Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)
p align="left">Отсутствие в детских домах систематической работы по развитию собственной активности ребёнка, спектра его потребностей приводит к апатичному состоянию пассивности и потребительства. На этом фоне не формируется потребность в труде и индивидуальной профессиональной самореализации[14,15].

Как показывает опыт Псковского детского дома для детей школьного возраста, вопрос о трудоустройстве выпускника детского дома - один из сложнейших по причинам разного свойства. Во-первых, из-за неподготовленности выпускника к более или менее квалифицированному труду, что в сочетании с неумением, а иногда и нежеланием трудиться существенно затрудняет его устройство на работу. Во-вторых, из-за нежелания администрации учреждения, предприятия взять к себе такого работника. Если представить, что всё это ложится на непростой социальный фон, когда увеличивается безработица, изменяются условия труда всех без исключения учреждений, предприятий, растёт прямая заинтересованность в доходах, ясно, что налицо весьма существенное противоречие между усилиями государства по охране прав детей-сирот и его экономической политикой[21, с.48].

Для многих выпускников детского дома затруднителен даже момент принятия решения о начале работы. Устроенные на работу зачастую там не задерживаются. Случаются срывы в процессе трудоустройства: договорились, а выпускник не явился, и таким образом трудоустройство не состоялось.

Бывает, что трудоустройство состоялось, человек проработал какое-то время и уходит. Некоторых приходится устраивать на работу три, четыре, пять раз подряд.

До 40% выпускников трудоустраиваются не по собственному выбору, а по определению руководителей учреждения, от 50 до 60% подростков направляются по окончании ПТУ в рабочие коллективы, где заняты неквалифицированным трудом. Неудовлетворённость на рынке труда бывших воспитанников детских домов, особенно коррекционных учреждений, инвалидов, приводит к увеличению неработающей молодёжи со всеми вытекающими последствиями[18, гл.4].

Несмотря на расширение форм профориентационной работы, воспитанники интернатных учреждений в большинстве случаев не ориентированы на достижение высоких профессиональных перспектив: свыше 80% детей-сирот детских домов и 95% детей во вспомогательных школах-интернатах ожидают направления в ПТУ, и лишь 10% мечтают о среднеспециальном и высшем образовании[18, гл.4].

Из работающих выпускников детских домов удовлетворены своим местом работы 30%, остальные считают свою работу лишь средством существования[18, гл.4].

В России сегодня около 1265 детских домов, в которых воспитывается свыше 20 тыс. детей-сирот, 90% которых являются «социальными» сиротами, то есть сиротами при живых родителях.

Пока воспитанники «под крылом государства», всё более или менее нормально. За счёт бюджета их одевают, обувают, обеспечивают проезд, кормят, организуют досуг, им бесплатно предоставляются путёвки в загородные здравницы на зимние и летние каникулы. Но такая жизнь не бесконечна.

Наиболее болезненной и острой проблемой при выходе из детского дома является жилищная. В условиях перехода к рыночной экономике выделение жилья детям-сиротам осуществляется с большим трудом.

На первый взгляд трудностей здесь не должно быть. В стране действует целый ряд федеральных законов, которые гарантируют социальную защиту детей, оставшихся по тем или иным причинам без родительской опеки. В документах сказано чётко: такому ребёнку после выпуска из сиротского учреждения или достижения им 16 лет жильё должно быть предоставлено в течение трёх месяцев. Если такового нет, сирота имеет право на целевую безвозмездную ссуду, позволяющую купить квартиру или комнату и наладить быт.

Некоторые воспитанники получают комнаты или квартиры сразу по выходе из детских учреждений. Но большинство вынуждены возвращаться к своим родителям, лишённым родительских прав, или просить убежища у сверстников, а то искать и «покровителей».

На сегодняшний день существует несколько причин, по которым выпускники остаются без крыши над головой:

· задержка со стороны органов распределения жилой площади (утрата документов, ошибки чиновников, волокита, коррупция);

· нехватка жилой площади, в районе, где зарегистрирован выпускник;

· по причине исчезновения или полного бездействия самого выпускника;

· невыполнение образовательными учреждениями своих обязательств по получению жилья;

· неполучение или потеря жилья в связи с пребыванием в местах лишения свободы;

· отказы самих выпускников (обоснованные или завышенные притязания)[70, с.55].

Встречаются случаи невозможности совместного проживания с родственниками, потери жилья по причине добровольной или принудительной его продажи, а так же самозахват посторонними людьми, предоставленной выпускнику жилой площади.

При решении проблемы обеспечения жилой площадью следует различать две категории воспитанников-выпускников. В одну входят, прежде всего, те, кто сохранил на неё право. Здесь проблем нет, если вернуться на эту площадь ничто не мешает. Когда же возвращение невозможно (проживающие на этой площади родители, родственники страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут паразитический, аморальный образ жизни и т. п.), выпускника должны обеспечить жилой площадью[4, с.13], [64, с.129].

Во вторую категорию выпускников входят те, кто никакой жилой площади не имеет (потерял из-за устройства в дом ребёнка, детский дом, из-за сноса дома и т. п.). В таких случаях применяется статья 37 п.2 ЖСК РФ, где сказано: «Вне очереди жилое помещение предоставляется по окончании пребывания в государственном учреждении детском, если не может быть возвращена жилая площадь, откуда несовершеннолетний выбыл в детское учреждение интернатного типа». К сожалению, чаще всего выпускникам не предоставляется причитающееся ему по закону вовсе или же предоставляется негодное, находящееся в зоне социального неблагополучия жильё (с соседями-алкоголиками, лицами, ведущими асоциальный образ жизни, и т. п.).

Сейчас около 80% выпускников интернатных учреждений не имеют крыши над головой [18, гл. VI].

Во-первых, свободных метров практически нет. Если раньше детдомовцы могли худо-бедно рассчитывать на комнаты в коммунальных квартирах, рабочих общежитиях, то после принятия закона о приватизации такой шанс практически сведён к нулю. Но, даже имея в руках ордер, они часто попросту не могут войти в квартиру: другие съёмщики, видя в них нежелательных соседей, не брезгают никакими способами, лишь бы не пустить на порог. А чаще всего отстаивают свои права через суд, который тянется годами.

Во-вторых, как показывает реальность, не ждут их дядя, тёти, сводные братья и сёстры. Для них такой свалившийся после долгого отсутствия родственник - лишь обуза, лишний рот, и со временем его всеми правдами и неправдами просто «выталкивают» на улицу.

Но самая главная опасность подстерегает выпускника, когда он становится обладателем жилой площади. За молодым человеком, ставшим собственником жилья, криминальные структуры,да и просто бессовестные люди устраивают настоящую охоту. Под натиском продают, дарят свои комнаты, лишаются последнего. А сами в итоге остаются ни с чем.

По данным прокуратуры 30% детдомовских мальчишек идут в криминал. А 15% девчонок на панель или сомнительные увеселительные заведения, 10% садятся в тюрьмы. У каждого третьего из попадающих в поле зрения правоохранительных органов нет крыши над головой. А ведь они имеют на неё все права[18, гл.5].

В обществе отмечается резкое снижение порога гражданской ответственности родителей за воспитание детей. Возросло количество семей, где родители - алкоголики, наркоманы, бродяги. По этим основаниям в 2001 году судами было лишено родительских прав более 48 тысяч человек и отобрано по решению суда около 56,3 тысяч детей [18,гл.5].

Во все времена считалось, что благополучие нации зависит от её нравственного здоровья. Это непоколебимая истина. Сегодня получила широкое распространение подростковая проституция, видеопрокат порнографического и насильственного содержания, переключающих внимание подростков на самые примитивные и низменные стороны жизни.

Отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлечённых в сферу организованной преступности.

Особенностью детской преступности последних лет, является резкий рост преступлений, совершённых детьми из полных семей. Почти всегда считалось, что дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению с детьми из полных семей. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Более 50% несовершеннолетних нарушителей из неполных семей.

Появилось новое выражение «миграция детей на улицу при живых родителях». Нынешняя беспризорность представляет собой безнадзорность в её крайнем проявлении. В семьях растёт жестокое обращение с детьми, унижение их человеческого достоинства, физическое и психическое насилие. Увеличивается рост детской смертности от алкогольных отравлений, передозировки наркотиков, убийств, а также самоубийств. Рост отравлений алкоголем по сравнению с 2000 годом составил 17%, число детских самоубийств - от 5 до 9 лет - 21 ребёнок, от 10 до 14 лет - 409 детей[18,гл.5].

Существенной причиной детской безнадзорности является появление большого количества детей, ушедших из школы. Большую их часть составляют дети из неполных семей и неблагополучных семей.

Повышается криминальная активность несовершеннолетних младшего школьного возраста.

Более 100 тыс. подростков совершили тяжкие преступления до достижения возраста, после которого они могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Отмечается усиление жестокости и общественной опасности подростковых преступлений. Растет число тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Особую тревогу вызывают многочисленные случаи вовлечения несовершеннолетних в деятельность организованных преступных групп.

В 2001году в органы внутренних дел за совершение различных правонарушений было доставлено1140,2 тысячи несовершеннолетних. В числе доставленных были не только подростки-нарушители: каждый пятый ребёнок (240,8 тыс.) нуждался в помощи государства. В 2001 году на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних состояло 390,6 тыс. подростков, из них 151 459(38,8%) человек, состоящих на учёте подростков, воспитывались в не полной семье; 3,2% не имели родителей; 7 024(1,8%) человек являлись воспитанниками детских домов и интернатов[18, гл.5].

В детские дома и школы-интернаты поступают дети с далеко не лучшим прошлым. Криминальный опыт многие из воспитанников и выпускников сиротских учреждений начинают приобретать ещё в раннем детстве. Заброшенные родителями или ими специально обученные, они были вынуждены обеспечивать себя при помощи обмана и воровства.

Перегруженность воспитанников негативным опытом, объективные условия воспитания социальных сирот в детских домах содержат дополнительные предпосылки для криминализации среды воспитанников:

· дефицит опыта эмоционально-близких связей с людьми приводит к неспособности сочувствовать, ставить себя на место другого и относиться к другому человеку, как самоценности. Это также ведёт к переживанию собственной незначимости, ненужности, к пренебрежению собственной судьбой;

· воспитание в искусственной изолированной среде, спектр жизненных искушений и опасностей, создаёт специфические «интернатские» нормы жизни. Это приводит к путанице понятий «моё-чужое», «взял-украл», «защита-насилие», «вина-невиновность»;

· ограничения собственной активности воспитанника в силу регламентации жизни в интернатном учреждении ведёт к задержке формирования его Я-субъекта, осмысления своего жизненного опыта, регуляции своих потребностей, взаимоотношений и жизненной активности[70,с.61]. Несмотря на профилактическую направленность работы детских домов, их воспитанниками совершается всё большее количество правонарушений. По РФ в 2002 году было доставлено свыше 20 тыс. воспитанников детских домов и школ-интернатов или на четверть больше аналогичного периода в 2001 г.[18, гл.5].

По данным правоохранительных органов подростки, выросшие без попечения родителей, чаще всего совершают следующие преступления:

· разбойные нападения;

· кражи личного имущества;

· изнасилования девушек, чаще групповые;

· убийства.

Сирота… Невозможно привыкнуть к этому слову. У нас в стране возникает ситуация, когда само общество порождает целое поколение детей-сирот. Многие их них имеют живых родителей: алкоголиков, наркоманов, воров, проституток. Это разложившиеся, аморальные, беспринципные типы, готовые торговать и торгующими своими детьми.

Дети поступают в детские дома из домов ребёнка, когда их в родильных домах оставляют матери из детских домов, из семей алкоголиков и наркоманов, лишённых родительских прав. Сироты не знают ни семейного тепла, ни материнской ласки. Самым печальным является то, что все эти дети больны. У них травмирована психика, они страдают различными заболеваниями и почти все имеют задержку в развитии. Попадая в детский дом, они получают крышу над головой, питание, одежду, обучение, комплексную медицинскую и психолого-педагогическую помощь. Положение большинства детских домов и его воспитанников просто бедственное. Существующее финансирование даёт возможность лишь поддержать существование. Не хватает всего: средств на ремонт, на медикаменты, на одежду, на покупку развивающих игр, игрушек, материалов для мастерских, книг, спортивного инвентаря. Не хватает материальных средств и для оплаты специалистов, которые просто необходимы в детском доме: логопеды, психиатры, невропатологи, валеологи, специальные педагоги и психологи.

После окончания учёбы детям просто некуда уйти. Лучший вариант - город представляет выпускникам жильё, но в этом случае возникает множество проблем. Выпускники детских домов не готовы жить в коммунальных квартирах, они не умеют готовить, стирать, правильно расходовать деньги, не знают своих прав, не умет жить вне привычного для них коллектива. Обманным путём их заставляю продавать жильё, или с ними не уживаются соседи. Худший вариант - они возвращаются к себе домой, где они прописаны, то есть в тот же пьяный или наркотический ад, из которого они были вырваны, пока жили в детском доме. В том случае, если они попадаю на учёбу в ПТУ, жизнь в общежитии для них становится началом познания всех тёмных сторон нашей жизни, которые могут привести их в криминальные структуры. Согласно статистике каждый пятый выпускник попадает в криминальную среду. Каждая седьмая становится проституткой, около 6% выпускников заканчивают жизнь самоубийством.

Нарушения в интеллектуальном, эмоционально - волевом и личностном развитии приводят к тому, что к большинству жизненных ситуаций воспитанники детских домов оказываются не подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам интернатных учреждений трудно адаптироваться.

Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждаются в социальной защите и в специально-организованной психолого-педагогической помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников Псковского детского дома для детей школьного возраста

2.1 Результаты исследования социальных проблем воспитанников Псковского детского дома для детей школьно возраста

На базе Псковского детского дома для детей школьного возраста было проведено эмпирическое исследование, целью которого был сбор информации о жизни и проблемах воспитанников и выпускников детских домов.

В исследовании анализировались личные дела воспитанников Псковского детского дома для детей школьного возраста, план воспитателей работы детского дома и анкеты, разработанные Общественным институтом развития школы Министерства образования РФ: анкета для работников интернатов и детских домов, анкета для воспитанников интернатов и детских домов, анкета для бывших воспитанников детских домов и интернатов (см. приложения).

В Псковском детском доме для детей школьного возраста на 1 сентября 2003 г. живут и воспитываются 152 воспитанника. При анализе личных дел установлено, что большинство воспитанников (129(~85%) поступили в детский дом из неблагополучных семей; у половины детей (64(~50%) родители страдали хроническим алкоголизмом; у каждого четвёртого ребёнка (38(24,20%) кто-то из родителей находился в заключении; у каждого десятого - родители имели психические заболевания (15(9,55%). Чаще всего это люди без образования или с незаконченным средним образованием, занимающиеся неквалифицированным трудом или ведущие паразитический образ жизни (тунеядцы, БОМЖ и т. д.). Одной из основных причин поступления детей в детский дом послужило лишение родителей родительских прав (120(76,43%) случаев).

Анализ результатов анкетирования педагогического состава детского дома показал, что:

· о дальнейшей судьбе своих воспитанников они узнают от самих выпускников, когда те приходят и рассказывают о себе и о других (100%);

· проблема социальной защиты бывших воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Псковском детском доме существует и стоит очень остро (100%);

· проблемы, с которыми сталкивается большинство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выходе из стен детского дома следующие (см. таблица №1.):

Таблица №1

Сталкиваются очень часто

Сталкиваются, но редко

Не сталкиваются вообще

Продолжение образования

-

15(75%)

5(25%)

Решение жилищной проблемы

20(100%)

-

-

Материальное самообеспечение

20(100%)

-

-

Самостоятельное решение бытовых проблем (покупка одежды, пищи, оплата коммунальных услуг и т. д.)

20(100%)

-

-

Взаимодействие, общение с различными людьми (поиск новых друзей, выстраивание отношений с соседями, родителями и т. д.)

15(75%)

5(25%)

-

Создание собственной семьи

15(75%)

5(25%)

-

Забота о своём здоровье

17(85%)

3(15%)

-

Организация своего досуга (свободного времени, отдыха)

9(45%)

11(55%)

-

Решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций

18(90%)

2(10%)

-

Взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями

18(90%)

2(10%)

-

Защита своих законных прав и интересов (в т. ч. льгот детям-сиротам)

15(75%)

5(25)

-

Отсутствие возможности посоветоваться с взрослыми

7(35%)

13(65%)

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты