Реализация ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Архангельской области
p align="left">3. Предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на обеспечение

автомобильными дорогами новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки (3,5 млрд. руб.).

Ожидаемые результаты при успешной реализации проекта к 2010 году:

- увеличение объёмов ввода нового жилья до 80 млн. кв. м.;

- увеличение с 9 до 30 % доли семей, способных приобрести жильё;

- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования (до 600 млрд. руб.);

- содействовать в приобретении или строительстве жилья 181,7 тыс. молодых семей;

- совершенствование нормативной правовой базы;

- повышение качества коммунальных услуг, снижение уровень износа основных фондов предприятий ЖКХ с 60 до 50 %.

Таким образом, благодаря национальному проекту «Доступное и комфортное жилье -- гражданам России» в решении жилищной проблемы государство впервые осуществило комплексный подход, определив три основных направления преобразований - комплексная жилищная застройка, промышленность строительных материалов, реформа системы ЖКХ.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОЕКТА

Приоритетный национальный проект включает федеральную целевую программу (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы с подпрограммами, а также 27 законодательных актов, утвержденных в декабре 2004 года, направленных на реформирование ЖКХ и строительной отрасли, включая Жилищный, Градостроительный кодексы, Федеральные законы: «О жилищных накопительных кооперативах», «О кредитных историях», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и другие нормативно-правовые акты, определяющие правовые, экономические и организационные основы деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение или строительство жилых помещений. Важным с точки зрения правового обеспечения реализации Проекта на местном уровне является ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указанные законы можно разделить на 5 блоков:

первый (базовый) блок -- новый Жилищный кодекс предлагает три варианта использования жилья: частная собственность, коммерческий и социальный наем;

второй направлен на создание условий для развития ипотеки и других форм жилищного финансирования:

третий нацелен на формирование условий для увеличения объемов жилищного строительства;

четвертый касается отмены налога на добавленную стоимость операций по реализации жилых помещений и земельных участков, а также снижения налогов на прибыль и подоходного налога при инвестициях в ипотечные ценные бумаги;

пятый блок законов сориентирован на упрощение сделок с недвижимостью.

Принятие этих законов позволит увеличить ввод жилья до 70-80 млн. м2 ежегодно и довести обеспеченность им до 21,7 м2 на человека. По прогнозным оценкам правительства к 2010 году в 30 раз вырастут и объемы жилищного кредитования (до 600 млрд. руб.). На сегодня главная задача состоит в том, чтобы эти законы заработали.

Рассмотрим подробнее основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие реализацию Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а именно ФЦП «Жилище», новый Жилищный кодекс РФ.

2.1 Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы как основной механизм реализации ПНП

Преобразования в рассматриваемой сфере осуществляются в рамках федеральной целевой программы «Жилище», срок действия которой рассчитан на 2002--2010 годы Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы: [утверждена Постановлением Правительства РФ 17 сентября 2001 года: по состоянию на 31 декабря 2005 года] // «Собрание законодательства РФ».- 24.09. 2001. - № 39. - ст. 3770.. На финансирование программы из федерального бюджета намечено направить 137,5 млрд. руб., при этом размер государственных капиталовложений составляет 136,5 млрд., а научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы будет направлено 70,5 млн. руб.

В программе реализуются некоторые новые подходы к содержанию государственной жилищной политики. Они, в частности, заключаются в следующем:

определены четыре стержневых направления продолжения преобразования -- ЖКХ, обеспечение доступности жилья, жилищное строительство, текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

роль государства ограничена регулированием отношений в области осуществления прав на недвижимость, установлением строительных норм и правил и основных принципов градорегулировання;

средства федерального бюджета намечено направлять исключительно на обеспечение жильем определенных категорий граждан и социальную защиту населения в соответствии с законодательством РФ. Органы местного самоуправления должны отвечать за содержание и использование муниципального жилищного фонда, функционирование и развитие объектов коммунального хозяйства, создавать условия для жилищного строительства;

в качестве наиболее эффективной формы исполнения государством обязательств по обеспечению граждан жильем выбрано предоставление бюджетных субсидий на приобретение жилья с задействованием механизма жилищных сертификатов.

Цель программы -- улучшение жилищной обеспеченности и условий проживания населения.

Мероприятия ФЦП «Жилище», связанные с финансированием из федерального бюджета, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Большинство из них будет реализовано в рамках самостоятельных подпрограмм Бесхмельницын М. Роль государства в обеспечении жилья для населения России // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - №6.- С. 15-21..

1. Существующая практика подтвердила, что наиболее эффективная форма исполнения государством своих обязательств в данной сфере -- предоставление гражданам бюджетных субсидий на приобретение жилья с использованием механизма сертификатов. Это направление реализуется через федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС). Ее целью является обеспечение постоянным жильем граждан, уволенных или увольняемых с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков, путем предоставления им бюджетных субсидий в виде ГЖС. За время действия программы планируется выдать 210 тыс. сертификатов.

2. На обеспечение жильем гражданам, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС производственном объединении «Маяк», а также ветеранов подразделений особого риска нацелена подпрограмма «Обеспечение жильем, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф». Ее финансирование в 2002-2010 гг. за счет средств федерального бюджета запланировано на уровне 1,24 млрд. руб. Кроме того, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, заинтересованным в реализации подпрограммы, рекомендуется принять участие в финансировании за счет средств соответствующих бюджетов.

3. Немаловажное значение придается подпрограмме «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации», в рамках которой осуществляется государственное обеспечение жильем вынужденных переселенцев, имеющим в соответствии с жилищным законодательством право на первоочередное и внеочередное его получение. Объем предусматриваемых в ней расходов из федерального бюджета 8 млрд. руб.

4. С помощью отдельной подпрограммы реализуется Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», на что предусмотрено выделение 14,23 млрд. руб. из федерального бюджета. Жилищные субсидии предоставляются в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере от 75 до 100 % средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья.

5. Подпрограмма «Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур» касается увольняемых и уже уволенных военнослужащих, проходивших службу в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории данного космодрома, а также россиян, постоянно работающих на нем. Указанным категориям граждан за счет средств федерального бюджета предоставляются безвозмездные субсидии на приобретение жилья, в том числе путем выдачи ГЖС.

В соответствии с названной подпрограммой строительство жилья финансируется с использованием государственных инвестиций, а также внебюджетных средств. В 2002- 2013 годах предусматривается обеспечить жильем 8106 семей (22877 человек), в том числе за чет федерального бюджета -- 6487 семей (около 80% общего числа семей, подлежащих отселению). Общий объем финансирования оставляет 2388,3 млн. руб., из них средства федерального бюджета - 1909,8 млн. руб.

6. Задачей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в стране. Общий объем финансирования - 173,4 млрд. руб. Из федерального бюджета предусмотрено затратить лишь 536 млн. руб. (0,3%). Кроме того, в рамках реализации региональных программ предполагается выделить не менее 68,8 млрд. руб. (39,7%) из бюджетов субъектов Российской Федерации, а также привлечь около 104 млрд. (60%) внебюджетных средств, 43 млрд. руб. (24,8%) из которых должны составить личные средства граждан (молодых семей).

7. Цель подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» -- обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания. Данной подпрограммой намечено осуществить до 2010 года ликвидацию существующего аварийного жилищного фонда. На эти цели предусматривается направить 32,0 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета -- 845,0 млн. (2,6%), бюджетов субъектов Российской Федерации -- 18,35 млрд. (57,4), внебюджетных средств -- 12,8 млрд. (40,0%), из них средства предприятий и организаций составят 9,41 млрд., кредитные средства -- 3,12 млрд., средства населения - 0,27 млрд. руб.

8. Продолжается реализация мероприятий программы по обеспечению жильем иных категорий населения. Объем расходов на эти цели за счет средств федерального бюджета предусмотрен в размере 4,4 млрд. руб. В частности для сохранения и развития научного потенциала страны государство оказывает поддержку в решении жилищной проблемы молодым ученым.

9. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федераций» направлена на повышение устойчивости и эффективности функционирования данного комплекса, улучшение качества оказываем услуг с одновременным снижением нерациональных затрат (в том числе за счет реализации мероприятий по энергосбережению). Еще одна задача, решаемая с помощью этой подпрограммы, адресная социальная защита населения в части оплаты жилищно-коммунальных услуг. Неотъемлемыми частями подпрограммы являются, система мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли на основе развития рыночных механизмов её функционирования и мероприятия по финансовой стабилизации, включая решение проблемы накопленной задолженности. Общий объем средств на реализацию подпрограммы предусматривается в сумме 510,47 млрд. руб., из них из федерального бюджета 4,93 млрд.

Таким образом, представленными подпрограммами ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы определены основные направления и объемы использования бюджетных средств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и повышению эффективности жилищно-коммунального комплекса.

Кроме того, по итогам реализации программы «Жилище» за 2003 год можно отметить, что некоторые включенные в нее подпрограммы выполнялись весьма успешно. Прежде всего, это относится к подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» - она получила необходимое финансирование из федерального бюджета, разработана ее новая концепция, упорядочен контроль и учет использования сертификатов, и подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» - она при федеральном финансировании в 0,5 млрд. руб. смогла консолидировать около 13 млрд. региональных, муниципальных и иных средств.

2.2 Жилищный кодекс РФ: роль в решении жилищной проблемы

1 марта 2005 года вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 29 декабря 2004 года. Этот законодательный акт внес много изменений в жилищное законодательство Жилищный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2004 года: по состоянию на 13 мая 2008 г.] // «Собрание законодательства РФ».- 03.01.2005.- № 1 (часть 1). - ст. 14. .

Рассмотрим, какие принципиально новые моменты содержит в себе вступивший b силу Жилищный кодекс РФ и будет ли этот документ реально способствовать решению «квартирной проблемы».

Новый Жилищный кодекс по-иному трактует роль, обязательства и формы содействия государства людям в решении их жилищных проблем.

Рассмотрим, например как Жилищный кодекс регламентирует вопросы, связанные с изъятием жилых помещений, находящихся в собственности граждан, в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, если по этому участку, к примеру, пройдет новая автомагистраль. В части I ст. 32 ЖК РФ говорится о том, что жилое помещение «может быть» изъято у собственника в указанных целях путем выкупа. По сути, при сносе жилых домов собственники жилых помещений могут в первую очередь рассчитывать на денежное возмещение за принадлежавшую ему собственность, которое будет включать в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Меньше гарантий у граждан, имеющих в собственности жилые помещения в многоквартирном доме, если этот дом будет признан аварийным и подлежащим сносу.

Что касается граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, то им и подавно придется рассчитывать только на то, что они имели. В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, то есть если наниматель занимал однокомнатную квартиру или две комнаты в квартире коммунального заселения, то он, соответственно, имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Даже если наниматель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, но очередь на получение большего жилого помещения еще не подошла, он получит только то, что у него было, и будет дальше ждать своей очереди.

Иными словами, такой основополагающий нормативный акт, как Жилищный кодекс Российской Федерации, не предусмотрел каких-то реальных гарантий со стороны государства по обеспечению права граждан на жилище.

Но, несмотря на это, принятый закон приводит жилищное правовое поле в соответствие с Конституцией РФ, которая гарантирует бесплатное предоставление квартиры малоимущим гражданам, а также иным категориям людей, по которым должны быть приняты специальные законы. Старый кодекс противоречил этой статье Конституции, поскольку гарантировал обеспечение жильем каждого нуждающегося в улучшении жилищных условий человека вне зависимости от уровня его дохода. Кроме того, теперь у государства появилась возможность решать жилищные проблемы людей не только путем предоставления им бесплатной квартиры, но и с помощью ипотеки и субсидирования первоначального взноса из средств бюджета.

Новый ЖК РФ определил роль органов местного самоуправления в формировании и реализации жилищных правоотношений, установив круг их полномочий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 16 сентября 2003 года: по состоянию на 29 июня 2005 года] // «Собрание законодательства РФ». - 06.10. 2003. - № 40. - ст. 3822.. Основными среди них являются:

1) признание граждан малоимущими в целях обеспечения их жилыми помещениями на условиях договора социального найма за счет муниципального жилищного фонда;

2) предоставление специализированных жилых помещений, жилых помещений в общежитиях, жилых помещений маневренного фонда, жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, жилых помещений фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилых помещений фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан;

3) установление нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения;

4) установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

5) установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом;

6) утверждение нормативов потребления коммунальных услуг;

7) установление тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги;

8) установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении такого размера;

9) установление стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, отличных от установленных региональных стандартов, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии;

10) предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан за счет средств местного бюджета;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты