Социально-правовое положение детей-сирот

Социально-правовое положение детей-сирот

69

Введение

В России за последние годы активно идёт процесс формирования и реализации семейной политики, ориентированной на развитие ценностей семьи, на повышение ответственности власти и общества за обеспечение её социальных гарантий. В центре этой политики находятся дети, защита их прав и интересов. В этой связи создана законодательная база по вопросу поддержки семьи, материнства и детства, развивается система социального обслуживания семьи и детей, растёт потенциал общественных объединений и роль средств массовой информации в укреплении семейных ценностей и традиций. Но всё это пока не привело к сокращению социального сиротства.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентацией, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказывается на процессе социализации детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей выросли в неполной семье, более 30% детей, имеющих психические отклонения, росли без отца.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Растет число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них передаются под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Несмотря на увеличение числа детей, переданных в семью, количество детей, помещенных в интернатные учреждения, не снижается. По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после гражданской и великой Отечественной войн) волну социального сиротства.

Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным государственного комитета России по статистике сейчас в Российской Федерации проживает 40 миллионов детей), Россия занимает первое место в мире. Почти 50% детского населения страны (около 18 млн.) находится в зоне социального риска. Сегодня в России 1 млн. беспризорных, 330 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей в год заканчивают жизнь самоубийством. Только в Московские больницы ежегодно попадает 1800 детей, совершивших попытку суицида. В нашей стране около 760 тыс. детей-сирот, 422 дома ребенка для 35 тыс. детей; 745 детских домов для 84 тыс. детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс. детей. Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке [ 25, С.3 ]. Именно поэтому сохраняет свою актуальность проблема совершенствования законодательной базы, а также создание механизмов реализации законов, устанавливаемых на федеральном и региональном уровнях.

Цель дипломной работы: Исследовать социально-правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

1) выявить причины социального сиротства в России;

2) рассмотреть нормативно-правовые акты Российской Федерации и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) показать формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в современном Российском обществе;

4) выделить особенности процесса усыновления детей иностранными гражданами;

5) проанализировать процесс усыновления детей-сирот в Кондровском детском доме-школе;

Объект исследования: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Предмет исследования: социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Методы исследования - статистические, метод дедукции и индукции.

Используя статистические данные специальной литературы, сравнительный анализ данных за последние годы, отражение проблемы усыновления детей российскими гражданами, а также анализ практической стороны данного вопроса в условиях одного из детских домов Калужской области (Государственное образовательное учреждение «Кондровский детский дом-школа»), предоставляется возможность проследить некоторые закономерности, положительные и отрицательные стороны данной проблемы.

Теоретико-методологические основы дипломной работы составили труды авторов: Антокольской М.В., Беспалова Ю.И., Кареловой Г.Н., Нечаевой А.М., Пчелинцевой Л.М., Холостовой Е.И., Кабышева О.А., Курбатова В.И. и т.д.

Нормативно-правовую основу дипломной работы составили: Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г., Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 15.09.1995 г. № 917 «Об утверждении положения о порядке передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами», Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка», Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 22.08.2004г. 122-ФЗ, Законодательство Калужской области.

Глава 1. Социально-правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Истоки социального сиротства в России

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка. В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота

(сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась "малой церковью", то есть, призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена [20. C.24].

Забота о детях-сиротах зародилась уже с появлением родовой общины, когда проводилось усыновление детей, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребёнок переходил из дома в дом на кормление. Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению.

В Х-ХIII вв. духовенство занималось общественным призрением. Монастыри содержали богадельни, при которых устраивали приюты для подкидышей и сирот [20. C.34-35].

В 1706 году митрополитом Иовом основан близ Новгорода первый в России приют для «зазорных» (незаконнорожденных) детей. Пётр I учредил в городах госпитали для незаконнорожденных, а затем и общие сиротские дома от магистратов. За умерщвление незаконнорожденных Государь грозил смертной казнью. При этом постановлялось, что когда принятые дети вырастут, «то мальчиков отдавали бы в учение к какому-нибудь мастеру, а девочек помещали к кому-нибудь в услужение и, конечно, если представлялся случай, выдавали замуж»[20. C.40-41].

В период царствования Екатерины Великой были учреждены два больших заведения для призрения незаконнорожденных детей. В 1763 году в Москве основан Воспитательный дом, в Петербурге было открыто сначала (в 1770 г.) отделение этого дома, преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение. Ею были созданы специальные учреждения под названием «Приказы общественного призрения» открытые в сорока губерниях [20.C.48-49].

Венцом деятельности Императора Николая I было учреждение сиротских институтов. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, а затем латинские и французские классы. В них дети получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рождённые вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило отказ родителей от детей. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению. С 1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а в замен их учреждены институты для воспитания сирот офицеров гражданской и военной службы [20. с.55].

При Александре I были учреждены кассы, одна из которых вдовья и сиротская касса Санкт-Петербургских биржевых маклеров (1822 г.) Так появилось первая частная организованная благотворительная помощь. Попечение о вдовах и сиротах военнослужащих, умерших от ран, взял на себя Комитет по призрению раненых, им назначались пенсии из инвалидного капитала. Значительное место в социальной работе участковых попечительств занимало призрение детей. В начале своей деятельности, в 1895 г. Советы попечительств учредили 11 детских приютов, в которых разместили 233 воспитанника. За десятилетие количество детских приютов возросло в 4 раза. А к 1914 г. их уже было более 50, дававших питание и кров свыше 2000 детей.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов [20. C.63].

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение "вековое здание культуры" было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что "культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как "негенетическую" память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества" Л.Н. Толстой считал, что зло, совершенное человеком, не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу. В одном из индусских источников ему понравилась мысль, которую он включил в свою книгу афоризмов "Круг чтения": "Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны"

Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого для человека нет будущего. О необходимости "любви к родному пепелищу" и к "отеческим гробам" когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстого известный философ-космист Н.Ф. Федоров, разрабатывая свою концепцию воскрешения отцов детьми, главным долгом последних считал долг памяти.

С разрушением "векового здания русской культуры" оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока наконец, этот институт не исчезнет вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие [39. C.216].

В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. "В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших", - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII- XIX веков. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшим [25.C.11].

Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась "малой церковью", то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена [39. C. 217].

С разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг "Религия - опиум для народа") исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако "зло разрушения" принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые "отказные" дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже - детские дома и школы-интернаты. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов. Прошли годы. Сегодня мир вступает в XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Экономический, политический, духовный социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия [39. C. 217].

1.2 Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителя в установленном законом порядке.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,- лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты