение действующей на тот момент системы защиты детства требует изменения существующих механизмов управления и, что самое важное, - внедрения инновационных методов социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной поддержке. Одним их таких инновационных методов может стать семейно-ориентированный подход в работе с детьми данной категории.

На сегодняшний день традиционная деятельность государственных организаций и ведомств, включенных в работу с семьей, организована таким образом, что львиная доля усилий (при минимальном социальном эффекте) направляется на решение проблем, возникших в ситуации уже свершившегося факта социального сиротства ребенка.

Показал свою несостоятельность и другой консервативный подход - когда положение ребенка улучшалось преимущественно путем его изъятия из семьи.

Очевидно, что оказание комплексной и эффективной помощи ребенку, нуждающемуся в государственной поддержке, возможно только при условии проведения планомерной систематической комплексной работы с неблагополучными семьями, что является основой деятельности по защите прав детей. При этом недостаточно просто внедрить блок профилактических услуг. Неблагополучные семьи не мотивированы на систематическую помощь, часто за ней просто не обращаются. В этой связи требуется разработка и внедрение таких организационно-управленческих механизмов, которые обеспечат доступность профилактических услуг семьям и детям и их высокое качество. Одним из таких механизмов может стать реализация семейно-ориентированного подхода.

Семейно-ориентированный подход как совокупность методов и определенная «идеология» социальной работы появился в США и Европе относительно недавно - в 80-х годах XX века. В социальную работу этот подход пришел из психологии и психотерапии, в рамках которых разрабатывался с конца 60-х годов. Для отечественной теории и практики социальной работы семейно-ориентированный подход и вовсе является новым. Только в последние несколько лет были переведены на русский язык некоторые работы западных специалистов в области семейно-ориентированного подхода, состоялся ряд семинаров (в том числе и в г. Томске в 2008 г.), проведены пилотные эксперименты по внедрению данного подхода в отечественную практику. На данном этапе идет активный процесс адаптации семейно-ориентированного подхода в западной интерпретации к отечественным условиям с учетом национальной специфики и того опыта социальной работы с семьей, который накоплен в нашей стране. Именно поэтому как теоретические, так и эмпирические исследования в области семейно-ориентированного подхода обладают высокой степенью актуальности.

Цель работы: проанализировать возможности семейно-ориентированного подхода в работе с детьми, нуждающимися в государственной поддержке.

Задачи работы:

Определить основные направления государственной защиты детей на современном этапе

Выявить перспективные технологии социальной защиты детей

Охарактеризовать теоретические основы семейно-ориентированного подхода в работе с детьми.

Проанализировать технологию реализации семейно-ориентированного подхода в Томской области в рамках технологии «работы со случаем».

Проанализировать опыт областных организаций социального обслуживания детей и подростков по применению семейно-ориентированного подхода.

Объект исследования: семьи детей, нуждающихся в государственной поддержке.

Предмет исследования: технологии семейно-ориентированного подхода в социальной работе.

1. Теоретико-методологические основы социальной работы с детьми, нуждающимися в государственной помощи

1.1 Направления государственной защиты детей на современном этапе

Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства, основные гарантии жизнеобеспечения детей, включая охрану здоровья, возможность получения образования, право на жилище, социальное обеспечение и пр. В дальнейшем предстояло сформировать целостную систему правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим условиям, обеспечить механизмы ее реализации. Сегодня можно отметить определенный прогресс, достигнутый в этом направлении. Так, в предыдущие годы принято около 300 нормативных правовых актов, затрагивающих проблематику детства, включая федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. Учеб.пособие по курсу "Социология социальной сферы". М.: Союз, 2007. - С. 228.

Новый Семейный кодекс Российской Федерации, содержащий специальную главу «Права несовершеннолетних детей», установил особые нормы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, ввел для них новый институт семейного воспитания - приемную семью.

Большое значение для улучшения положения детей имело принятие новых Гражданского и Уголовного кодексов Российской Федерации, которые расширили средства и способы защиты несовершеннолетних; федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.

На протяжении 1999-2004 годов на парламентских слушаниях обсуждались наиболее актуальные вопросы по улучшению положения детей и молодежи, такие, как наркомания несовершеннолетних и меры противодействия этому социальному злу, борьба со СПИДом, международное усыновление и пр. На заседаниях Правительства Российской Федерации только за два последних года рассматривались вопросы, связанные с распространением детской безнадзорности, положением детей-сирот, продлением действия программы «Дети России», политикой в отношении пособий на детей. Аналогичная работа велась в субъектах Российской Федерации, где принимались соответствующие региональные законы, разрабатывались и выполнялись программы, направленные на улучшение положения детей с учетом местной специфики и имеющихся ресурсов Осадчая Г.И. Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. Учеб.пособие по курсу "Социология социальной сферы". М.: Союз, 2007. - С. 234.

Учитывая важность согласованной совместной деятельности по защите прав детей в рамках Содружества Независимых Государств, Советом глав правительств государств - участников СНГ в ноябре 2000 г. принято решение «О защите детства в государствах - участниках СНГ».

Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, иногда сопряженной с риском для жизни, не может ждать. Именно поэтому усилия Правительства Российской Федерации сосредоточены, прежде всего, на мерах по защите и поддержке наиболее уязвимых групп детей. Разработка и реализация президентской программы «Дети России», включающей 11 федеральных целевых программ, явилась эффективным средством оказания на основе программно-целевого подхода комплексной помощи детям, особенно нуждающимся в социальной защите (детям-инвалидам, детям-сиротам, детям-беженцам и пр.), решения острых проблем детства (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие системы социального обслуживания семьи и детей, охрана здоровья матери и ребенка и др.), а также объединения действий ряда федеральных органов исполнительной власти, региональных органов законодательной и исполнительной власти по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности и всестороннего развития детей. За короткий период (практически за 5 лет) в стране создана принципиально новая система индивидуализированной социальной помощи детям, находящимся в особо трудных условиях, - сеть специализированных учреждений социального обслуживания семьи и детей, подведомственных Минтруду России. Основными задачами учреждений социального обслуживания семьи и детей являются профилактика семейного неблагополучия, индивидуальная поддержка семьи и детей в кризисных жизненных ситуациях, помощь детям с девиантным поведением, детям-инвалидам, детям-сиротам в их социальной реабилитации и адаптации в семье и обществе. Очень важно, что благодаря этим учреждениям появилась альтернатива помещению ребенка в интернатное учреждение, в том числе для детей-инвалидов, возможность сохранить его семейные связи, предотвратить угрозы развитию, здоровью, а часто и жизни. Создание современной системы специализированной социальной помощи потребовало не только формирования совершенно новой для страны концепции работы с семьей и детьми, но и огромных усилий по подготовке необходимых кадров, разработке законодательной и нормативно-правовой базы, методического обеспечения. В условиях тяжелейшего перманентного финансового кризиса на эти цели были изысканы необходимые средства Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. / А.В. Мартыненко - М.: Наука, 2006. - С.117.

На начало 2002 г. в России насчитывалось 2744 учреждения социального обслуживания семьи и детей (в 1995г. - 997), в том числе 396 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 490 социальных приютов для детей и подростков, 237 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В течение 2001г. в них получили помощь 3,6 млн. детей; необходимая помощь - как материальная, так и психологическая, консультативная - предоставлена 2,9 млн. семей.

В течение 1998-2001 годов на федеральном уровне было осуществлено реформирование системы государственных пособий гражданам, имеющим детей. Первым этапом этой работы явилась передача функций назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка органам социальной защиты населения, которая к концу 1998 г. была в основном завершена во всех субъектах Российской Федерации. По данным государственной статистической отчетности, на 1 января 2002 г. ежемесячное пособие на ребенка было назначено и выплачивалось в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на 18,8 млн. детей Социальные работники за безопасность в семье. Учебное пособие. М., 2007. - С. 34.

Для обеспечения адресности ежемесячного пособия на ребенка впервые разработан и утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999г. № 1096 Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия. Переход на новую модель организации назначения и выплаты пособий способствовал более точному учету численности детей, имеющих право на пособие, налаживанию контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на выплату пособий, повышению эффективности использования финансовых ресурсов, созданию информационной базы для адресной выплаты пособий.

Постоянно повышаются размеры пособий по беременности и родам; уволенным в связи с ликвидацией предприятий и организаций; единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременного пособия при рождении ребенка; ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Таким образом, политика поддержки семей с детьми осуществляется в соответствии с принципами преемственности и наращивания усилий по мере появления соответствующих базовых предпосылок.

Решение задач по охране здоровья детей в стране осуществляется в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, при этом приоритетные направления охраны здоровья матери и ребенка реализуются на программной основе. Разработана и реализована межведомственная Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России, рассчитанная на 2000-2004 годы и координирующая государственную политику в данной сфере.

В последние годы ведется целенаправленная работа по восстановлению доступности для детей организованного летнего отдыха и оздоровления. Благодаря мерам, принимаемым на федеральном и региональном уровнях, наметилась тенденция увеличения количества летних оздоровительных лагерей и численности детей, охваченных всеми видами организованного отдыха Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 198.

В последнее десятилетие шел активный процесс, направленный на улучшение положения детей с ограниченными возможностями здоровья. Открытое обсуждение их проблем, появление у родителей возможности объединяться в целях взаимной поддержки и отстаивания своих прав и прав детей явились важными предпосылками для обеспечения посильного участия детей-инвалидов в жизни общества и развития имеющихся у них внутренних ресурсов.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению условий жизни в интернатах, увеличение поставок реабилитационного оборудования, в том числе в рамках выполнения программы «Дети-инвалиды», положение детей в них не соответствует в полной мере требованиям Конвенции о правах ребенка. Система интернатных учреждений для детей-инвалидов нуждается в коренном реформировании, включая совершенствование законодательной базы, разработку новейших методик реабилитации, пересмотр штатных расписаний, подготовку необходимых специалистов.

Сформирована система льгот и преференций семьям, воспитывающим ребенка-инвалида. Она в основном охватывает сферу его жизнеобеспечения (обучение, лечение, протезирование и т.д.), а также ориентирована на материальную поддержку семей и предоставление их членам возможностей для сочетания ухода за ребенком-инвалидом с трудовой деятельностью.

Дети, лишенные родительского попечения, нуждаются в устройстве на воспитание. Идет постоянный поиск новых форм их устройства на воспитание в семейном окружении: законодательно введено понятие семейного детского дома, развивается институт приемных семей, патронат. Комплексный подход к передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающий его предварительную медицинскую и социальную реабилитацию, подготовку семей к усыновлению или принятию под опеку, осуществляется учреждениями нового типа - центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В ряде регионов России такая работа поставлена на достаточно высокий уровень Содержание и организация деятельности территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления.- М.: Знание 2008. - С.53.

Приняты постановления Правительства, посвященные вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних россиян гражданами иностранных государств. Определен комплекс мер по обеспечению охраны прав детей при усыновлении и по усилению контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, в том числе иностранных граждан. 7 сентября 2000 г. Российская Федерация подписала Гаагскую конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения).

В последние годы особое внимание уделялось проблеме безнадзорности несовершеннолетних, на необходимость решения которой указывалось в ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию. Жизнь ребенка на улице негативно воздействует на формирование его личности, разрушает здоровье, создает угрозу экономической и сексуальной эксплуатации, насилия и вовлечения в противоправную деятельность.

С 1997 г. в составе президентской программы «Дети России» реализуется федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Создана система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которая на сегодняшний день насчитывает 396 центров во всех субъектах Российской Федерации. Разработана Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних в современных условиях, текст которой направлен во все субъекты Российской Федерации Содержание и организация деятельности территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления.- М.: Знание 2008. - С. 55.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты