Молодежь: концептуализация понятия
ногие процессы носят необратимый характер и во многом определят ка-чество человеческого потенциала, генофонда и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.

В современном мире внимание общественности привлечено к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, раз-вития человечества, к гармоничному функционированию триады «природа-население-хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы обще-ственного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружа-ющей среды с определенными, заранее заданными качествами. Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания, и глав-ное -- населения, качества человеческого потенциала. Успешное решение со-циально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособ-ности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудоспособности и гражданской зрелости).

Каждое новое поколение несет в себе два вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие -- «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необ-ходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формиро-вания «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замед-ляется. Для выхода страны из системного кризиса необходимо активизировать формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств молодо-го поколения.

В перспективе, в условиях интенсивной трансформации общественной системы роль подрастающего поколения будет все более возрастать. Именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспро-изводящих» свойств, необходимых для качественного обновления существу-ющих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.

Социальная напряженность в отношениях молодежи и общества

Общество в лице его различных социальных институтов и организаций при-звано содействовать молодежи в получении образования, социально-профес-сиональной позиции, в приобретении жилища, семьи, предоставлении возмож-ности самореализации и социальной безопасности.

Если молодежь постепенно получает все жизненно необходимое, она ус-пешно интегрируется в существующие общественные структуры, что не все-гда устраняет у нее чувство отчуждения. Если же отдельные слои молодежи встречают на своем пути препятствия, не позволяющие им интегрироваться в общество, адаптироваться к его институтам, возникает социальное напряжение. Молодежь тогда либо обращается к девиантным формам поведения, либо пытается создавать социально напряженные ситуации.

Под социальной напряженностью понимается особое состояние взаимо-отношений между социальными общностями или общностями и социальными институтами, для которого характерны явные (или скрытые формы) противоборства, вызванные ущемлением интересов одной из сторон. Если рассмат-ривать социальную напряженность в рамках конфликтологической теории, то ее следует определить как «предвестник» конфликта. Социальная напряжен-ность проявляется, когда потенциально кризисные явления еще не сложились в полной мере и четко не обозначились противоборствующие субъекты. Это состояние характеризуется назреванием конфликта и выражается в различ-ных формах социального недовольства и протеста, не достигших пока стадии явного конфликта.

Сущность, типы, динамика социальной напряженности. Предпосылкой эмпирического изучения напряженности является решение ряда взаимосвя-занных исследовательских задач: определение сущности социальной на-пряженности в отношениях молодежи и общества, типологизация социальных напряженностей, определение динамики развития разных типов напряженно-сти и определение стадий ее динамики. Перечисленные задачи носят теоретически-методологический характер. От их решения зависят возможные методы изучения социальной напряженности.

В самых общих чертах сущность социальной напряженности в отношениях молодежи и общества я определяю как тенденцию к нарушению равнове-сия в балансе обмена между молодежными группами и определенными обще-ственными институтами, организациями, а также нарушения выполнения сто-ронами взаимных обязательств, взаимных ожиданий. Поскольку социальная напряженность -- это тенденция, на нее можно влиять, ею можно управлять. Ее потенциал можно направить в созидательные или разрушительные формы взаимодействия между группами людей.

В каждом обществе исторически складываются, в явном или неявном виде применяются особые системы норм и правил, регулирующих обмен между разными категориями молодого поколения и разными социальными институ-тами. На системах норм и правил базируются социальные ожидания молоде-жи и взаимодействующих с ней других общественных субъектов. Выход из си-стемы норм и правил, их нарушение любой из сторон является основой формирования социальной напряженности и социально напряженных ситуаций. Другой возможной основой выступают нарушения в выполнении взаим-ных обязательств молодежи и различных социальных институтов.

Для определения динамики социальной напряженности важно выработать представления о ее сути, определить ее типы и разновидности.

Можно говорить о трех типах напряженности: стихийной и непроизвольно возникающей, индуцированной; провоцируемой и конструируемой; сочета-ющей свойства двух первых (естественно-искусственной). У каждого из обо-значенных типов существуют своя динамика, скорость, темпы развития. Для естественной, стихийной напряженности характерно медленное становление и развитие. Индуцированная напряженность может быть неожиданной, взрывной. Сочетание «естественности» и «искусственности» в формировании соци-альной напряженности ускоряет ее прохождение через все стадии.

Социальные напряженности (социально-напряженные ситуации) следует типологизировать по силе их возможного воздействия на общественную жизнь. Исходя из этого критерия, я выделяю напряженности, угрожающие обще-ству в целом; социальному порядку в его отдельных сферах (политической, эко-номической, культурной); положению на отдельных территориях, предприяти-ях, в отдельных коллективах. Можно также говорить об угрозах социальному порядку в отдельных регионах, городах. В XX веке в разных странах молодежь неоднократно создавала социально напряженные ситуации, которые перехо-дили в острые столкновения с властными структурами и создавали угрозу об-ществу на всех уровнях его организации.

В литературе не существует общепринятых и детально разработанных представлений о динамике социальной напряженности. Очевидно, что такие представления логически связаны с общей трактовкой исследуемого явления. В моем понимании она является свойством сознания отдельных социальных групп и формой коллективного поведения некоторых субъектов общественной жизни.

Социальная напряженность (как процесс) включает следующие основные стадии.

Первая стадия: возникновение объективных предпосылок для формиро-вания социальной напряженности. На этой стадии ни один из субъектов соци-альной напряженности не осознает и не предчувствует ее наступление. Это латентная стадия.

Вторая стадия: становление социальной напряженности. Здесь один или несколько из ее субъектов начинают и чувствовать, и осознавать наступление нового этапа в общественных отношениях.

Третья стадия: развертывание социальной напряженности. На этой стадии инициатор, основной субъект социальной напряженности начинает активную эмоционально-мыслительную работу по осознанию обстоятельств, условий, выступающих препятствием на пути удовлетворения потребностей, реализа-ции интересов и прав, утверждения ценностей.

Четвертая стадия: кристаллизация и оформление, а также закрепление напряженностей в виде внутреннего свойства сознания группы-инициатора. Стадия характеризуется интенсивным обменом мнений членов группы по по-воду особенностей и проблемного ее положения в обществе. В это время вырабатываются групповые оценки внешних социальных обстоятельств, фор-мируются призывы к действиям, которые смогут улучшить положение группы.

Пятая стадия: новое самоопределение в существующей социально-эконо-мической ситуации. Основное содержание данной стадии -- поиск и опреде-ление контрсубъекта (контрсубъектов) -- того института, организации или лица, которое своими действиями или бездействиями создает препятствия для удовлетворения потребностей, реализации интересов и т. п. На данной стадии субъект формулирует требования к себе и к контрсубъекту.

Шестая стадия: выдвижение (манифестация, предъявление) требований по изменению социальной ситуации, обстоятельств. Это важнейшая стадия в формировании и развитии социальной напряженности, она завершается со-зданием социально напряженной ситуации, в которой определены, по край-ней мере, два субъекта противостояния. Субъект-инициатор выдвигает не толь-ко требования к контрсубъекту, но и объявляет об угрозах предпринять коллективные действия в том случае, если контрсубъект не согласится с выдвинутыми к нему требованиями.

Седьмая стадия: взаимодействие противостоящих субъектов по поводу выдвинутых требований. Стадия включает в себя диалог, спор субъекта и контр-субъекта. От того, как разрешится диалог противостоящих субъектов, будет зависеть и дальнейшее течение социальной напряженности. Если выдвинутые требо-вания принимаются, то напряженность может спадать (по крайней мере на вре-мя) и даже в дальнейшем полностью исчезнуть. Когда требования не принима-ются, напряженность либо сохраняется столь долго, сколь это «необходимо» для ее субъекта, либо она переходит в социальный конфликт.

Поведение в социально напряженных ситуациях. Обозначенные выше на-чальные стадии динамики социальной напряженности представляют собой процесс подготовки противостояния, подготовки возможных коллективных действий. Последующие стадии -- односторонние и многосторонние коллек-тивные действия, которые не являются социальным конфликтом в собствен-ном смысле, а лишь предвещают его возможное наступление. Когда напряжен-ность не выходит за пределы группового сознания, не определены требования группы к другим общественным субъектам, говорить о социальной напряжен-ности как противостоянии неправомерно. В том случае, если на какой-то мо-мент контрсубъект не определен, совсем не следует, что напряженность, как нарушение баланса в обмене между молодежными группами и общественны-ми структурами, отсутствует.

Нарушение баланса в обмене сторон может наступить по вине (действию или бездействию) обеих сторон. Те или иные общественные структуры могут не выполнять определенных обязательств перед отдельными молодежными категориями, а отдельные категории молодого поколения также могут игнори-ровать требования структур. Последнее характерно для ситуаций, когда, на-пример, молодежные преступные группы переступают закон или молодежные группировки бросают политический вызов обществу. В этих ситуациях ини-циатором явных напряженностей может выступать не молодежь, а государ-ственные структуры и (или) общественные организации. Здесь социальная напряженность продуцируется и конструируется. Динамика такого типа напря-женности иная, нежели в первом случае, когда ее инициируют молодежные группы.

Первой стадией данного типа напряженности является формирова-ние и сплочение молодежных групп на основе особого ряда ценностей и норм, входящих в противоречие с основными, принятыми и одобряемыми обществен-ными ценностями и нормами. На второй стадии молодёжные группы перехо-дят к совершению общественно опасных действий, создающих социальные проблемы. Группы входят в прямую конфронтацию с обществом, и оно рано или поздно начинает реагировать. Это третья стадия напряженности, на кото-рой государственные органы и общественные организации обозначают ука-занные молодежные группы девиантами, присваивают им ярлыки, выделяя тем самым их из всех других молодежных групп. Наряду со стигматизацией обще-ственно опасных молодежных групп, к ним выдвигаются определенные требо-вания, и это уже четвертая стадия напряженности. На ней противостояние не только обозначено, но и провозглашаются действия, которые могут быть со-вершены, если молодежные группы не подчиняются требованиям. В дальней-шем данный тип напряженности может развиваться по тем же вариантам, что и инициируемый самими молодежными группами. Напряженность либо пере-ходит в открытый конфликт, либо спадает, и молодежные группы «отступают» (прекращают на время свои действия) либо продолжают существовать.

Острота, масштаб, разрешение напряженностей (социально напряженных ситуаций) во взаимоотношениях молодежи и общественных структур зависят от многих обстоятельств и факторов. Это могут быть свойства самого инициа-тора напряженности (его установка на действия, готовность принять возмож-ные риски) и характеристики контрсубъектов (их материальные, финансовые, политические ресурсы, готовность к диалогу с инициатором, уверенность в собственном положении и социальной защищенности и т. д.). Развитие социальной напряженности во многом зависит не только от свойств молодежных групп, но и контрсубъектов. Значительную роль в разрешении напряженности или в ее усилении могут сыграть субъекты-посредники (семья, учебные заве-дения, СМИ, государственные структуры, общественные организации или от-дельные личности).

Во многих случаях напряженность во взаимоотношениях молодежи и об-щества проходит лишь начальные стадии (возникновения, становления, раз-вертывания, кристаллизации и закрепления). Отсутствие социального опыта, неспособность самостоятельно провести анализ собственного положения, от-ношений с другими общественными субъектами не позволяют молодому по-колению дойти, достигнуть, «дозреть» до стадии «нового самовыражения», а тем более до стадий коллективных, скоординированных действий.

В отличие от других социальных групп молодежь не является единым субъектом. Это обстоятельство нельзя не учитывать при изучении социальной напряженности. Положение и возможности влияния молодежных когорт на общественные перемены зависят от того, к какой из общественных групп при-надлежат молодые люди (к рабочим, крестьянам, служащим, интеллигенции, военнослужащим, силовым структурам и т. п.).

Молодежные группы, как правило, слабо подготовлены для организации самостоятельного и серьезного социального протеста. Даже если они в опре-деленный момент могут мобилизовать все свои ресурсы и выступить органи-зованной силой, эту силу значительно легче рассеять, рассредоточить, напра-вить её энергию по другому пути. Молодежь достаточно редко выступает как самостоятельная группа протеста, чаще она объединяется с другими, более развитыми и опытными социальными силами (партиями, движениями}.

В основе социально-политической «сдержанности» российской молодежи лежат различные причины. Среди них и определенная «замкнутость молодежи на себя», умение быстро адаптироваться, приспосабливаться к изменяющим-ся обстоятельствам, стремление к социальной безопасности (понимание мо-лодыми силы социального контроля), неверие в эффективность возможных акций протеста. Вследствие указанных причин социальная напряженность в отношениях молодежи и общества может достаточно долго существовать толь-ко как свойство группового сознания молодежи, и разрешаться эта напряжен-ность будет по преимуществу в самой молодежной среде или в различных фор-мах отклоняющегося поведения отдельных категорий молодежи.

Условия и механизмы преодоления социальной напряженности во взаи-моотношениях молодежи и общества. Анализ условий и механизмов пре-одоления социальной напряженности требует специальной теоретической реконструкции непосредственных условий жизнедеятельности молодежи и проектирования моделей конструктивного социального поведения на основе использования различных версий социальной реальности, представленных в макро- и микросоциологических и социально-психологических концепциях.

Под социально-конструктивным поведением понимаются действия всех участ-ников социально напряженных ситуаций: индивидуальные и групповые дей-ствия молодежи, органов власти и социальных институтов, репрезентирующих социальный порядок, средств массовой информации как посредника в диало-ге молодежи и общества.

В качестве условий конструктивного социального поведения следует рас-сматривать всю совокупность существующих экономических, социальных, по-литических и социокультурных процессов и явлений.

Понятие механизмов интерпретируется как совокупность форм группово-го и коллективного поведения, репрезентированных в различных видах груп-пового, коллективного и массового волеизъявления и институционализи-рованных в форме молодежных организаций различной направленности (образовательных, профессиональных, политических, социокультурных). Таки-ми же механизмами со стороны общества выступают специальные органы вла-сти и социального контроля, социальные институты, полностью или частично ответственные за реализацию социальной политики общества в отношении молодого поколения.

Под механизмами преодоления социально напряженных ситуаций пони-маются и конкретные социальные технологии, способствующие устранению причин социальной напряженности. Субъектами или инициаторами использо-вания таких технологий выступают все участники социально напряженных си-туаций (молодежь, СМИ, общество, государство, общественные организации и социальные институты). Континуум таких технологий чрезвычайно широк: от социальных инициатив, социальной терапии до принудительных мер социаль-ного контроля.

Конструктивное преодоление социальной напряженности во взаимоотно-шениях молодежи и общества в самом обобщенном виде означает успешное становление, социализацию молодого поколения и является конструировани-ем социальной реальности независимо от того, сохраняются в неизменном виде функции институтов или в них вносятся какие-то изменения. История со-циальных институтов свидетельствует: благодаря индивидуализации выпол-нения ролевых предписаний, социализация конструктивна даже в случаях внешней неизменности норм и социального контроля. В реальной повседнев-ной жизни успешная социализация в одни социальные институты сочетается с неуспешной социализацией в другие.

Структура социально распределенного знания о социально напряженной ситуации такова, что на стороне контрсубъекта (власти) не только знание исто-рии каждого отдельно взятого института, но и теории социальных решений, в то время как на стороне первичного субъекта (молодежи) знание только того, что представлено в качестве реальности их повседневной жизни.

Различия в знаниях молодежи о повседневной реальности и знаниях влас-ти, используемых в решении социальных проблем, носят не только содержа-тельный, но и структурный характер. В структуре знаний молодежи о социаль-ной реальности преобладают реальные жизненные потребности, меньший удельный вес имеют индивидуальные и групповые интересы, и еще меньший -- ценностные ориентации.

Структура знаний о реальности, лежащая в основе властных действий, име-ет зеркально противоположное сочетание удельных весов потребностей, ин-тересов и ценностей: преобладание ценностно-нормативных знаний и мини-мальный удельный вес знаний о реальных жизненных потребностях молодежи. Таким образом, преодоление различий в структуре знаний о социальной ре-альности составляет еще одно существенное условие преодоления социально напряженных ситуаций в отношениях молодежи и власти.

Совокупность эмпирических и теоретических знаний о социальной реаль-ности, являющихся условиями ее воспроизводства, составляет смысловой (символический) универсум общества и обладает равноправным с социаль-ной реальностью онтологическим статусом. Любая общественная система за-интересована в поддержании собственного смыслового универсума, закреп-ляемого в системе правил поведения, моральных принципов и предписаний, ценностей и верований, социальных идей, для теоретической интеграции которых прилагаются значительные усилия. Однако смысловой универсум об-щества неоднороден. Он состоит из множества подуниверсумов, связанных с различными элементами социальной структуры общества, социальными груп-пами и институтами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты