Молодежь: концептуализация понятия
научно-технической области к внутренним угрозам относится существенное падение научно-технического потенциала, утрата престижа интеллектуального труда, а это напрямую относится к молодежи. В экологической области угрожающим является рост масштабов и последствий техногенного влияния, существенно сказывается износ производственного оборудования, устарелость технологий, снижение технологической и трудовой дисциплины.

Внутренней угрозой в области политических отношений является разрыв между конституционными демократическими принципами и реальной политикой, противостояние политических сил и властных структур, отсутствие механизма контроля общества над институтами государственной власти. Еще совсем недавно молодежь была политически самой активной частью общества, только коммунистический союз объединял более 60% молодого поколения. А сегодня, по данным социологов, не более 5% молодых людей политически активны, еще меньше состоят в политических и юношеских объединениях, которых количественно много - более трехсот только федерального уровня, но они крайне малочисленны, а их практическая деятельность на нуле.

Внутренней угрозой в области социальных отношений являет социальное расслоение общества, которое начинается уже в среде учеников первого класса общеобразовательной школы, большой разрыв между богатыми и бедными, причем не только при сопоставлении молодежи и старших по возрасту, но и в среде самой молодежи, люмпенизация значительного числа молодых граждан, существование многочисленных маргинальных групп, которые стимулируют социальную нестабильность. Значительная часть молодых стала на преступный путь, причем здесь сочетается преступность во имя сверхдоходов и в силу нищенского существования. В юношеской среде растет ощущение незащищенности от преступных элементов и от произвола властей. Крупнейшей угрозой обществу, нации является критическая демографическая ситуация, утратил свое высоконравственное значение институт семьи, молодые семьи материально бедствуют, массовый характер приобрели «гражданские браки», увеличивается социальное сиротство.

Молодежь остро ощущает стратегическое отставание России по уровню информатизации, односторонний упор на прозападную информационную модель элитарного типа, исключение из информационного поля целых пластов жизни россиян, отсутствие информационной политики, отвечающей целям, ценностям и интересам молодого поколения, знание и пользование компьютерной техникой является больше исключением, нежели правилом.

Вызовом времени является имеющее место нарушение прав свобод человека в отношении молодых людей в России и русскоязычной части населения стран СНГ.

В современных условиях одной из серьезных и потенциально опасных угроз и вызовом времени является региональный национальный сепаратизм. Угрозу интересам России представляют межнациональные конфликты внутри страны и в непосредственной близости от ее границ, дестабилизирующие социальную обстановку в стране. В эти конфликты вовлечены молодые люди и даже дети. Серьезной проблемой является угроза дальнейшего обострения межэтнических и межконфессиональных отношений.

Основной вызов безопасности страны связан с незавершенностью создания и нестабильностью демократических институтов управления и власти. В России до сих пор нет закона о молодежи и молодежной политике, многие законодательные акты не обеспечены механизмами их реализации и не работают.

Это только некоторая инвентаризация угроз и вызовов, напрямую касающихся молодого поколения. Каждая обозначенная позиция имеет свою структурную характеристику. Например, образование. Теоретически можно достаточно легко обосновать целесообразность сосуществования государственного и коммерческого образования. Но здесь глубочайший вызов времени. Миллионы молодых людей лишены возможности получить высшее и даже полное среднее образование. В то же время современное общество не может продвигаться в сторону прогресса без высоко-образованных граждан. С другой стороны, государственная система высшего образования по-прежнему выпускает громадное число специалистов, которые после получения диплома отправляются в «свободное плавание» подальше от «государственных берегов», а немалое число отправляются и подальше от государственных границ. Получается, что государственная система высшего образования работает не на Россию, а на негосударственную внутреннюю и внешнюю систему. Ответа нет, вопрос сложен, правы те, кто выступает за сохранение и расширение государственного высшего образования, правы и те, кто считает, что государственные средства уходят «в трубу».

Вызов времени касается и непосредственно молодежного движения, здесь столь же сложная проблема. С одной стороны, молодежь не сможет в должной мере решать свои проблемы материального, социального и тем более политического характера без своих общественных объединений. С другой стороны, молодые люди устраняются от юношеского движения, не проявляют инициативы самоорганизации, объединении, уходят от политической жизни. Молодежь вслед за политиками выступала за независимость, самостоятельность юношеского движения, но в то же время молодежные объединения не могут существовать без государственной поддержки, без взаимодействия с государственными структурами по делам молодежи. Молодежные объединения далеки от государственной идеологии, но они также далеки от трудового, нравственного формирования молодого поколения, которое необходимо в интересах общества и нации.

Сегодняшние политики подстраивают мир под глобализм общественного развития. Общечеловеческие ценности овладели умами молодых, этот процесс необратим. Но он не исключает национальное, гражданское конкретного общества. Россия - часть мировой цивилизации, но она национальное государство, ее народ имеет высочайшую, миром признанную культуру, свои национальные традиции, российский менталитет.

Наступающее новое тысячелетие, безусловно, пьедестал прошедшего и ушедшего в историю, но одновременно это и стартовая площадка в будущее. Какой она будет, как она мобилизует силы и энергию на достойный ответ вызовам времени, многое зависит от нас самих: от молодежи и от старших. Глубоко символично, что вопросы России обсуждаются вместе с деятелями ЮНЕСКО, в девизе которой заложено движение вперед [И.М.Ильинский «Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков», Москва, «Социум», 2001г., стр.221 - 227].

Молодежь России в начале XXI века: ожидания, страхи, надежды

Конец XX века оказался для России периодом интенсивных трансформаций, изменивших государство и общество. Согласно данным проведенных опросов населения страны почти две трети убеждены в том, что XX век войдет в историю России как время величайших свершений, но одновременно и невиданных ранее потерь.

Значительная часть молодых людей в возрасте 18-29 лет считает, что в целом в XX веке больше полезного принесла Япония (43,0%) и Россия (38,0%). Считают, что и в настоящее время Россия является великой державой, свыше 55,0% молодых россиян. Среди «русских кумиров XX века» молодые респонденты до 24 лет назвали Ю.Гагарина (44%), В.Высоцкого (33,0%), А.Солженицына (18,0%) и др.

Молодежь - основной стратегический ресурс обновляемой России. Процесс взросления проходит в сложной, конфликтной обстановке радикально меняющегося общества. Общеизвестно, что в период бурного переустройства значение молодежи резко повышается вследствие особой общественной востребованности присущих ей свойств - энергии, предприимчивости, решительности, авантюризма. Однако в результате непродуманной молодежной политики государства (а вернее - в отсутствие такой политики) произошло отторжение молодого поколения от культурно-исторических ценностей, произошел кризис идентификации, когда личность теряет осознание своего предназначения в обществе.

Главное в том, что молодежь отстранена от влияния на социально-экономическое, политическое и духовное развитие страны. И это при том, что российская молодежь является важнейшим источником формирования новых структур и слоев негосударственного сектора (до 43%), что она за переход к рыночным отношениям (до 75%) и в большей мере, чем другие возрастные группы, ориентирована на собственные силы, свободу действий и риск.

Резкие социальные перемены в российском обществе неадекватно восприняты молодежью. По данным исследований ВЦИОМ о восприятии молодыми респондентами до 24 лет социальных перемен за десять лет, выяснилось, что свыше половины опрошенных (55%) считают, что "произошли большие изменения", каждый пятый (20%) отметил поверхностный характер изменений - "казалось, что изменения произошли, теперь вижу, что все по-старому"; а 8,0% уверены в том, что "по сути дела, ничего не изменилось". По сравнению с другими возрастными группами у молодых респондентов преобладают предпочтения перемен. Вместе с тем практически каждый третий молодой респондент не осознал сути социально-экономических и политических преобразований в стране.

Социологические исследования подтверждают, что россияне устали от неопределенности, политического курса верховной власти, общественных катаклизмов, конфликтности властных структур. Люди мечтают о стабильности и порядке в стране. Большинство россиян формировалось в советском обществе, во многом несовершенном. Но это было стабильное общество со своей системой норм, на которые люди могли ориентироваться. Сегодня в умах, особенно молодых людей, представление о норме абсолютно разрушено. Многие «относятся спокойно» к незаконным способам

достижения богатства и процветания, а некоторые хотели бы иметь возможность таким образом решать свои денежные проблемы. Многие молодые люди (от 16% до 26%) вполне спокойно относятся к тому, что можно брать взятки, воровать, торговать наркотиками и др. Каждый десятый из опрошенных в целом по стране молодых людей считает, что участие в криминальных группировках есть вполне нормальный способ зарабатывать деньги, а каждый пятый молодой респондент указал, что «если жизнь прижмет, можно временно этим заняться». Таким образом, главной ценностью современного российского общества стала ценность социального успеха, для достижения которого все дозволено, любые способы хороши.

Любопытно, что поступки, за отрицательной оценкой которых стоит принятие или неприятие тех или иных моральных норм, молодежью осуждаются в 1,5-3 раза реже, чем в старших группах (31 - 50-летних и др.). Итак, большинство россиян требует наведения порядка в стране. Социологи отмечают, что при всякой постановке перед общественным мнением дилеммы «демократия или порядок» порядок неизменно одерживал верх.

Молодые респонденты не отрицают демократию. Но период потрясений и бедствий привел их к осознанию необходимости восстановления стабильности общества.

В целом можно сделать вывод, что большинство россиян, в том числе и молодежь, ожидает от власти более жесткой политики, наведения порядка в стране, а также относительно либеральной экономики. Общественное мнение в стране находится в напряженном состоянии воинственной мобилизованности. Значительное большинство россиян демонстративно поддерживает продолжение войны на Северном Кавказе до победного конца; в том числе: «полностью поддерживают» 37% молодых респондентов 18-24 лет; «скорее поддерживают» - еще 44%. Таким образом, общий уровень поддержки молодежью действий в Чечне превышает 80%.

По мнению молодых респондентов до 29 лет, сегодня объединить российское общество могли бы, скорее всего следующие идеи: «стабильность» (так считают 41,3%), «законность и порядок» (37,3%), «достойная жизнь» (25,5%), «сильная держава» (23,1%); а также «богатство и процветание» (20,4%), «социальная защищенность» (17,0%), «равенство и справедливость» (15,5%) и др.

Необходимым условием стабилизации общества является формирование культуры мира, утверждение идеалов терпимости. На государственном уровне терпимость требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития. Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодежи навыков критического осмысления и выработке суждений, независимого мышления, основанных на моральных ценностях. Терпимость неотделима от контекста жизненных отношений и связей молодежи. Социологические исследования последних лет показывают, что по мере продвижения курса реформ «запас терпения» россиян постепенно уменьшается. Это касается и молодежи, обладающей большими возможностями адаптации к резким, деструктивным переменам. Если на протяжении 90-х годов социологи отмечали неуклонное снижение «запаса терпения», то к концу века несколько улучшилось социальное настроение молодых людей.

Каждый пятый молодой респондент до 29 лет (19,2%) считает, что «все не так плохо, и жить можно», каждый второй (50,5%) - что «жить трудно, но можно терпеть». На то, что терпеть бедственное положение уже невозможно, указало 21,7%.

В то же время где нет надежды, нет и общественного прогресса. В свою очередь, вера придает смысл бессмысленному, способствует преодолению безнадежности. На что надеются россияне, особенно молодые, на стыке тысячелетий? Во что верят? В первую очередь надеются на серьезные позитивные перемены в экономике, хозяйственное оживление и повышение жизненного уровня. Большие надежды возлагают на стабилизацию обстановки в стране, возрождение духовности и национальной гордости.

По данным социологических исследований, с осени прошлого года и до мая 2000 г. заметен рост индексов экономического и политического оптимизма россиян. Этому способствует как снижение материальных притязаний, так и достаточно (пока!) высокий уровень доверия президенту В.В. Путину. Молодежь реформируемой страны («поколение реформ») также сохраняет определенные надежды на лучшее будущее. Так, 41,0% молодых респондентов до 29 лет считают, что в течение ближайшего года жизнь в стране наладится, а 36,7% - что никакого улучшения не произойдет. Как видно, оптимисты преобладают. Более половины (50,3%) уверены, что в ближайшие месяцы экономическая ситуация в стране улучшится (19,3% предсказывают ухудшении ситуации). Еще более уверены молодые респонденты в улучшении политической обстановки в стране, на это указали 55,5% (14,8% считают, что она ухудшится).

Общий вывод: молодые россияне смотрят в недалекое будущее не без тревоги, но достаточно оптимистично. Таким образом, общество имеет в целом весьма психологически уравновешенное поколение, ориентированное на стабильное, устойчивое развитие и созидание. Реализм современной молодежной политики требует особого учета данного фактора. [И.М.Ильинский «Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков», Москва, «Социум», 2001г., стр.397 - 401].

Заключение

Итак, я рассмотрела некоторые проблемы, стоящие пред современной молодежью. Этот перечень минусов можно продолжать и продолжать. Следовательно, для социологии молодежи всегда будет пища.

Одним из возможных сценариев дальнейшего развития молодежной проблематики может стать поглощение ее возрастной социологией или социологией поколений, поскольку проблема возрастной дифференциации общества или системы взаимоотношений разных поколений, одновременно живущих в обществе, становится все более актуальной. Тогда, возможно, основной ракурс исследований изменится: от изучения отношений молодежи и общества к изучению отношений молодежи с другими возрастными группами (зрелыми, пожилыми и т.д.). На Западе эта проблема в настоящее время считается актуальной и понимается скорее как проблема солидарности, экономического «контракта» представителей разных возрастных когорт. В условиях реформируемого общества проблема взаимоотношения представителей разных поколений может стать актуальной, так как является реальной почвой для разлома общества, дифференциации и взаимного непонимания поколений. Тем не менее растущий интерес к поколенческой проблематике становится все более заметным.

Вместе с тем, учитывая волнообразный характер развития социологии молодежи, возможно также предположить и другой сценарий: на мой взгляд, в ближайшие годы можно ожидать очередного взлета интереса к этой области. Он будет обусловлен вхождением во взрослую жизнь первой возрастной когорты, сознательная фаза социализации которой пришлась на период развития рыночных отношений в России и соответственно рыночной (индивидуализированной) психологии. Новое поколение (1977-1978 гг. рождения) не только получило новый опыт образования и профессиональной подготовки, но вступает в жизнь при сокращении шансов на трудоустройство, что чревато возможным обострением межпоколенных противоречий.

Пусть это банально звучит, социология молодежи, как и сам объект, ориентирована на будущее. Естественно, трудно ожидать интереса к будущему в условиях неразрешенных проблем настоящего. Вместе с тем с точки зрения общественного запроса проблемы социальной защиты молодежи, организации специфического молодежного рынка труда, выравнивания растущих различий в жизненных шансах отдельных групп молодежи, эффективности новых (в том числе частных) каналов образования могли бы стать одними из самых актуальных. В интересах государственной политики также разработка долгосрочных (на десятилетия) прогнозов социального поведения различных возрастных когорт, проходящих разные стадии жизненного цикла.

В целом нетрудно представить, что в социологии молодежи будут происходить те же процессы, которые охватывают и другие предметные области науки, прежде всего движение в сторону междисциплинарного подхода. Очевидно, что совмещение собственно социологических концепций с социопсихологическими, этнологическими и историческими - не просто дань моде, но способ развития знания в достаточно сложной социоэкономической, социокультурной и политической ситуации, в которой находится сегодня российское общество.

Но хочется надеяться, что, как бы ни происходило развитие социологического знания, оно с каждым годом выявляло все меньшее количество проблем нашего общества. Это явилось бы показателем безусловного улучшения жизни россиян, не только молодежи, а всего нашего народа в целом.

Библиография

1. Ильинский И.М. «Молодежь России перед лицом глобальных вызов на рубеже веков», М.: «Социум», 2001 г

2. Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М., 1988 г.

3. Лисовский В. Т. «Социология молодежи», Изд.: СПбГУ, 1996 г.

4. Петрова Т.Е. «Социология студенчества в России: Этапы и закономерности становления», СПб.: «Бельведер», 2000 г.

5. Саралиева З.Х. «Социология гендерных отношений: учебное пособие для студентов высших учебных заведений», М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004 г.

6. Слуцкий Е.Г. «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования», СПб.: «БИС-принт», 2002 г.

7. Тощенко Ж.Т. «Социологические исследования», М.: «Наука», №4 (264), 2006 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты