Реализация ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Архангельской области
p align="left">11) управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования.

Предлагая вести, учет граждан, признанных малоимущими, которым предоставляются жилые помещения из муниципального жилищного фонда, Закон, к сожалению, не предусматривает иных категорий граждан, которым в ином порядке и по иным основаниям предоставлялось бы жилое помещение из государственного жилищного фонда, несмотря на то, что федеральным законодателем такая возможность предусмотрена. В действительности проблема заключается в том, что такие категории граждан, как ветераны Великой Отечественной войны, работники бюджетной сферы и некоторые другие категории граждан, имеют размер дохода незначительно выше, чем установленный «пороговый доход» - прожиточный минимум по основным демографическим группам населения, соответственно, они не могут быть признаны малоимущими. Однако эти граждане не могут самостоятельно, за счет собственных средств, решить жилищную проблему, они также не являются участниками государственных федеральных программ, так как не признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указанные категории граждан оказались в «заколдованном круге»: и не бедные - «не малоимущие», и не богатые - самостоятельно не могут решить жилищную проблему.

Жилищный кодекс Российской Федерации не только существенно сократил перечень оснований признания граждан нуждающимися, но и перераспределил обязанность по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

По новому кодексу решение о том, какое количество квадратных метров считается допустимым для проживания, будет определяться на местах (муниципалитетами). С одной стороны, в этой ситуации есть риск того, что муниципалитеты будут устанавливать очень жесткие нормы в данном случае (однако, если вдруг какой-то муниципалитет будет совсем зарываться, непременно начнут действовать механизмы общественного и политического контроля), но, с другой стороны, чем более жесткие нормы будут установлены, тем больше вероятность того, что самые нуждающиеся люду получат бесплатные квартиры быстрее. Самое важное в данном случае, - чтобы это жилье строилось.

В ЖК РФ четко обозначен вопрос приватизации. Главный плюс приватизации - свобода человека в распоряжении своим жильем. Однако это означает и большую ответственность собственников жилья, которые, в частности, могут нести дополнительные расходы на содержание многоквартирного дома, в котором находится их квартира. Интересы людей, проживающих в неприватизированных квартирах, на собраниях собственников жилья многоквартирного дома будет представлять муниципалитет. В данном случае человек застрахован от неожиданного появления каких-то дополнительных расходов (например, на капитальный ремонт дома). Однако человека живущего в неприватизированной квартире, муниципалитет в случае необходимости может переселить в другое равноценное социальное жилье. Кстати, были случаи, когда местные власти позволяли делать то же самое и в отношении собственников жилья. Новый Жилищный кодекс ликвидирует эту возможность. Переселение собственника из однокомнатной квартиры в центре города в однокомнатную квартиру на его окраине сегодня недопустимо. Если земля, на которой стоит дом, изымается для государственных или муниципальных нужд, собственникам квартир должны выплатить полную рыночную стоимость их жилья. В ситуации же с нанимателем один квадратный метр жилья в центре города «равен» одному квадратному метру жилья на окраине. Для упрощения и повышения доступности этой процедуры людям было предоставлено время для бесплатной приватизации.

Говоря о минусах приватизации, нужно упомянуть о действии налога, который платят собственники квартиры.

Согласно Жилищному кодексу у собственников квартир появилось право на землю, на которой стоит их дом. При сдаче дома земельный участок сразу же будет оформляться в общую долевую собственность жильцов. В существующей застройке эта процедура будет проходить несколько сложнее, поскольку межевания участков здесь еще не было, (собственник может установить право собственности на землю только после процедуры межевания), а процесс этот технически и финансово обременителен, а иногда и политически сложен. Однако закон о введении Жилищного кодекса говорит о том, что любой собственник жилья имеет право инициировать процедуру межевания земельного участка, на котором стоит его дом, и получить по ее результатам документы, устанавливающие его право собственности на эту землю. Впрочем, даже если такие документы пока у людей отсутствуют, они все равно по закону являются собственниками земли. Следует также обратить особое внимание на то, что перевод земельного участка в собственность жильцов дома происходит совершенно бесплатно. Таким образом, превратить процесс межевания земельных участков в источник получения неправомерных доходов нельзя. Жилищный кодекс достаточно четок и жесток в данном случае.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что, несмотря на большое количество «проблемных мест» ЖК РФ способствует решению жилищной проблеме в стране. Так, например, в связи с вступлением в силу нового кодекса люди смогут быстрее получать квартиры, поскольку из этих очередей будут уходить граждане, которым выгоднее взять ипотечный кредит (при условии бюджетной поддержки со стороны государства) и самостоятельно купить жилье, чем ждать несколько лет его бесплатного получения. Что касается того, будет ли больше строится жилья, здесь многое зависит не только от жилищного законодательства, но и от экономической ситуации в стране.

В любом случае, реализация ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» и развитие жилищных правоотношений невозможно без современной правовой базы, отвечающей требованиям реальной жизни, центральными элементами которой являются ФЦП «Жилище», новые Жилищный, Градостроительный и Земельный кодексы.

2.3 Нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию Проекта в Архангельской области

За последние 15 лет в Архангельской области накоплены в силу различного рода причин и обстоятельств серьезные социальные проблемы, которые в определяющей степени крайне негативно влияют на условия проживания подавляющей части граждан региона и на экономическое развитие региона. Среди них - состояние строительного комплекса и, как следствие, состояние жилищного фонда области. Строительная отрасль пережила вышеназванный период в состоянии глубокого кризиса. Было практически прекращено жилищное строительство за счет бюджетов всех уровней и так называемое ведомственное строительство. В результате жилищные условия граждан улучшались в крайне незначительных размерах. Ведомственный жилищный фонд, находившийся, как правило, в плохом состоянии, был передан в муниципальную собственность практически без надлежащего финансового обеспечения по его эксплуатации и ремонту. В результате состояние жилищного фонда в целом можно оценивать по многим городам и поселкам области как неудовлетворительное. Подобное состояние и отсутствие реальных перспектив улучшения уровня жизни способствуют сохранению стабильно отрицательной демографической ситуации и оттоку наиболее важной для развития региона части населения в лице грамотных и опытных специалистов и молодежи после получения среднего специального и высшего образования.

Исходя из вышеизложенного, крайне важным в стратегическом среднесрочном определении задач представляется развертывание системы стимулирования восстановления и развития жилищного строительства как основной составляющей части в строительном комплексе и в развитии социальной инфраструктуры.

Современная экономическая ситуация и достигнутая за последние 3 - 4 года стабильность в доходообразующих отраслях Архангельской области сегодня позволяют по-настоящему сформировать реальный областной бюджет развития, начать масштабное финансирование развития жилищного строительства и активную работу на приемлемых и паритетных условиях с Правительством РФ по соответствующим объемам финансирования из федерального бюджета по строительству социального жилья. Такая возможность может появиться только при наличии среднесрочной программы социально-экономического развития региона и отраслевой Программы, действующей также в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в соответствующих подпрограммах и в рамках других федеральных программ, имеющих подпрограммы жилищного строительства.

Среди таких программ и подпрограмм, реализуемых в Архангельской области можно назвать следующие: программа социально - экономического развития Архангельской области на 2005-2008 годы, программы комплексного социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Архангельской области, «Развитие жилищного строительства в Архангельской области на 2005-2008 годы», «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Архангельской области на 2007-2010 годы», «Государственная поддержка отдельных категорий граждан при приобретении (строительстве) жилья с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования в 2008 году», «Обеспечение жильем молодых семей», «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2008 год», «Выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище».

По мнению автора данного проекта, целесообразным будет подробное рассмотрение важнейшей для решения жилищной проблемы в области программы, а именно социально-экономической целевой программы «Развитие жилищного строительства в Архангельской области» на 2005-2008 годы Областной закон «О социально-экономической целевой программе Архангельской области « Развитие жилищного строительства в Архангельской области» на 2005-2008 годы»: [принят Арх. обл. Собранием депутатов 20 сентября 2005 года: по состоянию на 20 октября 2006 года] // «Волна» ». - 11.10. 2005. - № 40..

Главной составляющей частью Программы в части бюджетного финансирования определена задача по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. Для переселения из этого фонда необходимо построить не менее 640 тыс. кв. м социального жилья, на что необходимы средства в объеме 11027 млн. рублей. Настоящей Программой ставится задача по строительству и вводу в эксплуатацию необходимых объемов жилищного фонда и решению проблемы по сносу ветхого и аварийного жилищного фонда в течение 10 лет, на срок действия Программы - строительство 114,4 тыс. кв. м социального жилья.

Цели Программы:

1. обеспечение граждан, проживающих в Архангельской области, жильем, соответствующим социальным стандартам;

2. развитие жилищного строительства за счет всех источников финансирования;

3. развитие строительного комплекса и увеличение его роли как доходообразующей отрасли.

Задачи программы:

- подготовка условий для достижения целей Программы путем подготовки и принятия областных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих и развивающих жилищное строительство;

- обеспечение градостроительной документацией городов и крупных сельских населенных пунктов Архангельской области для планирования их развития и реализации целей Программы;

- обеспечение строительства социального жилья исходно-разрешительной, предпроектной и проектно-сметной документацией;

- строительство и приобретение социального жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;

- строительство и приобретение жилья в сельской местности для закрепления специалистов;

- строительство жилья для молодых семей;

- создание условий и обеспечение развития массового жилищного строительства из внебюджетных источников финансирования, в том числе через ипотечное кредитование.

Для достижения целей Программы должны быть выполнены следующие основные мероприятия:

1) разработка и принятие областных законов и подзаконных нормативных правовых актов в области градостроительства, строительства и архитектуры, а также в сфере регулирования земельных правоотношений;

2) разработка и принятие муниципальных правовых актов по вышеназванным отраслям в пределах компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области;

3) реализация мероприятий подпрограмм:

- «Строительство социального жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»;

- «Строительство и приобретение жилья в сельской местности»;

- «Дом для молодой семьи»;

- «Развитие внебюджетного жилищного строительства»;

- «Градостроительное планирование территорий Архангельской области».

Выполнение всех основных мероприятий Программы позволит обеспечить:

- улучшение социально-экономической ситуации в Архангельской области в части положительного влияния на стабилизацию демографической проблемы, восстановления строительного комплекса и вывода его на позиции одной из ключевых доходообразующих отраслей экономики области, увеличения занятости населения;

- положительные изменения баланса в жилом фонде и сокращение доли ветхого и аварийного жилого фонда;

- резкое увеличение объемов строительства социального жилья и переселение не менее 2600 семей из ветхого и аварийного жилищного фонда на условиях договоров социального найма, появление в муниципальных образованиях маневренного фонда и в соответствующих объемах возможность предоставления данной жилой площади гражданам, находящимся на очереди в

улучшении жилищных условий в установленном порядке;

- создание условий и организацию массового строительства социального жилья для решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного деревянного жилищного фонда и переселения за 10 лет граждан из этого фонда (до 2015 года), а также дальнейший переход к решению проблемы по переселению граждан и сносу ветхого жилищного фонда - многоэтажных жилых домов первых массовых серий;

- создание условий для развития всех видов жилищного строительства за счет внебюджетных источников, резкое увеличение объемов такого строительства, ввод в эксплуатацию не менее 545000 кв. м. жилья за период действия Программы;

- разработку и налаживание механизма государственной поддержки строительства жилья для молодежи;

- закрепление необходимых селу специалистов и возрождение села через жилищное строительство в селах и деревнях;

- значительное привлечение средств федерального бюджета на строительство социального жилья и, соответственно, увеличение объемов строительства, и пополнение областного консолидированного бюджета;

- градостроительное определение перспективных направлений развития территорий области и ее частей, планирование и определение возможностей развития территории области с взаимоувязанным размещением промышленного, сельскохозяйственного, гражданского (в том числе жилищного), транспортного и рекреационного строительства.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

3.1 Процесс реализации Проекта на территории РФ: ход и результаты

Об итогах реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в ходе заседания президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 4 февраля 2008 года выступал Министр регионального развития России Дмитрий Козак Механизмы реализации жилищного нацпроекта будут усовершенствованы: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/themes/2007/12/261728_12202.shtml). Проверено 27.04.2008..

По его словам, анализ результатов работы на первом этапе этого нацпроекта (2006-2007 годы) говорит о «заметных качественных, положительных изменениях» в жилищной сфере. В частности, за январь - ноябрь 2007 года в России построили 44 млн. кв. м жилья, а по результатам года - 66 млн. кв. м, что почти на 4 млн. кв. м. больше, чем было запланировано на 2007 год. Прирост объемов строительства составил более 150 процентов. Все это говорит о том, что в стране наблюдается строительный бум. Небывалые темпы жилищного строительства позволили повысить доступность жилья для россиян. Если в 2006 году купить квартиру или дом могли порядка 17% населения страны, то в 2007 году этот показатель увеличился до 20%.

Такой результат был достигнут благодаря созданию условий для развития конкуренции в строительной сфере и снижению административных барьеров на пути застройщиков. Кроме того, удалось вернуть в оборот земельные участки, которые были «законсервированы» по законодательству, действовавшему до 1 октября 2005 года, и не использовались.

Как рассказал министр, в 2006-2007 годах на повышение уровня доступности жилья также работал и такой инструмент, как стимулирование ипотечного жилищного кредитования. «В 2005 году объем жилищной ипотеки составлял 36 млрд. руб., в 2006 году - уже более 260 млрд. руб., по итогам 2007 года объем выданных ипотечных жилищных кредитов составил более 400 млрд. руб.», - заявил он.

Дмитрий Козак особо отметил «существенную роль для развития ипотечного кредитования в регионах России», которую сыграло Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. «Благодаря его деятельности средние и малые региональные банки получили и продолжают получать доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения», - констатировал глава министерства. По уровню развития системы ипотечного кредитования особо выделяются Тюменская и Магаданская области, заметил он.

За успехи в реализации программы обеспечения жильем молодых семей глава Минрегиона РФ похвалил Нижегородскую, Оренбургскую и Иркутскую области, а также Москву и Санкт-Петербург. Опыт этих регионов, по мнению министра, «достоин всяческого поощрения и распространения». Всего, по словам Дмитрия Козака, за два года поддержку за счет средств федерального бюджета получили около 20 тыс. молодых семей. В рамках региональных программ жилищные условия только в 2007 году улучшили более 40 тыс. молодых семей.

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) в 2007 году выдало льготным категориям граждан 18,4 тыс. государственных жилищных сертификатов (ГЖС). Увольняемым и уволенным с военной службы оформили и выдали 13 012 жилищных сертификатов на сумму 17,12 млрд. руб. Средства господдержки реализовали 8629 бывших военнослужащих. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ при участии других ведомств ведет работу по реализации программы обеспечения жильем военнослужащих и их семей «15+15», размер финансирования которой в 2006 и 2007 годах составил по 15 млрд. руб.

3237 ГЖС получили участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. Им были предоставлены субсидии общей суммой 3,22 млрд. руб., с помощью которых жилье приобрели 2435 человек.

Вынужденным переселенцам было выдано 1094 сертификата на общую сумму 0,94 млрд. руб. Жилье купили 908 граждан этой категории.

Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей получили 1039 ГЖС суммой 1,11 млрд. руб. С помощью этих денег жилье в собственность приобрели 856 переезжающих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты