Место занятости в системе экономических и социальных отношений
p align="left">Выделяют следующие формы занятости: полная, продуктивная, рациональная, эффективная и свободно избранная. С точки зрения А.Э. Котляра наиболее предпочтительной представляется позиция ученых, которые «в основу своего понимания полной занятости кладут принцип полного удовлетворения потребности трудоспособного населения в работе в сфере общественного труда». Золкин Е.Ю. Социально-экономическое содержание и основные формы занятости населения / Е.Ю.Золкин. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008.. - С.72-73.

Рациональная занятость -- это сложная категория в системе «работник - рабочее место - труд». Система критериев рациональности занятости определяется комплексом экономических, социальных и технических условий для высокоэффективного труда. Первейшей экономической предпосылкой рациональности занятости выступает общественно полезный характер трудовой деятельности. Там же. - С.72-73.

С точки зрения С.А. Карташова: «Эффективной может считаться занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда». Там же. - С.72-73. Таким образом, эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: экономической - как наиболее рациональное использование человеческого ресурса и социальной - как наиболее полное соответствие интересам человека. Эффективная занятость - это категория рыночной экономики, а полная занятость - категория социальной рыночной экономики.

Продуктивная занятость предполагает рост общественной производительности труда (продуктивность); достойный уровень оплаты; экономичность. Там же. - С.72-73.

Свободно избранная занятость - это свободно избранный производительный труд; достойный уровень оплаты; социально приемлемый уровень безработицы; ориентированность на потребности и интересы индивида; рост образовательного и профессионального уровня граждан. Там же. - С.72-73.

Поскольку облик современного мира разительно отличается от того, каким он был несколько десятилетий назад, то на смену полной занятости с четким разделением труда все чаще приходят гибкие режимы занятости, так как возрастает самостоятельность и универсальность работников.

В последние десятилетия во всем мире все более пристальное внимание стали привлекать различные формы нестандартных трудовых отношений, отклоняющиеся от «классического» типа занятости. Более того, в 1995 году Международная организация труда предложила снять барьеры, препятствующие нестандартным формам занятости, а многие развитые страны приняли меры по стимулированию широкого распространения этих форм. Капелюшников, Р.И. Нестандартные формы занятости и безработицы в России / Р.И.Капелюшников. - М.: ГУ ВШЭ, 2004. - С.16.

По некоторым оценкам, в сфере индивидуализированных форм трудоустройства находятся от 30 до 50% рабочей силы стран Западной Европы и Японии и около 20-30% рабочей силы Канады и США. Половинкина Л. Хорошая работа или Нестандартная занятость? / Л.Половинкина // E-xecutive. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1029355/

В России в условиях растущей безработицы именно за счет нестандартных форм занятости идет до 90% трудоустройства. Конечно, классическая «хорошая работа» будет всегда. Но ее доля будет неуклонно сокращаться, что сейчас и происходит. Таким образом, даже когда кризис закончится, модель «индивидуализированной нестандартной занятости» останется с нами, потому что только она соответствует нашему быстро меняющемуся миру. Ратникова, Т.А. Сколь долог поиск работы в России: новый подход к оцениванию / Ратникова Т.А., Фурманов К.К. // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - №2. - С.279

Следовательно, в решении основных проблем занятости и предотвращения последствий безработицы крайне важным будет дальнейшее развитие нестандартных форм занятости с акцентом на новые виды коммерческой деятельности, позволяющие сгладить существенный дисбаланс в профессиональной структуре современного российского общества.

1.2 Социально-экономическая сущность занятости

Занятость является социально-экономическим явлением, а потому категорию занятости необходимо рассматривать с двух позиций:Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.248.

- как экономическую категорию;

- как социальную категорию.

Занятость как экономическая категория представляет собой совокупность отношений участия населения в трудовой деятельности, выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода.Рынок труда и занятость населения. Методическое пособие. - Красноярск: КГАУ, 2006. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kgau.ru/distance/resources/nasty/soder.html С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда. Таким образом, чем больше людей занято, тем более в обществе производится материальных и духовных ценностей, и, следовательно, более высокий будет уровень жизни населения. Это -- первый и главный вывод, на котором базируется социально-экономическая политика и государственное управление занятостью населения.

Занятость представляет собой не только экономическую, но и имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества. Из этого следует другой вывод, на котором базируется социально-экономическая политика государства в отрасли управления занятостью: если общество нацелено на социально-экономическое развитие, оно не может безразлично относиться к тем гражданам, которые желают работать, но из каких-то причин не имеют работы.

Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, то есть выступает социально-экономической категорией, и ее можно определить как социально-экономические отношения - соединения трудовых ресурсов со средствами производства. Именно такая двуединая сущность занятости населения и дает основания четко определить, что занятость населения является важнейшим элементом социально-экономической политики государства. Остапенко, Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ю.М. Остапенко. - М.: Инфра-М, 2007. - С.44-45

Отсюда выплывают и основные функции занятости населения: Ратникова, Т.А. Сколь долог поиск работы в России: новый подход к оцениванию / Ратникова Т.А., Фурманов К.К. // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - №2. - С.279.

- обеспечения жизнедеятельности и развития общества, в том числе его неработоспособных членов;

- обеспечения жизнедеятельности и развития личности;

- обеспечение качества рабочей силы.

В законе «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009 N 367-ФЗ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW; n=90026;fld=134;dst=429496729 Эта характеристика занятости и выражает ее социально-экономическое содержание.

Исходя из такого понимания, занятость рассматривается вместе с такими экономическими категориями, как трудовые ресурсы, т.е. трудоспособная часть общества, способная и готовая производить материальные блага и оказывать услуги, и рынок труда, где и реализуется экономическое содержание занятости в двух основных социально-экономических формах: Зибарев, Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета / Д.Б.Зибарев // Моск. Гуманитарный университет. - 2006. - №72. - C.141-152.

- через продажу своей рабочей силы собственнику средств производства;

- через занятие предпринимательской деятельностью.

Рассматривая факторы, влияющие на формирование занятости, необходимо отметить роль предпринимательства в экономической активности и занятости населения, особое значение уделить нетрадиционным формам занятости. В условиях, когда государство рассматривает малое предпринимательство только как объект налогообложения, неформальный аспект занятости будет неуклонно возрастать, особенно если уровень безработицы является достаточно высоким.

Развитие самозанятости приводит к реализации основных ее функций:Ратникова, Т.А. Сколь долог поиск работы в России: новый подход к оцениванию / Ратникова Т.А., Фурманов К.К. // Экон. журнал ВШЭ. - 2009. - №2. - - С.279.

- продвижение изобретений и новшеств, что ускоряет развитие инновационного процесса;

- создание новых рабочих мест;

- повышение уровня конкуренции на рынке товаров и услуг, что в свою очередь, приносит выгоды непосредственно потребителям;

- повышение уровня жизни населения за счет увеличения его доходов;

- смягчение ситуации на рынке труда за счет того, что самозанятость является непосредственной альтернативой безработице и т.д.

Поэтому политику занятости как относительно самостоятельную проводить невозможно, она должна находиться в тесной связи и взаимодействии с экономико-социальной политикой. Иными словами, занятость представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое приобретает свое конкретное содержание под воздействием множества факторов и процессов, начиная от демографических процессов в обществе и кончая государственным регулирующим воздействием на макроэкономику и на рынок труда, а также политикой государства в сфере образования и здравоохранения. Зибарев, Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета / Д.Б.Зибарев // Моск. Гуманитарный университет. - 2006. - №72. - C.141-152.

1.3 Государственная политика занятости

Состояние российской экономики на сегодняшний день поставило вопрос о занятости трудовых ресурсов в число наиболее актуальных. В условиях перехода к рыночной экономике многие профессии оказались ненужными, сотни и тысячи специалистов не находят применения своим знаниям. Государство предпринимает определённые меры, в том числе и правовые, чтобы максимально снизить остроту этой социальной проблемы. Гусов, К.Н. Трудовое право России: Учеб. / К.Н.Гусов, В.Н.Толкунова. - М.: ТК Велби, 2004. - 96 с.

В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем условий для функционирования названных звеньев (регуляторов) системы. Степень удовлетворения общественных потребностей работников, личных потребностей и личных интересов в оплачиваемом рабочем месте, получение дохода, в обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать адекватную заработную плату, достаточную для жизни человека и его семьи, - есть суть политики занятости. Там же.

Главными принципами политики занятости являются: Калашникова, Л.М. Особенности государственного регулирования в сфере труда / Л.М.Калашникова, С.Н.Лайфуров, Е.В.Смолева и др. // Материалы международной научной конференции Москва. - 2003. - №5. - 128 с.

1) принцип добровольности труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к труду;

2) ответственность государства за обеспечение равносторонних условий для реализации прав граждан по труду;

3) учёт и обеспечение национальных интересов;

4) учёт национальных, культурных традиций, исторически сложившихся в различных регионах;

5) особое внимание и содействие занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающие трудности в поиске работы;

6) необходимость комплексного подхода к решению проблемы занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономически целесообразными местами, в целях создания духовного и материального богатства общества. Показателем измерения общественного богатства служит внутренний валовой продукт. Под экономически целесообразными местами понимается физическое рабочее место с целью обеспечения работника достойной заработной платой. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М.Генкин - М.: Норма, 2000. - С.184.

Продуктивная политика занятости состоит в обеспечении работника не только экономически эффективными местами, но и общественно полезными и оплачиваемыми. Волгин, Н.А. Рынок труда и доходы населения. Учебное пособие / Под ред. Н.А. Волгина - М.: Деловая литература, 2001. - С.80.

Все эти показатели характеризуют политику занятости с качественной стороны, но значение имеют и ее количественные составляющие: Квеско, Р.Б. Занятость населения и ее регулирование: учебное пособие / Р.Б.Квеско. - Томск: Изд-во ТПУ, 2008. - С.52.

1) уровень занятости населения профессиональным (оплачиваемым) трудом, он рассчитывается как отношение числа занятого населения к общей численности населения, выраженной в процентах;

2) уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве, который рассчитывается - число занятого профессиональным трудом населения к числу трудоспособного населения;

3) оптимальность распределения по сферам общественно-полезной деятельности трудоспособного населения;

4) рациональность структуры распределения населения по профессиям;

5) нормы безработицы, ее соотношения с естественным уровнем безработицы.

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. Вечканов, Г.  Макроэкономика. Краткий курс / Г.Вечканов. - М.: Экономикс, 2007. - [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fictionbook.ru/author/galina_vechkanova/makroyekonomika_kratkiyi_ kurs/read_online.html?page=1

Главным направлением политики занятости является создание экономически целесообразных рабочих мест (рис.1).

Рисунок 1 - Направления государственной политики занятости Экономика труда в схемах и таблицах. Учебно-наглядное пособие / Сост. Е.В.Шубенкова, Е.Е.Миргород. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2005. - С.56.

Переход к рынку в России сопровождался радикальными изменениями в модели функционирования занятости, которые нашли свое выражение в отходе от модели всеобщей занятости, присущей централизованно управляемой рыночной экономикой, и государственных гарантий занятости к модели оптимальной занятости. Там же.

Цель государственной политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Там же

Основная задача политики государства по поддержке занятости - сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путём проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ. Там же

Как уже было отмечено выше, Закон о занятости дает определение занятости как «деятельность граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству Российской Федерации и приносящей, как правило, доход, заработок. Такое понятие занятости связывается с исключительным правом граждан распоряжаться своими способностями к труду». Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009 N 367-ФЗ) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - Версия Проф. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=90026;fld=134;dst=4294967295

В Законе приводится перечень занятых граждан, к числу которых относятся: Там же.

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной службы занятости населения;

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.

Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, в том числе предпринимательство, индивидуальную трудовую деятельность и т.п. В узком смысле под трудоустройством понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан для получения имеющихся мест работы. Садовая, Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда в России / Е.Садовая, М.Хохлова // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2009. - №10. - С.81

Большое внимание ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов уделяют Службы занятости. Крылова, Е.Б. Малое предпринимательство и занятость населения Е.Б./ Крылова // Пробл. прогнозирования. - 2009. - №1. - С.125.

Служба занятости осуществляет свои функции при участии профсоюзов и иных представительных органов работников, работодателей, а также других заинтересованных органов, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. На основе взаимных консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия по обеспечению занятости. Гусов, К.Н. Трудовое право России: Учеб. / К.Н.Гусов, В.Н.Толкунова. - М.: ТК Велби, 2004. - 96 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты