Молодежь: концептуализация понятия
бщим же является то, что почти 80% юношей и девушек ощущают в той или иной степени страх перед своим будущим, Молодое поколение наиболее опасается перспективы возникновения и функционирования криминального государства в России, массовой безработицы, гражданских волнений, эколо-гических и техногенных катастроф, полного краха экономики.

Очевидно, что в условиях нестабильности жизни общества и личности, ко-гда молодежь не может реализовать свою трудовую, диалогическую и творче-скую природу, на первый план выступают биологическая и трансцендентная подструктура сущности человека. В силу этого, как показывают социологиче-ские и социально-психологические исследования ведущими социальными разновидностями духовного состояния молодежи в России можно считать эгоистический акти-визм и такие превращенные формы, как «этизм» (когда нравственные идеалы понимаются и воспринимаются утилитаристически), «эстетизм» (фетишизация красоты, признание ее внешних признаков за совершенство, как символа вечного богатства, моды или престижа), различные религиозные состояния, а так-же «праксизм» (абсолютизация духовно-практических элементов жизни лич-ности, при которой существование человека подчинено миру вещей).

Состояние эгоистического активизма, как правило, возникает с момента самоизоляции личности, которая связана с «затуханием» социальной ответ-ственности или анемией коммуникабельности, общительности. Противоречия между личностью и социальными институтами, общественными организация-ми, разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписыва-емыми социальной системой, структурой (восприятие их как чуждых и враж-дебных) дополняются специфическим восприятием окружающего социального и культурного мира как чуждого, враждебного. Духовное отчуждение получает определенное выражение в социальных установках, ценностных ориентациях, сознании и самосознании личности (чувство изоляции, состояние одиночества, скуки, тоски). Кроме этого, ситуация опасности (административной или уго-ловной ответственности, негативного общественного мнения) порождает у личности психическое состояние тревожности, предрасположенность к защитному поведению, часто неадекватному, неразумному проявлению напряженно-сти повышенную внушаемость, пониженный уровень мотивации, притупление контролирующих процессов сознания и самосознания.

Эгоистический активизм может проявляться в различных формах. Одна из них связана с имитационными формами, различного рода псевдоактивиостью, в результате которой возникает лишь видимость участия и выражения челове-ком своей гражданской позиции. В этом случае он выступает как ложный активизм, ибо основан на конформистских элементах сознания личности. Другая форма -- агрессивный активизм -- связан с асоциальной деятельностью лич-ности по удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. Еще Аристотель с эгоистической активностью связывал такие элементы души, ко-торые относятся к страстям (злоба, злобная зависть, злость, наглость, често-любие, злорадство, бесстыдство).

Социальная установка «цель оправдывает средства», лежащая в основе эгоистического активизма, предполагает использование любых средств для достижения поставленной цели, начиная с псевдореволюционной фразы, са-мой циничной демагогии и кончая геноцидом. Именно данная парадигма по-зволяет утверждать о деструктивной разрушительной природе эгоистическо-го активизма. Способность эгоистического активизма к социальной мимикрии требует постоянной готовности противодействия ему, в какой бы форме он не проявлялся: от ницшеанского «сверхчеловека», воплощенного в образе фаши-ста, счастливчика ковбоя Джона, «делового» Ивана, ставшего миллионером, до «хиппи» в американской или российской упаковке и интеллектуального ка-рьериста, попирающего нормы человеческого общежития.

Преодолеть деструктивные духовные состояния на личностном уровне мож-но лишь посредством формирования гражданской активной жизненной по-зиции как высшего уровня развития духовно-практического состояния лич-ности. Последнее возможно только при последовательном, радикальном реформировании всех сфер жизни индивида и общества. Первейшим услови-ем ограничения тенденции маргинализации духовного состояния личности яв-ляется установление экономической, политической, духовной и социальной стабильности, ликвидация отчуждения личности.

Формирование духовности молодежи происходит не стихийно (но элемент стихийности нельзя исключать), а осуществляется на основе общих закономер-ностей, которые отражают ее зависимость от:

- комплексности воздействия на личность всех звеньев ее природного и социального окружения, от множественности внешних и внутренних оснований;

- содержания и конкретного проявления состояний сознания общества;

- характера субординации осознаваемых и неосознаваемых психических состояний, состояний сознания и самосознания личности;

- характера общения личности с другими людьми и многообразия форм ее активности;

- образа жизни личности, ее социального статуса и социальных ролей.

Кроме этого содержательное богатство духовности личности зависит от качества и количества социальных связей и отношений, их глубины и интен-сивности, а устойчивость -- от ее соответствия характеру предметно-практи-ческой деятельности личности.

Духовность формируется и проявляется в социально полезной деятельно-сти, прежде всего в труде. Это особенно важно подчеркивать молодежи в со-временной России, поскольку пропаганда общественно полезного и значимого труда в стране отсутствует. Молодое поколение необходимо учить работать. В безделии или криминальной деятельности, в прожигании жизни или попро-шайничестве духовность не появится.

В современном российском обществе постепенно возникают параллель-ные ценности. Одна, своего рода стереотипная, «главное -- творческий труд»; другая -- «утверждение себя как личности только в сфере досуга и потребле-ния». Эта новая идеология поощряет молодого человека к всевозможным лег-ким и дорогим развлечениям, бездумной трате денег, поиску путей их легкой и быстрой, в том числе и криминальной, добычи.

Честный общественно полезный труд в сознании молодежи все более вы-тесняется ценностями материального успеха и обеспеченностью, досуговыми предпочтениями. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что общая тенденция в изменении отношения к труду по-прежнему связана с падением в обществе ценности честного труда в целом. Приоритет отдается не интен-сивному труду с высокой творческой отдачей и профессионализмом работни-ка, а «некоторой деятельности», направленной лишь на получение большой при-были (любыми средствами, включая и незаконные, криминальные действия}. Принцип «работа не нравится, но она нужна» преобразовался у части подрост-ков в позицию: «где бы не работать -- лишь бы хорошо платили». И все же почти 40% юношей и девушек считают: «наряду с хорошим заработком важен и смысл работы». Мнения «хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы» придерживается не более 10-15 % молодежи (данные ИСЭП РАН, 2000 г.). Очевидно, что новая идеология, мотивация в сфере труда у мо-лодежи может привести к еще большему иждивенчеству, безответственности за результаты своей деятельности, в конечном итоге -- к неэффективности общественного производства в целом.

Становление духовности человека, начиная с Гегеля, прямо связывается с образованием. Именно в процессе образования, получения знаний молодой человек, обретая новые миры, обретает и свое «Я». Данное положение под-тверждается и результатами социологических опросов, в том числе проведен-ного автором опроса студентов Санкт-Петербургского государственного уни-верситета технологии и дизайна в 2000 г. На вопрос «Каковы ваши мотивы поступления и обучения в вузе?» (без предварительно данных вариантов отве-тов) более 50% респондентов назвали мотивы духовного плана: саморазвитие (30%), расширение кругозора (26%), самоутверждение (23%), интересное об-щение (23%).

Гражданское патриотическое воспитание молодежи.

Приведенные факты, данные статистики и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях и противоречиях в ценностных ориентациях молодежи, но сви-детельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патри-отического воспитания как особого рода деятельности государства, коррек-тирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых россиян.

Превращение молодежи из «страдательной» или «аполитично-эгоистичной» части населения в активного субъекта общественного воспроизводства немыс-лимо без определения стратегических целей и идеалов в стране, отвечающих коренным интересам большинства народа. Основополагающей причиной ны-нешнего состояния молодежи, ее апатии, аполитичности, эгоизма является, на мой взгляд, отсутствие идей и целей, способных объединить, вдохновить молодое поколение на общественно полезную деятельность.

Превращение молодежи в активного участника возрождения России пред-полагает наличие двух важных условий: идеи, способной объединить абсолют-ное большинство молодого поколения россиян, и организации и самоорга-низации молодежи для ее реализации. В современных условиях все более актуальной и притягательной становится идея патриотизма, который издавна считается добродетелью граждан во многих государствах, существенным при-знаком их благородства, а также условием воспитания молодого поколения.

В начале 60-х годов XX века Управление национальной обороны Японии заявило правительству, что в школах угасает дух патриотизма, и это снижает умственные способности детей, плохо влияет на образование и воспитание. Была верно уловлена связь между умственным развитием и верностью нацио-нальным идеалам. Чем лучше видит и осознает школьник перед собой высо-кую цель, тем выше и подъем духовных сил. Подъем же духа подстегивает и умственную деятельность, и физическую, в конечном счете определяет высокое качество нации.

Однако само понятие сути патриотизма в политических и научных кругах до сих пор неоднозначно. Еще в дореволюционное время известный профессор П. Ковалевский различал понятия «национализм» и «патриотизм». «Национа-лизм, -- писал он, -- есть беспредельная любовь и готовность к самопожерт-вованию за свою народность, а патриотизм -- такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество. Национализм скорее понятие -- психолого-антропологическое, а патриотизм -- историко-географическое». Вряд ли следует различать эти категории. Понятия Отечества, Родины для че-ловека органично включают в себя всю среду его обитания: и свой народ, и Родную землю. Если земля -- это природная и искусственно созданная твор-ческим трудом предыдущих поколений пространственная среда обитания, то сам народ с его мировосприятием, обычаями, традициями, историческим опытом и психологическим складом выступает социальной (общественной) средой обитания.

Национализм в своей здоровой основе представляет собой любовь к своей нации, ее истории и культуре, чувства национального самосохранения и достоинства, деятельность во благо нации. «Национальное чувство, -- писал И. Ильин, -- есть духовный огонь, ведущий человека к служению и жертвам, а народ -- к духовному расцвету». Такой национализм несовместим с современ-ной идеологией мондиализма, проповедующей отказ от национальных тради-ций и культуры, некую космополитическую идею «мирового гражданства». Ис-тинный национализм лишен всякого национального тщеславия, принципиально миролюбив и терпим к другим народам. Он не имеет ничего общего с шови-низмом в различных его проявлениях, а тем более с нацизмом. Национализм не может рассматриваться и как антипод по отношению к интернационализму (дружественным отношениям между нациями). Сам по себе интернационализм немыслим без наций как таковых с их четко определенным национальным само-сознанием.

Что же такое нация? Существуют два основных подхода к исследуемой про-блеме. Один подход состоит в представлении о нации как этносе (общности происхождения, традиций, ценностей, верований, ощущений исторической и межпоколенческой преемственности людей). Другой подход заключается в понимании нации как территориально-государственной общности людей. Из-вестно, что все современные государства официально именуются «нациями». Для ООН нация представляет собой субъект международного права.

Россия -- многоэтническая страна, в которой основным государствообразующим этносом являются русские, составляющие свыше 80% населения. Все населяющие ее народы в своей совокупности образуют суперэтнос, ранее именуемый «советский народ». Как называть нынешних граждан России -- ве-ликороссами, русскими, россиянами? Ответ покажет время.

Актуальнейшей проблемой для страны является ныне формирование ис-тинного (здорового) национализма всех народов России, способствующего укреплению их национального достоинства и гордости, нравственному само-совершенствованию, укреплению взаимного уважения друг к другу.

Быть патриотом -- значит стремиться к духовному развитию своего наро-да, повышению уровня его психического и телесного здоровья, образованности и культуры, занятию достойного места среди других народов страны. Вместе с тем быть патриотом означает активную деятельность по улучшению природ-ной среды обитания, политой кровью и потом всех предыдущих поколений, без чего немыслимо само существование народов. Быть истинным патриотом в многоэтнической стране означает стремление к установлению таких взаимо-отношений между народами, которые бы исключали шовинистические прояв-ления со стороны любого из них.

Истинный патриотизм заключается не в бездумной критике западного об-раза жизни и замалчивании собственных острых проблем, восхвалении «всего и всея» (что сегодня снова становится нормой). Патриот объективно изучит проблемы в российской действительности и попытается решить их, в том чис-ле и привлекая лучший зарубежный опыт.

Национальному воспитанию должно способствовать не столько упраздне-ние графы «национальность» в российских паспортах, сколько всемерное содействие духовному развитию этносов в различных национально-культурных автономиях. Сохранение разнообразия национальных культур является пока-зателем духовной силы государства. Вместе с тем в нашей стране еще сохра-няются разграничения наций-этносов на «государственные» и «негосудар-ственные».

Наличие национально-административных границ внутри государства со-храняет деление народов на коренные и некоренные и их фактическое нерав-ноправие. Устранение существующих границ представляет собой необходи-мое условие консолидации народов в единую нацию-государство, способную отстоять свое существование на планете. Все виды национального патриотиз-ма -- русский, татарский, башкирский чувашский, мордовский и всех других народов России -- должны быть использованы в конечном счете на решение задач оздоровления и улучшения среды обитания (социальной и природной), укрепления взаимопонимания и дружбы между народами одной страны.

Одновременно мощная русская культура, постоянно обогащаемая социо-культурными достижениями всех этносов страны, может и должна служить ос-новой развития национального (в общепринятом понятии «нация--государ-ство») самосознания россиян, гражданственности, главными составляющими которого станут активная позиция молодого гражданина -- патриота, чувство ответственности перед семьей, обществом, государством, родиной, отече-ством.

В условиях социальных трансформаций транзитного общества формиро-вание ценностно-нормативных установок, гражданственности и патриотизма молодежи осложнено как внешними экономическими, так и внутренними со-циокультурными и социально-психологическими факторами. Однако исполь-зование всех достижений национальной культуры, уважительное отношение к российскому историческому опыту, положенные в основу разработки ком-плексной государственной политики в отношении молодежи, семьи и детства, будут способствовать развитию гражданского интеллекта и патриотизма в Рос-сии XXI века. Несомненно, что этому будет способствовать принятая в марте 2001 г. Федеральная программа патриотического воспитания в Российской Федерации. [Е.Г.Слуцкий «Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования», СПб.: БИС-принт, 2002, стр.123 - 135]

3. Актуальные проблемы взаимодействия молодежи и общества в современной России.

Тенденции изменения качества молодежи в условиях современной России.

Общие тенденции. За последние годы наблюдаются следующие тенден-ции в изменении качества молодого поколения:

- постепенно уменьшается молодежная популяция в связи с деформация-ми в естественном движении населения: сокращением рождаемости, увели-чением детской смертности, ростом числа абортов и патологии родов, увели-чением смертности среди экономически активного молодого поколения.

- ухудшаются медико-биологические показатели состояния здоровья мо-лодого поколения (детей, подростков и молодежи) в связи с длительным нару-шением медицинских норм питания, ростом инфекционных (включая туберку-лез, венерические и СПИД) заболеваний, ухудшением экологической ситуации, увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактиче-ских осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового обра-за жизни в семье, школе и материалах СМИ.

- налицо кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде (50%) семей, сокращении рождае-мости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте нега-тивных явлений в воспитании, образовании, социализации детей в кризисных семьях, росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексу-альных домогательств).

- происходит углубление деформации в ценностных ориентациях молоде-жи, проявляющееся в социальной и политической апатии, падении престижа честного труда, интенсивном росте потребительских настроений в ущерб ду-ховности.

- увеличиваются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц жен-ского пола; возрастает число преступных группировок; в сферу организован-ной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увели-чивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания среди молодежной популяции.

- социальное сиротство приобретает контуры национальной трагедии (620 тыс. детей). По разным оценкам, число беспризорных детей и сирот в современной России колеблется от 2 до 4 млн человек (ситуация, схожая с 1924 г.). Углубляется разрыв между поколениями, падает авторитет родителей на фоне критического отношения к их образу жизни, ценностям и взглядам. Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% -- нищен-ствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на пи-тание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материаль-ному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число пре-ступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации инте-ресов не только в сфере труда, но и потребления, возник конфликт мотивов в этих сферах.

- потребительские ориентации не соответствуют трудовым ориентациям, что негативно сказывается на эффективности общественного производства. Молодые люди преимущественно включены в сферу отношений обмена и пе-рераспределения товаров и услуг. Сокращение молодежной занятости в мате-риальном производстве ведет к серьезному сокращению всего производства в стране.

- продолжают оставаться условия, ограничивающие возможности подрастающего поколения в получении среднего (специального) и высшего образо-вания. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн человек).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты