Ш Консультирует граждан по социально-правовым вопросам.
Ш Ведет прием клиентов в рамках социально-психологического консультирования (индивидуального и группового).
Ш Участвует в организации и проведении просветительских бесед, лекций, семинаров и т.п. социально-профилактической направленности.
Ш Принимает участие в разработке и внедрении социальных программ по половому воспитанию и сексуальному образованию, как на базе самого центра, так и в других учреждениях (общественных, образовательных, досуговых, учреждений социальной защиты и др.).
Ш Участвует в разработке и проведении социологических исследований в области изучения репродуктивного здоровья и репродуктивных установок населения.
Ш Осуществляет сотрудничество с государственными учреждениями социальной защиты и общественными организациями помощи семье, детям и молодежи, учреждениями здравоохранения по охране материнства и детства и образовательными учреждениями.
Ш Ведет необходимую документацию (составление социальных карт клиентов, социальных паспортов семьи, ведение отчетной документации и др.).
Социальная работа как вид профессиональной деятельности, помимо социальной сферы, непосредственно взаимосвязана с системой здравоохранения, особенно если учесть современные происходящие процессы, такие как ухудшение общественного здоровья, недостаточность мер и методов медицинского характера для решения этих медико-социальных проблем. Не исключением является и центр планирования семьи и репродукции, занимающийся охраной репродуктивного здоровья, поскольку оно является залогом здоровья наших будущих поколений.
Подводя итоги исследовательской деятельности, мы сформулировали следующие выводы:
Ш Центр планирования семьи, несмотря на принадлежность к системе здравоохранения, активно занимается деятельностью социального характера, но осуществляют эту деятельность пока специалисты не социальной сферы, а медицинский персонал, в результате чего эта деятельность носит узконаправленный и несистематический характер.
Ш Специалисты центров планирования семьи считают необходимым ввести ставку специалиста по социальной работе в это учреждение, поскольку это, в некоторой степени, снимет с них излишнюю функциональную нагрузку и может повысить эффективность деятельности центра, поскольку он официально станет учреждением медико-социального профиля, и проводимая им деятельность в рамках социальной работы будет носить более масштабный характер.
Ш Разработана модель перспективной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи, которая отражает возможные направления деятельности, формы работы, должностные обязанности и методы и технологии, используемые специалистом в процессе работы.
Ш Перспективными направлениями деятельности специалиста по социальной работе является социальная профилактика, социально-психологическое и правовое консультирование, просветительская.
Ш В связи с происходящими процессами дестабилизации института семьи, ухудшение состояния общественного здоровья, и репродуктивного в частности, основными группами клиентов специалиста по социальной работе в центре планирования семьи будут, прежде всего, молодежь (школьники, студенты, социально-дезадаптированные дети и подростки, безпризорные и безнадзорные, дети из неполных семей и пр.), семьи (прежде всего, молодые, бесплодные, ждущие ребенка, воспитывающие подростка и пр.), а также беременные женщины (в т.ч. желающие сделать аборт).
Ш Основными технологиями, используемыми специалистом по социальной работе в центре планирования семьи являются социальная диагностика, консультирование, профилактика, посредничество, а методами - различные формы индивидуальной и групповой работы: беседа, лекция, семинар, тренинг, приводимые с использованием видео- и фотоматериалов, раздаточного материала (буклетов, пособий, брошюр).
Ш Основными учреждениями, с которыми непосредственно взаимодействовал бы специалист по социальной работе центра планирования семьи, являются, прежде всего, образовательные и досуговые детские и молодежные организации независимо от форм собственности, учреждения социальной помощи семье и детям, учреждения охраны материнства и детства и пр.
ЗаключениеПоскольку в основе ситуации ухудшения состояния репродуктивного здоровья населения, как мы выяснили, лежат, прежде всего, процессы социального характера, такие как изменение репродуктивных установок современной молодежи (стремление к раннему началу половой жизни, установка на малодетность), потеря ценностного отношения к своему здоровью и созданию семьи, недостаточная информированность в вопросах половых отношений, то более целесообразным подходом в решении данной ситуации является комплексность, т.е. проведение как медицинских, так и социальных мероприятий в сфере охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Но пока в данной сфере здравоохранения социальная работа развита слабо и осуществляется специалистами не социального профиля.
В нашей работе охарактеризованы основные аспекты деятельности центра планирования семьи: направления и функции работы, которые, как мы определили, являются скорее медико-социальными, нежели медицинскими; при помощи социологического опроса выявлена потребность данного учреждения в специалистах социального профиля, т.к. большая часть персонала центра считают необходимым ввести ставку специалиста по социальной работе в штат учреждения; составлена примерная должностная инструкция специалиста по социальной работе, сформулированы перспективные направления деятельности, возможные функции и формы работы этого специалиста в системе планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, среди которых основными являются социально-профилактическая и просветительская деятельность, социально-правовая помощь клиентам.
Появление социальной работы в системе планирования семьи как одного из направлений его деятельности позволили бы качественно изменить систему оказания медико-социальной помощи населению центром планирования семьи за счет оказания клиенту комплексной помощи (не только связанной с лечением, но, и включая меры социальной поддержки), а также за счет расширения и усиления мер профилактической работы, что будет способствовать приобретению навыков здоровьесберегающего поведения у населения.
Литература1. Адаскевич, В.П. Заболевания, передаваемые половым путём. - 2 изд. - Витебск: Изд-во Витебского медицинского института, 1997. - 310 с., 9
2. Андреева, Т. В. Семейная психология -- СПб.: Речь, 2004. -- 244 с.
3. Баранов, А.Н. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья женщин/ Баранов А.Н, Санников Р.В., Банникова Р.В. - Архангельск: Изд-во АГМА, 1997. - 177с.
4. Баранов, А. А., Кучма, В. Р. Современный подросток. - М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2001. - 367 с.
5. Баранов, А.А., Санников, А. Половое воспитание и сексуальное образование необходимы // Врач. - 1999. - № 9. - с. 40-41.
6. Беременность и аборт у подростков: Доклады совещания ВОЗ. - М., 1997.
7. Бодрова, В.В., Бодрова, Е.Н. Репродуктивное здоровье и сексуальное поведение детей и подростков России в период социально-экономических реформ./ Политика народонаселения: настоящее и будущее: Сборник докладов /Ред. В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский. - М., МАКС Пресс, 2005. с. 101-111.
8. Брюхина ,Е. В. Беременность и роды у подростков // Контрацепция и здоровье женщины. - 2001. - № 2. - с.46-47.
9. Вовк, Е. ВИЧ/СПИД в России: образ проблемы и стратегии поведения // Социальная реальность. - 2006. - №11.
10. Волкова, Ю.Г. Социология молодежи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 576 с.
11. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос подростков в 10 крупных городах России в возрасте 16-19 лет, 1998.
12. Голод, С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. - СПб.: Петрополис, 1996. - 173 с.
13. Гребешова, И.И. Охрана репродуктивного здоровья как проблема социальной безопасности России // Планирование семьи. - 2002. - № 1.
14. Гребешева, И. И. Пять лет Российской ассоциации Планирование семьи Планирование семьи. - М., 1996. - № 4. - с. 2-8.
15. Гребешова, И.И. Платформа действий общественных объединений, работающих в области репродуктивного здоровья населения, планирования семьи и репродуктивных прав // Планирование семьи. - 2002. - № 1.
16. Денисенко, М.Б., Далла Зуанна, Ж.-П. Сексуальное поведение российской молодежи // Социологические исследования. - 2001. - № 2. - с. 85.
17. Евдокимова, И. Секс и молодежь - представления и связанное с этим поведение риска // Вестник Акушерства и Гинекологии. - 2001. - №3.
18. Журавлева, И. Нужно ли россиянам половое просвещение? // Население и общество. - 2005. - № 3.
19. Захарова, Т. Г. Сексуальное поведение девушек-подростков и его влияние на репродуктивное здоровье/ Т. Г. Захарова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2005. - № 2. - с. 19-21.
20. Каткова, И.П., Андрюшина, Е.В., Гаврилова, Л.В., Баклаенко, И.Г. Аборты в России: современные тенденции// Народонаселение и общество. - 1999. - № 2. - с. 91.
21. Коломейцев, М.Г. Гигиенические основы сексуального поведения в профилактике нарушений репродуктивного здоровья у подростков/ автореф. дис. на соис. уч. степ. канд. биол. наук. - М., 2007. - 19с.
22. Кон, И.С.Подростковая сексуальность на пороге XXI века. - Дубна: Изд-во «Феникс+», 2001. - 207 с.
23. Краснопольский, В.И., Савельева, И.С., Белохвостова, Ю.Б., Соколова, И.И., Ерофеева, Л.В. Планирование семьи и репродуктивное здоровье девочек-подростков и молодых женщин // Вестник Российской Ассоциации Акушеров-Гинекологов. - 1998. - № 1.
24. Кулаков, В., Фролова, О.Г. Репродуктивное здоровье в РФ // Народонаселение и общество. - 2004. - № 3. - с.45.
25. Кулаков, В. И., Долженко, И. С. Основные тенденции изменения репродуктивного здоровья у девушек до 18 лет // Журн. Рос. общества акушеров-гинекологов. - 2004. - № 1. - с.40-41.
26. Кургузов, В.Т. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска / В.Т. Кургузов. - М.: Изд-во «Хризостом», 2000. -112 с.
27. Лопатина, Т.В., Пискунова, Г.В. Роль общественных организаций в охране и укреплении репродуктивного здоровья населения: интернет-конференция «Охрана здоровья: проблемы организации, управления и уровни ответственности».
28. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование/ А.В. Мартыненко. - М.: Наука, 1999. - 240 с.
29. Масоликова, Н. Знания и потребности подростков, имеющих опыт сексуальных отношений, в области сексуального образования/ аналитический доклад: [Электронный ресурс] / Н. Масоликова. - Электрон. Ст. - Режим доступа к ст.: www.Sexplorer.ru
30. Мастерс, У., Джонсон, В., Коллодни, Р. Основы сексологии.- М.: Прогресс, 1998.
31. Мирская, Н. Кто подумает о репродуктивном здоровье школьника?: [Электронный ресурс]/ Н. Мирская - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: http://zdd.1september.ru/2005/03/11.htm
32. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 456 с.
33. Нестеренко, Е.И., Соломатин, Д.М. Искусственное прерывание беременности как фактор риска гинекологической заболеваемости женщин // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2005. - №1. - с.38.
34. Обоскалова, Т.А. Репродуктивное здоровье семьи - основа здоровья общества / Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики//Аналитический вестник Совета Федерации РФ. - 2000. - № 17. - с.30.
35. Осложнения при аборте: Руководство по техническим управленческим аспектам предупреждения и лечения. ВОЗ. - 1995.- 183 с.
36. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
37. Поздеева, Т.В. Научное обоснование концепции и организационной модели формирования здоровьесберегающего поведения студенческой молодежи/ автореф. дис. на соис. степ. д-ра мед. наук/ Т.В. Позднеева. - М., 2008.
38. Положение о центре планирования семьи и репродукции от 26.11.96 г. № 390.
39. Попов, А.А. Медико-социологические исследования в здравоохранении. М., 1986. - с.15-16.
40. Попов А.А., Лукина А.В.// Здравоохранение Росссийской Федерации. - 1995.- № 1. - с. 25-30.
41. Резер, Т.М. Медико-социальные подходы к организации полового воспитания и сексуального образования// Социологические исследования. - 2003. - № 1. - с. 102.
42. Савельева, И.С. Репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение современной молодежи: перспективы и пути оптимизации: Дис. на соис. уч. степ. д-ра мед. наук/ И.С. Савельева. - М., 2004. - 312 с.
43. Савельева, И.С., Волкова, О.И. Репродуктивное здоровье и права молодежи в Российской Федерации. Материалы III Российского форума «Мать и дитя». М. - 2002. - с.621.
44. Савельева, Г.М., Лобова, Т.А., Олимпиева, С.П., Киликовский, В.В., Курцер, М.А., Маряшева, Н.В., Гончаревская, З.Л. Анализ особенностей репродуктивного поведения женщин - путь к разработке программы снижения числа абортов // Вестник Российской Ассоциации Акушеров-Гинекологов. - 1998. - № 1.
45. Сакевич, В.И. Аборт или контрацепция: что выбирают российские женщины?// Народонаселение и общество. - 2003. - № 7 - С.123-124.
46. Самцов, А. В., Теличко, И. Н. Инфекции, передающиеся половым путем Туберкулез, Вич/СПИД, алкоголизм, наркомания. - 2005. - № 3.
47. Серов, В.Н., Фролова, О.Г., Токова, З.З. Основные причины материнской смертности в последние 5 лет.// Проблемы беременности. - 2001. - № 3. - с.15-19.
48. Старостина, Т.А., Размахнина, Н.И., Торганова, И.Г. Планирование семьи. - М.: Медицина, 1996. - 78 с.
49. Указание Минздрава России от 23 марта 1998 г. № 219-у «О штатно-организационной структуре центров планирования семьи и репродукции».
50. Федеральная целевая программа «Планирование семьи» на 1998-2000 г. от 19 сент. 1997 г. № 1207.
51. Фокин, Ю.А., Цхай, В.Б., Модестов, А.А. Динамика распространенности и анализ клинических факторов риска внебольничных абортов // АГ-инфо. - 2006. - № 4. - с. 26.
52. Фролова, О.Г., Волгина, В.Ф., Жирова, И.А., Астахова, Т.М., Николаева, Е.И., Гатина, Т.А. Аборт: медико-социальные и клинические аспекты. - М.: «Триада-Х», 2003. - с. 60.
53. Хамошина, М.Б., Кайногорова, Л.А., Несвяченая, Л.А. Оптимизация репродуктивного поведения подростков - резерв снижения материнской смертности юных женщин //Русский медицинский журнал. - 2007. - № 22. - с.2.
54. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 427с.
55. Холостова, Е.И. Социальная работа в семье: проблемы и поиск их решения // Семья в России. - 1994. - № 2 -138 с.
56. Шадчнева, Е.В. Медико-социальные аспекты подростковой беременности // АГ-инфо - 2006. - № 4. - с. 24-25.
57. Шапиро, Ю.Б. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. - М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. с. 131-137
58. Шарапова, О.В., Баклаенко, Н.Г. Медико-социальные и правовые аспекты абортов в Российской Федерации // Планирование семьи. - 2003. - № 3. - с. 5-6.
59. Шарапова, О.В., Филлипов, О.С., Гусева, Е.В., Фролова, О.Г. Королева, Л.П. Анализ причин материнской смертности в субъектах РФ // Мать и дитя: материалы конференции IX Рос. Форума. - М., 2007. - с. 642.
60. Шумов, А.В. Правовые основы медико-социальной помощи при социально обусловленной патологии /А.В. Шумов // Проблемы демографии, медицины и здоровья населения России: история и современность: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Пенза: РИО ПГСХА, 2005. - с. 248-251.
61. Шурыгина, Ю.Ю. Теория и методика социально-медицинской работы. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. - 121 с.
62. Шурыгина, Ю.Ю. Технологии и формы организации медико-социальной помощи на примере республики Бурятия: Улан-Удэ: изд-во ВСГТУ, 2006. - 121с.
63. Щербич, Л.И., Кузнецова, Н.В. Семья и общество // Социальная работа. 1993 г. - № 7 - с.10.
64. [Электронный ресурс] http://www.rfpa.ru/about/
65. [Электронный ресурс] http://www.androlog-kb.ru/?section=11
66. Яковлева, Т. Эпидемия ВИЧ/СПИДа в России //СПИД, секс, здоровье. - 2008. - № 66.
Приложения
Приложение АОсобенности и последствия репродуктивного поведения современной молодежиПриложение БОсновные показатели распространенности абортов, Россия
Год | По данным Росстата | Число абортов по данным МЗСР РФ, тысяч | ||||
Число абортов | Доля абортов среди беременностей* | |||||
тысяч | На 1000 женщин 15-49 лет | На 1000 живорождений | ||||
1990 | 4103,4 | 113,9 | 206,3 | 67,4 | 3920,3 | |
1991 | 3608,4 | 100,1 | 201,1 | 66,8 | 3442,4 | |
1992 | 3436,7 | 94,7 | 216,5 | 68,4 | 3265,7 | |
1993 | 3244 | 88,8 | 235,2 | 70,2 | 2977,9 | |
1994 | 3060,2 | 82,1 | 217,3 | 68,5 | 2808,1 | |
1995 | 2766,4 | 72,8 | 202,8 | 67 | 2574,8 | |
1996 | 2652 | 68,9 | 203,3 | 67 | 2469,2 | |
1997 | 2498,7 | 64,4 | 198,3 | 66,5 | 2330,9 | |
1998 | 2346,1 | 60 | 182,8 | 64,6 | 2210,2 | |
1999 | 2181,2 | 55,5 | 179,6 | 64,2 | 2059,7 | |
2000 | 2138,8 | 54,2 | 168,8 | 62,8 | 1961,5 | |
2001 | 2014,7 | 50,9 | 153,6 | 60,6 | 1857 | |
2002 | 1944,5 | 49 | 139,2 | 58,2 | 1782,3 | |
2003 | 1864,6 | 47 | 128,6 | 56,3 | 1677 | |
2004 | 1797,6 | 45,5 | 122 | 54,9 | 1604,5 | |
2005 | 1732,3 | 44,1 | 121,2 | 54,8 | 1490 |
Число зарегистрированных абортов по возрастным группам
Год | Число абортов на 1000 женщин в возрасте, лет: | Суммарный коэффициент абортов ** | |||
15--19 | 20--34 | 35 и старше | |||
1991 | 70 | 153 | 51 | 3,39 | |
1992 | 68 | 149 | 44 | 3,24 | |
1993 | 67 | 141 | 42 | 3,09 | |
1994 | 64 | 135 | 37 | 2,91 | |
1995 | 57 | 122 | 33 | 2,62 | |
1996 | 51 | 120 | 30 | 2,51 | |
1997 | 47 | 113 | 29 | 2,37 | |
1998 | 43 | 106 | 27 | 2,21 | |
1999 | 37 | 99 | 25 | 2,05 | |
2000 | 36 | 98 | 24 | 2 | |
2001 | 34 | 91 | 22 | 1,87 | |
2002 | 33 | 87 | 21 | 1,79 | |
2003 | 31 | 82 | 20 | 1,69 | |
2004 | 29 | 78 | 20 | 1,62 | |
2005 | 29 | 75 | 19 | 1,55 |
Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб. / Росстат. -- M., 2006, с. 270.
Приложение ВКоличество зарегистрированных ВИЧ-положительных граждан в России (на 31 авг. 2008 г)
Наименование территории | Число инфицированных ВИЧ | Из них больных СПИДом | ||||||||
Всего | Детей | Детей, рожденных ВИЧ+ матерями | Из них умерло | Всего | Детей | Из них умерло | ||||
Всего | Детей | всего | детей | |||||||
Москва | 31820 | 209 | 167 | 435 | 4 | 310 | 6 | 132 | 1 | |
Санкт-Петербург | 34827 | 157 | 66 | 1673 | 2 | 65 | 2 | 39 | 0 | |
Всего по РФ | 443286 | 3003 | 1586 | 27539 | 278 | 4696 | 245 | 3747 | 168 |
Количество зарегистрированных ВИЧ-положительных граждан в России по данным Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом// СПИД, секс, здоровье. - 2008. - № 68.
Приложение ГОбщая характеристика деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи.
Функция | Направление деятельности | Используемые методы и технологии | |
Просветительско-профилактическая | 1) Пропаганда идей планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья и информирование населения об услугах центра. 2) Предупреждение сексуальных девиаций (проституции, ранних половых связей и пр.) 3) Предупреждение нарушений репродуктивного здоровья, ЗППП. 4) Предупреждение подростковой и нежелательной беременности, абортов. 5) Предупреждение социального неблагополучия и дезадаптации семей. | 1) Индивидуальная работа с клиентом посредством технологии консультирования. 2) Различные формы групповой работы: § проведение лекций и семинаров, посвященных различным аспектам планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья. § проведение тренингов: - обучающих; - создание групп взаимопомощи среди клиентов в той или иной трудной жизненной ситуации. 3) Участие в разработке социальных программ в этой области и их реализация на базе самого центра и других учреждений. 2) Участие в разработке и реализации социальной рекламы в данной сфере. | |
Социально-психологическая | Оказание социально-психологической поддержки клиента в трудной жизненной ситуации. | Социально-психологическое консультирование с целью снятия напряженности клиента в связи с ситуацией, содействие формированию позитивных установок и участие в разрешении конфликтных ситуаций. | |
Исследовательская | 1) Оценка состояния репродуктивного здоровья населения и ее динамики, выявление закономерностей и взаимосвязей между наличием нарушений здоровья населения и социальными процессами, происходящими в обществе, а также наличием социальных проблем у индивида или группы. 2) Исследование установок, ценностей и взглядов населения по отношению к созданию и планированию своей семьи. 3) Оценка уровня осведомленности населения по вопросам охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. | Проведение социологических исследований преимущественно среди потенциальных групп клиентов центра планирования семьи (подростков, студентов, молодых семей, беременных женщин, семей с детьми-подростками и др.) с использованием методов опроса (анкетирования), интервью, анализа статистических данных и пр. | |
Социально - диагностичекая | Выявление социальных проблем клиентов, обратившихся в центр, постановка социального диагноза. | Консультирование (как индивидуальное, так и семейное, супружеское) с применением методов беседы, опроса, наблюдения, тестирования. | |
Социально-правовая | Информирование клиентов по юридическим вопросам: о их правах и возможностях в области здравоохранения и социальной защиты. | Консультирование (с использованием информационных средств: буклетов, листовок) по вопросам прав, возможностей (по поводу услуг, пособий, льгот) беременных женщин, молодых матерей, молодых семей, матерей-одиночек, людей с ВИЧ+ статусом и др. | |
Посредническая | Выступает связующим звеном, медиатором между клиентом или группой клиентов и другими учреждениями, а также между клиентом и медицинским персоналом и психологом центра. | 1) По необходимости направляет клиентов в учреждения здравоохранения и социальной защиты, общественные организации. 2) Взаимодействует со специалистами других учреждений по поводу разрешения проблемных ситуаций клиентов. |
Приложение Е
Примерная должностная инструкция специалиста по социальной работе Центра планирования семьи
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности и права специалиста по социальной работе Центра планирования семьи.
1.2. Специалист назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора (заведующего) Центром.
1.3. На должность специалиста по социальной работе назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование по специальности «социальная работа» со специализацией в системе здравоохранения.
1.4. В своей деятельности специалист по социальной работе руководствуется:
- федеральными, региональными и муниципальными законодательными и нормативными документами;
-методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности;
- уставом учреждения;
- приказами руководителя учреждения;
-правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
- настоящей должностной инструкцией.
1.5. Специалист по социальной работе должен знать:
- нормативные правовые акты в области здравоохранения и социального обслуживания различных категорий граждан, государственной семейной и молодежной политики, охраны материнства и детства;
- технологии и методы социально-медицинской работы с населением.
- основы психологии личности, социально-педагогические и социально-медицинские аспекты работы с населением в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.
- основы трудового законодательства;
II. Должностные обязанности
В процессе своей деятельности специалист выполняет следующие должностные обязанности:
2.1.Среди клиентов центра планирования семьи выявляет нуждающихся в социальной помощи и поддержке.
2.2. Устанавливает причины социального неблагополучия, определяет характер и объемы необходимой социальной помощи и услуг, содействует их предоставлению.
2.3. Консультирует граждан по социально-правовым вопросам.
2.4. Участвует в организации и проведении просветительских бесед, лекций, семинаров и т.п. социально-профилактической направленности, прежде всего среди групп риска (детей и подростков).
2.5. Принимает участие в разработке и внедрении социальных проектов и программ по половому воспитанию и сексуальному образованию, как на базе самого центра, так и в других учреждениях (общественных, образовательных, досуговых, учреждений социальной защиты и др.).
2.6.Участвует в разработке и проведении социологических исследований по вопросам репродуктивного здоровья населения.
2.7. Осуществляет сотрудничество с государственными социальными службами и общественными организациями помощи молодежи и семье, учреждениями здравоохранения по охране материнства и детства и образовательными учреждениями.
2.8. Ведет необходимую документацию.
III. Права
Специалист по социальной работе имеет право:
3.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
3.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей.
3.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке.
3.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей.
IV. Ответственность
Специалист по социальной работе несет ответственность:
4.1.За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.