Социальная работа как знание, деятельность и специальность

Социальная работа как знание, деятельность и специальность

1. С.р. как знание, деят-ть и специальность.

27 октябряподдержки соц. работни```````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````````` 2000г. Президент РФ В. В. Путин издал Указ (№ 1796) об установлении нов. Проф-го праздника -- Дня соц. Р-ка, кот. отмечается 8 июня. Данное событие не только дополняет календарь проф-х праздников, но и отражает признание со стороны рос-го руководства необходимости поддержки соц. р-ов, от эффективной деят-ти кот. во многом зависит успех соц-но-эк-х реформ. Основой для опр-я дня с.р. послужил Указ Петра Великого № 1856 -- 1701 года 8 июня Именной -- об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых.

Существует несколько определений СР:

СР (Междун-ая фед-ия с.р.) - совокупность деят-ти с. р-ов проф-х или непроф-х, рез-ом кот. явл. обеспечение каждому чел. соц-го благополучия и на этой основе соц-ой сплоченности.

СР - проф-ая деят-ть по оказанию помощи индивидам, гр-ам или общинам в целях усиления или возрождения их способности к соц-ому функ-нию и создания для этого благопр-х общ-х усл-й (Баркер Р. Словарь соц-ой р-ы)

СР - проф-ая деят-ть, кот. способствует реализации соц-х изменений в обществе (развитию), решению проблем чел-их взаимоотношений, укреплению свободы чел. и его права на достойную жизнь. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, СР включается в процесс на этапе, когда люди взаимод-ют с окр. средой. СР базируется на принципах прав чел. и соц-ой справедливости. (Международная федерация СР 2000г)

С прекращением действия советских соц-х структур, кот. во многом определялись гос-ми и партийными органами, перед спец-ами всех уровней: управленцами, учеными и практическими раб-ми встала задача разработки и внедрения новой системы соц-ой защиты и соц-ого обслуж-ия населения. Научный поиск в это время осуществлялся по 3 осн. напр-ям: 1)изучение зарубежного опыта и попытка его применения в условиях рос-ой действительности. В ходе проведения многочисленных междунар-х конференций и зарубежных стажировок проводились консультации с лучшими спец-ми Великобритании, ФРГ, Швеции, США, других стран и международных организаций. Издавалось большое кол-во переводной лит-ры;2)критический пересмотр собственной соц-ой истории, осущ-ый гр-ой исслед-ей, в первую очередь, Л.В. Бадей, Н.В. Елфимовой, Е.И. Холостовой, М.В. Фирсовым, М.П. Мчедловым, И.М. Лаврененко; 3)(по счету, но не по значению), попытка теор-ого осмысления рос-ой соц-ой практики и ее научная рефлексия.

В нашей стране официально новая соц-ая профессия была введена 23 апр. 1991г. постановлением Гос-го комитета СССР по труду и соц-ым вопр. (№ 92) «О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, спец-ов и служащих» квалификационной характер-кой «Специалист по соц-ой р-те» . До этого времени ф-и соц-й р-ы выполнялись представителями др. проф-й, распределялись м/у учр-ми образования, здравоохранения, к-ы, милиции, органами соц-го обеспечения и общ-ми орган-ми, как правило, слабо связанными м/у собой в достижении общих целей. Квалификационные требования к специалисту по с. р. предусматривали высшее образование, что, в свою очередь, обусловило формирование системы высшего проф-го соц-го образования - 7 августа 1991 приказом Комитета образования СССР в систему высшего и среднего проф-го образования введена специальность «с-я р-та».

«Антология социальной работы», составленной М.В. Фирсовым

2. Сущность и принципы соц-ого гос-ва.

Соц-ое гос-во - это гос-во, политика кот. напр-на на создание усл-й, обеспеч-их достойную жизнь и свободное развитие чел. Если для одних хар-но широкое его толкование как гос-ой системы опеки и обеспечения, то для др. - роль СГ сводится к сглаживанию структурного соц-го неравенства и предотвращению массового обнищания населения.

Дитер Крефт и Ингрид Миленц (авторы нем-го словаря «соц-ой р-ы:задачи, практика, понятия и методы с.р. и соц. пед-ки»)предлагают следующую трактовку:

СГ обозначает обязанность гос-ва заботиться о благосостоянии св. граждан. Это обязательство осущ-тся путем компетентного ВМЕШАТЕЛЬСТВА на основе существующего ЗАКОНОДАЕЛЬСТВА в соц.-эк-ие процессы, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния.

Степень развитости СГ определяется рядом хар-к (параметров), кот. позволяют судить о его социальности:

# налоговое - осн. источниками финансир-ия учр-ий соц-ой сферы явл. бюджет, внебюджетные фонды и соц. страх-ие.

# услуговое кот. опред-ся уровнем развитости соц-х служб. Так, соц-ая сфера явл. одной из самых человекоёмких отраслей нар-го хоз-ва.

# правовое гос-во с развитым соц-ым законодательством. С принятием на себя обязательств в соответствии с КРФ, что осн. и общепризнанные нормы международного права явл. составной правовой системой Р., соц-ое законотворчество должно учитывать международные стандарты в области с-го обеспечения и с-ой р-ы

СГ призвано обеспечивать права чел., достойный прожиточный уровень, добиваться соц-го равенства, гарантировать соц-ое обеспечение и соц-ую защиту наиболее соц-но уязвимых групп и категорий населения.

СГ создает как бы многоуровневую рамочную конструкцию, обеспечивающую соц-ую стабильность ч/з такие механизмы как соц-ая политика и соц-ая р-а. При организации соц-ой помощи реализуется принцип субсидиарности - государственной поддержки общественных начинаний и инициатив. Формируется необходимая законодательная база для реализации гос-ой поддержки соц-х институтов гражданского общ-ва

Принципы - осн. сходное положение какой-либо теории учения науки.

К РФ закрепляет следующие направления рос-го гос-ва в соц-й политике: 1) назначение пенсии инв-ам и иным нетрудоспособным лицам

2)создание системы соц-х служб занятости

Осн. принципы соц. гос-ва опред-ся в ряде док-ов международного хар-ра:1) Всеобщая Декларация прав чел.;2) Конвенции и рекомендации МОТ;3) Декларация и программа действий, принятые на Саммете в 55г. в Дании.

Принципы соц. гос-ва:

1)приоритеты прав чел.

2)принцип солидарности- согласие трудоспособных поддерживать лиц с трудной жизненной ситуацией (соц. р-ки призваны не только оказывать помощь людям, но и проявлять солидарные действия с теми, чьи полит-е, гражданские, эк-ие, соц-е права ущемляются).

3)принцип субсидиарности предпочтение общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов.

4)принцип соц-й справедливости включает в себя равенство людей по отношению к ср-ву производства.

5)принцип соц. компенсации - обеспечивает правовую и соц. защиту лицам с ограниченными возможностями и находятся в трудной жизненной ситуации

6)принцип гарантий - предоставление гражданам мин-ых гос-х гарантий,

7)принцип участия граждан в реализации и формировании соц. политики

8)принцип объективности (один из самых важных принципов соц. политики)- означает непривзятое распределение мат-х благ м/у членами общ-ва.

9)принцип самоответственности - личная ответственность возможна в той мере, в кот. отдельный чел. или небольшая гр. людей способны самостоятельно преодолеть трудности.

10)принцип конформизма - он означает, что соц. политика должна быть согласована с эк-ой политикой.

11)принцип соц. самоуправления - это самостоятельность соц-ой общ-ти в управлении собственными делами. В органы МСУ входят: собрания представителей; глава МСУ…)

3. Сущ-ть, осн. категории и принципы соц. полит..

Социальная политика Р. - механизм, с помощью кот. гос-ные и негос-ные органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов насел-я, удовлетворению его мат-ных и дух-х потребностей.

Цель СП - улучшение матер-го положения и усл-й жизни населения, гарантия конституц-х прав в области труда, образ-я, к-ы и т. д.; ориентация соц. политики на семью, на обеспечение прав и гарантий различным слоям общества; улучшение демогр-ой ситуации.

О. СП-- все население, общ-ва, гр-пы, конкретная личность.

С. СП- гос-ые ведомства и учр-ия соц. защиты; Органы МСУ и их учр-я; Негос-ые объединения; Коммерческие структуры и бизнес; Проф-ые раб-ки и занимающиеся соц. р-ой на обществ-ых началах; сами граждане (гр-ы самопомощи).

П. СП - интересы этих гр-п

Соц-я политика применяется в 3-х значениях:

1)соц-я политика как практическая деят-ть

2)соц. политика как учебный процесс

3)соц. политика как научная деят-ть

Основные направления:

1.ГМП - деят-сть гос-ва направленная на создание прав-х, эк-х и организац-ных усл-й и гарантий для самореализации личности мол-го чел.

2.Политика в сфере труда и трудовых отношений, занятости населения (ФУП содействия занятости населения РФ;).

3.Гос-ная сем-ая политика и поддержка детства (Указ президента «Об осн-х направлениях гос-ной семейной политики в РФ» 1996г.)

4. Гос-ная миграционная политика (Фед. миграционная программа).

5. Соц. защита опр-х групп населения.

6. Демографическая политика

Главный принцип социальной политики- это принцип справедливости, присущий соц. Гос-ву. Именно это обеспечивает гражданские права на собственность, свободу слова свое мнение и др.

-соц. солидарность - согласие трудоспособных поддерживать лиц с трудной жизненной ситуацией (соц. р-ки призваны не только оказывать помощь людям, но и проявлять солидарные действия с теми, чьи полит-е, гражданские, эк-ие, соц-е права ущемляются).

-принцип участия граждан в реализации и формировании соц. политики,

-принцип соц. компенсации - обеспечивает правовую и соц. защиту лицам с ограниченными возможностями и находятся в трудной жизненной ситуации,

-принцип гарантий - предоставление гражданам минимальных государственных гарантий,

-принцип субсидиарности - предпочтение общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов.

- принцип объективности - один из самых важных принципов соц. политики; означает непривзятое распределение мат-х благ м/у членами общ-ва.

- принцип соц. справедливости - включает в себя равенство людей по отношению к ср-ву производства.

- принцип партнерства

- принцип конформизма - он означает, что соц. политика должна быть согласована с эк-ой политикой.

- принцип соц. самоуправления - это самостоятельность соц-ой общ-ти в управлении собственными делами. В органы МСУ входят: собрания представителей; глава МСУ…)

- принцип самоответственности - личная ответственность возможна в той мере, в кот. отдельный чел. или небольшая гр. людей способны самостоятельно преодолеть трудности.

- принцип доверия

Факторы, влияющие на соц. политику:

1.Демографический. в Р. низкая рождаемость и высокая смертность, вследствие чего численность сокращается. Помимо этого на демографический фактор влияет миграция.

2.Национальный. Перед государством стоит задача сохранения культуры, в том числе языковой, письменно - книжной, культурных традиций народов, малочисленных этносов и национальных меньшинств.

3.Региональный. Отсутствует общегосударственный механизм, призванный регулировать взаимоотношения между центром и регионами. Центр не может отказаться от привычки командовать, а регионы, стремятся к самостоятельности.

4.Религиозный. в Р. представлены кроме христианской церкви многие др. конфессии (ислам, буддизм, иудаизм и т.д.). Религиозный фактор значительно влияет на формирование норм и ценностей граждан. Верующие вносят в общество такие кач-ва, как добро, честность и т. д.

4. Осн. приоритеты соц. политики в совр. Р. и за рубежом.

Социальная политика Р. - механизм, с помощью кот. гос-ные и негос-ные органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов насел-я, удовлетворению его мат-ных и дух-х потребностей.

О. соц. полит-и - население, соц. гр=ы, общ-во.

П. соц. пол. - интересы гр-п, общ-ва

Цель: обеспеч-е эк-х и дух-х потребностей насел-я.

Соц. политика формируется исходя из приоритетных направлений, но именно сегодня в Р. актуальны 4 приоритета: 1) образование; 2) здравоохранение; 3) ЖКХ; 4) с/х.

Рассмотрим на примере Евросоюза осн. приоритеты соц. политики и за рубежом. 10 стран последних вступивших в Евросоюз - Чехия, Польша Литва, Эстония, Латвия, Мальта, Кипр… У всех их разные приоритеты, но есть и общие (проблемы с/х, образования…).

В своем послании ВВП отметил также, что одним из главных приоритетов СП является борьба с бедностью.

Бедность (абсолютная (доход меньше ПМ; относительная доход выше стандарта, но расходуется не рационально; субъективная)).

В Европе приоритетным направлением является борьба с безработицей. При высоких доходах высокие страховые взносы.

Плюс ко всему остро стоит проблема наркотизации. Отсюда борьба с преступностью, работа с молодежью и пр.

5. Взаимосвязь соц-ой политики и соц-ой р-ы.

Социальная политика - механизм, с помощью кот. Гос-ые и негос-ые органы осущ-ют комплекс мер по защите жизненных интересов населения, удовлетворению его мат-ых и дух-х потребностей.

Социальная работа -- это проф-ая деят-ть по оказанию пом. людям, гр-ам или общинам, попавшим в ТЖС, а также создание усл-й по формированию соц. и дух.-нравств-го самосознания чел..

СП и СР при всей их очевидной взаимосвязи и взаимодополняемости - это не одно и то же. Основой деят-ти с. р. явл. профессионализм. Выступая в кач-ве главнейшего ср-ва реализации СП, с. р. имеет св. особ-ти, обусловливающие противоречивость ее статуса. Сам хар-р тех проблем, с кот. она имеет дело, не позволяет применять однозначные методы их эффективного решения. Любые просчеты здесь особенно заметны. В реальности действия соц. раб-ов базируются на признании многообразия индивид-ых потребностей. Позиция соц. р-ов как спец-ов-проф-ов предполагает объективность и беспристрастность. Однако, выступая часто от имени гос-ва, они часто берут на себя и ф-ю выразителя интересов и защитника прав наименее защищенных слоев населения, а порой прямых организаторов их активной борьбы за св. права.

С. СП и СР явл.: гос-ные ведомства и учр-я соц. защиты населения.

Осн. с. СП и СР в РФ выступают Мин-во здравоохранения и соц. развития, образования, в совокупности с соответствующими учр-ми и центрами по оказанию соц-ых услуг населению. Органы МСУ и их учр-ия. Проф-ные раб-ки и занимающиеся соц. р-ой на общ-нных началах добровольцы. Сами граждане (в том числе в форме участия в различных гражданских инициативах, #, гр-х самопомощи).

О. СП и СР явл. в той или иной степени практически все население (с особым акцентом на соц-ую защиту малообеспеченных граждан и лиц, находящихся в ТЖС).

Мин-вом труда и соц-го развития РФ в 1995г. утвержден типовой перечень категорий населения, нуждающихся в соц-ом обслуживании, кот. явл. осн. о. как СП, так и СР: лица с ограниченными возможностями здоровья (инв-ды и дети-инвалиды);участники ВОВ и приравненные к ним лица; труженики тыла во время ВОВ; одинокие пожилые люди; вдовы и матери военнослуж-х, погибших в ВОВ и в мирное время; бывшие несов-ие узники фашизма; лица, подвергшиеся полит-им репрессиям и впоследствии реабилитированные; зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерного испытания; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно- воспитательного учреждения; лица БОМЖ; семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инв-ов; семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем дохода; многодетные семьи; неполные семьи; семьи несов-х родителей; молодые, в т.ч. студенческие семьи; матери, находящиеся в отпуске по уходу за реб-ом; беременные жен. и кормящие матери; самостоятельно проживающие выпускники дет-х домов и школ-интернатов (до достижения мат-й независимости и соц-й зрелости); дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей; безнадзорные дети и подростки; дети и подростки с девиантным поведением; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в усл-х, угрожающих здоровью и развитию; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психол-им микроклиматом, конфл-ми отношениями, пед-ой несостоятельностью родителей; граждане (взрослые и дети), имеющие психол-ие затруднения, испытывающие психол-ие стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

Суть взаимодействия СП и СР в том, что с.п. влияет на СР, но и СР влияет на СП, они тесно взаимосвязаны м/у собой.

СП - более широкое понятие, определяющая сторона СР.

Посредством СР изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она выполняет ф-ю локатора, кот. опред-ет на основе соц. индикаторов реальные последствия соц. политики, ее эффективности.

СР - направлена на обеспечение достойной жизни, на создание равноправных возможностей для свободного развития личности, на поддержку семьи, на обеспечение усл. жизни, для свободного выбора деят-ти, на содействие самопомощи.

6. Этапы становления и формирования с.р. как вида деят-ти.

С.р. - это проф-ая деят-ть по оказанию пом. индивидам, гр-ам или общинам в целях усиления их способности к соц.ф-нию и создания для этого благопр-х общ-х усл-й. Осн. этапы формир-ия с.р. как вида деят-ти: 1 этап - с древнейших времен. Архаичные формы помощи проявлялись в виде взаимопомощи и поддержки. Далее - милостыня, милосердие, филантропия, благотворительность, меценатство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях