Разработка комплексных программ по решению актуальных социальных проблем
бобщая сказанное выше, сделаем выводы. Прежде всего следует отметить, что развитие диагностики и диагностической процедуры в рамках двух направлений (социологического измерения и прикладной социологии) обусловило специфику трактовки данного метода. В первом случае сфера его применения ограничивается решением теоретической задачи распознавания латентных свойств объекта с помощью ряда индикаторов, эмпирически обнаруживающих себя и принципиально измеримых. Во втором она значительно шире и предполагает выполнение не только теоретических, но также практических функций, связанных с обоснованием и принятием управленческих решений. В то же время анализируемые трактовки диагностики, в сущности, не противоречат друг другу. Они не являются взаимоисключающими. Установление соотношения, связи "конструкта" и его эмпирических индикаторов, на наш взгляд, выступает необходимым условием осуществления практической функции диагностики, поскольку без измерения состояния конкретного объекта или процесса крайне затруднительно (если не сказать более, невозможно) осуществить его оценку.

Диагностическая процедура в своем прикладном значении может быть эффективно использована для анализа социальных проблем и выработки управленческих воздействий, направленных на их разрешение. Она позволяет формировать поле проблем, находить их внутреннюю взаимосвязь, выявлять среди них ключевые, определять степень их остроты и насущности, значимость для общества и исходя из этого намечать стратегию взаимосогласованной деятельности различных субъектов социально-экономической жизни для устранения или разрешения существующих проблем. С помощью диагностики можно анализировать внутреннюю структуру конкретной проблемы, устанавливать ее истоки, стадию развития, а также оценивать величину ущерба от ее сохранения, что создает возможность более глубоко, разносторонне и взвешенно подходить к постановке целей социального управления.

Диагностика имеет принципиальное значение для разработки целей социальных программ, выявления общей логики решения проблем, связанных с их достижением. Она сокращает вероятность ошибок, возникающих при трансформации проблем в цели, что особенно важно для определения стратегических направлений удовлетворения насущных потребностей людей.

Диагностика дает возможность свести к минимуму элементы субъективизма в целеполагании, так как путем научного анализа устанавливается взаимосвязь различных проблем, их взаимообусловленность и соподчиненность. Исходя из этого выявляется ключевая (корневая), устранение которой приводит к решению многих других проблем. Например, в первые годы социалистического строительства в нашей стране решение проблемы электрификации позволило существенно снизить затраты живого труда и высвободить время на собственно социальное развитие (были сформированы и стали развиваться быстрыми темпами отрасли социальной сферы, такие, как народное образование, медицина, культура), повысить качественные характеристики живого труда (его производительность, уровень квалификации и образования работников), коренным образом изменить сельский образ жизни и др.

Диагностика социальных проблем может и должна выступать в качестве метода социального программирования, поскольку их системное исследование является необходимым условием разработки соответствующего комплекса управленческих воздействий на различные сферы социальной жизни. Будучи таковой она представляет собой совокупность способов, приемов научного обоснования проблем, решаемых посредством управления, их логической увязки с целями, возможностями и ресурсами социально-экономического развития.

Мы рассматриваем диагностику социальных проблем как прикладное социологическое исследование состояния социального объекта (общества, территориальной общности, социальной группы, трудового коллектива) с целью выявления отклонений и нарушений его нормального функционирования и развития. Она включает в себя анализ конкретной ситуации, выявление наличия социальных проблем и их типологизацию (определение принадлежности к установленному классу).

Анализируя социальную ситуацию, необходимо обращать внимание на устойчивые тенденции, свидетельствующие о нарушении пропорций социального воспроизводства, такие, как рост несоответствия между объемом и структурой общественных потребностей и объемом и структурой производства жизненных благ; снижение рождаемости, увеличение смертности; неблагоприятные сдвиги в социальной структуре общества (повышение удельного веса нетрудоспособного населения, увеличение доли семей, имеющих совокупный доход ниже прожиточного минимума, усиление имущественной и подоходной дифференциации); повышение интенсивности миграции; рост национально-этнических конфликтов. При этом объектами исследования должны стать факты, свидетельствующие о нетипичных для данного общества девиациях.

Диагностика социальных проблем предполагает также использование данных эмпирических исследований социального самочувствия населения, свидетельствующих о том, насколько оно осознает конкретную проблему, как оценивает ее, есть ли у людей ощущения тревоги, неудовлетворенности, беспокойства за будущее своей семьи, своих детей, готовы ли они самостоятельно выходить из сложившейся ситуации или рассчитывают на "внешнюю" помощь при сохранении собственной пассивной позиции, какие действия они намерены предпринимать для улучшения своего положения. Эти данные позволяют сделать вывод об остроте проблемы, о возможных действиях со стороны самого населения и необходимых действиях со стороны государства для ее разрешения (смягчения). В этом случае объектом исследования выступает общественное мнение.

Кроме того, в процессе диагностики важно заострять внимание на поведении заинтересованных групп людей, т.е. тех, в чьих интересах сохранение данной проблемы, тех, в чьих интересах ее быстрейшее разрешение, а также тех, кто выступает в роли посредника между названными выше группами. Это дает возможность выявить противоречия в интересах различных социальных групп и возможности их разрешения средствами управления.

В таком контексте она отражает логику социальной проблематизации исходя из диалектико-материалистического понимания социальной реальности. В ее основе лежит анализ противоречий социального функционирования и развития общества, в ходе которого выясняются социально-экономические диспропорции и их влияние на жизненно важные потребности, коренные интересы, основополагающие ценности отдельных социальных групп. Более того, определяется, насколько имеющиеся противоречия осознаются субъектами социальной жизни, существуют ли конкретные действия со стороны людей, направленные на их разрешение. Таким образом устанавливается наличие проблемы, ее масштабы, острота и насущность.

Проведение диагностики предполагает разграничение проблем по различным основаниям. При этом наиболее значимыми признаками выступают содержание и характер проблемы, ее масштаб, а также величина наносимого ею социального ущерба. Исходя из содержания можно выделить проблемы социального функционирования, социального развития и социального управления. К первой группе относятся те, которые связаны с противоречиями, возникающими в процессе удовлетворения постоянно возрастающих потребностей людей и, в частности, жилищная, продовольственная, проблема обеспечения населения услугами предприятий и учреждений социальной инфраструктуры. Ко второй группе относятся те, которые отражают противоречиями в интересах социальных групп, классов, национальных и территориальных общностей, общества и личности, которые обусловлены различиями социально-экономического положения соответствующих групп и выступают как результат их взаимодействия. Третью группу составляют те проблемы, которые выражают противоречия между субъектом и объектом управления и возникают в результате относительного обособления субъекта от объекта. Данная классификация позволяет выйти на специфику механизма решения разных групп проблем.

По характеру проблемы подразделяются на исходные (ключевые, корневые), лежащие в основе других проблем, и производные. Установление ключевых проблем связано с обоснованием ведущего звена социального развития, что имеет принципиальное значение для определения направлений и темпов социальных преобразований, для установления приоритетов в распределении и использовании ресурсов, находящихся в распоряжении общества или отдельных его подсистем.

С точки зрения масштабности проблемы можно классифицировать как общегосударственные (общенациональные), региональные (национальные), локальные (отдельных социальных групп). Такое деление дает возможность "развести" субъекты решения проблем, определить сферы компетентности органов управления различных уровней иерархии, уточнить их полномочия и ответственность.

По величине последствий можно выделить неотложные, остростоящие проблемы, проблемы ближайшей и отдаленной перспектив. Указанная градация дает возможность более рационально распределять общественные ресурсы во времени, а также более обоснованно расставлять приоритеты в деятельности органов управления различного уровня и ранга.

Диагностика социальных проблем как метод программирования включает не только описание и типологизацию последних, но также определение проблемного объекта в качестве особого объекта управления. Проблемный объект представляет собой совокупность социальных агентов (будь то предприятие, организация, отрасль, региональное или иное образование) и отношений между ними, состояние которых порождает проблему и требует принятия специальных управленческих решений. Например, когда речь идет о преступности, то в состав проблемного объекта следует включать не только преступников, но также органы безопасности, правопорядка, правосудия, тюрьмы, исправительные колонии, органы социальной реабилитации и пр., т.е. те субъекты социальной жизни, поведение и взаимодействие которых при определенных условиях приводят к росту или снижению преступности, изменению ее масштабов и форм. На эти субъекты впоследствии будет направлено управленческое воздействие.

Проблемный объект - это открытая система, являющаяся подсистемой более сложной социальной системы. Исходя из этого решение проблемы возможно двумя путями: либо посредством перевода его в новое состояние, либо посредством изменения свойств всей социальной системы. Например, в нашей стране долгое время (до конца 1980-х гг.) перепродажа товаров с целью наживы рассматривалась как спекуляция и квалифицировалась как разновидность экономических преступлений. Данное явление попадало в разряд факторов, обусловливающих проблему преступности. В ходе перестройки социально-экономической и социально-политической жизни России, постепенного утверждения рыночных основ хозяйствования были приняты новые нормативные акты, регулирующие экономическое поведение и разрешающие свободную торговлю как разновидность предпринимательства. Так в результате изменения норм хозяйственной жизни спекуляция из разряда экономических преступлений попала в разряд узаконенной коммерческой деятельности. Таким образом, изменение свойств всей социальной системы привело к тому, что данный аспект проблемы был снят.

В проблемном объекте следует выделять социальную, функциональную и хронологическую структуры. Социальная структура - это основные характеристики "человеческой" составляющей проблемного объекта. Применительно к преступности - это половозрастные, социально-классовые, национально-этнические, профессионально-квалификационные характеристики преступников, это структура государственных и негосударственных социальных институтов, оказывающих воздействие на преступность. Функциональная структура включает множество социальных процессов, приводящих к возникновению проблемы. Например, убийства, грабежи, разбой, хищения, хулиганство - все это процессы, свидетельствующие о наличии преступности. В то же время коррупция в государственном аппарате свидетельствует о том, что преступность становится социальной проблемой. Хронологическая структура отражает динамику проблемного объекта, основные тенденции его развития. Приведенная структуризация позволяет выявлять специфику управленческого воздействия в зависимости от того, кто входит в данный проблемный объект, какие процессы его характеризуют, каковы его масштабы и темпы изменения.

Диагностируя социальные проблемы, необходимо иметь в виду относительный характер их решения, цикличность, системность проблем. Это требует комплексного подхода к программированию, а также соблюдения таких принципов, как экономичность использования и целесообразность концентрации ресурсов, выделяемых на реализацию разработанных программных мер.

В ходе диагностики важно исследовать "жизненные циклы" проблем и исходя из этого определять стадии их развития (возникновение, обострение, разрешение). Задача специалистов - выявить, насколько глубока проблема и в зависимости от этого оценить ее значимость для общества, а также обосновать направления ее решения. Следует подчеркнуть, что последствия решения проблемы неодинаковы для различных стадий ее развития. Если в процессе целенаправленного воздействия она разрешается в начале своего становления, то тем самым мы ограничиваем реализацию потенциала ее стимулирующего, здорового влияния на общество. Если же проблему решать на этапе саморазрешения, то по существу приходится иметь дело с ее последствиями. В этом случае трудно управлять ситуацией и прогнозировать желаемые результаты, поскольку нити целенаправленного воздействия на нее будут утрачены. Позитивные аспекты первоначального существования проблемы перекроются ее негативными результатами. Следовательно, для решения проблемы важно обосновать этап, на котором оно будет наиболее эффективным.

В процессе диагностики надо учитывать диалектическую связь между социальными проблемами. Это означает, что решение данной проблемы имеет следствием возникновение одной или нескольких других проблем, т.е. оно относительно. Например, ликвидация безработицы в СССР в начале 1930-х гг. имела следствием возникновение неэффективной занятости, рост удельного веса ручного труда в отраслях материального производства, нарушение производственной, технологической дисциплины и т.д. Более того, практика показывает, что социальные проблемы нельзя решить раз и навсегда. В частности, те из них, которые возникают в результате действия закона возвышающихся потребностей, постоянно возобновляются, и в этом смысле они вечны. По мере социального развития через разрешение противоречий посредством социального управления или стихийно они снимаются, но при этом воспроизводятся на качественно ином уровне.

Диагностика предполагает оценку степени остроты данной социальной проблемы. На основе анализа устанавливается взаимосвязь разных проблем и выясняется среди них ключевая, устранение которой приводит к решению многих других. Выявление в процессе диагностики основополагающей, ключевой проблемы соответственно требует и концентрации ресурсов на ее решение. В то же время, нужно соблюдать разумные пропорции в распределении ресурсов, выделяемых на социальное развитие, с тем, чтобы избежать обострения других проблем в перспективе.

Поднимая вопрос о приоритетности и в то же время комплексности решения той или иной проблемы, необходимо соотносить затраты и результаты, в том числе потери, которые общество может нести, если проблема не будет решаться своевременно. Наиболее ярким примером, когда общество несет большие потери, является подростковая преступность. Ныне государство тратит огромные средства на содержание различного рода исправительных учреждений для подростков (тюрьмы, колонии, спецшколы и пр.) и несоразмерно мало на профилактику правонарушений, создание различных подростковых клубов, досуговых центров и т.п.

В качестве методов диагностики можно использовать известные и положительно зарекомендовавшие себя методы, такие, как наблюдение (визуальное, статистическое, социологическое); построение "дерева проблем"; ранжирование проблем; социальный анализ проблемной ситуации на основе изучения данных социальной статистики, экономических параметров, проведения контент-анализа неофициальных материалов, массового анкетного опроса, а также опроса экспертов. Кроме того, здесь можно широко применять методы математического анализа и статистики (функциональный, корреляционный, дисперсионный, регрессионный). Диагностируя проблему, важно пользоваться методами социальных образцов, аналогий, сравнений, исторических параллелей.

На наш взгляд, важное значение для диагностики имеет метод когнитивной структуризации. Его основным инструментом являются когнитивные карты, которые предназначены для анализа проблемных ситуаций и определения управленческих воздействий, направленных на решение конкретной проблемы. Когнитивная карта отражает взаимное влияние факторов, обусловливающих возникновение проблемы. Как правило, она имеет вид ориентированного графа, вершины которого обозначают факторы, а дуги - тип связи между ними. Связи могут быть как отрицательными, так и положительными. Поэтому положительные дуги характеризуют однонаправленное, а отрицательные - разнонаправленное изменение факторов. Взаимосвязанные дуги образуют контуры (замкнутые ориентированные пути, вершины которых различны). Анализ контуров позволяет выявлять группы факторов, взаимно компенсирующих друг друга, что дает основание сделать предположение о наличии механизмов саморегуляции в исследуемой системе. Существование же контуров, в которых взаимное влияние факторов усиливается, вызывает необходимость контроля, управленческого регулирования текущих или предстоящих изменений. По справедливому замечанию Ю.М. Плотинского, когнитивные карты как удобная схема визуализации представлений позволяют исследователю преодолеть противопоставление между субъектом и объектом, учесть влияние проводимого исследования на исследуемый социальный объект и контролировать обратное воздействие социального процесса на включенного в него социолога.

Таким образом, диагностика социальных проблем базируется на теоретических представлениях о социальной проблематизации, принципах, методах и конкретных процедурах анализа социальных проблем, т.е. осуществляется по определенной методике.

Технология диагностики социальных проблем описывается с помощью ряда взаимосогласованных процедур и операций. С точки зрения последовательности действий процесс диагностики можно условно разбить на семь взаимосвязанных, но вместе с тем относительно самостоятельных этапов.

Первый этап. Анализ конкретной ситуации, выявление симптомов проблемы, обоснование качественных и количественных характеристик в виде изменений темпов и пропорций, нарушающих нормальное воспроизводство и развитие социальных процессов. Определение нормы по каждой характеристике и их совокупности, а также субъективных ощущений наличия проблемы, восприятия ее людьми. При этом следует иметь в виду, что связь между теоретическим конструктом проблемы и ее симптоматическими характеристиками, эмпирически наблюдаемыми и измеряемыми, имеет нелинейный, стохастический характер.

Второй этап. Описание симптомов конкретной проблемы и оценка степени отклонения симптоматических характеристик от нормы. Результатом процедуры должно стать подтверждение или отрицание наличия проблемы.

Третий этап. Характеристика стадии развития проблемы. Оценка степени ее тяжести и опасности для общества. При этом необходимо определить, когда и где она возникла, каковы ее интенсивность и связи с другими проблемами. Важна прогнозная оценка проблемы с точки зрения ее влияния на развитие общества в будущем.

Четвертый этап. Определение круга факторов, обусловливающих проблему. Эта процедура требует выполнения таких операций, как формирование перечня факторов, оценка влияния каждого из них на возникновение и дальнейшее развитие проблемы, прогнозирование ее изменения в будущем в зависимости от изменения круга факторов в их соотношении.

Пятый этап. Выявление причин и условий наличия проблемы. Для этого необходимо установить причинные связи, обусловившие возникновение, существование и обострение проблемы, а также охарактеризовать условия, на фоне которых она возникает и усугубляется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты