Место занятости в системе экономических и социальных отношений
p align="left">Принять участие в программе могут безработные граждане, имеющие детей в возрасте до трех лет. Им необходимо обратиться в центр занятости населения по месту жительства (прописки). После регистрации в качестве безработного они будут направлены на обучение профессии, повышение квалификации или переподготовку в образовательные учреждения (училища, техникумы, вузы). Там же.

Обучение проводится по специальностям, необходимым на предприятиях нашего края. С учетом занятости женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, организация обучения планируется по различным формам, в том числе по групповой вечерней или индивидуальной вечерней. Во время обучения выплачивается стипендия в размере пособия по безработице. После окончания обучения служба занятости окажет содействие в поиске работы и трудоустройстве. Там же.

2.3 Тенденции и перспективы кадрового рынка Красноярского края

Особо важная социальная проблема - это занятость молодежи. Российская молодежь - мощная сила, обладающая современными знаниями, навыками и огромным потенциалом, который должен быть использован с максимальным эффектом во благо ее самой, а также развития и укрепления России.

В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Елеев Л.Т. Занятость молодежи - важная социальная проблема / Л.Т.Елеев // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. - С.58-60.

Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14-29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. Структура спроса на рынке труда служит надежным индикатором социально-экономического развития. По востребованности тех или иных специалистов можно судить об успехах региона, города или отдельной отрасли. Там же.

Главная тенденция регионального кадрового рынка -- отсутствие на нем серьезных структурных изменений на фоне экономического кризиса. То есть все отмеченные ранее явления: нехватка высококвалифицированных специалистов в тяжелой промышленности и успешных управленцев и рабочих многих специальностей -- стали менее заметными, но никуда не делись. В то же время прогноз на ближайшие годы для работодателей весьма нерадостен -- в трудоспособный возраст вступают молодые люди, родившиеся «на отрицательном пике» демографического кризиса. Их, появившихся на свет в середине-конце 1990?х годов, просто очень мало -- сейчас в школах пустые средние и старшие классы, завтра будут малолюдными студенческие аудитории. Лапин Д. Научим всех / Д.Лапин // Эксперт Сибирь. - 2009. - №19-20 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/siberia/2009/20/kadrovyi_rynok/

В 2011 году школы закончат всего 15 тыс. выпускников -- это меньше, чем сегодня мест в красноярских вузах. Проследим, как система профессиональной подготовки, то есть учебные заведения всех уровней, реагирует на изменение экономической ситуации. Там же.

В 2009 году система образования Красноярского края выпустила 27 тыс. человек, в том числе 10 тыс. получивших начальное профессиональное образование -- то есть рабочих, 7,2 тыс. -- выпускников средних специальных учебных заведений и 9,2 тыс. -- выпускников вузов. Год назад было 22 тыс. выпускников -- это последние более-менее многочисленные потоки. Там же.

Для того чтобы выпускники не остались без работы и не усугубили ситуацию на рынке труда, ведется пристальный мониторинг этого рынка.

В 2009 году по окончании профессионального образования всех уровней лишь 59 процентов выпускников получили направление на работу, еще около 20 процентов продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре и так далее, в армию уйдут 14 процентов выпускников средних и начальных профессиональных учебных заведений. Там же.

Примерно 8 процентов выпускников, что называется, «повисают», то есть нет уверенности в их гарантированном трудоустройстве. Там же.

По прогнозам Росстата более 40% выпускников российских вузов не смогут в течение первых трех месяцев после получения дипломов найти работу. Не всегда система высшего образования, проводя набор абитуриентов, может прогнозировать, какие специалисты и в каком количестве будут нужны через пять лет. Там же.

Больше всего рискуют не найти работу по полученной специальности новоявленные экономисты, менеджеры, маркетологи, то есть у те, кто получал образование по направлению «экономика и управление», что объясняется перепроизводством специалистов по данному направлению в последние годы. Там же.

Не сильно нужны экономике и многие гуманитарии, например, специалисты PR-служб, а также финансисты и экономисты. Шкаратан, О.И. Профессионалы и менеджеры в сфере занятости - положение и реальное поведение / О.И.Шкаратан, С.А.Инясевский // Социологические исследования. - 2006. - №12. - С.41.

Как ни странно, но 11% выпускников с будущими проблемами с трудоустройством -- получившие профессию по направлению «металлургия и металлообработка». Лапин Д. Научим всех / Д.Лапин // Эксперт Сибирь. - 2009. - №19-20 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/siberia/2009/20/kadrovyi_rynok/

Пока не очень востребованы и обладатели дипломов, где значатся профессии, связанные с переработкой лесных ресурсов. Там же.

Примерно такая же ситуация в области среднего специального образования. Там большинство тех, кто испытает риск трудоустройства, -- это специалисты в области экономики и финансов, то есть бухгалтеры, менеджеры, продавцы, страховые агенты. Там же.

Для решения проблемы молодежной безработицы создан и внедряется целый ряд мер: увеличение приема в магистратуру и аспирантуру СФУ, создание антикризисных штабов в вузах, развитие центров профтехобразования, предназначенных для переподготовки граждан, желающих сменить специальность. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием / ПетрГУ. - Петрозаводск, 2006. - С. 140.

Такие центры достаточно часто дают новую рабочую профессию (например, сварщика или буровика) выпускникам высших учебных заведений. Сейчас в крае действуют 20 центров профтехобразования. Некоторые из них по оснащению и уровню подготовки преподавателей -- в числе лучших в стране. Например, Красноярский Центр сварки, создание которого обошлось бюджету в 60 миллионов рублей. Всего на реализацию подобных программ выделяется около 400 миллионов рублей, в том числе 200 миллионов -- из федерального бюджета. Там же.

Утверждение в нашей стране рыночных отношений существенно изменило традиционную модель вовлечения молодежи в трудовую жизнь. Все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с политикой молодежной занятости и предполагающие активные опережающие действия по формированию современной структуры рабочей силы и укреплению взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг. Селина Н.В. О перспективных направлениях развития профессиональной ориентации населения Красноярского края / Н.В.Селина // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru/ publ/7-1-0-49

Актуальность данной проблемы было подтверждена Концепцией действий на рынке труда на 2008-2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 г. №1193-р. В ней прогнозировалось возникновение дефицита трудовых ресурсов и обострение конкуренции на рынке квалифицированной рабочей силы в силу определенных причин: Там же.

1. Сокращение численности населения трудоспособного возраста приведет к росту кадровой потребности.

2. Модернизация производства, расширение применения новых наукоемких технологий и их развитие приводят к повышению требований работодателей к качеству рабочей силы.

Разработанный прогноз дополнительной потребности в кадрах в профессионально-квалификационном разрезе определил ее величину по территориям и отраслям экономики края. Прогнозируемая кадровая потребность учитывает направления инновационного развития, включенные в программу социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года. Потребность учитывает число необходимых (дополнительно) специалистов для перспективного развития экономики территории. Новиков В.В. Механизмы регулирования спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда / В.В.Новиков. - Красноярск: УФГСЗН по Красноярскому краю, 2008 // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.labourmarket.ru/conf3/reports/novikov.doc

В процессе выполнения всех шагов представленного на рис.4 алгоритма по определению оптимальных направлений профессионального обучения безработных граждан построена матрица профессиональной мобильности рабочей силы, отображающая потоки перемещения обучающихся в разрезе профессиональных групп, а также интенсивности этих потоков. На основании проведенных расчетов сделан вывод о наиболее перспективных направлениях обучения безработных граждан. Там же.

Уже сейчас несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей, что может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста, как края, так и страны в целом. Там же.

80

Рисунок - 4 Алгоритм определения оптимальных направлений профессионального обучения безработных граждан Там же.

В этой связи в вышеназванной Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы определено, что профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами. Селина Н.В. О перспективных направлениях развития профессиональной ориентации населения Красноярского края / Н.В.Селина // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru/ publ/7-1-0-49

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области регулирования рынка труда в Концепции обозначено обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, в том числе путем реализации следующих мер: Там же.

1. Разработка целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.

2. Организация в 2008 - 2010 годах информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий с использованием средств массовой информации и современных информационных технологий в целях информирования общества о ситуации на рынке труда и перспективных потребностях экономики в кадрах, а также повышения профессиональной ориентированности молодежи.

Актуализация данной работы подтверждается практикой. В структуре граждан, обращающихся в органы службы занятости Красноярского края, молодежь составляет свыше 50%. Там же. При этом наблюдается тенденция роста количества обращения молодых людей в органы службы занятости, в т.ч. несовершеннолетних и лиц с низким уровнем образования.

К тому же год от года снижается возрастной порог выходящих на рынок труда молодых людей. В общей численности безработных граждан края молодежь составляет в среднем около 35%. Там же.

Функционирование рынка труда во многом зависит от функционирования рынка образовательных услуг. В свою очередь их взаимосвязь изначально определяется образовательными потребностями населения.

Большую роль в их формировании играет профессиональная ориентация молодежи. Социологические исследования по выявлению особенностей выбора профессии учащимися и выпускниками общеобразовательных школ края, проводимые по заказу службы занятости, показывают, что около 40% имеют существенные затруднения с выбором будущего вида деятельности и профессионального обучения. Там же.

Профессионально-образовательный выбор молодежи зачастую определяется стихийными и ложными представлениями о престижности и востребованности отдельных профессий и специальностей на рынке труда. Там же.

Результаты опроса показывают, что примерно 70-85% выпускников ориентированы на получение высшего образования. Там же. Наблюдается стремление получить профессии, максимально обеспечивающие материальный достаток. Такой выбор не всегда соответствует интересам личности, общества и работодателей.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости активизации работы по целенаправленному формированию профессиональных ориентаций молодежи, адекватных структуре рынка труда. Именно в этом направлении видится наиболее оптимальное решение в профилактике молодежной безработицы.

Для выполнения данных задач служба занятости Красноярского края инициировала ряд проектов, которые были поддержаны другими профильными структурами: Там же.

1.Проведение массовых профориентационных акций для молодежи.

2.Разработка и реализация долгосрочного комплексного межведомственного плана профориентационных мероприятий молодежи края.

3.Внедрение в общеобразовательных школах края профориентационного курса «Азбука XXI века».

4.Волонтерское движение по профориентации подростков «Твои горизонты».

5.Использование Интернет-технологий для формирования профориентационной культуры у молодежи: функционирование web-сайта «Миры профессиональных возможностей» Центра научного творчества и профессиональной ориентации учащихся Красноярского краевого Дворца пионеров и школьников при поддержке агентства труда и занятости населения Красноярского края и ГУ «Красноярский краевой центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения».

Особый вклад в подготовку трудовых ресурсов вносят учреждения профессионального образования. Рассматривая вопрос о соответствии содержания профессионального образования требованиям рынка труда, следует иметь в виду два аспекта. С одной стороны - это востребованность выпускников учебных заведений по каждой конкретной специальности, по которой проводилась подготовка. С другой - качество подготовки молодых специалистов, соответствие учебной программы современным требованиям производства. Наряду с объективными трудностями при трудоустройстве (высокая конкуренция на рынке труда, дефицит рабочих мест по специальности, отсутствие опыта работы), свое влияние оказывают и субъективные причины, имеющие социальный и личностный характер.

Это подтвердили данные социологического исследования «Особенности социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионального образования», проведенного службой занятости Красноярского края. А.Н.Кленина К вопросу о необходимости психологического сопровождения учащихся на этапе вузовского образования / А.Н.Кленина // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / ПетрГУ. - Петрозаводск, 2008. - С.122.

Объектом исследования стали выпускники учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, обратившиеся в службу занятости населения края (около 2,2 тыс. выпускников). 90,0 % молодых специалистов обратилось по вопросам трудоустройства или профессионального обучения по другой специальности. 10% - для получения пособия и льгот на оплату услуг ЖКХ. Там же.

Достаточно важным фактором, влияющим на сроки трудоустройства безработных, является их уровень активности на рынке труда. Большая часть выпускников (более 80%) не осознает значимости поиска работы во время учебы. Там же.

Полученные во время опроса данные показали, что более трети выпускников учебных заведений не владеют информацией о состоянии рынка труда и не считают её актуальной и значимой для дальнейшего трудоустройства. При выяснении у выпускников степени соответствия профессиональных навыков, полученных ими в учебном заведении, требованиям работодателей выяснилось, что только 44,5% опрошенных позитивно ответили на этот вопрос. Прослеживается недооценка собственной активности и ответственности выпускника за результативность поиска работы. Только около 11% выпускников прошли курс обучения по технологии поиска работы. Там же.

Однако, для успешной профессиональной деятельности и эффективного трудоустройства молодому специалисту необходимо иметь не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и определенный набор личностных качеств. Представляется достаточно значимой психологическая составляющая процесса вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность. Данные опроса говорят о том, что этому направлению в процессе профессионального обучения уделяется мало внимания. Там же.

Агентство труда и занятости населения администрации Красноярского края осуществляет превентивную работу с выпускниками и студентами профессиональных учебных заведений. Взаимодействие с учебными заведениями осуществляется в рамках договоров о сотрудничестве.

При участии ВУЗов, агентства труда и занятости населения и агентства науки и профессионального образования администрации Красноярского края принято решение о создании Красноярской краевой общественной организации «Ассоциация центров содействия трудоустройству выпускников и студентов учреждений профессионального образования».

Основная цель Ассоциации: поддержка, координация и развитие деятельности структурных подразделений учреждений профессионального образования в области содействия трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений. Селина Н.В. О перспективных направлениях развития профессиональной ориентации населения Красноярского края / Н.В.Селина // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru/ publ/7-1-0-49

Несмотря на достигнутые результаты в профориентации населения Красноярского края еще есть задачи, над которыми необходимо продолжить работу. Чтобы профориентационная работа была системной и целенаправленной, необходимо разработать региональную концепцию профессиональной ориентации молодежи и взрослого населения Красноярского края и программу по ее реализации.

Постановка на должный уровень профриентационной работы в Красноярском крае позволит не только укрепить взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг посредством воздействия на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, улучшить ситуацию с трудоустройством и занятостью молодых специалистов, но и обеспечить развивающуюся экономику края квалифицированными трудовыми ресурсами.

Можно сделать вывод о необходимости активизации работы по целенаправленному формированию профессиональных ориентаций молодежи, адекватных структуре рынка труда.

Именно в этом направлении видится наиболее оптимальное решение в профилактике безработицы вообще, и молодежной в частности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты