Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)

Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях школы-интерната (детского дома)

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Социальное сиротство как важнейшая проблема современной жизни

1.1 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.2 Проблемы социального сиротства в современной России

Глава II. Методы и технологии решения социальных проблем и организации мер по социальной защите воспитанников Псковского детского дома для детей школьного возраста

2.1 Результаты исследования социальных проблем воспитанников Псковского детского дома для детей школьно возраста

2.2 Работа педагогического коллектива Псковского детского дома по решению и профилактике социальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Литература

Введение

В нынешних социально-экономических условиях проблемы детей-сирот в России достигли предельной остроты.

Сиротство как общественное явление на Руси имеет многовековую историю. Судьба детей-сирот издавна решалась на Руси путём призрения. С этим понятием ассоциировалось, прежде всего, устройство подкидышей, незаконнорожденных. Именно они составляли контингент отвергнутых детей, от которых родители пытались избавиться любым путём.

Проблема помощи и поддержки детей, оставшихся по тем или иным причинам без родителей, возникла давно. Прочное основание системы детских воспитательных домов на Руси положила Екатерина II.В 1764 году открыли Московский, а в 1770 году - Петербургский воспитательные дома. В 1902 году насчитывалось уже 126 детских приютов, убежищ и яслей, не считая тех, которые имелись при каждом церковном приходе[8,с.15].

После 1917 года система защиты и воспитания детей-сирот в корне изменилась. Детские приюты были преобразованы в детские дома. Они сыграли большую роль в ликвидации детской беспризорности в годы гражданской войны. Содержание детей-сирот взяло на себя государство. В период Великой Отечественной войны детские дома сыграли особую роль в воспитании детей, родители которых погибли на полях сражений или, как в Ленинграде, во время блокады[47,c.10].

В 1950-60 годы из воспитанников детских домов вышло много талантливых людей. В те годы выпускники легче адаптировались в окружающей жизни, чего, к сожалению, нельзя сказать о нашем времени. С конца 60-х годов речь идёт о так называемом “социальном сиротстве”, т.е. большинство детей, живущих в детских домах, это дети, родители которых лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы, ведут аморальный образ жизни, бросают своих детей. “Социальное сиротство” влияет на детскую психику самым пагубным образом. Из них единицы могут нормально войти в окружающую жизнь, адаптироваться в ней.

Обнаруживается и так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растёт беспризорность огромного числа детей и подростков. При этом школы-интернаты и детские дома переполнены, растут приюты временного содержания. Пополнение этих учреждений идёт за счёт детей из неблагополучных семей. Рушится основа государственного строя - семья. Политические, государственные и общественные деятели не осознают последствий такого разрушения, хотя учёные и практики образования бьют тревогу: лишение или ограничение возможностей удовлетворения ребёнком жизненно важных и социально значимых потребностей, получаемых, как правило, в семье, искажает его личностное развитие.

Особую тревогу вызывают выпускники этих учреждений. Трудности перехода воспитанника государственного учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь существовала всегда во всех странах, где преобладала интернатная система содержания детей-сирот. В 80-е годы в России получило распространение стремление различных общественных организаций активно участвовать в преодолении этих трудностей. Но их деятельность, как правило, сводилась к решению конкретных социальных проблем детей-сирот и защите их прав. Им во многом не хватало системности, глубины анализа и желания вести в этом направлении профилактическую работу.

В современных условиях воспитанники интернатных учреждений особенно нуждаются в социальной защите, которая должна осуществляться в комплексной работе всех педагогов и специалистов (в первую очередь социальных педагогов) интернатного учреждения, которая обеспечит успешную реализацию мер по социальной защите детей-сирот.

Выпускники этих учреждений, как правило, во взрослой самостоятельной жизни продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают зависимыми, чрезмерно критичны к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих. Они испытывают явные трудности при установлении социальных контактов. При выраженном желании создать собственную семью часть из них терпят неудачу. Очень низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает у них потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм.

Трудности социальной адаптации особенно очевидны при сопоставлении ответов сегодняшних воспитанников и выпускников, поживших самостоятельно. Внутри детского дома воспитанники не ощущают особых проблем, их ожидания радужны и безответственны. Самостоятельная жизнь выпускников ставит перед ними проблемы (касающиеся не только организации их быта, отношения к работе, но и сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей), которые они не всегда могут самостоятельно преодолеть.

Поиски оптимизации социальной защиты воспитанников и выпускников интернатных учреждений определили направление исследования как в системе образования, так и в системе органов социальной защиты населения, так как решение проблем воспитанников возможно усилиями этих ведомств.

Цель нашего исследования - выявить социальные проблемы воспитанников интернатных учреждений, определить оптимальные пути и средства социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по социальному сиротству и проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Выявить наиболее сложные социальные проблемы, возникающие у воспитанников интернатных учреждений.

3. Разработать практические рекомендации по решению социальных проблем детей-сирот.

Объект исследования - воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, система их социальной защиты в условиях интернатного учреждения.

Предмет исследования - содержание, методы, технологии социальной защиты детей-сирот в условиях Псковскогодетского дома для детей школьного возраста.

Методы исследования:

· Анализ литературных источников по проблеме сиротства и нормативно-правовых документов.

· Изучение личных дел воспитанников детского дома.

· Наблюдение, беседы, опрос и анкетирование детей и воспитателей.

Глава I. Социальное сиротство как важнейшая проблема современной жизни

1.1 Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Ребёнок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребёнка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота - это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берёт на себя общество и государство[17,с.192]. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях[17,с.299].

Социальное сиротство - негативное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.

Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Понятие, близкое к опеке. Опека - это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»[50,с.445]. Под опекой также понимают лица и учреждения, на которые возложено такое наблюдение. Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательства - опекунством. Под попечением, по сравнению с опекой, может попадать значительно более широкая категория детей. К ним относятся дети, родители которых:

· умерли;

· лишены родительских прав;

· ограничены в родительских правах;

· признаны безвестно отсутствующими;

· недееспособны (ограничено недееспособны);

· отбывают наказание в исправительных колониях;

· обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

· уклоняются от воспитания детей;

· отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребёнок помещён временно.

Согласно закону Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей» опека и попечительство - норма устройства таких детей для содержания, воспитания, образования, защиты их прав и интересов. Опека устанавливаются над детьми, не достигшими возраста 14 лет, попечительство устанавливается над этой категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет. В дальнейшем, употребляя слово «сирота», мы будем иметь в виду ребёнка, оставшегося без попечительства родителей, и социальную сироту.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казённые младенцы», «рождённые чтобы быть покинутыми», «вечные новорождённые» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующие развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), терроризм 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов[29,с.54].

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесён мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение «вековое здание культуры» было введено известным русским философом и культурологом Ю. М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что «культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует её как «негенетическую» память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, можем быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетие, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества»[39,c.46].

Л.Н. Толстой считал, что зло, совершённое человеком, не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу. В одном из индусских источников ему понравилась мысль, которую он включил в свою книгу афоризмов «Круг чтения»: «Зло в этом мире не тотчас даёт плоды, но, как земля, понемногу и в своё время. И плоды эти ужасны»[39,c.71].

Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стёрло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого для человека нет будущего. О необходимости «любви к родному пепелищу» и к «отческим гробам» когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстого известный философ - космист Н.Ф. Фёдоров, разрабатывая свою концепцию воскрешения отцов детьми, главным долгом считал долг памяти[39,c.51].

С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась разрушенной и взаимосвязь поколений. Удар, нанесённый культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, этот институт не исчезнет вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие.

В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесён мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связи между поколениями. При этом практически уничтоженным оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений[18,c.11]. Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано ещё примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших». - писали из Тульской губернии на рубеже XVIII-XIX веков. Общественное мнение резко осуждали лиц, позволяющих себе непочтительное отношение к старшим.

Крестьянская семья всегда, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена[8,c.17].

С разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг «Религия - опиум для народа») исчезла ещё одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за её многовековую историю появились так называемые «отказные» дети, которых матери, не желают брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребёнка. Такие дети пополняли Дома ребёнка, а позже - детские дома и школы-интернаты[8,c.23].

Прошли годы. Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема детей сирот приобретает ещё большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растёт. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать современную эпоху вторым «осевым временем». Известный философ Карл Ясперс, введший это понятие в научный оборот, подразумевал под ним эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нём, «одухотворение человеком смысла бытия»[71,c.117].

Сегодня термин Ясперса приобретает новый смысл. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общественных проблем, от стратегии, разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят: угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др.

С другой стороны, налицо явный кризис культуры, охвативший различные страны и слои общества и приведший к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековечные народные традиции; «крушение гуманизма» (А. Блок), итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни; утверждение надындивидуальных форм культуры - от диктата группы до тоталитаризма; обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе.

Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 10 лет в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали: обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоёв общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» масскультуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал кризис воспитания - серьёзнейшая проблема современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого президент РАО академик Н.Д. Никандров с горечью констатировал: «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная системы ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признаётся необходимым и практически осуществляется во всём мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительного того, что мы строим, куда идём, по каким законам хотим жить»[49,c.6]. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привёл к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребёнка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты