Социально-правовое положение детей-сирот
p align="left">Учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются:

- образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, - - социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты);

- учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Законом закреплено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в виде:

предоставления им за время пребывания в соответствующем государственном и муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приёмных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости;

обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях [44, ст.1].

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учёт таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами Российской Федерации, настоящим кодексом, гражданским кодексом Российской Федерации [37,ст. 121].

Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в ст.20 Конвенции о правах ребёнка.

Оставление детей без попечения родителей может быть вызвано разными причинами. Их перечень трудно исчерпывающим образом установить в законе. Статья 121 Семейного Кодекса определяет лишь основные из них. Приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера.

К первым относятся: смерть родителей; их тяжёлая болезнь, делающая невозможной заботу о ребёнке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.

Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребёнка, заботиться о нём из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелание выполнять свой родительский долг. Правда такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.) [18. C.278].

Наиболее острой формой проявления безразличия к ребёнку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребёнок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещён родителями на время. Нежелание взять ребёнка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребёнка без уважительных к тому причин.

Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребёнке со стороны его родителей. Отсутствие в Семейном Кодексе ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребёнок растёт в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребёнке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощённые положением ребёнка-беженца, временного переселенца.

При наличии обстоятельств, перечисленных в ст. 121 Семейного Кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченным государством на её осуществление.

Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничений в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отчёта нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.

Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребёнка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения [18. C. 280].

Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 Семейного Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Орган опеки и попечительства в течение трёх дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве Руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребёнок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения [37, ст.122 п.1].

Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1и 2 123 статьи Cемейного Кодекса, обеспечивает устройство ребёнка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания в последующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Порядок формирования пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом [37, cт. 122 п.2].

За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленным законом [37, ст.122 п.4].

Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей,- непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона. Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учёта на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым правительством Российской Федерации) уровнях. Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения [18. C. 282].

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и её следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. Семейный Кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком. В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения [18. C. 283].

На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству. Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребёнке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребёнка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом [18. C.284].

1.3 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Наиболее распространёнными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на сегодняшний момент являются:

· усыновление (удочерение)

· опека и попечительство

· приёмная семья

Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 Семейного Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственниками детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении трёх месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 Семейного Кодекса [37, ст.124].

При усыновлении закон исходит из основного принципа семейного законодательства - обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей. Задача состоит в том, чтобы подобрать ребенку семью, где будут максимально обеспечены его интересы; учесть особенности его характера. Психологического склада; определить совместимость семьи и данного конкретного ребенка и др. С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным, и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадают, а следовательно, отпадает и цель усыновления - обеспечение ребенку воспитания в семье. Исходя из смысла закона, усыновлению подлежат не только здоровые дети, но и дети, страдающие каким-либо заболеванием или имеющие отклонения в своём развитии. Усыновители должны быть осведомлены о состоянии здоровья ребёнка. В этих целях ребёнок проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая даёт заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии ребенка. Усыновление всегда добровольно. Возможно усыновление одновременно двух и более детей. В этих случаях об усыновлении каждого ребёнка выносится отдельное решение [18. С.288-289].

Семейный Кодекс отдает приоритет при усыновлении российским гражданам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации. В этих целях вводится централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей (банк данных), которые могут быть переданы на воспитание в семьи граждан России. (Приложение 1) Усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России, производится российским судом. Вопросы, связанные с процедурой оформления усыновления детей иностранными гражданами (учет иностранных усыновителей, подбор детей и т.п.), решены в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 919 « Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребёнка. Дела об усыновлении детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Для установления усыновления ребёнка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребёнка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком [18. C.290].

Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет [44, cт.1].

Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребёнка, а именно по месту жительства его родителей. Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Выносится это постановление главой местной администрации единолично. Срок установления опеки и попечительства - один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Опекун получает опекунское удостоверение и одновременно заводится личное дело подопечного. Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых не менее двух раз в год. По достижении малолетним подопечным 14 лет опека прекращается. В таких случаях опекун автоматически становится попечителем без всякого дополнительного на то решения. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак либо в случае его эмансипации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты