Реализация ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Архангельской области
p align="left">2002 г.: «России сегодня нужны более амбициозные цели. Более высокие темпы роста. А наша экономическая политика, повседневная работа государственных институтов должны быть нацелены на решение соответствующих задач. Мало того, эти действия, эта политика должны быть понятны - понятны и поддержаны народом».

В Послании 2003 г. впервые появляется и само ныне хорошо известное каждому понятие «национальный проект». Полемизируя с пессимистически настроенной частью политической элиты, Президент Российской Федерации отметил: «Нередко приходится слышать, что российской экономике не нужны качественные подъемы и «рывки». Что необходимости в крупных национальных проектах, дающих серьезные, этапные приращения, нет. И что вполне достаточно быть последовательными исключительно в проведении уже существующей политики, даже если она и не приносит столь ожидаемых всеми нами высоких темпов роста». При таком отношении к делу, при такой боязни делать ответственный выбор, отметил Президент Российской Федерации, мы не сможем быстро и качественно продвинуться вперед. В качестве важнейшей приоритетной или «амбициозной» задачи в Послании 2003 г. был поставлен вопрос об удвоении в течение ближайшего десятилетия валового внутреннего продукта (ВВП).

О том, что в стране созданы все предпосылки и условия для успешного решения долгосрочных социально-экономических задач, было сказано в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г.: «Сегодня - впервые за долгое время мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев, даже не на год, а на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают нам основание приступить, наконец, к решению проблем, с которыми можно справиться».

Каковы были эти достижения? Национальный доход страны составлял 21 трлн. в 2005 г. Бюджет достиг высокого уровня профицитности. Профицит составил 1,6 трлн. руб. при расходе федерального бюджета всего 3 трлн. Данные экономические показатели стали реальной материальной основой для реализации приоритетных национальных проектов в социальной сфере, затрагивающих коренные жизненные интересы практически всех россиян.

И, наконец, в 2005г. понятие «национальный проект» из области теоретических установок перешло в область непосредственной практики, приобрело вполне зримые очертания. Общие показатели 4 национальных проектов были сформулированы Президентом Российской Федерации 5 сентября 2005 г. в выступлении на встрече с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами Государственного совета Российской Федерации (8). Президент отметил, что за последние 5 лет экономика России выросла почти на 40 %. Проводимый курс обеспечил макроэкономическую стабильность. Однако цифры экономического роста для многих людей нашей страны остаются пока абстрактными, никак не отражаются на их благосостоянии. Наглядным подтверждением этого являлся тот факт, что 25 млн. наших сограждан получали доходы ниже прожиточного минимума.

В качестве важнейших направлений социальной политики государства на ближайшую и среднесрочную перспективу были определены здравоохранение, образование и жилье. Почему именно эти сферы были избраны в качестве приоритетных? Президент Российской Федерации следующим образом ответил на данный вопрос: «Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. Во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов влияет на демографическую ситуацию в стране и создает стартовые условия для развития т. н. «человеческого капитала».

Масштабы финансирования этих проектов сравнимы со всесоюзными стройками. В 2007 году только из федерального бюджета на эти цели выделено 230 млрд. руб. Сами выделенные ресурсы могут составить в будущем до 10% от всех привлеченных бюджетных и внебюджетных средств.

Важнейшая составляющая приоритетных национальных проектов это подход к их реализации. В его основе переход от прямого финансирования к частичному субсидированию кредитов, целевой характер перечисляемых средств, конкурсные принципы и элементы общественной экспертизы. Активное влияние на эти механизмы оказывают и региональные власти. Они разрабатывают планы реализации президентских программ в регионе, анализируют практику проектов, информируют заинтересованных лиц, приглашают представителей бизнеса и общественности.

С пониманием термина «проект» тесно связано и понимание приоритетов в социальной политике государства. Работа над проектом требует понимания не только целей, которые необходимо достичь в ходе работы над приоритетом, но и установления конкретных сроков. Именно в рамках этих сроков должен быть достигнут определенный уровень, «контрольные цифры» проекта.

Задачи в 2006 г. были поставлены на ближайшие два года, при этом эффект от реализации заявленной программы должен ощутить практически каждый гражданин. Так, например, уже к 2008 году было запланировано:

в здравоохранении: в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи; полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;

в образовании: подключить больше половины школ страны к сети Интернет; выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;

в жилищной сфере: обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе; обеспечить массовое строительство новых микрорайонов;

на селе: направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах - а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.

Появление самой идеи о выделении тех сфер жизни общества, на которые следует обратить внимание власти и общества, во многом обусловлено уникальным моментом в истории России, когда общественные институты и властные структуры готовы соединить свои усилия для достижения благополучия населения в масштабах всей страны. Как справедливо заметила заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации А.Ю. Левицкая, «проблемы медицины, образования, доступного жилья и функционирующего сельского хозяйства - это не только, да и, пожалуй, не столько проблемы экономики. Это вопросы национальной безопасности, перспектив демографического развития, имеющие первостепенную политическую важность».

Национальные проекты тесно связано с реализацией федеральных целевых программ. Как соотносятся между собой национальный проект и федеральная целевая программа?

Внешне данные понятия достаточно близки. Это видно даже из их этимологического смысла:

- проект (от лат. projectus, букв. брошенный вперед) - это разработанный план сооружения, устройства чего-нибудь; замысел, план;

- программа (от греч. programma - объявление, распоряжение) это план деятельности, работ.

Однако, национальные проекты в отличие от федеральных целевых программ более публичны, они имеют большой общественный резонанс, им обеспечивается повышенная исполнительность и контроль: назначен особый вице-премьер, проводится масса обсуждений с министрами и депутатами, происходит постоянное публичное отслеживание хода их реализации. Говоря об отличиях национальных проектов от федеральных целевых программ, Д.А. Медведев указывал, что различия между ними заложены в уже самом названии: «Национальные проекты это приоритеты развития страны, а федеральные целевые программы - просто важные задачи. Приоритетов много быть не может. Ни одна страна, даже самая богатая, не выдержит более пяти-шести приоритетов. А федеральных целевых программ может быть сколько угодно. Были бы средства». В настоящее время в сфере социальной политики Российской Федерации действует более 40 таких программ.

Таким образом, национальный проект и федеральная целевая программа различаются по следующим основаниям:

а) по уровню контроля за реализацией: исполнение федеральных целевых программ контролируется Правительством Российской Федерации; реализация национальных проектов находится под личным контролем Президента Российской Федерации через специально созданный для этих целей Совет и межведомственный комиссии;

б) по срокам действия: федеральные целевые программы рассчитаны, как правило, на 5 - 10 лет; национальные проекты имеют более короткий срок исполнения - 2-3 года (за исключением проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»);

в) по порядку управления и исполнения: исполнение федеральной целевой программы осуществляется в рамках соответствующего федерального министерства или нескольких министерств; национальные приоритеты построены по принципу проектного управления с помощью специально созданной структуры федерального уровня, на основе сквозного планирования;

г) по юридическому оформлению: федеральная целевая программа имеет строго определенную форму (требования к ее структуре, содержанию и наименованию входящих в нее разделов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594); национальный проект представляет собой совокупность взаимоувязанных нормативных правовых актов (указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации), объединенных единым замыслом и целью. Так, например, для реализации национального проекта «Образование» предусматриваются разработка и принятие 2 указов Президента Российской Федерации, 5 постановлений Правительства Российской Федерации, 4 распоряжений Правительства Российской Федерации, а также ряда ведомственных нормативных правовых актов.

В определенном смысле национальные проекты, при всем их конкретном, даже прагматическом наполнении, - это концепция новой политической философии развития государства и общества, апробирование новой стратегии развития страны на долгосрочную перспективу.

Спустя пять месяцев после того, как президент впервые представил национальные проекты, (по состоянию на 1 февраля 2006 года) во ВЦИОМ было проанализировано отношение к ним самих россиян. Итак, заявленный поворот государства лицом к социальной сфере положительно оценили 69% опрошенных, негативно -- только 5%. Еще четверть к нему индифферентна.

Высказанные властью намерения признавались вполне реальными -- денег у государства достаточно, чтобы реализовать планы президента в полном объеме. Только 6% россиян не верили в серьезность намерений президента, считали его заявления пустыми обещаниями. Большинство же -- 61 % -- были уверены, что обещанные расходы вполне посильны для бюджета. Опасались, что денег может попросту не найтись, только 13%, а еще 8% полагали, что если средства есть, то их лучше направить на другие цели О месте и роли приоритетных национальных проектов в военно-социальной политике российской федерации // Право в Вооруженных Силах. - 01.08.2006. - 8. - С. 7.

.

Успех Проектов достигается только солидарными усилиями государства, бизнеса и общества, именно поэтому они и называются национальными, т.е. касающимися всей страны и всего общества.

1.3 Содержание и цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье -- гражданам России» -- программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов в 2005 году. Данный проект имеет особую социальную значимость, масштаб, сложность и комплексность проблем среди других проектов, поскольку он является своего рода базой, материальной основой для реализации задач, поставленных в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Нацпроект рассчитан до 2010 года. В ходе реализации программы необходимо решить четыре задачи:

Во-первых, при помощи развития системы рефинансирования кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг увеличить объем ипотечного жилищного кредитования (а процент по ипотеке снизить в два раза);

Во-вторых, повысить доступность жилья для ряда категорий населения: молодых семей, военных, специалистов на селе и т. п. Главный инструмент повышения доступности -- целевая господдержка за счет бюджетных средств;

В-третьих, увеличить объем жилищного строительства и модернизировать коммунальную инфраструктуру. Для этого предполагается предоставлять гарантии по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство и субсидировать процентную ставку по таким кредитам;

И, наконец, в-четвертых, государство должно выполнить все обязательства по обеспечению жильем льготников.

В систему управления Проектом заложен особый механизм: координация процесса реализации нацпроекта возложена на Министерство регионального развития и Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также созданную распоряжением президента Российской Федерации специальную межведомственную рабочую группу.

Ведущей комиссией по Проекту является Комиссия по развитию рынка доступного жилья.

Работу Комиссии можно разделить на пять основных направлений:

первое из них - это законодательное: нормативная база и практика ее применения;

второе направление - строительный блок, в котором главное: градопланирование (совершенно очевидно, что необходимо переходить от точечной к комплексной застройке), вовлечение в оборот под строительство земельных участков, проведения аукционов, инфраструктура в самом широком смысле слова: электричество, тепло, газ, вода; социальная инфраструктура; и, наконец, реализация масштабных пилотных проектов в значительном количестве регионов РФ;

третье направление - промышленность строительных материалов. Планируется подготовить детальный анализ и составить балансы по всем ключевым составляющим строительных материалов, а также разработать оптимальный план размещения так называемых материнских заводов;

четвертый блок - кадровое обеспечение (прежде всего рабочими специальностями) как строительной индустрии, так и промышленности стройматериалами;

и, наконец, пятое направление - блок изучения и стимулирования спроса.

В качестве главного механизма реализации Проекта выступает федеральная целевая программа «Жилище». Правительство РФ намерено содействовать развитию массовой жилищной застройки, сокращению сроков согласования документации и упрощению выделения земель; ликвидации коррупции и локальных монополий.

В 2006--2007 приоритетными являлись четыре направления:

- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

- повышение доступности жилья;

- увеличение объемов строительства жилья и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

На первом этапе (2006--2007) реализации проекта из средств федерального бюджета было выделено 134,3 млрд. руб., в том числе прямые расходы -- 84,7 млрд. руб. и государственные гарантии -- 49,6 млрд. руб.

Однако планировалось, что основной объём финансирования будет обеспечен внебюджетными источниками Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на 2007 год: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/habitation_doc_1_2007.doс). Проверено 28.04.2008..

Направлениями реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее -- Проект) на 2008 год являются:

- улучшение жилищных условий молодых семей;

- увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

- увеличение объемов жилищного строительства.

В 2008 год объем финансирования Проекта за счет средств федерального бюджета составит 32,4 млрд. руб. Также будут предоставлены государственные гарантии на 28,0 млрд. руб.

Рассмотрим детально каждое из направлений Проекта на 2008 год Направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий демографической политики и программы газификации регионов Российской Федерации в 2008 году: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/main/docs/z42.indd.pdf). Проверено 28.04.2008..

- Улучшение жилищных условий молодых семей

Предоставление субсидий 50 тыс. молодых семей на приобретение жилья, оплату первоначального взноса при получении или на погашение ипотечного кредита, на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья. Доля федерального бюджета будет определяться индивидуально для каждого субъекта Российской Федерации с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъекта и составит от 10 до 35% от цены приобретаемого молодыми семьями жилья. Из федерального бюджета на эти цели будет направлено 4,6 млрд. руб.

Дополнительно субъекты, участвующие в подпрограмме, предоставляют участникам подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) ребенка на цели погашения части кредита (займа) или компенсацию затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.

- Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования

Увеличение объема ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 600 млрд. руб. в 2008 год, увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств до 25%.

1. Развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, включая предоставление ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (далее -- АИЖК) государственных гарантий Российской Федерации в размере 28 млрд. руб., а также увеличение уставного капитала АИЖК на 6 млрд. руб.

2. Реализация комплекса мер по формированию инфраструктуры рынка ипотечного жилищного кредитования и ипотечных ценных бумаг, включающая внесение изменений в законодательство Российской Федерации, позволяющих осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги, а также включение облигаций с ипотечным покрытием в перечень ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России.

- Увеличение объемов жилищного строительства

Основной целевой показатель -- увеличение годового объема ввода жилья в 2008 году до 72,5 млн. м2.

1. Предоставление субсидий на полное возмещение затрат на уплату процентов по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой как при малоэтажном, так и при многоэтажном жилищном строительстве (10,8 млрд. руб.).

2. Субъекты Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе, получат государственную поддержку на модернизацию коммунальной инфраструктуры на завершение строительства незаконченных объектов коммунальной инфраструктуры по проектам, отобранным в 2006-2007 гг. (7,5 млрд. руб.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты