Организация социальной поддержки многодетных семей в Нижнекамском муниципальном районе
p align="left">Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Неотъемлемым элементом государственной системы социальной защиты в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время наше государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В мае 1993 года была принята Концепция государственной семейной политики Российской Федерации. Формально она была приурочена к 1994 году, объявленному Международным годом семьи. Реально же документ носит чисто конъюнктурный характер. Главное его содержание направлено на решение краткосрочных, сиюминутных задач, латание дыр, а не на создание системы. В частности, документ предусматривает улучшение материальных условий жизнедеятельности семей, профилактику бедности, поддержку малоимущих семей и инвалидов. В нем нет ни слова о долгосрочных обязательствах государства, о механизмах реализации поставленных задач. Как правило, все социальные программы, одобряемые федеральными органами, так и остаются только на бумаге. По мнению большинства социологов, занимающихся проблемами семьи в России, проводимая государством семейная политика не имеет никакого отношения к действительной семейной политике. В настоящее время в научной среде и общественной практике разрабатываются и реализуются различные, зачастую противоположные друг другу подходы к пониманию проблем семьи и выдвигаются соответствующие концепции государственной семейной политики. Одна группа специалистов, занимающихся исследованиями проблем российской семьи, оценивает современный этап ее развития как кризисный, другая группа - как модернизационный. В соответствии с этим предлагаются разные концепции государственной семейной политики. По мнению сторонников кризисного подхода, происшедшая в стране трансформация семьи является частным выражением глобального эволюционного кризиса социального института семьи, обусловленного развитием индустриально-рыночной цивилизации. Сторонники модернизационного подхода считают, что трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направленность [19, c. 18 - 20].

Применительно к государственной семейной политике большинство российских специалистов занимают позицию между двумя указанными крайними точками зрения, тяготея к одной из них. При этом все они отмечают изменения и кризисные процессы в семейных отношениях.

Сторонники кризисной и модернизационной концепций государственной семейной политики по-разному оценивают изменение семейных ролей и переход с патриархальных отношений в семье к эгалитарным, к приоритету интересов индивида над интересами семьи в целом. Они предлагают разные меры семейной политики: либо государственный паренализм, возрождение семейного производства, повышение субъектной роли семьи, либо обеспечение государством условий для свободного развития каждой семьи, опирающееся на приоритете интересов личности, развитие эгалитарных отношений в семье и обществе.

С позиции государственных интересов наиболее значимыми функциями семьи являются демографическая, жизнеохранительная, воспитания и социализации детей, а также воспроизводства трудовых ресурсов. Государство заинтересовано в простом или расширенном воспроизводстве населения, в улучшении качеств трудовых ресурсов и состояния здоровья населения, в эффективной социализации детей, что обеспечивает его экономическую, политическую, военную безопасность и дальнейшее развитие. Поэтому в наибольшей степени разработаны соответствующие направления и меры государственной семейной политики.

С позиций интересов семьи и семейных ценностей важнейшими причинами образования и сохранения семьи являются рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей. Семья также заинтересована в сохранении и поддержании здоровья своих членов, росте благосостояния, повышении профессионального и социального статуса своих членов. Таким образом, интересы семьи и социального государства в основном совпадают, что проявляется в государственной семейной политике, направленной на гармонизацию интересов семьи и государства [20, c. 106].

Семейная политика как комплексная деятельность охватывает все основные сферы взаимодействия семьи и государства. Такое понимание семейной политики требует создания специальной ее системы, включающей организационное, программное, кадровое и другое обеспечение.

Государственная семейная политика должна стать самостоятельным направлением социальной политики, системой комплексной деятельности государства, направленной на социальный институт семьи с целью укрепления и развития, защиты институциональных прав и интересов, активизации субъектной роли обеспечения высокого качества жизнедеятельности и благополучия семьи. Дальнейшее развитие деятельности в области семейной политики требует системной разработки ее методологических основ, ключевых понятий, принципов, содержания, условий эффективной реализации. В условиях укрепления самостоятельности региональных и местных органов власти, развития предпринимательства федеральная семейная политика будет все шире дополняться мерами, предпринимаемыми территориальными и экономическими субъектами хозяйствования и социальной деятельности.

Программный подход должен стать действенным механизмом реализации семейной политики, обеспечить включение социального института семьи в качестве целостного объекта в систему деятельности органов власти. Назрела необходимость разработки программы мер государственной семейной политики на среднесрочный период, направленных на усиление ориентации социальной политики на семью, целенаправленный учет ее интересов. В условиях, когда значительная часть семей имеет доходы ниже прожиточного минимума, приоритетной целью семейной политики стала социальная поддержка уязвимых категорий населения. В стране пока еще не проработана стратегия развития экономического потенциала и инициативы семей, обеспечения их экономической безопасности и гарантий социальной поддержки, создание адекватной системы их поддержки.

Эффективность семейной политики зависит от построения законодательства в четком соответствии с разделением предметов ведения федерального и регионального уровней, от соответствующего распределения федерального и региональных бюджетов. В условиях проведения масштабных реформ в сфере образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, социального страхования, нового распределения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нельзя допустить сокращения государственных гарантий социальной поддержки семей, и прежде всего семей с детьми.

Целесообразно продолжить реформирование законодательства по пути дальнейшей реализации адресного подхода при выплате семьям государственных социальных пособий, предоставлении субсидий и социальных услуг. При этом адресность призвана не культивировать и закреплять зависимость от государственной поддержки, а мотивировать к самообеспечению, к поиску способов решения проблем.

В целях обеспечения возможности роста благосостояния семей с трудоспособными членами на трудовой основе требуется принять меры к реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации и определить этапы приведения минимального размера оплаты труда в соответствие с величиной прожиточного минимума в стране. В целях повышения значимости семьи и семейного образа жизни необходимо разработать и ввести в действие программы подготовки молодежи к браку. Важно поднять престиж домашнего труда, труда по воспитанию детей, а также профессий предполагающих деятельность, связанную с семьей (семейных психологов, педагогов, социальных работников). Целесообразно ввести в действие экономические стимулы, повышающие заинтересованность работодателей в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, работы по гибкому графику или на дому; оказывать поддержку развитию семейного предпринимательства и фермерства; рассмотреть возможность принятия федерального закона о квотировании рабочих мест не только для инвалидов, но и для определенных категорий социально уязвимых семей с детьми (одиноких родителей с детьми, многодетных семей, студенческих семей с детьми). Совокупность мер единой государственной семейной политики призвана обеспечить дальнейшее продвижение по пути создания условий для удовлетворения интересов и запросов семей, повышения их экономической независимости, а также роли в самореализации личности, воспитании новых поколений, укреплении правовых и духовных основ общества [21, c. 37].

1.2 Нормативно-правовая основа деятельности органов социальной защиты в области поддержки многодетных семей

Социальная природа государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики - цели экономической и социальной политики, содержание норм защиты прав собственности. Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения [22, c. 6].

Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения [23, c. 7].

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей [24].

Вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе и многодетных семей), малоимущих граждан относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с Указом президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» субъектами Российской Федерации для оказания социальной поддержки многодетным семьям должны быть установлены:

- скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих централизованного отопления, -- от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;

- бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

- бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплексом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

- один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок [25].

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки многодетным и малообеспеченным семьям осуществляется на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

На федеральном уровне предпринимаются следующие меры по социальной поддержке семей, в том числе и многодетных.

С 1 января 2007 года в рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года принят ряд законов, предусматривающих существенное увеличение социальной поддержки семей с детьми, в том числе и многодетных:

- введено предоставление материнского (семейного) капитала;

- значительно увеличен размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком;

- право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком распространено на граждан, не подлежащих социальному страхованию;

- ограничен размер родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении - для многодетных семей (с тремя и более детьми) размер оплаты составляет не более 10 процентов, в дополнение к этому введена компенсация части родительской платы за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении (на первого ребенка в размере 20 процентов размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка - в размере 50 процентов и на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов размера родительской платы) [26, с. 6].

На уровне субъекта социальной защитой населения занимается Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Основные направления системы социальной защиты Министерства сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения республики, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов, а также на усилении адресности оказываемой поддержки и сохранении стабильности социального самочувствия населения.

Важное значение в выполнении задачи повышения уровня жизни граждан имеет система мер социальной поддержки населения.

Семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет, дополнительно предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) субсидия на приобретение лекарственных средств для ребенка в возрасте до 6 лет;

2) ежемесячная субсидия на проезд учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 18 лет;

3) субсидия в размере 30% расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления.

На реализацию мер социальной поддержки многодетных семей в 2007 году в Республике Татарстан было израсходовано 136,96 млн. рублей.

Кроме того, с 01.01.2007 г. в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в Республике Татарстан органами социальной защиты выплачивается компенсация части родительской платы:

­ на первого ребенка в размере 20% размера внесенной родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

­ на второго ребенка - в размере 50%;

­ на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70% размера указанной родительской платы [27].

2008 год в Российской Федерации объявлен Годом семьи.

Важнейшим направлением проведения Года семьи в Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан определены разработка и реализация стратегий и механизмов адресной социальной защиты отдельных категорий семей, позволяющих активно развивать потенциал семьи, а также продолжить работу по решению вопросов социальной адаптации на рынке труда безработных женщин, внедрению технологий работы с социально опасными семьями, профилактике безнадзорности, реабилитации и адаптации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями.

Реализация мер, предусмотренных в Год семьи, направлена на создание комплексной, устойчивой системы поддержки семьи, активизацию внутренних резервов семьи и потенциала ее участия в социально-экономической и культурной жизни общества, развитие общественной активности семьи, обеспечение широкого и объективного освещения проблем семьи в средствах массовой информации, нацеливающего на согласие и достижение толерантности в отношениях между поколениями, формирование дружественной атмосферы в обществе по отношению к семье, материнству и детству. Как уже говорилось выше, на уровне субъекта действует Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан. Данное министерство является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и государственного управления в сфере труда, занятости и социальной защиты, в том числе в вопросах уровня жизни и доходов населения, демографического развития, трудовой миграции, а также удовлетворения потребностей экономики республики в кадрах [28].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты