Направления развития и основные перспективы социальной работы в службе планирования семьи

Направления развития и основные перспективы социальной работы в службе планирования семьи

Введение

Глава I. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЕПРОДУКЦИИ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОГО ФЕНОМЕНА

1.1 Основные социально-медицинские основы репродуктивного поведения

1.2 Сущность охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Особенности деятельности службы планирования семьи в РФ

1.3 Необходимость внедрения социальной работы в службу планирования семьи

Глава II. Возможности и перспективы социальной работы в центре планирования семьи

2.1 Обоснование значимости программы исследования

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

2.3 Перспективные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи

Заключение

Литература

Приложения

Введение

В условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня заболеваемости населения, охрана репродуктивного здоровья населения приобретает особую социальную значимость. В современных условиях общество должно стремиться к рождению здоровых детей, способных к полноценной общественной, трудовой деятельности и семейной жизни. «Семья - это общество в миниатюре, от целостности и надежности которого, зависит безопасность всего человечества». Семья стимулирует социальную активность человека, способствует сохранению и укреплению физического и психологического здоровья человека. Поэтому укрепление семьи - приоритетная задача общества и половое воспитание подрастающего поколения - одно из ведущих направлений ее решения. Обеспечение этой задачи тесно связано с планированием семьи и охраной репродуктивного здоровья населения.

Планирование семьи - совокупность мероприятий, направленных на рождение желанных, здоровых детей, профилактику абортов, сохранения здоровья, достижения гармонии в браке.

По мнению ученых, современная семья находится в ситуации кризиса, который характеризуется изменением семейно-брачных отношений, падением рождаемости, снижением количества браков и увеличением внебрачной рождаемости, уменьшением количества семей, сокращением средней величины семьи, ухудшением репродуктивного здоровья молодых людей. Эта ситуация является логическим следствием долгого пути ослабления, разрушения и деградации семьи как социального института. Этому также способствовало отсутствие должного полового воспитания подрастающего поколения. Работа же с молодежью в этой области представляет мало использованный резерв их активного отношения к сохранению собственного здоровья. Поэтому для России характерны такие явления, как отношение в молодежной среде к девственности как показателю невостребованности противоположным полом, половые отношения до совершеннолетия и с несколькими партнерами, представления об аборте как главном средстве регулирования рождаемости, отношение к половой жизни как самоценности - без оглядки на предстоящие материнство и отцовство, появление негативных установок в отношении создания семьи. Такое репродуктивное поведение способствует существенному возрастанию рисков для здоровья. Поэтому необходимо более полное использование воспитательных возможностей общества и в сфере противостояния всем этим явлениям.

Высокий уровень абортов, слабая информированность населения о безопасных методах контрацепции, рост числа заболеваний, передаваемых половым путем, имеют не только медицинский, но и социальный контекст. Но все же, в этой области здравоохранения пока больше внимания уделяется медицинским, нежели социальным аспектам, что подтверждается также отсутствием должности специалиста по социальной работе в службе планирования семьи.

В свою очередь комплексный - медико-социальный подход к решению проблем в этой области позволит по-новому взглянуть на них и разработать способы их решения. Поэтому исследование и изучение социальных аспектов системы охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также ее рассмотрение в контексте социальной работы являются актуальными на сегодняшний день.

Степень разработанности предмета работы.

В области изучения репродуктивного здоровья проведено немало исследований, касающихся его состояния и оценки нарушений у различных групп населения, что же касается перспектив социальной работы в этой сфере, пока этим вопросам должного внимания не уделялось.

В процессе написания работы мы опирались на четыре группы источников:

первые - посвященные различным аспектам медико-социальной работы, где рассмотрены возможности развития социальной работы в сфере здравоохранения (Попов А.А., Лукина А.В., Холостова Е.И., Шурыгина Ю.Ю., Мартыненко А.В., Кургузов В.Т., Павленок П.Д., Шумов А.В.);

вторые - посвященные социальным аспектам планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья, в которых рассматривается значимость планирования семьи и направления деятельности в этой области (Старостина Т.А., Размахина Н.И., Гребешова И.И. и др.);

третьи - по проблематике состояния репродуктивного здоровья и полового воспитания молодежи и дестабилизации института семьи, в которых актуализируются ситуация кризиса современной семьи, нарушения здоровья молодежи, подчеркиваются недостатки системы полового воспитания (Кон И.С., Шапиро Ю.Б., Голод С.И., Кулаков В., Савельева Г.М., Орлова О.Г., Баранов М.Б., Резер Т.М. и др.);

четвертые - посвященные особенностям репродуктивного поведения молодежи и его последствиям, таким как аборты, ЗППП, подростковая беременность и др. (Сакевич В.И., Серов В.Н., Фокин Ю.А., Нестеренко Е.И., Соломатин Д.М., Каткова И.П., Андрюшина Е.В., Шарапова О.В., Вовк Е., Адаскевич и др.).

Цель дипломной работы - выявить перспективные направления социальной работы в службе планирования семьи.

Объект - социальные аспекты охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Предмет - возможности социальной работы в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Задачи:

1) Охарактеризовать социально-медицинские аспекты репродуктивного поведения населения;

2) Рассмотреть направления деятельности службы планирования семьи;

3) Выявить и обосновать необходимость развития социальной работы в центре планирования семьи;

4) Выявить и охарактеризовать перспективные направления и формы социальной работы в центре планирования семьи.

5) Предложить должностные обязанности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи.

В процессе работы мы использовали следующие методы:

1) Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение.

2) Системный анализ предмета работы.

3) Обзор литературных источников и нормативных документов.

4) Социологический опрос (анкетирование).

Гипотеза: Современное состояние репродуктивного здоровья населения и рост девиаций в области репродуктивного поведения обуславливает необходимость использования комплексного медико-социального подхода (методов медицины и социальной работы) в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.

Научная новизна работы состоит в том, что выявлена необходимость внедрения социальной работы в центр планирования семьи как перспективного направления его деятельности, определены возможности социальной работы в сфере планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья и показана возможность их применения.

Практическая значимость работы характеризуется результатами исследования, позволившими выявить необходимость социальной работы в центре планирования семьи, а также предложенными перспективными направлениями социальной работы в этой области. Разработанная должностная инструкция специалиста по социальной работе может быть использована центром планирования семьи.

Содержание работы.

Структура нашей работы представлена следующими разделами: введение, I глава (теоретическая), II глава (практическая), заключение, список литературы (66 источников), приложения (6).

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цели и задачи работы, объект и предмет исследования, раскрыта научная новизна и практическая значимость.

В первой главе представлен обзор мнений различных авторов, проанализированы статистические данные, касающиеся репродуктивного здоровья и репродуктивных установок современной молодежи, выявлены социально-медицинские аспекты охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи. Также представлено обоснование необходимости внедрения социальной работы в учреждения планирования семьи.

Во второй главе представлена программа исследовательской работы и проанализированы результаты полученных данных, сформулированы выводы по проведенному исследованию.

В заключении дается краткий обзор и интерпретация полученных в процессе работы результатов и выводов.

Глава I. Анализ современного состояния репродукции населения как социально-медицинского феномена

  • 1.1 Основные социально-медицинские основы репродуктивного поведения

Прежде чем понять сущность планирования семьи следует рассмотреть понятие репродуктивное здоровье и репродуктивное поведение. Согласно определению ВОЗ в широком смысле репродуктивное здоровье - это способность людей к зачатию и рождению детей, возможность сексуальных отношений без угрозы заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), гарантия безопасности беременности и родов, выживание ребенка, благополучие матери и возможность планирования последующих беременностей. Согласно другому определению ВОЗ, репродуктивное здоровье - это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех сферах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов включая воспроизводство потомства и гармонию психосоциальных отношений в семье.

Таким образом, репродуктивное здоровье - это важнейшая составляющая общего здоровья каждого человека, семьи и общества в целом. Основы репродуктивного здоровья закладываются в детском и подростковом возрасте.

На состояние репродуктивного здоровья влияют, прежде всего, особенности репродуктивного поведения населения, которое определяется репродуктивными установками, жизненными ценностями и образом жизни. В свою очередь на особенности репродуктивного поведения оказывает влияние большое количество факторов социального, медицинского, экономического, культурного и др. характера. В последние десятилетия в России прослеживается тенденция к ухудшению репродуктивного здоровья населения. Одной из предпосылок этого процесса является прочно укоренившееся в сознании большинства людей безответственное отношение к собственному здоровью.

Вследствие чего, в современном обществе широко распространены такие явления как низкая рождаемость, рост числа ЗППП, распространенность абортов, бесплодие, подростковая беременность и пр.

Состояние репродуктивного здоровья и его динамика в последние годы привлекает внимание деятельней различных отраслей научно-практической деятельности, таких как медицина, сексология, педагогика, психология, социология.

Во второй половине ХХ века во многих странах произошла так называемая «сексуальная революция», в результате которой общество столкнулось с такими процессами как дестабилизация института семьи и ухудшение состояния репродуктивного здоровья молодежи.

Сегодня в молодежной среде сексуальные отношения до брака стали нормой. Значительная часть молодых людей терпимо относится к внебрачным отношениям, случайному сексу или половым отношениям помимо постоянного партнерства. Исследования врачей, психологов и педагогов говорят о том, что сексуальная активность большинства молодых людей начинается в подростковые годы, когда еще не завершены процессы формирования организма и психики. «Взрыв» сексуальной активности в пубертатном возрасте обусловлен не только биологическими и психологическими, но и современными социокультурными факторами: утратой культурных и нравственных ориентиров.

По данным ВЦИОМ каждый 9-ый подросток имел первый половой контакт в возрасте до 15 лет, каждый 6-ой - в 15-летнем возрасте, каждый 4-ый - в 16 лет, каждый 7-ой - в 17 лет. Таким образом, в 19 лет только 28,4% подростков не вступали в половые контакты. Стремительные изменения во взглядах и представлениях молодежи о половых отношениях носят зачастую стихийный характер, что не может не сказаться на общей сексуальной культуре подрастающего поколения.

До недавнего времени специалисты разного профиля и в нашей стране, и за рубежом изучали репродуктивное здоровье взрослых женщин и мужчин, а здоровью детей и подростков внимания уделялось мало. Раннее вступление в фазу взрослой жизни и сопровождаемое этим высокая сексуальная активность, постоянно поднимает вопрос о том, насколько тенденции в таком поведении молодежи соответствуют критериям здорового образа жизни, и как эти критерии отражаются на уровне общественного здоровья. По мнению зарубежных сексологов в настоящее время сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и нравственным поведением молодежи, основными причинами которой являются безнравственность в сфере половых отношений; отсутствие необходимых знаний по сохранению здоровья; неспособность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком.

По мнению Савельевой И.С. социально-гигиеническая характеристика жизни подростка показывает, что раннее начало сексуальной жизни связано с рядом факторов - низкой сексуальной культурой, наличием вредных привычек, пренебрежением и неумением пользоваться контрацептивами.

Масоликова Н. выделяет следующие причины ранней половой жизни:

Ш связанные с физиологическими особенностями подросткового возраста: гормональная перестройка организма, гиперсексуальность;

Ш связанные с психологическими особенностями подросткового возраста: стремление соответствовать нормам своей субкультуры, любопытство, стремление «стать взрослым»;

Ш причины негативного характера: насилие, способ заработать деньги.

Сейчас педагоги говорят о феномене акселерации, которая характерна для молодежи. Акселерация представляет собой ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. При этом акцент делается не столько на ускоренные темпы физического развития, сколько на рассогласование процессов физиологического созревания организма и социализации личности. Но, по мнению Шапиро Ю.Б., происходящие негативные явления в сексуального поведения молодежи обусловлены не столько акселерацией, сколько изменившимся в худшую сторону характером воздействия на подрастающее поколение ряда институтов социализации - семьи, СМИ и современной литературы. Особенностью сегодняшнего дня является снятие запретов на все виды эротической продукции: демонстрации фильмов без цензуры, изобилие печатной продукции подобного содержания. Некритичное восприятие такой информации создает упрощенное представление о сексуальности человека, что, прежде всего, отражается на молодежи. Зачастую родители не уделяют должного внимания вопросам полового просвещения своих детей. Поэтому подростки в вопросах взросления предоставлены сами себе. Главным источником информации в подростковой среде являются сверстники и друзья, которые играют решающую роль в формировании нормативных установок в сфере сексуального поведения.

В условиях урбанизации, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, наконец, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный и плохо управляемый процесс. Вследствие чего состояние репродуктивного здоровья признано фактором национальной безопасности.

Поэтому перед обществом остро встает о необходимости и целесообразности полового воспитания и сексуального просвещения не только внутри семьи, но и на уровне государственных и общественных организаций, в том числе образовательных учреждений.

Под половым воспитанием Барановым А. и Санниковым А. понимается процесс, направленный на выработку качеств, свойств личности, позволяющих провести собственную половую идентификацию и выработать необходимое поведение человека в отношении представителей другого пола. Колесов Д. В. и Сельверова Н. Б. задачу полового воспитания видят в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы обеспечивали сохранение здоровья и создание здоровой семьи. А сексуальное образование представляет собой процесс, направленный на изучение вопросов интимной гигиены, контрацепции, профилактики ЗППП, профилактики нежелательной беременности и др. Сексуальное образование должно ориентироваться на семейное благополучие будущих супругов, способствовать гармонии сексуальных отношений, формировать здоровый образ жизни.

Но на счет сексуального просвещения с давнего времени существует множество опасений. Консерваторы уверены в том, что любая сексуальная информация развращает подростков, повышает их сексуальную активность, увеличивает количество добрачных связей. Радикалы утверждают, что «…стоит только ввести половое просвещение, как все проблемы подростковой сексуальности исчезнут».

Таким образом, сохраняющийся низкий уровень здоровья современной молодежи во многом обусловлен социальными условиями жизни, распространенностью поведенческих факторов риска и отсутствием должной системы полового воспитания, что свидетельствует об актуальности профилактических программ в этой области.

Рост сексуальной активности молодежи при крайне низком уровне осведомленности по в этих вопросах приводит к ряду неблагоприятных последствий социально-медицинского и психологического характера, как на личностном, так и на общественном уровнях. [Приложение А].

Ниже подробнее рассмотрены такие последствия сексуального поведения как подростковая беременность, аборты и распространение ЗППП, бесплодие.

1. Социально-медицинские аспекты подростковой беременности.

Сегодня для России юное материнство становится обычным явлением. Ежегодно до 1,5 тыс. детей рождается у матерей в возрасте 15 лет; 9 тыс. - в 16 лет и 30 тыс. - в 17 лет , в среднем каждый 10-ый новорожденный рождается у матери моложе 19 лет. На сегодняшний день в России количество женщин, имеющих детей в возрасте до 20 лет составляет 26-30%, количество детей, родившихся вне зарегистрированного брака - 30-40%.

Беременность у подростков, как правило, - результат внебрачной связи, поэтому является для них неожиданной и случайной. По мнению Брюхиной Е.В. беременность у подростков означает ее незапланированность, отсутствие настроенности на материнство, резкое изменение социального статуса, жизненных планов, полную растерянность.

Такая ситуация вынуждает подростков искать любые пути выхода из ситуации, поэтому беременность, наступившая в подростковом возрасте заканчивается абортом в 80% случаев, причем аборты производятся как легальным, так и криминальным путем. Так в 2002 г. в стране было зарегистрировано 2,7 млн. абортов, из них у несовершеннолетних (до 14 лет) 211,2 тыс., в возрасте 15-19 лет - 280,1 тыс. Изучение репродуктивного анамнеза сексуально активных подростков показало, что беременность имела каждая третья девушка, живущая половой жизнью (30,8%). По данным Краснопольского В.И., Савельевой И.С. в Московской области доля подростковых абортов в общей массе абортов составляет 11,4%. При этом соотношение родов и абортов у подростков составило 1:5.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты