Социально-правовое положение детей-сирот
p align="left"> Подбор приёмных родителей осуществляется органами опеки и попечительства. Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребёнку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) [37, ст.153].

Предварительный выбор ребёнка (детей) для передачи в приёмную семью осуществляется лицами, желающими принять ребёнка (детей) в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Разъединять братьев и сестёр не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Передача ребёнка (детей) в приёмную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребёнок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан в приёмную семью только с его согласия. Ребёнок (дети), переданные с приёмную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право на пользование жилым помещением; при отсутствии жилого помещения имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством [37, ст.154].

Таким образом, ещё раз подчеркнём, что обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении их жильём. Реализация этих задач осуществляется органами опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учету и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. На современном этапе приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение).

Глава 2. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2.1 Гарантии права на образование и медицинское обслуживание

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров[44, ст. 4].

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное-общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на обучение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Обучающиеся, воспитанники государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также денежным единовременным пособием. Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трёхмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособий на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации [44, ст. 6].

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачислятся на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении. Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счёт средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием по нормам, утверждённым правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждении Сберегательного банка Российской Федерации. Выпускники образовательных учреждений, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарём и оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения. Дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы.

Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Говоря о дополнительных гарантиях права на медицинское обслуживание отметим, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также практики лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровлении, регулярных медицинских осмотров. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также практики лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путёвки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно [44, ст.7].

2.2 Гарантии права на труд, имущество и жилое помещение

Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается Кодексом на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности: выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их учёт; устройство таких детей; осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.

Указанная деятельность является исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на её осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки попечительства в своевременном выявлении таких детей.

Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрации)осуществляя на них государственные полномочия по опеке и попечительству, являются теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления им полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в Семейном Кодексе. Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в том числе и несовершеннолетних) определены также в Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закреплённое жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие законного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех типов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации [44, ст.8].

Регистрационный учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приёмная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трёх месячный срок с момента устройства ребёнка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребёнка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребёнка. Продажа жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, находящимся в учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников в возрасте до 18 лет либо проживающих в семьях опекунов (попечителей), не рекомендуется.

В случае выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения на совершение сделки по продаже жилых помещений с последующим приобретением жилья в постановляющей части распоряжения необходимо указывать, что продажа производится с обязательным приобретением жилой площади на имя несовершеннолетнего в случае, если он теряет долю собственности, или указывается, где он будет проживать в случае, если он является только членом семьи собственника [24.С.3- 6].

Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивает диагностику их профессиональной пригодности с учётом состояния здоровья.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращении численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счёт собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях [44, ст.9].

Таким образом, меры по предоставлению гарантий социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основываются на государственных минимальных социальных стандартах для определения финансовых затрат по их осуществлению. Расходы на реализацию мер по их обеспечению производятся за счёт средств Федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счёт государственных внебюджетных фондов и других, не запрещённых законом, источников.

3. Усыновление детей иностранными гражданами

3.1 Социально-правовая основа усыновления детей иностранными гражданами

Вопрос усыновления детей иностранными гражданами занимает особое место в законодательстве Российской Федерации, в силу необходимости защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России. Международное усыновление в России из года в год растёт, свидетельство тому наша таблица сравнения усыновления детей иностранными гражданами по данным «Вестника образования России»:

Таблица 1. Динамика усыновления иностранными гражданами

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о права ребёнка 1989 г. [16, ст. 20,21]. Это во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишёнными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране ребёнка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвёртых, недопущение, чтобы устройство ребёнка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвящённой вопросам международного усыновления Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления от 29 мая 1993 года. В ней употребляется термин «иностранное усыновление», в целом созвучный термину «международное усыновление». Иностранное усыновление имеет место, «когда ребёнок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве («государство происхождения»), переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство («принимающее государство») либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения» (п.1 ст. 2 Конвенции).

В Гаагской конвенции нашли более детализированную форму положения Конвенции ООН о правах ребёнка относительно усыновления, а также закреплён ряд новых правил такого усыновления, например, относительно его признания (ст. 23-26) и правовых последствий (п.2 ст. 2, ст.26,27); об использовании личных сведений, собранных или переданных в соответствии с конвенцией, только для соответствующих целей (ст.30,31) и др. особое значение имеют правила о соотношении норм конвенции с национальным законодательством стран - участниц (ст. 28) и международными договорами (ст. 39), о применении конвенции государствами, имеющими две и более правовых систем на своих территориях (ст. 6, 36-38 ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты