Молодежь: концептуализация понятия
з приведенных высказываний, на мой взгляд, лишь последняя позиция может быть признана справедливой и социально значимой. Отбор в той форме, в которой он происходит, вреден. Если школа решает, прежде всего, свои проблемы, то в ней нет места для ребенка, остаются показатели и амбиции. Подчеркну: во всех приведен-ных суждениях речь шла о первоклассниках! Сама постановка вопроса о "намерениях ребенка", поступающего в первый класс, и "отсеве" тех, кто "не выдержит", о школе, в которую отдают "на растерзание", представляется непедагогичной.

В небольших городах проблема выбора школы стоит не так остро: и спецшкол нет, и "родителей с амбициями" меньше, следовательно, и конкурс не так велик, либо вообще отсутствует. Но острота вопроса "устройства" в школу сохраняется и здесь. Попасть к хорошему педагогу порой все равно, что пройти отбор в отряд космонав-тов. Притом, что основная масса родителей пока не видит существенных различий между общеобразовательными школами. Они в большинстве своем реалисты и пони-мают, что шансов поступить в единственную в городе гимназию, которая может при-нять порядка 5% потенциальных первоклассников, очень мало.

По данным исследования , 50% родителей в городских условиях имеют возможность выбрать школу и класс для своего ребенка, но их устраивает школа, в которой учится их ребенок; 12,5% - имеют возможность выбрать школу; 25,2% рес-пондентов хотели бы выбрать для своего ребенка определенную школу, 12,3% - не видят в этом смысла (например, по причине неуспеваемости ребенка в школе с более высокими требованиями; престижные школы платные, а в обычных школах уровень преподавания одинаковый, поэтому нет смысла в переводе ребенка из школы в шко-лу). Кстати, как показало исследование, родители недостаточно информированы по проблемам правового обеспечения образования своих детей. Сказывается как консер-ватизм и ментальность нашего общества, которое всегда с большим доверием относи-лось к школе, так и отсутствие опыта жизни в ситуации реального выбора школы и правовой защищенности поступающего в нее ребенка. Неплохо было бы законодательно оформить положение о том, что школа закладывает основы профессионального самоопределения личности.

Зачастую проблемы профессионального самоопределения обусловлены неравен-ством стартовых позиций. Поэтому, определив время "старта", можно попытаться скорректировать условия (позиции) развития. Например, рассматривая процесс ста-новления молодежи как социальной группы, некоторые специалисты предлагают вес-ти отсчет социального старта с нижней границы молодежного возраста, обозначив его в интервале от 15 до 18-20 лет. Однако, по моему мнению, это скорее промежуточный старт, которому предшествует важный период развития личности: период накопления физических сил и знаний, определения способностей и осознания своих возможностей их реализации.

Важнейшими показателями успешного социального старта молодежи является уровень образования, который достигнут к моменту социального самоопределения. Но выражающийся в показателях среднего числа лет обучения, он не отражает в пол-ной мере качественных достижений конкретного молодого человека в образовании, а, следовательно, и вариантов возможного профессионального самоопределения. При-ходится констатировать, что получение аттестата об окончании полной средней шко-лы некоторым молодым людям не гарантирует поступления не только в высшее учеб-ное заведение, но и в начальное профессиональное, если там необходимо держать вступительные экзамены.

Уместно задать вопрос: готовит ли школа своих воспитанников к восприятию бу-дущей профессии? Ведь знания, умения и навыки, которые приобретаются и совер-шенствуются в школе, имеют вполне конкретное предназначение (во всяком случае, должны иметь) - обеспечить выбор профессии и успешность деятельности. Поэто-му определение способностей, или, как предпочитают говорить педагоги, "развитие способностей" имеют особую остроту именно в связи с данной проблемой.

В решении ее выделяются два подхода. Первый, диагностический, состоит в выборе профессии к определению профессиональной пригодности. С помощью тестов измеряются способности юноши или девушки, и на основе сопоставления полученных дан-ных с требованиями профессии выносится заключение об их профессиональной при-годности-непригодности к тому или иному виду деятельности. Молодым людям, кото-рые решат выбирать профессию, в этом случае отводится пассивная роль.

Второй подход - воспитательный - ставит целью подготовку молодых к будущей профессио-нальной жизни, их самоопределение. Исходя из этого, изучается развитие личности в процессе овладения разными видами деятельности, реализуются конкретные меры по "вхождению" ее в профессию.

Несомненно, успех дальнейшего профессионального образования и самореализа-ции в профессии непосредственно зависит от успехов школьного обучения, доступа учащихся к учебным программам, качества получаемых знаний. В современной мас-совой школе распространенной является ситуация, при которой педагоги низко оцени-вают возможности ребенка и тем самым подрывают его веру в собственные силы. Не ожидая успехов от "слабых" учеников, подобные педагоги не заботятся о том, чтобы помочь им, используя в учебном процессе эффективные методики обучения. Предо-ставляемое таким детям образование иначе, как "второсортным", не назовешь. Возни-кающие при этом неизбежные неудачи некоторые учителя используют для подтверж-дения "прогноза" школы. В целом для учащихся общеобразовательных школ проблема обеспечения качества образования как условие профессионального самоопределения является наиболее важной.

Социологические исследования позволяют, в частности, выделить следующие тенденции в отношении молодежи к образованию:

- Чем моложе респонденты, тем большую актуальность приобретает для них возможность получения образования, повышения квалификации: в возрастной группе 16-18 лет эта проблема выходит на первое место (39,6%), в группе 19-21 лет-на тре-тье (25,7%) .

- Чем выше статус учебного заведения (престижность получаемого образования), тем больше доля тех, кто рассматривает образование как средство достижения бла-гополучия и успеха в жизни. Например, среди студентов Финансовой академии при Правительстве РФ он достигает 79,7%, Тобольского педагогического института - 64,9%.

- 90% родителей хотели бы, чтобы их дети получили хорошее образование, но при этом только 42,6% опрошенных уверены, что оно гарантирует жизненный успех.

У старшего поколения сформировался стереотип в оценке высшего образова-ния (именно оно в данном случае воспринимается как "хорошее"), который переносит-ся на поколение детей: в условиях конкурса и отсутствия возможности платить боль-шие деньги за обучение по той специальности, которая действительно нравится ребен-ку, не важно, какая специальность, важно, что образование высшее. Сохраняется социальная практика - "престиж высшего образования" безотносительно к конкрет-ной специальности (профессии).

На выбор профессионального учебного заведения влияет уровень знаний (каче-ство) и боязнь конкурса молодыми людьми. С одной стороны, это свидетельствует об адекватной оценке шансов на поступление, с другой, - об отсутствии целеустремлен-ности. "Аномалии" профессионального выбора поражают воображение траектория-ми движения: "не поступила в медицинский институт (не прошла по конкурсу), решила не рисковать, поступила на филологический факультет педагогического института". Представления о специальности порой находятся на уровне рассуждений - "буду рабо-тать в кабинете за столом" (обучающиеся по специальности - "менеджер топливно-энергетического комплекса"), "буду руководителем" (студент-юрист), "буду перевод-чиком" (студент факультета иностранных языков педагогического института).

Почему гак происходит? Дело в том, что профессиональные планы молодежи находятся в определенной зависимости от объективных факторов, и прежде всего - со-циально-экономического положения страны. Несмотря на широкий спектр образова-тельных "услуг" и палитру различных форм образовательных учреждений, которые их предоставляют, поколение 15-18-летних - это поколение ограниченного выбора. Эта ограниченность явилась следствием положения дел на рынке труда, места жи-тельства, результатом отсутствия у молодежи значимых (для будущего выбора) пред-ставлений о мире профессий. Как влияет она на поведение молодежи?

Во-первых, при выборе профессии молодым людям приходится соизмерять субъективную ценность будущей специальности ("что для меня значит эта работа, на-сколько она мне интересна?") и ее доступность. При выборе профессии молодежь в большей степени руководствуется расчетом, поэтому субъективная ценность прелом-ляется в оценках престижности профессии и в образе карьеры. И та, и другая предпо-лагаются сегодня чаще всего в экономической или правовой сфере.

Во-вторых, попытка совместить "высокооплачиваемостъ" и престижность по-степенно формируют у молодежи представление о "несовременных" специальностях. Этот процесс начинается еще в школе, задолго до вступительных экзаменов в средние специальные и высшие учебные заведения и связан как с трудностями в освоении предметов естественнонаучного блока, так и с отсутствием интереса к ним. На мой взгляд, этим процессом можно управлять, если четко определены приоритеты. Пока же прагматичный выбор молодежи приводит к оттоку хорошо подготовленных аби-туриентов в более престижные (по уровню оплаты и возможностям карьерного роста) отрасли.

В-третьих, трансформация понимания перспективности выбранной профессии, специальности, работы. Сегодня нередко приходится сталкиваться с таким фактом: некоторые абитуриенты, оценив предстоящие сложности (высокий конкурс при по-ступлении, трудная программа, ответственность), предпочитают в последний момент сменить не только ссуз-вуз (фактор месторасположения), но и выбрать другую специ-альность. Подобный выбор нельзя назвать удачным и перспективным способом ре-шения проблем, поскольку он не обеспечивает молодого человека интересной рабо-той, не гарантирует ему материального благополучия и в будущем не ассоциируется у него с успехом. Такая практика расценивается мной как негативное явление. То, что не имеет ценности, - не бережется и не приумножается, т. е. не рассматривается как капитал. Студент балансирует в учебном заведении на грани отчисления, покупая кон-трольные, курсовые работы и даже диплом (выпускную квалификационную работу). Бюджетные средства тратятся на "корочки". Показатели растут по валу. В результате выстраивается логическая последовательность: неполноценная ориентация на входе в систему профессионального образования - неполноценная самореализация в процес-се учебы - неполноценный специалист на выходе.

На мой взгляд, именно работа по специальности является существенным показа-телем интеграции молодежи в профессиональную структуру общества, а соответст-вие квалификации характеру и содержанию выполняемой работы свидетельствует о позитивной включенности молодых людей в процесс производства, в систему про-фессиональных отношений и, в конечном счете, о высоком социально-профессио-нальном статусе личности.

По критерию профессионального статуса распределение молодежи, работающей в сфере материального производства, по данным исследований второй половины 1990-х гг., выглядело следующим образом:

1) 36% составляли группу с высоким профессиональ-ным статусом (работали в соответствии с полученной профессией);

2) 19% - входили в группу, занимающую промежуточное положение по уровню профессионального статуса (работали по близкой или сходной специальности);

3) 45% - лица с низким уровнем профессионального статуса (работали по совершенно другой специальности или не имели ее).

Замечу, что к 2000г. работающие не по специальности среди выпускников ПТУ составляли одну треть, и этот показатель меньше, чем у выпускников техникумов (три четверти) или вузов (три пятых). Сохраня-ется разрыв между спросом (потребностями производства) и предложением рабочей силы.

Таким образом, проблема выбора жизненного пути, профессионального самоопределения возникает в определенный момент у всех молодых людей: одним приходится решать эту проблему к моменту окончания неполной средней школы (9 классов), дру-гим - 11-го класса, третьим приходится менять планы после окончания профессио-нального учебного заведения. Подобные "издержки" не могут быть безболезненными и обходятся обществу дорого. Лишь в последние годы исследователи усилили внима-ние к проблемам активного управления рынком труда и процессом формирования профессионального потенциала страны. Формируется информационная база о планах выпускников общеобразовательных школ, мотивах выбора ими профессий, реальных возможностях продолжить обучение по избранной специальности и шансах найти в последующем работу.

Актуализируются направления работы, которые вполне по силам общеобразовательным школам. Во-первых, это организация информационного пространства о мире профессий, учреждениях профессионального образования (в городе, регионе, стране) с помощью компьютерных технологий, которые помогут "считать" информа-цию и увидеть в работе представителей тех или иных профессий. Во-вторых, - психо-логическая поддержка выбора молодых людей: снятие повышенного уровня тревожно-сти, эмоционального дискомфорта, помощь в оценке жизненной ситуации, повышение уровня самооценки, самоуважения. И первое, и второе невозможны без педагогической поддержки, которая включает длительную и кропотливую работу по развитию интел-лекта учащихся и его практического применения. Пока же чаще обращают внимание на умение решать задачи, чем на прикладной характер этих решений и поле их пересе-чений с жизнью.

Выполняя социализирующую функцию, школа призвана способствовать включе-нию подрастающего поколения в структуры общества более высокого порядка: про-изводственные, экономические, политические с присущими им нормами, ценностями, образцами поведения. Специфика реализации данной функции в условиях социальной неопределенности порождает перекосы социально-профессиональной интеграции мо-лодежи, о чем свидетельствует степень ее включенности в различные элементы соци-альной структуры, уровень самоидентификации с ними.

Отчасти проблемы включения подрастающего поколения в структуры общества предлагается решить в ходе модернизации общеобразовательной школы. В частнос-ти, речь идет о гибкой системе профильного обучения в старших классах (11-12 класс) и др. Тем не менее, при сложившейся в учебных заведениях практике селекционного отбора хорошие идеи "специализации" могут быть девальвированы, если, например, при формировании классов будут ориентироваться на показатели успеваемости по то-му или иному предмету и руководствоваться "планом" набора.

На мой взгляд, целесообразно было бы не производить жесткого деления на "техническое" и "гуманитарное" направления, а предоставить право учащимся самим определять круг необходимых для их дальнейшего профессионального образования дисциплин. Это предполагает не только знание профессиональных планов учащихся, но и работу по их выработке. К сожалению, практика показывает, что многие выпускники предпочитают до конца обучения в школе "скрывать" свои планы. При-чин здесь может быть несколько. Одна из них - опасение, что учитель может снизить итоговую отметку по предмету, другая - более существенная - недоверие к учителю (скажет: "с твоими-то данными..."), боязнь насмешек. Первая причина с введением единого экзамена "уйдет" в историю, вторая имеет все шансы остаться в школе на-всегда.

Проведенный мной анализ позволяет говорить о существовании различных моде-лей профессионального самоопределения молодежи.

Первая модель: значительная часть молодежи из числа оканчивающих полную среднюю школу (среднее профессиональное учебное заведение) ориентирована на высшее образование. При этом содержание и характер труда не являются доминирую-щими мотивами выбора профессии, что чревато "издержками" в будущем.

Вторая модель: не определены конкретные формы профессионального образова-ния и формы его получения. Ситуация находится во власти случая, а определяющим фактором становится возможность поступить в то или иное профессиональное учеб-ное заведение. Молодые люди в период конкурсных испытаний предпринимают не-сколько попыток, перемещаясь от института до училища, или из училища в училище. Данная модель также не лишена возможных негативных последствий.

Третья модель: поиск работы. Модель более распространена в крупных городах и областных центрах, где вероятность найти работу намного выше, чем в малых горо-дах и сельской местности. Основной контингент - молодежь из групп риска. Ввиду от-сутствия квалификации и профессии положение данной группы на рынке труда неустойчиво, а шансы получить профессиональное образование - невелики.

Каждая из рассмотренных моделей в индивидуальном плане проявляется в неопределенности профессионального самоопределения и возможности осуществления жизненных планов. Мы полагаем, что управление процессом профессионального самоопределения молодежи зависит как от изменений в сфере экономики, так и от харак-тера принимаемых нормативно-правовых актов и проводимой молодежной политики. Необходимо сделать акцент на упорядочении этой работы, руководствуясь при этом следующими принципами: уважения к внутреннему миру представителей любого вида труда (многие деформации социальной структуры, которые сегодня имеют место, есть следствие предвзятого отношения к целому ряду профессий, прежде всего рабо-чих, и уровню образования); развития личности молодого человека как потенциаль-ного субъекта труда; свободного принятия решения при профессиональном самоопре-делении (исключив селекцию как фактор выбора профессии). [Тощенко Ж.Т. «Социологические исследования», М.: «Наука», №4 (264), 2006 г., стр. 99-105]

5. Молодежь России на рубеже веков

Угрозы и вызовы XXI века

Академик И.М.Ильинский на открытии конференции объективно вычленил как наиболее весомую общеполитическую и научную проблему выявление вызовов XXI века и определение средств, путей адекватного ответа на них со стороны российского общества и ученых-обществоведов. В этой связи я попытаюсь ответить на первую часть проблемы - выявление угроз человечеству и его части - россиянам.

Значительное ослабление конфронтации, определявшей противостояние двух общественно-политических систем и существо «холодной войны», отодвинуло угрозу ядерной войны, предопределило новые шаги конструктивного сотрудничества государств на региональном и мировом глобальном уровнях во всех сферах человеческого деяния, в том числе в гуманитарной сфере, которой занимается ЮНЕСКО после своего создания, с 1946 года, то есть весь период после второй мировой войны. Хочу здесь особенно подчеркнуть, что ЮНЕСКО содействует миру и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области просвещения, науки и культуры, то есть в непосредственной ее деятельности находятся вопросы, касающиеся настоящего и будущего молодого поколения всего мира.

В этом отношении я предлагаю вывод о том, что при рассмотрении международных организаций, имеющих выход на молодежь, в объективном плане следует учитывать ЮНЕСКО и ее деятельность. Примечательно и знаково то, что директором Секретариата является В.Б. Ломейко, который в свое время был одним из руководителей Комитета молодежных организаций нашей страны.

Если исходить из сегодняшнего дня и будущего молодого поколения россиян, то в современном мире в интеллектуальной и социокультурной сферах наибольшую угрозу представляет деградация духовной жизни общества, разрушение исторических, культурных, нравственных традиций России и гуманистических ценностей, отсутствие четко обозначенных направлений, целей и ориентиров развития страны, потеря духовных ориентиров у большой части молодежи.

В экономической сфере угрозы проявляются в следующем. Экономический кризис приобрел затяжной характер, предпринимающиеся шаги выхода из него слишком робки и неубедительны, а следовательно, молодое поколение, вошедшее в общественную жизнь в последние полтора, а по существу, три десятилетия, лишены не только многих материальных благ, но и возможности преобразовывать экономику на современном научно-техническом уровне. Молодежи свойственны новаторские черты, историческая практика Отечества знает выдающиеся достижения молодых практически во всех областях жизнедеятельности. Но сегодня не только бюрократизм, но и существующая система сковывают, ограничивают возможности молодых людей. Внутренняя угроза России - в существовании экономической системы, которая основывается на импорте машин, оборудования и экспорте топлив сырьевых ресурсов. Конъюнктура стоимости нефти важна, но более важна прибыль от производства, которая все еще крайне мала. Это угроза экономике страны, но и угроза развитию молодежи, ее участию в экономических процессах. Не буду обращать ваше внимание к истории комсомола, но подчеркну, что молодое поколение 30-80-х годов прошлого столетия выступало с инициативами инновационного характера, внесло существенный вклад в создание материально-технической базы страны, в развитие отечественной культуры, занимало должное место в науке, шло в авангарде научно-технического прогресса. Все это естественно для цивилизованного общества. Но сегодня об этом, к сожалению, говорить не приходится, молодые пополняют армию безработных, бегут от производительного труда, видят свой идеал в формуле «купи - продай».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты