Социальная работа как знание, деятельность и специальность
p align="left"> и)с. р-ик не должен позволять вовлекать себя в любые действия, кот. оскверняют или уменьшают гражданские или юрид-ие права клиента, даже если это делается по просьбе клиента;

к)с. р-ик должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента форма-ми оказываемой ему благотв-ой помощи.

Конфиденциальность и сохранение тайны: обязан уважать тайны клиентов и не распростра-нять инф-цию, прошедшую в ходе проф-ой соц. помощи: а) с. р-ик может поделиться конфиденциальной инф-ией, уз-нанной им от клиентов без их на то согласия, только в случаях, необходимых по проф-ым обстоятельствам;

Сотрудник соц службы должен убедиться, что установленные гонорары за различные виды соц. пом. справедливы, разумны, тактичны и соразмерны с видами оказанной соц. пом. и со способностью клиента платить. С. р-ик не должен принимать ценных подарков за выполненную работу. С.р. должен всемерно помогать людям, информируя и делая соц-ые службы доступными населению микрорайона (социума).

С.р. -- представитель особой, деликатной и гуманной про-фессии. Посредник - связующее звено во взаимосвязи личности, семьи и общ-ва, он призван работать в системе служб соц. Пом. населению, обеспечивая медико-психолого-пед-ую и прав-ю целесообразность этой системы, ре-шая в органическом единстве задачи воспитания взрослых и детей, укрепления нрав-ственности, физ-го и псих-го здоровья, прав-ой и эк-ой защи-ты, организации труда и досуга, оказания своевременной соц. пом. семь-ям и лицам, особо в ней нуждающимся.

Должностные обяз-ти: ведет проф. практич-ую р-ту (посредничество, консульт-е, специализ-мая пом. …) в соц-х службах, организ-ях и учр-х …; оказыв-тсоц. пом. и услуги семьям и отд-ым лицам, различ-ым половозр-ым, этнич-им… гр. насел-я; организ-т и координ-ет соц. р-ту с отд-ми лицами и гр. с особыми нуждами, с огранич-ми возм-ми,вернувшимися из спец. учр-й и мест лишения свободы …; проводит исследоват-ко-аналит-у деят-ть (анлиз и прогноз-ние, разработку соц. проектов, технологий) по проблемам соц. полож-я насел-я в курир-ом р-не, с целью разработки проектов и программ соц. р-ы; участвует в организац-но-упр-ой и админ-ной р-те соц. служб, учр-й; содействует интеграции деят-ти различных гос-х и общ-х орган-ций и учр-й по оказан-ю необх-й соц. защиты и пом. насел-ю; ведет воспит. деят-ть в соц. службах, средних спец-х уч-ых завед-ях (при усл-ии получения дополнит-го образ-я в этой области).

26.Роль специалиста соц.работы в учреждениях пенитенциарной системы. Пенитенциарная система или тюремная система, совокупность тюремных мероприятий, направленных на кару и исправление заключенных. То есть система уголовно исправительных учреждений. Где человек должен не только понести соответствующие наказание, но раскаяться и встать на путь исправления. Одним из принципов уголовного права является гуманизм. То есть наказание не ставит своей целью унижения достоинства и чести человека и нанесение физических страданий. А одним из принципов уголовно исправительного права является соединение наказания и исправления.

Основная роль специалиста по социальной работе - оказывать содействия в исправлении, обретении заключенным нового более высокого социального статуса. Так чтобы на выходе из пенитенциарной системы человек включился в общественную. Социальная работа должна начинаться с момента вхождения человека в пенитенциарную систему. И можно выделить 3 этапа работы специалиста.

На этапе следствия и в суде.

На этапе отбывания наказания и исправления.

После выхода человека в общество.

На первом этапе социальный работник должен выступать в качестве дополнительной защиты. Дабы человек получил более справедливое наказание.

На втором этапе социальный работник выполняет следующие функции:

вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; помочь организовать свободное время и продолжить обучение; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов;

подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу. В функции социального работника также входит контроль за медицинским обеспечением осужденных. Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия

Получение образования, психологическая работа должны способствовать тому чтобы человек оказавшись на свободе мог жить в обществе не совершая преступлений.

В респ.Коми 43 испр-но-трудовых учр-й, 3 следственных изолятора.

Обратившемся в органы соц. защиты, выделяется одежда, обувь, даются талоны на продукты, обеспеч.временное проживание в соц.гостинице. А если это не трудоспособные граждане, то устройство их в интернаты, оказание помощи в получении необходимых документов, в оформлении инвалидности, психологическая и правовая помощь. Весь этот комплекс услуг является составными частями комплексной целевой программы - Бывший заключённый на 2001-2003г.(реабилитации).

27. Роль ССР в защите интересов населения в суде и государственных органах. (приблизительно о том, что нужно говорить)

в суде содействует наиболее полному сбору фактов из жизни подсудимого, о личности подсудимого. Сбору справок, документов. Помошь в поиске сведетилей. Соствление характеристи личности. Семейных особенностях. Выступает как свидетель. Содействует наиболее объективному рассмотрению дела. Дает советы оказывает всестороннюю помощь и поддержку семье и детям подсудимого. Выступает в качестве дополнительной защиты.

В государственных органах. Дает консультацию. Осуществляет правовое просвещение клиента. Дает консультации о правах, гарантиях на которые могут претендовать клиент. Дает рекоментации о том в какие учреждения и органы следует обратиться. Сведения о необходимой документации. Дает консультацию процессуального характера. В целом занимается правовым консультированием. оказывает помощь в сборе необходимой информации. Консультативная работа.

28. Основные положения концепции соц-но-мед-ой работы

МСР новый вид мультидисциплинарной проф-ой деят-ти мед-го, психолого-пед-го, соц-но-прав-го хар-ра, направленной на восстановление, сохранение и укрепления здоровья.

Целью МСР явл. достижение max возможного уровня здоровья, ф-рования и адаптации лиц с физ\псих патологией, а также соц.неблагополучием.

Объектами МСР различные контингенты, имеющие выраженные мед-кие и соц-ые проблемы, кот. взаимно потенцируют др. друга и решение кот. затруднительно в рамках односторонних проф.мероприятий. К таким контингентам относятся: длительно и часто болеющие, инв-ды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и т.д.

МСР по сути явл. технологией оказания МС помощи (сущ. 5 видов МСП: профилакт., лечеб-диагност, реабил, протезно-ортопед., зубопротезн.)

МСР регламентируют следующие документы: Основы зак-ва РФ об охране здоровья граждан. (статья 20), ФЗ «Об основах соц.обслуживания населения в РФ», «О соц.обслуживании граждан пожилого возраста и инв-ов», «О психиатрической пом. и гарантии прав граждан при ее оказании» …

МСР формируется на стыке Здравоохранения и соцзащиты, потому должна выполнять следующие функции:

Социально-ориент.(с.защита, представление интересов нужд-ся в органах власти, инф-е о льготах пособиях и пр., семейное консульт-ие и психокоррекция); медико-ориент. (организация медпомощи и ухода за больными, оказание МСП семье, сан-гиг просвещение, инфо-е клиента о его правах (МСП)), интегративную (комплексная оценка соц.статуса клиента, формирование установки на ЗОЖ; МСЭ, реабилитация инв, содействие профил. мероприятий).

Также необходимо отметить коорд.роль ССР в решении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в ТЖС и требующего соучастия спец-ов смежных профессий - врачей, психологов, юристов и тпд. Квалиф-ое содействие клиентам в решении их жизн-х проблем опред-т проф. ос-ти СР.

МСР базируется на следующих принципах:

1.Экосистемности - необходимо рассматривать клиента в его связи с

окружающим миром

2.Полимодальности - подразумевает использование различных методов

3.Солидарности - взаимодействие с другими специалистами

4.Континуальности - имеется в виду долгосрочное воздействие на клиента

5.Конструктивной стимуляции - отказ от патернализма и стимуляция

активности самого клиента

Основными направлениями МСР явл. МСР профил.напр-ти и МСР патогенетической напр-ти, кот. ведется в отношении 5 групп клинетов: 1)группа повышенного риска; 2) члены семьи кл-та и его окр 3) больные с вырж.соц.пробл; 4) длительно, часто и тяжело бол. 5) инв-ды.

МСР использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения - профил, реаб, психотерапевт и др., в системе соцзащиты - консульт-е, пособия, соцобсл-е на дому, соцобсл-е в стационарах, предост. временного приюта и др. Также могут быть использованы формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере.

Автором концепции явл. профессор Мартыненко А.В Теория МСР

29. Индивидуальное и общественное здоровье. Осн. показатели оценки. Роль спец-та СР в сохранении, укреплении, восстановлении здоровья.

"Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов"…

Здоровье человека - по определению Всемирной организации здравоохранения - объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и соц-го комфорта…

3 категории здор-я: 1)индивидуальное;2)гр-е;3)здор-е населения (людей, проживающих на одной территории);4)общественное здор-е.

Здоровье населения - характеристика состояния здоровья членов соц-ой общности, измеряемая комплексом соц-но-демограф-х показателей: рождаемостью, смертностью, ср-ей продолжительностью жизни…

Для оценки здоровья населения используются такие показатели как рождаемость, смертность, детская смертность, естественный прирост, возрастной состав, заболеваемость, продолжительность жизни, здоровье матери и ребенка.

Здоровье на 50% зависит от образа жизни. Именно поэтому мы говорим о важности здорового образа жизни - образа жизни, который предусматривает использование в деятельности людей факторов и усл-й, благотворно влияющих на охрану и укрепление З..

Аспекты ЗОЖ: 1 .Рациональное питание;2.Личная и коммунальная гигиена; 3.Двигательная активность и закаливание; 4.Психогигиена-псих, устойчивость; 5.Неприятие вредных привычек; 6.Сексуальная культура; 7.Экологически грамотное поведение; 8.Режим труда и отдыха.

Роль ССР в области охраны здоровья и формирования ЗОЖ трудно переоценить.

Согласно базовой модели МСР, предложенной профессором Мартыненко А.В. основными направлениями МСР явл. МСР профил.напр-ти и МСР патогенетической напр-ти, кот. ведется в отношении 5 групп клинетов: 1)группа повышенного риска; 2) члены семьи кл-та и его окр 3) больные с вырж.соц.пробл 4) длительно, часто и тяжело бол. 5) инвалиды.

Рассматривая роль ССР в формировании навыков ЗОЖ мы может отметить следующие мероприятия, кот. может проводить ССР с указанными группами контингентов: мер-тия по гиг-воспитанию, формир-ию установок на ЗОЖ с учетом специфики клиентов ГПР, в т.ч. профилактика ВИЧ.; участие в разраб-ке программ проф-ки заб-й, укрепл и сохр З.; участие в орг. профил. осмотров, инф-е граждано состоянии инд. и обществ. З. сан-гиг просвещение; содействие в орг. досуга, адекватного ЗОЖ; профилактика вовлечения в асоц. группы,комплексная оценка соц.статуса кл-та; вторичная профилактика; выявле неблагопр микросреды и ее оздоровление; инф-е соотв служб об изменении соц статуса кл-та; инф-е соотв служб о наличии соц проблем (сем-х, быт-х, матер-х, прав-х); участие в разработке комплексных программ профилактики инв-ности и др.

Формы гигиенического воспитания (сов-ть меропр напр на привитие гиген навыков).

Инд. (беседа, консультация);Групп.(лекции, беседы, дискуссии); Массовые (экстренные сообщения, лекции).

ЗОЖ -- это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья населения, потому его формирование важнейшая соц. технология гос. значения.

Необходимо работать с населением, подчеркивая, что вести ЗОЖ и быть здоровым - важно. С переходом на страх, медицину появился дефицит профилактического надзора, поэтому контроль над образом жизни в детских и трудовых коллективах должен взять на себя ССР.

Чумаков «Валеология», Марков «ЗОЖ»

30.Мед.страх-е как форма соц.защиты насел-я в охране здоровья.

МС явл. важнейшей частью соц.защиты населения. Цель введения МС - привлеч-е допол.ср-в в здравоохр.; повыш-е отв-ти мед. учр-й за оказ-е усл-и; повыш-е отв-ти гр-н за св. здор-е, расширение мед.учр-й. З-н “О мед.страх.” принят в 1991г.

С. МС: 1.Страховые уч-я, орг-ции (страховщики), 2. Уч-я, орг-ции или частные лица, кот. явл. страхователями (тот кто платит деньги), частные орг-ции. 3. мед. уч-я, кот. оказ. мед. услуги, 4. Застрахованный.

В Р. сущ-ет 2 вида МС: 1. добровольное, 2. обязат-ное, кот. распростран. на всех гр-н РФ, основ-ся на базовой программе - min мед. услуг для диагностики, лечения и реабил-ции пациентов. V мед.услуг не может быть меньше базовой программы. Ряд соц-но значимых заболеваний не входит в базов. прогр-му и оплачив-ся из бюджета: БППП, туберкулез, дорогие трансплант. и т.д. Так же не входит оказание скорой помощи. В рамках МС ее с. имеют св. правила и обяз-ти (#: выбор страх. комп., мед. уч-я, врача; предъявл. претензий по поводу некач. обеспеч-я. Добровольное МС отлич. от обязат-го тем, что ч-к сам выбир. спектр услуг. Повыш-ся цена, кол-во и кач-во (методы обслед., услов. пребывания и т.д.) услуг. При МС страх-ся СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ!

31. Соц-но-мед-ая р-та в профил-ке наркомании и алкоголизма: цель, задачи, о., этапы и организация.

Н. и А. входят в группу ПАВ. С 90-х годов кол-во больных Н. Подавляющее большинство которых - молодые люди. Н. заболевания имеют высокую социальную значимость в плане отягощения соматических патологий, процесса деградации личности, возрастающей и ранней инвалидности и смертности. В целом от Н и А дает 10 % от всех смертей, 20% госпитализаций. Ежегодно в России от Н. умирает 70 тыс.чел.

Эти заболевания (Н и А) отличаются тем, что *поражают в основном молодых,**практически не лечатся (5% оф.статистика - излечиваются - 1 год не употребляют) *** способствуют распространению ЗППП, ВИЧ, туберкулеза.

Поэтому важна профилактика. Цель первичной профилактики - предотвратить пторебление ПАВ. Объекты: люди молодого возраста (подростки, молодежь) родители, педагоги, учителя.

Задачи: 1.Просвещение, обязательна работа с родителями (первые признаки, что ребенок употребляет, куда обратиться в случае…, правовые аспекты).

1. Организация досуга, борьба с безнадзорностью, вовлечение детей и подростков в ЗОЖ, формирование навыков ЗОЖ.

(например, квотирование бесплатных мест в платных секциях, клубах., кружках)

Целью вторичной профилактики является реабилитация лиц, употребляющих ПАВ.

Этапы: 1. Выявление употребляющих 2. Убедить лечиться (Содействие в помещении на стационарное лечение, лечение (совместная работа с врачами и психологами) + реабилитация) 3.Реабилитация - (восстановление соцсвязей; учеба-работа; смена круга общения; восстановление жизненных ценностей)

В работу по профилактике включены: педагоги, родители, врачи, ОВД, ОМСУ (могут они финансировать организацию досуга)

Алкоголизм - это заболевание, развившееся в результате систематического употребления спиртных напитков. Биологическая зависимость выражается:

-утрата контроля, -изменение поведения после приема, -увеличение переносимости алкоголя (в 3 раза), -человек не встает из-за стола пока все не выпьет. Психологическая зависимость алкоголя проявляется: Патологическое влечение к алкоголю реализуется, не смотря на намерения прекратить пить. Дети алкоголиков относятся к группе риска (наблюдается предрасположенность к алкоголю); низкая самооценка, они не способны выражать свои чувства и эмоции. Жены алкоголиков меняются в характере: чувство обиды приводит к замкнутости и снижению самооценки, теряют личностные границы. Последствия для алкоголиков: -характерен нарастающий эгоцентризм, -алкогольный дефект деятельности, -воля направлена на поиск алкоголя, -нагрузка на сердце, печень, желудочно-кишечный тракт, -галлюцинации.

Причины алкоголизма Социальный фактор Политика государства Психологический, биологический фактор Роль наследственности Реабилитация: состоит из психотерапии и социотерапии, семейной адаптации, движения анонимных алкоголиков Профилактика: государственно-общественные (запретительные), выявления алкоголиков (все группы риска)

32. Сущность, принципы и осн. понятия технологии с. р.

Технологии социальной работы - традиционных и инновационных методов, форм, средств, применяемых социальным работником и службами в определенной последовательности, с целью эффективного решения той или иной социальной проблемы. Сущность ТСР объективно обусловлена необходимостью разрешать те или иные соц.категории населения. ТСР выступает инструментом решения соц-х проблем. 2 вида знания: 1. фундаментальное (научное знание, отвечает на вопрос “почему?”, выявляет причинно-следственные механизмы), 2. технологическое научное знание (ведет поиск ответа на вопрос “как, каким образом?”)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях