Организация социальной поддержки многодетных семей в Нижнекамском муниципальном районе
p align="left">Ожидать получения квартиры по социальной ипотеке - бессмысленно. Пока «дойдет очередь» дети в этой семье вырастут, и она уже не будет считаться многодетной. А практика совершенно бесплатной раздачи квартир в нашем государстве давно закончилась. Теперь на такую щедрость можно рассчитывать только в Год благотворительности или в проводимый сейчас Год семьи. Но ведь это не выход - задумываться о проблемах семьи только в определенно назначенное время. Многодетные семьи должны быть, учитывая современную ситуацию сокращения численности населения, под особым надзором, присмотром у государства. Должны находиться на особом почетном, а не как сейчас угнетенном положении.

Рисунок 1 - Проблемы, существующие в многодетных семьях

Как было выяснено в ходе исследования, основная часть многодетных семей не может назвать себя обеспеченными, так как зачастую имеет возможность работать только отец. Это четко прослеживается на рисунке 2. Поэтому основная часть многодетных семей относится к категории малообеспеченных. Но это не мешает им считать свое материальное положение вполне приемлемым. Как говорилось выше, у всех разные представления о достатке, материальном благополучии.

Рисунок 2 - Уровень доходов на одного члена семьи в месяц

Государственная поддержка в виде различных выплат кардинально не меняет материальное положение многодетных. Если семья более менее обеспечена, то родители в общем то и не нуждаются в тех незначительных суммах, которые им положены по многодетности. Вместо того чтобы собирать бесконечное количество «бумажек» и простаивать в длинных очередях, они лучше проведут это время, играя со своими детьми. А если проведут это время на работе, то вероятнее всего они заработают намного больше, чем то, что им предлагает государство.

Но даже те, кто имеет доход в среднем, к примеру, 2000 рублей на одного члена семьи в месяц, не считают свои семьи обделенными. Конечно же, всем хотелось бы иметь значительно больший доход, но не всегда представляется возможным осуществить это желание.

Приведенные цифры говорят о том, что быть многодетными родителями непросто. Кроме социально-экономических и психологических проблем, такие семьи сталкиваются и с определенными проблемами медицинского характера. Иметь о них представление должны любые родители, воспитывающие более 2 детей, - только в этом случае они смогут заранее подумать о том, как обезопасить себя и свою семью.

Многодетная семья - это большой коллектив, поэтому актуальной проблемой является проблема инфекционных заболеваний, особенно высококонтагиозных, то есть таких, которыми легко заразиться. Следует отметить, что вакцинация важна не только для детей, но и для взрослых членов семьи, в том числе для мамы в преддверии планируемой следующей беременности [34].

Мама в многодетной семье значительную часть времени проводит в состоянии беременности или лактации. Каждая последующая беременность многодетной мамы подвержена некоторым рискам и осложнениям. Усталость, невозможность восстановиться от родов к родам, особенно если во время предыдущих беременностей и родов имелись осложнения, приводит к тому, что при каждой последующей беременности возрастает риск осложнений, таких, как угроза прерывания беременности, токсикоз, гестоз, неправильное прикрепление плаценты, неправильные положения и предлежания плода и другое.

Однако существует и положительное влияние многократных беременностей и продолжительного периода лактации на организм многодетной мамы. Так, много рожавшая женщина практически застрахована от онкологических заболеваний молочной железы, матки и яичников. Известно, что смех, радость и хорошее настроение продлевают продолжительность жизни. А у многодетной мамы поводов для радости гораздо больше, чем у мамы одного малыша. Ведь она радуется за каждый первый шаг, каждое первое слово, каждую «пятерку» в дневнике [34].

Медицинские проблемы многодетной семьи нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономических проблем. Так, не секрет, что многодетные семьи можно разделить на два типа: семьи с достаточным бюджетом (их, к сожалению, меньшинство) и семьи с недостаточным бюджетом. В последних очень актуально стоит вопрос правильного питания. А сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что полноценное питание определяется не столько энергетической ценностью пищи и не столько балансом белков, жиров и углеводов, сколько балансом витаминов и минералов.

При недостаточности витаминов и микроэлементов возникают неполадки в работе всего организма. Поэтому проблема поливитаминной недостаточности и недостаточности минеральных веществ является актуальной для всех членов семьи - как для детей, так и для родителей. Единственно верным и простым способом решения этой проблемы является прием поливитаминных препаратов всеми членами семьи [34].

Обычно многодетные родители не могут ответить на вопрос: «Зачем вам столько?» Можно услышать слова про веру, про принципы воспитания. Но, вероятно, ближе всего к истине такой ответ: «Просто мы любим детей». И важно, чтобы эта любовь была деятельной: родители не должны забывать, что самое драгоценное - здоровье детей - зависит, прежде всего, от них.

Все описанные выше проблемы и трудности совсем не чужды нижнекамским многодетным семьям. Имеется ли возможность их разрешения? Как уже говорилось выше, родители пытаются бороться с ними сами. Но не всегда у них это получается успешно. И в таких ситуациях, на помощь «главному ресурсу выживания страны» должно приходить общество, государство. Несомненно, всем многодетным семьям оказывается эта помощь. Увеличить размер субсидий, пособий как видимо возможности не имеется. А если размеры этих выплат и увеличивают, но эти прибавки не сопоставимы с уровнем инфляции в стране.

Различные виды помощи, все выплаты оказываются нуждающимся семьям органами социальной защиты населения. Они и являются представителями, лицом государства перед народом. Поэтому в ходе проводимого исследования предполагалось изучение уровня удовлетворенности многодетных родителей деятельностью государственных органов, оказывающих поддержку данной категории семей. На вопрос «Удовлетворены ли Вы деятельностью органов соцзащиты г. Нижнекамска?» были получены следующие ответы. Они отражены на рисунке 3.

Мало кто удовлетворен деятельностью местных органов социальной защиты населения. А ведь именно с ними в основном и приходиться сотрудничать многодетным родителям в плане решения различных вопросов, так как напрямую обращаться к государственным властям нет возможности. В общем то многие вопросы и должны решаться именно на местном уровне.

В ходе проведенного социологического исследования большинство гипотез были подтверждены. Подтвердилась основная гипотеза, заключающаяся в том, что ухудшение социально-экономического положения многодетных семей связано с ослаблением государственной поддержки. Основная часть респондентов, которая действительно нуждается в поддержке, не удовлетворена предоставляемым льготами. Кроме того, многодетные родители не удовлетворены деятельностью органов социальной защиты населения года Нижнекамск.

Рисунок 3 - Удовлетворенность деятельностью органов соцзащиты города Нижнекамск

Большинство родителей (как и основная часть населения нашей страны) не являются юридически подкованными личностями. То есть подтвердилась гипотеза о том, что многодетные родители плохо информированы о своих правах. И сложность в большей степени заключается не в том, что об их правах им никто не говорит, а в том, что они сами этим мало интересуются.

Одна из гипотез была опровергнута: ухудшение социально-экономического положения многодетных семей не связано с иждивенческим поведением родителей в данных семьях. Большинство многодетных родителей на государство вообще не надеется.

Негативное влияние на социально-экономическое положение данной категории семей оказывает несоответствие предоставляемых субсидий уровню инфляции в стране. Это, конечно же, касается малообеспеченной части многодетных семей. В результате проведенного исследования был выявлен широкий круг проблем, который существует в современных многодетных семьях города Нижнекамск. Несмотря на всю ту помощь, которая оказывается данным семьям на различных уровнях власти, легче им жить не становится. Возможно, в некоторой степени в этом вина самих родителей, но предполагается, что существует возможность усовершенствования деятельности государственных органов. Соответственно необходимо принимать определенный ряд мер, и, прежде всего, на муниципальном уровне. К тому же, необходимо обеспечить то, чтобы оказываемая многодетным семьям помощь не носила разовый, единичный характер. Необходимо чтобы была разработана и существовала система мероприятий по поддержке многодетных семей. И данная деятельность должна осуществляться непосредственно со стороны муниципальных органов власти.

Предполагается, что это будет осуществлено в рамках начавшегося Года Семьи. И будет продолжать действовать вне зависимости от того, какую социальную направленность будут иметь последующие годы по Российской Федерации в целом, и в частности по Республике Татарстан.

3. Мероприятия по совершенствованию деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей

3.1 Российский и зарубежный опыт деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей

Как было выяснено в предыдущей главе, многодетные семьи в нашей стране, республике и нашем городе испытывают много трудностей. В ходе проведенного исследования был сделан вывод о том, что главная проблема заключается в отсутствие системности, всеохватности, широкомасштабности мер поддержки многодетных семей. Среди многодетных родителей существует серьезная неудовлетворенность размером выплат со стороны государства, работой органов социальной защиты. В связи с чем предполагается предложение определенных мер по реформированию и усовершенствованию системы поддержки данной категории семей. Но для начала предлагается рассмотреть опыт в этой области зарубежных стран.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Во Франции для малообеспеченных семей, доход которых составляет менее 5 тысяч евро в месяц на одного члена семьи, выплачивается сумма, равная 180 долларам, плюс 123 доллара на второго ребенка, 282 - на третьего, 443 - на четвертого, 600 - на пятого и последующих до их совершеннолетия детей [49].

Жилищные условия французов постоянно улучшаются в количественном и качественном отношении. В настоящее время средние размеры жилья приближаются к 90 кв. м. на стандартную французскую семью из 2,5 человек (такова статистика). Наиболее нуждающиеся семьи, не имеющие возможности вносить квартирную плату, обеспечиваются жильем из резервного фонда в 20 тысяч квартир, предназначенных для временного заселения. А в 1998 году был принят закон, позволяющий аннулировать на определенных условиях задолженности жильцов, вступивших во владение жильем в трудной экономической ситуации и не имеющих возможности своевременно выплатить кредит [50]. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия, льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком и 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями и правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей и так далее. Пособия увеличиваются в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого и пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого [49].

В Германии, где большинство семей (не считая наших эмигрантов) имеет лишь одного ребенка, предусмотрено множество материальных и моральных стимулов. Если в немецкой семье рождается шестой ребенок, то его крестным отцом может стать федеральный президент. А женщина в «интересном» положении может подать заявление в социальные службы об одежде для беременной и получить ее бесплатно. Так же, впрочем, как и одежду, кроватку и коляску для ребенка. Это уже не говоря о положенном оплачиваемом отпуске [51].

В США ежемесячные детские пособия получают только малообеспеченные семьи - от 160 до 700 долларов. Для поддержки семей с детьми активно используются налоговые кредиты как возмещаемые, так и невозмещаемые. Налоговое пособие на ребенка в Канаде зависит от дохода семьи и количества детей. Здесь каждая провинция самостоятельно определяет параметры дохода семьи, поэтому пособия на территории Канады сильно отличаются друг от друга. А вот пример решения демографических проблем у наших украинских соседей. Их недавний эксперимент заслуживает особого внимания. Существенно повысив единовременное пособие на рождение ребенка до 1,5 тыс. долларов, украинцы живут в ожидании непременного и долгожданного демографического взрыва.

Есть чему поучиться и у Беларуси. Государство взяло на себя обязательство предоставлять молодым семьям отдельную квартиру в течение трех лет после вступления в брак. При появлении второго ребенка 50 процентов стоимости квартиры оплачивается за счет государства, при рождении третьего - 70 процентов, а при появлении четвертого - уже стопроцентную стоимость квартиры оплачивает само государство [52].

Денежные выплаты, налоговые льготы и различные услуги, которые призваны уменьшить издержки родителей на воспитание детей, образуют так называемый «пакет детской помощи». Такой «пакет» существует во всех странах ЕС и показывает, в какой мере общество разделяет с семьей ответственность за детей. Совокупный доход семьи повышается за счет снижения семейных налогов и взносов, а также получения предоставляемых семьям с детьми прямых пособий и льгот, как зависящих, так и не зависящих от доходов. Он понижается в результате дополнительных затрат на воспитание детей (медицинское обслуживание, присмотр за маленькими детьми, дошкольное воспитание, обучение в школе и некоторые другие). Многие страны предоставляют семьям с детьми налоговые льготы, которые иногда составляют значительную часть всего «пакета». Опыт европейских стран свидетельствует о том, что высокий уровень затрат на семейные пособия (в сочетании с другими мерами поддержки семей с детьми) может способствовать подъему рождаемости. В странах, где уровень расходов на семейные пособия в 80--90-е годы и начале нового века оставался высоким (более 2% от ВВП) наблюдался рост рождаемости и сохранение достигнутого уровня после роста, либо небольшое снижение:

­ Бельгия - коэффициент суммарной рождаемости (число рождений на 1 женщину условного поколения) вырос с 1,51 в 1985 году до 1,66 в 2000 году (уровень расходов в 2000 году - 2,43% от ВВП);

­ Германия - рост рождаемости с 1,25 в 1990 году до 1,40 в 2003 году (расходы - 3,13% от ВВП);

­ Дания - рост рождаемости с 1,45 в 1985 году до 1,76 в 2003 году (расходы - 3,77% от ВВП);

­ Норвегия - рост рождаемости с 1,68 в 1985 году до 1,93 в 1990 году (расходы - 3,77% от ВВП);

­ Финляндия - рост рождаемости с 1,63 в 1980 году до 1,81 в 1995 году (расходы - 3,15% от ВВП);

­ Франция - рост рождаемости с 1,71 в 1995 году до 1,89 в 2003 году (расходы - 2,85% от ВВП);

­ Швеция - рост рождаемости с 1,50 в 1998 году до 1,71 в 2003 году (расходы -3,49% от ВВП);

­ при этом в Испании и Италии, где расходы были наименьшими (менее 1%) рождаемость оставалась на самом низком уровне среди европейских стран (1,2-1,3).

Приведенные данные, конечно, не являются доказательством того, что рост затрат прямо приведет к росту рождаемости. Анализ семейной политики в европейских странах показывает, что срабатывают не только пособия, а комплекс мер, куда входят весомые пособия [53].

Действительно, России есть чему поучиться в зарубежных странах. Но, например, увеличить размер пособий многодетным семьям до уровня стран западной Европы в настоящий момент не представляется возможным. По причине того, что Россию пока что с большой натяжкой можно отнести к категории развитых стран, наше государство находиться в так называемом переходном, промежуточном положении между развивающимися и развитыми странами. В связи с чем и уровень доходов, и уровень жизни, и уровень развития экономики несколько соответственно ниже. Поэтому предлагается рассмотреть опыт поддержки изучаемой категории семей в Российской Федерации, то есть в различных ее субъектах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты