Реализация ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Архангельской области

Реализация ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Архангельской области

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Одним из удачных и перспективных направлений социальной политики государства на сегодняшний момент являются приоритетные национальные проекты (далее ПНП), инициированные Президентом РФ в сентябре 2005 года. Они представляют собой одну из важнейших социально-политических инноваций последних лет. В условиях перехода государственного и муниципального управления от управления по затратам к управлению по результатам, приоритетные национальные проекты являются своеобразным показателем способности государственной и муниципальной власти достигать амбициозные цели развития страны.

Основной целью проектов является повышение качества жизни граждан России, приближение его к уровню в ведущих странах. Благодаря концентрации бюджетных и административных ресурсов в рамках проектов удастся повысить эффективность государственного и муниципального управления и обеспечить инновационный путь развития экономики страны, направленный на накопление человеческого капитала.

Разработка и реализация приоритетных национальных проектов предусматривает необходимость привлечения внушительных финансовых ресурсов, огромного числа организаций, труда миллионов людей, широкого освещения в средствах массовой информации. Для достижения поставленных целей недостаточно просто потратить выделенные средства, необходимы меры по координации ресурсов и выделению приоритетов инвестирования с применением современных методов управления, таких как бюджетирование, ориентированное на результат, и проектный менеджмент. В таких условиях трудно переоценить важность государственного управления проектными мероприятиями.

Вместе с тем, обозначение такого рода практики выступает как новация для всей системы государственного и муниципального управления, поскольку требует ориентации не только на краткосрочную (ситуация до принятия проектов), но и на среднесрочную перспективу.

В качестве отраслей реализации национальных проектов выбраны самые важные, непосредственно влияющие на уровень жизни населения, а именно: образование, жилищное строительство, здравоохранение и сельское хозяйство.

В центре внимания рассматриваемого дипломного проекта будет находиться ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» (далее Проект, ПНП), и этот выбор не случаен. Именно жилищная проблема является в настоящий момент наиболее острой для многих граждан РФ. Половина российских семей, в той или иной степени, не удовлетворены жилищными условиями. Каждая четвертая семья имеет жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии. По некоторым оценкам, общая потребность населения России в жилье составляет 1 569, 8 миллиона квадратных метров. Удовлетворение этой потребности требует увеличения жилищного фонда на 46, 1 процента. Трагедией является огромное количество ветхого жилья -- 93 млн. кв. м, из них 11,2 млн. кв. м -- аварийное; из 3 млрд. кв. м жилья более половины нуждается в ремонтеДоля ветхого жилья в жилфонде: [Электронный документ]. (www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d01/04-21.htm). Проверено 27.04.2008. «Не может страна с такими резервами, накопленными за счет нефтегазовых доходов, мириться с тем, что миллионы ее граждан живут в трущобах», -- одна из самых ярких фраз восьмого послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Если до 1991 года проблема ветхого жилья еще как-то решалась с помощью планового капитального ремонта, строительства и переселения людей в новые дома, то с начала 90-х годов выделение средств на капремонт было прекращено. Вследствие этого жилье, которое при соответствующем содержании послужило бы еще не один десяток лет, стало разрушаться. Большинство граждан, проживающих в таких условиях, сами решить этот вопрос не в состоянии, поэтому государство должно взять на себя ответственность за проведение модернизации жилищного фонда. В связи с этим, предложенный Президентом РФ В.В. Путиным ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является сильнейшим импульсом для преобразований в жилищной сфере.

Реализация данного проекта является необходимой составляющей всей системы государственного и муниципального управления и для Архангельской области. Так, более 65 % жилищного фонда региона признано непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износаЖилищный фонд области // Аналитическая записка территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области. 2007. - Архангельск, 2007. - 12 с.

, темпы жилищного строительства, несмотря на увеличение на сегодняшний день (в 2003 году было введено в действие 199,6 кв. м на 1000 населения, а в 2007 -222,9 кв. м) все еще не могут обеспечить в полной мере потребности населения в жилье, из 61,1 тысячи семей, состоявших на учете на получение жилья (на конец 2005 года), количество получивших составило всего 2,1 тысячу семей и т.д. Все это свидетельствует о необходимости принятия соответствующих мер в данном направлении, осуществление которых будет проходить в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Данные факторы обуславливают актуальность темы дипломного проекта.

Объект исследования - ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

Предмет исследования - анализ реализации приоритетного национального проекта в Архангельской области.

Цель дипломного проекта заключается в исследовании реализации Проекта в России и в Архангельской области, и разработке конкретных рекомендаций по повышению эффективности его выполнения.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть содержание, цели и направления ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в контексте современной социальной политики РФ;

2. Проанализировать федеральное законодательство (ПНП, ФЦП «Жилище», Жилищный кодекс РФ) и нормативно-правовую базу области и муниципальных образований, направленную на улучшение жилищных условий населения;

3. Рассмотреть процесс реализации ПНП в России и в Архангельской области за истекший период, подвести итоги;

4. Обозначить проблемы реализации Проекта, характерные в целом для РФ и, в частности, для Архангельской области, и разработать конкретные предложения для повышения эффективности их решения.

Источниками для написания дипломного проекта послужили, прежде всего, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, составляющие законодательную базу Проекта Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы: [утверждена Постановлением Правительства РФ 17 сентября 2001 года: по состоянию на 31 декабря 2005 года] // «Собрание законодательства РФ».- 24.09. 2001. - № 39. - ст. 3770..

Основные направления современной социальной политики были определены в ежегодных посланиях Президента, а также в выступлении В.В. Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания, и членами президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 года. Путин В.В. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания, и членами президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 года: [Электронный документ] // Сборник материалов Торгово-промышленной палаты РФ. - 2006. - №1. (http:www.tpprf.ru/img/uploaded/2007061421035). Проверено 30.04.2008.

Большую когнитивную ценность, с точки зрения рассмотрения Проекта в контексте современной социальной политики имела работа коллектива авторов под руководством Н.А. Волгина. Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / Под. общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. - М.: Альфа-Пресс, 2006 . - 568 с. Важную роль при рассмотрении национальных проектов в региональном аспекте сыграла книга А. В. Сметанина «Архангельская область: истоки, свершения, перспективы» Сметанин А.В. Архангельская область: истоки, свершения, перспективы. - Архангельск: Правда Севера, 2007.- 675 с. .

Изучаемая тема, ввиду её актуальности и социальной значимости, нашла свое отражение во многих научных публикациях периодических изданий и сборников. Наиболее полный анализ процесса реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» был представлен в таких статьях, как «Жилье станет доступней» В. Воробьевой Воробьев Владислав. Жилье станет доступней // Российская газете.- 01.11.2006.- № 245.-

С. 2-3., «Жильё, доступное не всем» Н. Кучер Кучер Н. Жилье, доступное не всем // Парламентская газета. - 21.06.2007.- № 83.- С. 2-3., «Ипотека подогрела цены» Т. Смольяковой. Конкретные меры по совершенствованию выполнения Проекта на территории РФ были предложены в статье И. Ступина «Другие города» Ступин И. Другие города // Эксперт. - 27.02.2006. - 8. - С.15-17..

Основные жилищные проблемы Архангельской области, такие как высокий износ жилфонда, отсутствие массового строительства недорогого жилья, неподготовленность муниципальных образований области к выполнению мероприятий по нацпроекту, и пути их решения были обозначены в статье С. Григорьева «Жилищный вопрос: кто виноват и что делать?» Григорьев С. Жилищный вопрос: кто виноват и что делать? // Правда Севера. - 26.07.2006. - С.2.. Рекомендации по повышению эффективности реализации ПНП в области были рассмотрены в статье В. Крупчака «Федеральные законы не выполняются» Крупчак В. Федеральный законы не выполняются // Архангельск. - 31.05.2006. - № 95. - С. 4-5.

.

Следует отметить, что, несмотря на то, что тема национальных проектов в России является на сегодняшний день одной из центральных, наиболее освещаемых в СМИ, на уровне регионов пока отсутствует систематический анализ данной проблемы.

Основные показатели жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства региона были указаны в статистических сборниках территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области.

Основные направления и итоги реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» были представлены на сайте, посвященном национальным проектам (www.rost.ru) Направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий демографической политики и программы газификации регионов Российской Федерации в 2008 году: [Электронный документ]. (http://www.rost.ru/main/docs/z42.indd.pdf). Проверено 28.04.2008., ход и итоги реализации Проекта в Архангельской области - на сайте www.dvinaland.ru О ходе реализации приоритетного национального проекта « Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: [Электронный документ]. (http://www.dvinaland.ru/national/house/). Проверено 24.04.2008. , информация, необходимая для обоснования экономической эффективности различных способов ипотечного жилищного кредитования в регионе - на сайтах www.ipoteka29.ru. Программа Архангельского регионального оператора по ипотечному жилищному кредитованию «Своя квартира»: [Электронный документ]. (http://www.ipoteka29.ru/credits/47.shtmlwww.ipohelp.ru). Проверено 15.05.2008.,www.ipohelp.ru«Молодая семья» - рубли: [Электронный документ]. (http://www.ipohelp.ru/programs/600270.html). Проверено 15.05.2008.

.

Основными методами поиска и обработки информации стали метод анализа и синтеза. Они применялись при изучении материалов по современной социальной политике РФ, содержанию и основным направлениям рассматриваемого приоритетного национального проекта, исследовании реализации ПНП в России и в Архангельской области: оценка результатов и определение проблем, и разработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности реализации Проекта.

Кроме того, обязательными являлись следующие методы и приемы, а именно: текстологический анализ нормативно-правовых актов, обеспечивающих выполнение Проекта, анализ статистической информации по жилищному фонду, строительству и строительному комплексу, контент-анализ периодических изданий по изучаемой теме, SWOT- анализ отечественной и зарубежной практики решения жилищных проблем, социологический опрос населения (при определении оптимальной ипотечной программы), метод аналогий и сравнений (сравнение достигнутых результатов реализации проекта с запланированными), математические (расчет параметров ипотечных программ, обработка результатов анкетирования) и графические методы (построение таблиц, диаграмм и графиков).

Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности решения жилищных проблем населения с помощью приоритетного национального проекта как в отдельно взятом регионе (Архангельская область), так и в России в целом.

Конкретным практическим решением жилищного вопроса для определенной категории населения стала разработка оптимальной ипотечной программы для молодых семей в Архангельской области.

Данные факторы обуславливают структуру работы, которая включает в себя введение, четыре главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

1. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Роль социальной политики в развитии инновационной российской экономики

В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: по состоянию на 12 июля 2006 года] - М.: Литера,2003.- С. 5. В п.2 ст.7 определены задачи государства в сфере обеспечения социально-экономических условий жизни граждан России. Согласно Конституции РФ государство несет ответственность перед гражданами страны и обязано гарантировать населению удовлетворение основных социальных стандартов, иными словами государство реализует социальную политику.

Понятие «социальная политика» стало часто применяться при анализе государственного и муниципального управления и прочно вошло в обиход большинства населения страны. Ученые по-разному дают трактовку понятия «социальная политика». В данной работе будем придерживаться определения, данного В. М. Капицыным. По его мнению, «социальная политика - совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подвергаемых рискам, в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования».

Различают три основных типа социальной политики: 1. ориентированная на определенные социальные гарантии (главная цель - создание необходимого минимума для всех), 2. социальное выравнивание (построение всеобщего равенства путем перераспределения национального дохода) 3. политика социальной гармонизации (главная цель - предотвратить столкновение интересов различных социальных слоев общества). В зависимости от субъекта различают следующие ее виды: государственная, региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. По своей сути социальная политика это многогранный процесс и только по таким элементам, как уровень заработной платы, безработицы и т.д. нельзя судить о ней в целом.

Задачи социальной политики известны и активно обсуждаются. Это повышение качества жизни населения, сведение к нулю числа граждан, проживающих за «чертой бедности», уменьшение дифференциации по доходам среди наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения, эффективное функционирование учреждений социальной сферы и т.д. Эти проблемы являются наиболее концептуальными и требуют неотложного решения.

Реформирование российской экономики, инновационный путь её развития в последние годы заложили определенный фундамент для повышения способности общества к модернизации и прогрессу, в частности к разработке эффективной социальной политики.

Необходимость реформирования социальной политики возникла в связи с потребностью в приведении социальной сферы в соответствие с запросами общества, обновлении социальных технологий для более эффективного и отвечающего нынешним нуждам общества решения социальных проблем. Одновременно нужно подчеркнуть, что такое реформирование является непременным условием более эффективного использования ресурсов, направляемых на социальные цели Социальная политика в муниципальных образованиях: учебник / Под. общ. ред. Н.А. Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова. - М.: Альфа-Пресс, 2006 . - С.10.

.

Первоочередной задачей также является восстановление в значительной мере утраченного контроля за использованием бюджетных средств, выделяемых для социальной сферы.

Практика деятельности современных развитых государств в сфере управления социальным развитием общества свидетельствует о том, что эффективность социальной политики в значительной степени обусловлена наличием у государства научно обоснованных, базирующихся на реальных результатах социально-экономического развития прогнозов, программ и планов действий в данной сфере, как на ближайшую, так и на более отдаленную перспективу. Отсутствие четких целей развития или их неправильный выбор могут повлечь за собой тяжелые последствия для всего общества и создать затяжную кризисную социально-экономическую ситуацию.

В связи с этим, выполнение задач социальной политики на современном этапе развития российского государства осуществляется за счет реализации большого количества социальных проектов и программ. Так, с 2006 года выделено четыре крупных направления социальной политики, принявшие форму приоритетных национальных проектов.

Таким образом, основу современной социальной политики России составляют приоритетные национальные проекты в сфере здравоохранения, образования, развития сельского хозяйства и решения жилищной проблемы.

Современная социальная политика, направленная на «инвестиции в человека», активно влияет на экономику страны, интенсифицируя ее рост.

1.2 Сущность и содержание приоритетных национальных проектов

Осенью 2005 года в Российской Федерации были одобрены четыре приоритетных национальных проекта: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса» Путин В.В. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания, и членами президиума Государственного Совета 5 сентября 2005 года: [Электронный документ] // Сборник материалов Торгово-промышленной палаты РФ. - 2006. - №1. (http:www.tpprf.ru/img/uploaded/2007061421035). Проверено 30.04.2008.. С тех пор понятие «национальный проект» прочно вошло в повседневный лексикон государственных и общественных деятелей, а также средств массовой информации и стало представлять собой форму решения перспективных социально-экономических задач государства.

Процесс перехода России к современной социальной политике состоит из нескольких этапов, которые можно описать выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию.

Впервые вопрос о необходимости разработки и возможности реализации долгосрочных планов решения перспективных социально-экономических задач, имеющих непосредственное отношение к конкретным нуждам и запросам населения России, был поставлен в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты