Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)
p align="left">Как видно из таблицы №1 наиболее важными проблемами, с которыми сталкивается большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выходе из детского дома оказались:

· решение жилищной проблемы;

· материальное самообеспечение;

· самостоятельное решение бытовых проблем;

· решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

· взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

· взаимодействие, общение с различными людьми;

· создание собственной семьи;

· защита законных прав и интересов;

· забота о здоровье.

К проблемам, с которыми сталкиваются выпускники, но редко педагоги отнесли:

· продолжение образования;

· отсутствие возможности посоветоваться со взрослыми;

· организация своего досуга.

Частыми оказались ситуации, когда работники детского дома помогали в решении проблем или отстаивали права своих выпускников (часто ил очень часто - 17(85%); иногда 3(15%)).

Имели случаи обращения выпускников пожить ещё какое-то время после выпуска в детском доме, основными причинами были названы: нерешённая жилищная проблема и трудности адаптации к новой жизни, стремление в «родные стены».

Оценивая, насколько соблюдаются дополнительные права (льготы), гарантированные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, педагоги выявили следующее: при поступлении в средние и высшие учебные заведения; на период обучения в образовательных учреждениях (ПТУ, колледжах, вузах); при устройстве на работу; при обеспечении жильём - льготы соблюдаются частично; вообще не соблюдаются при предоставлении медицинских услуг и при предоставлении путёвок для отдыха и лечения.

14(70%) из опрошенных сотрудников детского дома считают, что бывший воспитанник детского дома без дальнейшей помощи со стороны работников государственных служб (психологов, медиков, социальных работников, педагогов) адаптироваться к новым условиям существования в обществе не в состоянии.

Исходя из опыта работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, педагоги оценили, насколько часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники проявляли недостаточную готовность к жизни в социуме (см. таблицу №2):

Таблица №2

Очень часто

Часто

Иногда

Вообще не было таких случаев

Попадают в наркотическую зависимость

-

-

4(20%)

16(80%)

Попадают в алкогольную зависимость

-

20(100%)

-

-

Попадают под влияние преступных группировок, втягиваются в противоправную деятельность

-

5(25%)

15(75%)

-

Совершают правонарушения

-

17(85%)

3(15%)

-

Начинают заниматься проституцией

-

6(30%)

14(70%)

-

Ведут иждивенческий образ жизни (нигде не учатся, не работают)

-

20(100%)

-

-

Теряют жилье и становятся бомжами

-

13(65%)

7(35%)

-

Перенимают асоциальный образ родителей

-

18(90%)

2(10%)

Отказываются от своих детей или отдают их в детский дом, интернат

-

-

20(100%)

-

Заканчивают жизнь самоубийством

-

-

20(100%)

-

Не создают семью

-

14(70%)

6(30%)

-

Разводятся

-

20(100%)

-

-

Бросают учёбу

-

15(75%)

5(25)

-

Не могут долго работать ни на одной работе

-

20(100%)

-

-

Как показывает нам таблица №2, часто встречаются случаи, когда бывшие воспитанники детского дома:

· попадают в алкогольную зависимость;

· ведут иждивенческий образ жизни;

· разводятся;

· не могут долго работать ни на одной работе;

· перенимают асоциальный образ родителей;

· совершают правонарушения;

· бросают учёбу;

· не создают семью;

· теряют жильё.

Иногда встречаются случаи отказа от своих детей и самоубийства.

Анализ результатов анкетирования воспитанников Псковского детского дома показал, что, по мнению воспитанников, уровень их подготовленности к решению следующих проблем таков (см. таблицу №3):

Таблица №3

Хорошо подготовлен

Недостаточно подготовлен

Плохо подготовлен

К продолжению образования

6(30%)

13(65%)

1(5%)

К решению жилищной проблемы

6(30%)

9(45%)

5(25%)

К материальному самообеспечению

1(5%)

16(80%)

3(15%)

К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

17(85%)

-

3(15%)

К взаимодействию с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)

15(75%)

5(25%)

-

К созданию собственной семьи

5(25%)

7(35%)

7(35%)

К заботе о своём здоровье

14(70)

6(30%)

-

К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)

15(75%)

3(15%)

-

К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

5(25%)

10(50%)

5(25%)

К взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями

1(5%)

14(70%)

5(25%)

К защите своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)

6(30%)

14(70%)

Из таблицы №3 видно, что, по мнению воспитанников детского дома, они хорошо подготовлены:

· к самостоятельному решению бытовых проблем;

· к взаимодействию, общению с различными людьми;

· к организации своего досуга;

· к заботе о своём здоровье.

Недостаточно подготовлены:

· к продолжению образования;

· к материальному самобеспечению;

· к созданию собственной семьи;

· к решению сложных жизненных проблем, конфликтных ситуаций;

· к взаимодействию с различными государственными структурами, инстанциями;

· к защите своих законных прав и интересов.

Далее в ответах выявлено, что большинство воспитанников не уверены в себе и своём будущем. Почти 50% (10 опрошенных) считают, что они не смогут справиться с трудностями ни самостоятельной, ни с чьей-либо помощью. И почти столько же детей вообще затрудняются сказать, смогут ли они справится с трудностями в жизни.

Такая неуверенность в себе может частично объясняться тем, что более половины воспитанников знают какие именно льготы (права) имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, знают из каких документов можно узнать о них, но не знают, куда обратиться в случае возникновения проблем. Из 11 перечисленных организаций они выделяют:

· органы опеки и попечительства;

· детский дом, где воспитываются;

· центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Таблица №4

Знаете ли Вы…:

Да, знаю точно

Знаю приблизительно

Вообще не знаю

Свой размер одежды, обуви

18(90%)

2(10%)

-

Как приготовить себе пищу

17(85%)

3(15%)

-

Где платить коммунальные услуги (за жильё, за электроэнергию, за телефон, за газ)

5(25%)

9(45%)

6(30%)

Как пользоваться электробытовыми приборами

20(100%)

-

-

Как сделать ремонт в квартире

2(10%)

16(80%)

2(10%)

Какое лекарство надо принять, если что-то заболело

-

18(90%)

2(10%)

Где взять страховой медицинский полис

7(35%)

14(65%)

-

Как вызвать врача на дом

5(25%)

12(60%)

3(15%)

Свои хронические заболевания

14(70%)

6(30%)

-

Куда обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем

9(45%)

11(55)

-

Как уберечься от СПИДа

20(100%)

-

-

Как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы

3(15%)

5(25%)

12(60%)

Куда можно пойти в свободное время

20(100%)

-

-

Как организовать своё время, чтобы всё успевать

14(70%)

6(30%)

-

Как заводить знакомства

18(90%)

2(10%)

-

Как справляться с депрессией

12(60%)

8(40%)

-

Как видно из таблицы №4 воспитанники детского дома знают точно:

· свой размер одежды и обуви;

· как пользоваться электробытовыми приборами;

· как уберечься от СПИДа;

· куда можно пойти в своё свободное время;

· как заводить знакомства;

· как приготовить себе пищу;

· как организовать своё время, чтобы всё успеть;

· свои хронические заболевания;

· как справиться с депрессией, стрессом.

Некоторые дети не знают или знают приблизительно:

· как оплатить коммунальные услуги;

· как сделать ремонт в квартире;

· какое лекарство надо принять, если что-то заболело;

· где взять страховой полис;

· как рассчитать бюджет, чтобы уложиться в получаемые доходы;

· как вызвать врача на дом;

· куда можно обратиться в случае наличия женских (мужских) проблем.

Проблемы, с которыми из-за недостаточной социализации столкнулись подростки после выпуска из детского дома, были (см. таблица №5):

таблица №5

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Продолжение образования

5(25%)

10(50%)

5(25%)

Решение жилищной проблемы

17(85%)

3(15%)

-

Материальное самообеспечение

17(85%)

-

3(15%)

Самостоятельное решение бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

11(55%)

9(45%)

-

Взаимодействие, общение с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)

4(20%)

16(80%)

-

Создание собственной семьи

-

2(10%)

18(90%)

Забота о своём здоровье

15(70%)

5(30%)

-

Организация своего досуга (своего времени, отдыха)

-

20(100%)

-

Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

15(75%)

3(15%)

2(10%)

Взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями

12(60%)

8(40%)

-

Защита своих законных прав и интересов ( в т. ч. льгот детям-сиротам)

17(85%)

3(15%)

-

Отсутствие возможности посоветоваться с взрослыми

6(30%)

10(50%)

4(20%)

Из таблицы №5 видно, что наиболее важными проблемами, с которыми столкнулись бывшие воспитанники детского дома в период постинтернатной адаптации, оказались:

· решение жилищной проблемы;

· материальное самообеспечение;

· забота о своём здоровье;

· защита своих законных прав и интересов;

· решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

· взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

· самостоятельное решение бытовых проблем.

12(60%) опрошенных оптимистично настроены, уверены, что сумеют добиться в жизни того, чего хотят; 4(20%) ничего хорошего от будущего не ждут; 4(20%) затрудняются ответить.

Почти все воспитанники знают или слышали, что законодательно установлены дополнительные льготы на образование, при устройстве на работу, при получении жилплощади и т. д. детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей, но где узнать подробнее не знают.

Бывшие воспитанники при оценивании, насколько хорошо они подготовлены к жизни вне детского дома, показали следующие результаты (см. таблицу №6):

Таблица №6

Хорошо подготовлен

Плохо подготовлен

Вообще не подготовлен

К продолжению образования

15(70%)

5(30%)

-

К выбору профессии

15(70%)

5(30%)

-

К трудовой деятельности

20(100%)

-

-

К решению жилищной проблемы

6(30%)

14(70%)

-

К самообеспечению (покупка одежды, обуви, питание)

12(60%)

5(25%)

3(15%)

К самостоятельному решению бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

11(55%)

9(45%)

-

К взаимодействию, общению с различными людьми

16(80%)

4(20%)

-

К созданию собственной семьи

5(25%)

10(55%)

5(25%)

К сексуальной жизни

3(15%)

17(85%)

-

К заботе о своём здоровье

3(15%)

17(85%)

-

К организации своего досуга (свободного времени, отдыха)

19(95%)

1(5%)

-

К решению сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

2(10%)

15(75%)

3(15%)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты