Социальная работа как знание, деятельность и специальность
p align="left">Семья - основ-ая на единой общесем-й деят-ти общность людей, связа-х узами супр-ва-родит-ва-родства, и тем самым осущ-щая воспр-во насел-я и преемственность сем-х поколений, а также социализ-ю детей и поддержание сущ-ния членов семьи (Антонов и Медков),

Типология семей:

1)кол-во детей: безд-е семьи (инфертильные), однод-ые, малод-е, многод-е.

2)состав: нуклеарные семьи - семьи с 1 парой родителей и детьми (полная или неполная (29,5%), или пара супр-в без детей); сложная семья (большая) - семья, кот. состоит из неск-х поколений (более 3-х).

3) по кол-ву партнеров: моногамное супр-во (по 1 партнеру); полигамное: а) полиандрия, семья в которой у жен. несколько партнеров; б) полигиния - у муж-ы несколько партнеров.

4) пространственно-территориальная локализация: а) патрилокальные семьи (живут в семье родителей мужа); б) матрилокальные семьи (ужены); в) унилокальные семьи (живут отдельно).

5) семьи по месту проживания супругов: а) «совместная семья»; б) экстерриториальная семья (брак); в) дистантная семья (у одного из партнеров специфическая деятельность (# военные, моряки)).

6) по соц-му положению супругов (родственников супругов): а) гомогенные - однородные; б) гетерогенные - партнеры представляют разные соц-е гр-ы.

7) по структуре лидерства в семье ( по критерию власти; по типу цивилизационной эволюции: а) традиционные семьи (авторитарные): патриархальные, матриархальные; б) демограф-ие семьи (распределение ролей на приоритетных началах); в) партнерские семьи (взаимод-е внутри семьи).

8) структура принятия решений: а) коллегиальная; б) автономная (принятие решений - один из супругов).

9) кач-во взаимоотн-й в семье: пед-ки слабая семья.

10) семьи, в зависимости от решения соц-х проблем.

11)по географ-му полож-ю: сельская, гор-ая.

Ф-я семьи - сфера ее жизнед-ти, непосредственно связанная с удовлетворением опред-х потребностей ее сленов (соц-ый аспект, индивид-ый аспект): 1) репродуктивная ( генеративная); 2) секс-ая (гедонистическая) - осущ-ет соц-й контроль; 3) воспит-ая - семья дает эмоц-й контроль; 4) ф-я социализации детей (первичная); 5) эк-я; 6) хоз.-быт-я; 7) мед-ая (ф-я поддержания физ. здоровья); 8) досуговая (рекреационная); 9) сфера дух-го общения (когнитивная); 10) эмоц-ная (психолог-я или ф-я сопереживания); 11) соц-но-статусная (самоидентификация); 12) соц. контроля (ф-я первичного контроля); 13)образов-я.

Специф-е ф-и - те, кот. вытекают из требований общ-ва.

Неспец-я ф-я - ф-и, кот. отвечают требованиям (#когнетивная)

Приблизительно 40 млн. семей (на 100 браков, 83 развода).(Шеляг, Мацковский, Харчев, Антонов и Медков, Черняк, Холостова.)

56. Осн. напр-ия и технологии с.р. с мол-й семьей.

Молодая семья - согласно законодательству, таковыми считаются семьи, в которых один из супругов моложе 30 лет.

Молодая семья явл. частью рос-х семей. Поэтому все вопр. и проблемы рос-ой семьи преломляются, отражаются в м.с. В это же время м.с. имеет св. особ-ти, специфику, круг наиболее значимых для мол-жи интересов. Жизнед-сть мол-жи, а, след-но, и м.с. проникают во все пласты соц-й жизни.

МС - обоим супругам до 30 лет и проживали они вместе до 3 лет.

Гос-ая поддержка молодой семьи осущ-ся в рамках таких программ как: (Мол-жь Р. 2001-2005), ФЦП «Жилище 2001-2010гг.» и подпрограмма « обеспеч-е жильём мол-х семей». В РФ система мероприятий по поддержке м.с. носит комплексный хар-ер. На фед-ом уровне ф-ет гос.уч-ие - Российский центр мол-ой семейной политики.

Сем-я политика - целостная система гос-х, общ-х, частных мер эк-го, прав-го, соц-го, информ-го и организац-го хар-ра разработываемых и реализ-х органами законод-й и исполнит-й власти, напр-й на улучшение жизнед-ти семьи и оптимизацию отношений семьи и общ-ва.

Цель: 1) равноправие всех о. сем-й полит-и; 2)приоритетность интересов реб-ка; 3)соц-я активность и ответственность семьи; 4)суверенность семьи; 5)отказ от монополии гос-х органов власти и управл-я при проведении сем-й полит-и; 6)добровольность; 7)доступность, адресность и дифференцированности соц. пом. семье; 8)комплексность; 9)научная обоснованность сем-й полит-и.

Осн. напр-я: 1.соц. помощь; 2.защита; 3. курирование; 4. поддержка.

Соц. пом. - осущ-ся в виде прямой, натуральной и финанс-й пом-и, льгот, ухода за больными и нспос-ми к самообслуж-ю. Соц. пом. оказ-ся напоср-но с целью выживания.

Соц. поддержка предоставл-ся в виде деят-ти по самообеспеч-ю, пом-и психолого, пед-го, инф-го хар-ра, напр-х на достижение ур-ня самообеспеч-ти в интервале от прожит-го мин. до среднего ур-ня включит-но.

Соц. курир-е - предлагается семьям с Ур-ем жизни выше ср-го и высоким уровнем (жизни) самообеспеч-ти. Гл. задачей явл. Организация возможности эффект-го осущ-я сем. ф-й.

Работа с м.с. ведётся по направл-ям:

- подготовка мол-жи к семейной жизни,

- пед-ое консультирование молодых родителей по вопросам

воспитания детей и подростков, -предоставление льготных юр-х консульт-й,

- спец-ое мед-ое обслуж-е малолетних детей, берем-х Ж до 30 лет,

-оказание бесплатной психол-ой помощи.

Важное место в решении проблем м.с. отводится решению жилищного вопроса. Что отражается в ряде указов и постановлений окот говорили выше. Решение жилищной проблемы проводится также в ряде напр-ий:-нормативно-правовое,- принятие суб-ов РФ своих программ, организация и финансирование различных проектов.

57. Сущ-ть и напр-ия гос-ной политики в отн-ии к семье.

Семья -- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены кот. объединены совместным проживанием и ведением дом. хоз-ва, эмоц-ой связью, взаимными обяз-ми по отношению др. к др..

Сем-я политика - политика, кот. проводит сама семья.

ГСП - деят-ть гос-ва, полит-х партий, обществ-х объед-й, гр-ы интересов, напр-я га возрождение семей, сем-го образа жизни, возращение семей огранич. присущ-х ей соц. ф-й, т.е. деят-ть, напр-я на укрепление семей как соц. институту. Явл. Составной частью соц. Политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организац-го, эк-го, прав-го, научного, инф-го, пропагандистского и кадрового хар-ра, напр-я на улучшение усл. и повышение кач-ва семьи.

О. ГСП - семья как соц. Институт.

П. ГСП - совокупность специф-х проблем семьи.

Цель ГСП: обеспеч-е гос-ом необходимых усл. для реализации семье ее ф-й и повышение кач-ва жизни семьи.

Осн. напр-я ГСП - обеспечение усл. для преодоления негатив-х тенденций и стабилизация матер-го полож=я семьи, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущ-м семьям.

Мероприятия:1)усиление гарантий занятости на рынке труда для р-ов из семей, нужд-ся в повыш-й соц. Защите; 2)поддержка развития семей предпринимательства и фермерства; 3)дальнейшее развитие системы сем-х пособий.

Гос-но-правовой док-т, опред-ий основы сем-го законод-ва в Р. Принят Гос. Думой 8 дек. 1995г., введен в действие с I марта 1996г.

Сем-й кодекс состоит из 8 разделов, 170 статей.

Раздел 1 «Общие положения» опред-ет осн-е начала сем-го законод-ва.

Принципы, на кот. строится весь Кодекс:

1)Гос-ая правовая защита семьи, материнства, отцовство и детства;

2)Признание брака, заключенного только в Загсе;

3)Добровольного брачного союза муж. и жен.,

4)Равенство прав супругов в семье

5)Обеспечение приоритетной защитой прав и интересов несов-х детей.

Раздел 2 «Заключение и прекращение брака» опред-ет усл. и порядок заключ-я брака, брачный возраст, права членов семьи при прекращении брака, а также основания и порядок признания брака недействительным.

Раздел 3 «Права и обязанности супругов» посвящен их личным правам и обязанностям - на выбор фамилии, на равенство отношений в семье и т.д.

Раздел 4 «Права и обязанности». Фиксируются права несов-х детей. В первою очередь право на жизнь, на воспит-е в семье, право на защиту. Глава посвящена правам и обязанностям родителей, фиксирует содержание родит-х прав, кот. в тоже время явл. и их обяз-ми.

Раздел 5 «Алиментные обязательства» включает вопросы об алиментных обязательств родителей и детей, супругов и бывших супругов.

Раздел 6 «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» содержит нормы, посвященные выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, причем обязанности эти возлагаются на органы опеки и попечительства

Раздел 7 «Применение сем-го законод-ва к сем-ым отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит различные вопр-сы брака, супруж-х родит-х отношений, защита прав россх граждан и их детей в межгосуд-х сем-х союзах.

Раздел 8 «Заключительные положения» описывает порядок введения Кодекса в действие и усл-я применения его норм.

94г. Проведение Междунар-го года семьи.

Принципы ГСП в трактовке ООН:

1)сем. полит-а должна быть напр-а на поощрение =правия м/у муж. и жен. В распределении дом. обяз-й, =правие возможн-й в плане занятости.

2)необходимо поощрять права и свободу индивида, независимо от его статуса в семье и типа семьи.

3)формирование эгалитарных ценностей и моделей поведения.

4)облегчение положения семьи одиноких родит-й, вынужден-х постоянно сочитать труд с раб-й.

Законодат-я база: закон «О соц. Обслуж-инасел-я РФ», «О осн. правах защиты реб-а», «О гос. Пособиях граждан, имеющих детей»; Всеобщая Декларация прав чел.; Междунар-й Пакт о гражд-х и полит-х правах; Конвенция о дискриминации жен.

58. Нормы Гражданского и СК, регулирующие сем-ые отношения.

ГК - 1 часть - 94г., 2 часть - 96г., 3 часть - 2001г. Ст.1 - опека и попеч-во, ст.34 - органы опеки и попечит-в, ст.35 - опекуны и попечители (кто может быть опекуном), ст.256 - общая собственность супругов, ст.243 - понятия и основания возникновения общей собственности, ст. - общая собственность супругов. СК - 95г.: условия заключ.брака, условия расторжения брака, брачный возраст…

59. Демограф-ие аспекты с.р. в Р.

Демография - наука о населении, это математическое познание человеческой популяции.

Демография (демос - народ, графос - описание народа) - это математ-ое познание чел-ой популяции; изучает численность, состав и размещение населения, и изменения в них происходящие, причины этих изменений, последствия этих изменений.

Соц-ая демография - напр-ние в рамках системы демограф-х наук, изучающей вопр. населения в его соц. обусловленности.

П. соц.дем-ии - воспроизводство населения.

Гос-ая политика в области стимулирования рождаемости напр. на:

комплекс мин-х гос-х стандартов (гарантии), обеспечивающих всему населению достойную систему гарантий реализации при рождении детей.

Меры адресной соц. поддержки семей с детьми в ТЖС

Спец-ые меры, кот. могут стимулировать рождение 2го и 3го реб-ка.

Демограф-ая проблема чрезвычайно актуальна. В течении 12 лет идет постоянное сокращении населения Р., за это время население сократилось на 5 мил. чел.. По данным к 2025г. население Р. сократиться до 100 мил. чел.. Статистика нашего гос-ва не учитывает миграционные процессы, происходящие в Р.

В России продолжается сокращение численности детей, что связано с неблагоприятной ситуацией в стране. На начало 2003г. в Р. проживало 30,5 мил. детей и подростков в возр. до 18 лет, что составляет 21,3% от всего населения. Это обусловлено низким ур-ем рождаемости в стране - с каждым годом появляется на миллион детей меньше, чем в поколениях, родившихся в середине 1980-х годов. Суммарный коэф-нт рождаемости в 2002г. составил 1,32 ребенка на одну женщину (в 2001- 1,25, 2000- 1,21) Однако несколько возросший ур-нь рождаемости не обеспечивает даже простого замещения поколений. Необходимый минимум для этого - 2,1-2,2 реб-ка на 1 жен-у.

Концепция демог-го развития РФ была принята 24.09.01 и рассчитана до 2015г. Демограф-е знания непосред-в-но связаны с сем-ой политикой, в РФ была принята концепция гос-ой сем-ой пол-ки 93г, т.к. 94г-объявлен ООН годом семьи. 94г-впервые был подготовлен доклад «о положении семьи в Р.», 95г- гос-й закон «о гос.пособиях на детей» (6000-единовр-е пособие), 95- Закон «Осн. напр-я гос-й сем-ой политики, улучшение положения детей.». Сем-я политика напр-на на улучшение положения семьи: улучш-е матер-го положения семьи, уменьшение бедности, улучшение охраны здоровья семьи, помощь семьи в воспитании детей. 96г. СК-регулирует отношения внутри семьи.

Сем-я политика - деять-ть гос-х и иных служб по созданию опт-х усл-й для выпол-ия семьёй её ф-й; по соц.защите семьи, по оказанию адресной поддержки семьям опред.типов. СП не напр-на на достижение демограф-х показателей,в отличии от ДП.

Демог-я политика - целенапр-ая деят-ть гос-ных органов и иных соц-х институтов в сфере регул-я процессов воспроизводства населения. Спец. по соц.р-те -должен знать демогр.аспекты, непосредственно для своей работы. Т.к. необходимы данные того или иного субъекта (города, села, района):состав населения, возрастные показатели. Исходя из этих данных спец.по с.р. разрабатывает те или иные программы, ведёт свою деят-ть.

Гос-ная политика в области стимулирования рождаемости напр-на на:

комплекс мин-х гос-х стандартов (гарантии), обеспечивающих всему населению достойную систему гарантий реализации при рождении детей.

Меры адресной соц-ой поддержки семей с детьми в ТЖС

Спец-ые меры, кот. могут стимулировать рождение 2-го и 3-го реб-ка.

60. Гендерные аспекты с.р..

Гендер - соц-ый пол.обозначает различия м/у полами

Аспекты гендера - биологический пол, тендерная идентичность, к-ые стереотипы М и Ж, гендерные роли (разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полами) - самое важное для соц. работы.

Гендерные теории -- теория к-та, Марксистская (патриархат при эк-ой теории общества), К-ой обусловленности (Маргарит Мит этнограф, изучала племена, «все зависит от к-ы»), Функционализма (Парсонс «все ф-ии делятся на инструментальные Муж-кие и экспрессивные Женские»),

Все эти теории не соответствуют реалиям общ-ва, должны быть пересмотрены. Для обоснования подходов соц. р-та признает необходимость проведения диагностики гендерного факта.

Гендерные исследования:

1 .С учетом женщин

2.Противопоставление муж. и жен.

3.Особых гендерных явлений (материнство, отцовство, домашний труд как сфера микро эк-ки).

Множество исследований позволили выявить проблемы: гендерные отношения в системе прав чел., равноправие на рынке труда, насилие в отношении женщин и девочек, гендерные отношения в семье.

61. Сущность и технологии с.р. с пожилыми людьми.

По данным ВОЗ пожилыми признаются люди в возрасте от 60 до 74 лет, от 75-89 лет- старческими, от 90 лет и старше - долгожители.

Изучением процесса старения занимается геронтология. Процесс старения связан с изменением, происходящими в организме, ведущих к ослаблению биолог-х и соц-х ф-й чел..

Для любого стареющего чел. хар-ны изменения со стороны ЦНС, что влечет за собой снижение работосп-ти, появления обидчивости и раздражительности, утрате некоторых навыков и др.. Именно в связи с данными обстоятельствами пожилые люди явл. особой соц. гр-ой и нуждаются в повышенном внимании общ-ва и гос-ва и представляют собой специфич-ий о. соц-ой р-ты.

Законодательную и правовую основу работы с пожилыми людьми составляют: К РФ, З-н «О гос-ом пенсионном обеспечении в РФ» принят гос. думой 30 нояб. 2001г., одобрен 5 дек. 2001г., «О ветеранах», «Об основах соц. обслуж-я населения в РФ», «О соц-ом обслуживании граждан пожилого возраста и инв-ов», постановление правительства РФ «О фед-ом перечне гарантируемых гос-ом соц-х услуг представляемых гражданам пожилого возраста и инв-ам гос-ыми и муниципальными учр-ми соц. обслуж-я».

В названных и др. док-х определены структура соц-й р-ы, ее цели и задачи, сформулированы программой соц-ой защиты пожилых людей и инв-ов.

К элементам соц. помощи пожилым людям можно отнести: ЦСО, в том числе отделения соц. помощи на дому, отделения срочной соц. помощи, медико-соц-ые отделения, отделения дневного пребывания, больницы для хронических больных, стационары различного типа, обслуживания пожилых людей соц-ми р-ми на дому и т.д.

В соответствии с законом «Об основах соц. обслуж-я населения в РФ» в сферу соц-х услуг, оказываемой пожилым людям входит: соц-но-быт-ые, соц-но-мед-ие, психолого-пед-ая, соц-но-прав-ая; оказание матер-ой пом. и проведение соц. адаптации и реабилитации пожилых людей.

Основные принципы соц. помощи: адресность, достоптусть, добровольность, гуманность, конфиденциальность, профилактическая напр-ность.

Для спец-та по с. р. необходимость индивид-го подхода в р-те с пожилыми людьми очевидна.

62. М-жь как о. с.р.

М. - устойчивая соц.-демограф-я гр-па, выделяемая из совокупности возрастных хар-к, особ-тей, соц.-правового и эк-го полож-я (Словарь терминов с.р. с м-жью - Козич, Волжский).

По данным ежегодного доклада Гос-го комитета РФ по делам М. за 1998-1999гг., число граждан на окт. 1999г. в возр. от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн.чел., или 22% от численности населения страны. Продолжает оставаться крайне высоким ур-нь смертности среди мол-х россиян (смертность муж. в возр. до 30 лет более чем в 2 раза превосходит смертность жен.). Значительное снижение Ур-ня и кач-ва жизни большинства мол-х россиян, нарастание соц-ой напряженности, обуславливающей возникновение стрессов, обострение эколог-х проблем, особенно в городах, и др. подобные причины ведут к росту числа заболеваний. Мол-му поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Особую обеспокоенность вызывает состояние репродуктивного здоровья М.. К ф-рам, неблаг-ым для развития М. относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Ф-ром, во многом опр-щим образ и стиль жизни мол-х людей, становиться криминализация и коммерциализация их досуга. Высокими остаются и показатели самоубийств мол-х людей. Так, в целом по Р. в 1999г. добровольно лишили себя жизни 52,9 тыс.чел.. С.р. с М. в Р. осущ-ся в рамках ГМП и системы соц. обслуж-ия населения. С принятием в 1991г. Закона СССР «Об общих началах ГМП в СССР», Указа Президента РФ «О первоочередных мерах в области ГМП» от 16 сен. 1992г. и постановления Верховного Совета РФ «Об осн. напр-ях ГМП в РФ» начинается процесс создания структур для реализации ГМП, представляющих собой систему органов по делам М.. В целях создания эк-х, прав-х и организац-х усл-й и гарантий для соц.становления М. одобрена Указом Президента Р. от 15 сен. 1994г. Фед-я программа «М. Р.».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты