Место занятости в системе экономических и социальных отношений
p align="left">В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на: Адамчук В.В. Экономика и социология труда / В.В.Адамчук, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2000. - С.257-258.

- развитие людских ресурсов для труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

- сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

- координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля над ними;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д.

Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения: Квеско, Р.Б. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / Р.Б.Квеско. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - С.55.

- федеральный или общегосударственный,

- субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д.);

- местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).

Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровне, должно преследовать стратегические и тактические цели. Гарина, Е.П. Взаимодействие федеральных и региональных органов власти в контексте государственного регулирования занятости населения / Е.П.Гарина // Региональная экономика: проблемы и перспективы: межвузовский сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Владимир: ВФ ФГОУ ВПО «РАГС при Президенте РФ», 2008. - С. 131-133.

Стратегическая цель заключается в достижении высокого уровня жизни, создании условий для всестороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактическая цель - сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Там же.

Политика занятости на федеральном уровне включает определение совокупности правовых, экономических, организационных мер и нормативных актов, необходимых для создания и регулирования отношений между субъектами рынка труда, а также определение меры допустимых социально-экономических последствий перехода к рынку в сфере занятости - предельно допустимый уровень и продолжительность безработицы, размеры квот и стимулирование приема на работу социально незащищенных групп населения, минимально допустимый объем бюджетных средств на выплату пособий, целесообразный уровень переподготовки и создания общественных работ. Квеско, Р.Б. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / Р.Б.Квеско. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - С.55.

В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. Там же.

С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Глава IV. Ст.14, 15 (ред. от 27.12.2009 №367-ФЗ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=90026;fld=134;dst=4294967295

Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся: Гимпельсон В. Обзор экономической политики в России / В.Гимпельсон, Р.Капелюшников. - М.: БЭА; ТЕИС, 2004. - С.8-9.

- преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объёмов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;

- сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях;

- создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;

- обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;

- дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;

- смягчение последствий долговременной безработицы.

Кроме того, политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнёра в международный рынок труда. Квеско, Р.Б. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / Р.Б.Квеско. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - С.56.

Политика занятости на федеральном уровне должна быть направлена на решение первоочередной задачи - обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни на основе учета действия как рыночных, так и нерыночных факторов. Рыночный механизм направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Волгин, Н.А. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие / Под ред. Н.А.Волгина - М.: Деловая литература, 2001. - С.80.

Долгосрочная политика государства включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др. В итоге все меры направлены на обеспечение полной занятости, повышение благосостояния, создание условий для оптимального сочетания и чередования труда, учебы, воспитания детей и отдыха. Там же.

На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах. Квеско, Р.Б. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / Р.Б.Квеско. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - С.56.

Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Там же

Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:Там же.

1. Республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;

2. Областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;

3. Районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

Политика занятости на региональном уровне также должна преследовать стратегические и тактические цели, более полно использовать имеющиеся возможности и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости. Среди них можно назвать следующие: Зубаревич, Н. Региональная проекция кризиса / Н.Зубаревич // Pro et Contra. 2008. - T.12. - №5. - С.48.

- устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы;

- подготовка и переподготовка рабочей силы;

- поддержка (налоговая и другая) деятельности по созданию рабочих мест;

- расширение диапазона общественных работ;

- налаживание долгосрочного сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных (особенно северных) регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов с последующим возвращением ее в родные места и с гарантией предоставления на родине жилья, других материальных благ на заработанные средства, а также предоставления в случае необходимости работы;

- государственная поддержка (административная, налоговая и другая) привлечения иностранного капитала в регионы, страдающие повышенной безработицей, в том числе для развития малого бизнеса, подготовки для него рабочей силы и т.п.

Вывод по главе

Таким образом, занятость можно определить, как:

во-первых, экономическую категорию, существующую во всех общественных формациях;

во-вторых, совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающую меру его включения в труд;

в-третьих, возможность удовлетворения личных потребностей работника и его семьи, интересов в получении дохода.

Трудом создается основное богатство общества, обеспечивается его прогрессивное развитие, вносится вклад в социальный прогресс мирового сообщества, безработица же, если она становится длительной, крайне негативно влияет на жизненный уровень человека, его семьи, на личность.

Следствием перехода к рыночной экономике явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. Массовая безработица, наблюдаемая в настоящее время, может стать дестабилизирующим фактором, привести к застою, деградации отдельных регионов и даже к социальным потрясениям всего общества. И в этом плане она представляет собой как социально-экономическую, так и социально-политическую проблему. Поэтому занятость должна находиться в центре внимания общества, государства, и проводимой им социально-экономической политики.

2. Политика занятости населения в Красноярском крае

Для понимания занятости как объекта государственного регулирования в современных условиях рынка необходимо охарактеризовать протекающие в ней процессы.

Состояние региональных рынков труда зависит, прежде всего, от макроэкономических тенденций, и кризис вновь это подтвердил. Но общие для страны тенденции «преломляются» в регионах по-разному.

Региональное разнообразие проявляется не только в уровне экономической активности, занятости и безработицы, но также в структуре занятости, условиях труда, гендерных и возрастных различиях работающего населения. Спрос на рабочую силу зависит и от структуры экономики и от уровня развития территории, предложение - от динамики численности и половозрастного состава населения, уровня образования, социокультурными особенностями населения и т.д. Социальный атлас российских регионов: Региональные рынки труда. Красноярский край (с Таймырским и Эвенкийским автономными округами) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/ portraits/KrasYar.shtml

2.1 Состояние занятости на рынке труда в Красноярском крае

Социальный портрет безработного на рынке труда Красноярского края по состоянию на 1 января 2010 года выглядит следующим образом: Ситуация на рынке труда Красноярского края на 31 декабря 2009 года // Агентство труда и занятости населения Красноярского края // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru/market/ info/ 2009god.

- состав безработных граждан. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения Красноярского края, составила 43,7 тысячи человек (на 01.01.2009 - 36,1 тысячи человек, увеличение за год - на 7,6 тысячи);

- половозрастной состав. В числе безработных граждан преобладают женщины - 55,5% или 24,2 тысячи человек (на 01.01.2009 - 62,5% или 22,6 тыс.человек; на начало 2008 года - 65,9% или 25,2 тысячи человек). Доля женщин в числе безработных граждан снижается.

В числе безработных 31,3% (13,7 тыс.чел.) составляет молодежь в возрасте 16-29 лет (на 01.01.2009 - 31,9% или 11,5 тыс.человек). Доля молодежи в числе безработных по сравнению с началом 2009 года незначительно уменьшилась. Там же.

Лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) составляют 6,2% (2,7 тыс.человек) (на 01.01.2009 - 6,8% или 2,5 тыс.человек). Доля лиц предпенсионного возраста в числе безработных уменьшилась: Там же.

- распределение по состоянию здоровья. В числе безработных немалую часть занимают ограниченно трудоспособные граждане. По состоянию на 01.01.2010 численность безработных инвалидов составила 3,0 тыс.человек или 6,9% всех безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости (на 01.01.2009 - 8,5% или 3,1 тыс.человек). Доля инвалидов в числе безработных граждан снижается.

- распределение по месту проживания. По состоянию на 01.01.2010 жители сельских населенных пунктов в числе безработных граждан составляют 37,6% или 16,4 тыс.человек (на 01.01.2009 - 42,5% или 15,4 тыс.человек; на начало 2008 года - 43,8% или 16,8 тыс.человек). Доля жителей села в числе безработных уменьшилась.

- образовательный состав:

имеющие высшее образование 14,5% или 6,3 тыс.человек (на 01.01.2009 - 10,8% или 3,9 тыс.человек);

имеющие среднее профессиональное образование 20,4% или 8,9 тыс.человек (на 01.01.2009 - 19,5% или 7,1 тыс.человек);

имеющие начальное профессиональное образование 18,1% или 7,9 тыс. человек (на 01.01.2009 - 17,9% или 6,5 тыс.человек);

имеющие среднее общее образование 28,9% или 12,6 тыс.человек (на 01.01.2009 - 30,9% или 11,2 тыс.человек);

не имеющие среднего (полного) общего образования 18,2% или 8,0 тыс. человек (на 01.01.2009 - 20,9% или 7,6 тыс.человек).

Доля лиц, имеющих профессиональное образование, увеличилась с 48,2% на 01.01.2009 до 52,9% на 01.01.2010.

Выпускники учреждений профессионального образования (в течение года после окончания учебного заведения) составляют 3,0% от общего числа безработных граждан (1,3 тыс. человек) против 3,6% 01.01.2009. Там же.

Состояние рынков труда определяется соотношением двух основных компонентов: предложения рабочей силы (численности экономически активного населения, его образования, возрастной и профессиональной структуры, территориального размещения и мобильности) и спроса на рабочую силу, т.е. существующего количества рабочих мест. Социальный атлас российских регионов: Региональные рынки труда. Красноярский край (с Таймырским и Эвенкийским автономными округами) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/ portraits/KrasYar.shtml

Спрос и предложение рабочей силы на регистрируемом рынке труда Красноярского края за период 2009 и начало 2010 гг. (по данным мониторинга) имеет следующие тенденции.

В январе-декабре 2009 года в краевые государственные учреждения службы занятости населения 389,3 тысячи человек обратились за предоставлением государственных услуг в области занятости населения, в том числе, за содействием в поиске работы - 219,8 тысячи человек, из них 15,3 тысячи человек были уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (в январе- декабре 2008 года - 259,1 тысячи человек, 136,5 тысячи человек и 7,6 тысячи человек соответственно). Ситуация на рынке труда Красноярского края в 2009 году / Агентство труда и занятости населения Красноярского края // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rabota-enisey.ru/market/rt1_12.doc

По состоянию на 31 декабря 2009 года в органах службы занятости населения Красноярского края зарегистрированы 43,7 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2,8% экономически активного населения (на 31 декабря 2008 года - 2,3%). Там же.

Наиболее низкий уровень безработицы зарегистрирован в городах Ачинске, Красноярске, Железногорске и Балахтинском, Рыбинском, Березовском районах, наиболее высокий - в поселке Кедровый, в Бирилюсском и Енисейском районах. Там же.

Уровень безработицы по муниципальным образованиям Красноярского края представлен в Приложении 1.

В 17 городских округах и муниципальных районах края ситуация на рынке труда характеризуется как напряженная (уровень зарегистрированной безработицы составил более 5% трудоспособного населения в трудоспособном возрасте). Там же.

В органы службы занятости населения работодателями заявлены 204,0 тысячи вакансий. По состоянию на 31 декабря 2009 года имеются сведения о 8,4 тысячи свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) в городах и районах края (на 01.01.2009 - 9,7 тысячи). Там же.

В течение 2009 года 205,9 тысячи человек и 11,7 тысячи работодателей получили информацию о положении на рынке труда. Там же.

При содействии органов службы занятости: Там же.

- нашли работу 139,0 тысяч человек, в том числе 53,8 тысячи безработных граждан;

- приступили к профессиональному обучению по направлению службы занятости 11,8 тысячи безработных граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты