Эффективность школьной риторики

Я тут недавно, Вы не могли бы мне сказать, где находится

вокзал? Спасибо! «

« М « класс: « Простите, вы не объясните, где находится

вокзал? «

« Ф « класс: « Извините, Вы не знаете, где здесь вокзал?

«

« Извините. Я из Новгорода, я

заблудился. Отведите меня, пожалуйста, на вокзал. «

Вопрос 7: Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи

гостям отведать твоё фирменное блюдо.

« Г « класс: « Здравствуйте! У нас, как и у любого

кафе, есть своё фирменное блюдо. Вы бы не хотели его

попробовать? «

« А теперь наше самое изысканное

блюдо! Пальчики оближешь! «

« Мадмуазель, не хотите попробовать

наше фирменное блюдо « ЛЯ ФРАНЦЕЗ «? У этого блюда

незабываемый вкус, удивительная нежность и его одобряют все

гурманы. «

« М « класс: « Дамы и господа! Я хочу предложить вам

наше фирменное блюдо « Судак в собственном соку «.

Надеюсь, вам понравится. «

« Ф « класс: « О, какие люди, здравствуйте! Присаживайтесь

сюда, пожалуйста. Не хотите ли отведать наше суперфирменное

блюдо? «

« Не хотите отведать изюминку нашего

кафе? «

Вопрос 8: Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего

друга ( подругу ) и вспомнил, что вчера был его День

Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?

« Г « класс: « Извини, пожалуйста. Я так давно тебя не

видела и совсем забыла поздравить тебя с Днём твоего

Рождения. Давай сходим в кафе и я заглажу свою вину. «

« Привет! Поздравляю тебя с твоим

прошедшим Днём Рождения! Желаю счастья, здоровья и всего

самого наилучшего! Как провёл праздник? «

« Ой, извини, пожалуйста, надо же,

совсем забыла тебя поздравить с Днём Рождения. Поздравляю!

«

« М « класс: « Привет! С прошедшим тебя. Прости, что

вчера не позвонила. «

« Извини, я забыл, но я исправлю

свою ошибку. Поздравляю с Днём Рождения! «

« Прости, с Днём Рождения! «

« Ф « класс: « Извини, пожалуйста, я был занят. Извини. «

« Извини, но у меня были дела. «

В задании, где нужно было поставить ударения, меня

интересовали слова « звонит « и « ложить «. Отметили,

что слова « ложить « в русском языке нет учащиеся в

гуманитарном классе - 90 % и 5 % в математическом. Со

словом « звонит « ситуация иная: в гуманитарном и

математическом классах правильно ответили 60 %, а в

физкультурном - 25 %.

На вопрос « Что можно узнать о человеке по его

голосу? « , ответили опять же примерно одинаково. Но

учащиеся гуманитарного класса сделали это более обстоятельно

и охарактеризовали свой голос, избежав слова « нормальный «,

которое сплошь и рядом встречалось у ребят физкультурного

класса.

« Г « класс: « Вежлив ли, возраст, образование. «

« Курит, пьёт, характер, где

тусуется, возраст и ещё какие – нибудь мелкие детали. «

« Здоровый ли образ жизни он ведёт,

как следит за своей речью и какой он по натуре. «

« М « класс: « Добрый или злой, умный ил тупой. «

« Пол, возраст, характер, трезвость,

заикается ли. «

« Образованность, в деревне или в

городе ли он живёт. Характер, о чём думает. «

« Ф « класс: « Грубый ли он, пьёт ли; женщина ил

мужчина. «

« Настроение. «

« Характер, пол, ум. «

« Плохой ил хороший. «

Что такое диалог, знали 40 % физкультурного класса, 85

% математического и 95 % гуманитарного, а что такое монолог

- 0 % физкультурного, 60 % математического и 100 %

гуманитарного класса. У учащихся часто моно ассоциировалось

со словом « много «.

На вопрос « Что такое рифма « ответили 50 %

физкультурного класса, 95 % математического и 100 %

гуманитарного. Проиллюстрировать смогли многие, но точнее это

сделали в гуманитарном классе:

« Г « класс: суровых - сосновых;

солнце - донце;

дрова - трава;

« Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя..»

« М « класс: палка - галка;

краб - раб;

кровь - морковь.

« Ф « класс: Антошка - картошка;

жучка - кучка.

А вот на вопрос о несловесном общении лучше ответили

негуманитарные классы 80 %, а гуманитарный класс ( почему -

то ) наполовину меньше - 40 %.

Дать описание фломастера вновь лучше удалось учащимся

гуманитарного класса - это получилось у них более ярко,

красочно и многословно ( ! ).

« Г « класс: « Это пишущий предмет. Он может быть любого

цвета и любой формы. У него всегда есть колпачок, иначе

он может высохнуть. «

« Мой фломастер с белым колпачком, а

стержень у него красный. Фломастер толстый, и стержень у

него поэтому широкий, а пахнет он красной душистой розой.

«

« Это яркая ручка, заправленная

спиртом и тушью, с широким мягким ворсистым грифелем. «

« Это пишущий предмет. Он может быть

любого цвета - от самого светлого до чёрного. «

« Ф « класс: « Это большой карандаш, который ярко рисует.

«

« М « класс: « Это цветная ручка с сильным запахом. «

Девятнадцатый вопрос « Закончи предложение: Я очень

люблю лето потому, что…» был предназначен выявить умение

учащихся красиво и полно выражать свою мысль. Мы надеялись

увидеть нечто, похожее на минисочинение. Учащиеся нас

несколько разочаровали. В основном объяснение превратилось в

ряд однородных предложений, а порой ограничивались и одним

простым предложением, а то и словом ( каникулы ). Но,

опять таки, отличились в лучшую сторону учащиеся

гуманитарного класса.

« Г « класс: « Потому что я езжу в деревню, могу делать

всё, что хочу. Я дышу свежим воздухом. Летом тепло,

каникулы. «

« У меня летом День Рождения и я

могу отдыхать и наслаждаться свежим воздухом у бабушки в

деревне. «

« Потому что деревня, молоко, корова,

в школу не ходишь, смотришь телевизор, слушаешь музыку,

гуляешь до скольки угодно. «

« Потому что я могу плавать в

речке, каникулы в школе, могу встретиться с сестрой и

поехать в деревню. Я люблю ходить в лес. «

« Я очень люблю зиму, потому что в

это время года много праздников. Падает снег, который

накрывает деревья и кажется, что ты в сказке. В снегу

можно поваляться и понырять. «

« М « класс: « Очень тепло. «

« Потому что можно гулять сколько

хочешь.«

« Нет уроков и можно купаться. «

« Оно тёплое, красивое, пахнет

цветами. «

« Потому что очень жарко, можно

купаться, есть мороженное, есть сладости, бегать в шортах,

кататься на лодке, загорать. «

« Ф « класс: « Светит солнце и птички поют. «

« Тепло и можно купаться. «

« Потому что летом жарко и можно

купаться, ходить на рыбалку, играть в футбол. «

« Потому что люблю купаться,

загорать, развлекаться, не надо ходить в шапках и шубах. «

« Каникулы. «

На вопрос, требующий работы логики « Выпиши реплики,

неуместные для официального общения….», учащиеся всех классов

ответили без особых отклонений одинаково правильно, выбрав

вторую реплику: « Это всё брехня. Кто Вам сказал? «. Но

точнее всё же справился гуманитарный класс, где количество

правильно ответивших было равно практически 100 %.

При подборе синонимов в физкультурном классе вызвало

затруднение слово круг. Оно почти не породило никаких

ассоциаций. Синоним смог подобрать лишь 1 человек - шар,

окружность. К остальным словам здесь смогли подобрать по 2,

реже по 3 синонима: красивый - приятный, симпатичный,

прекрасный, неотразимый, прелестный,

привлекательный ;

говорить - базарить, общаться, болтать,

разговаривать

Учащиеся же математического и гуманитарного классов

выстраивали цепочки синонимов, доходящие до 9 – 10 слов,

хотя некоторые из них синонимами уже было сложно назвать.

« Г « класс:

круг - шар, диск, обруч, солнце, глаз, колесо, глобус,

окружность, пуговица

красивый - привлекательный, симпатичный, чудесный,

прелестный, прекрасный, симпатичный,

замечательный, изумительный, милый

превосходный, приятный

говорить - разговаривать, тараторить, болтать,

выкрикивать, чесать языком, общаться,

беседовать, объяснять, шпарить,

открывать варежку, переговариваться,

открывать рот, трезвонить

« М « класс:

круг - шар, окружность, мяч, ноль,

бублик, колесо

красивый - очаровательный, прекрасный, милый,

милый, неплохой, симпатичный,

обаятельный, приятный, яркий,

хороший, великолепный, замечательный,

неординарный, необыкновенный,

превосходный,

чудесный, прелестный

говорить - болтать, речь толкать, лясы точить,

базарить, трепаться, орать.

Кричать, калякать, шептаться

На последний общий вопрос тоже не все правильно

ответили. Различие в семантике слов « невежливо « и «

грубо « нашли и объяснили опять же в основном учащиеся

гуманитарного класса.

При анализе этих общих вопросов мы увидели, что,

несмотря на неплохой уровень подготовки учащихся во всех

трёх классах ( что, на наш взгляд, обусловлено высоким

уровнем учебного заведения, в стенах которого и учатся

опрошенные дети ), всё же учащиеся, ранее занимавшиеся

предметом « Школьная риторика « показали результаты более

высокие, чем остальные, у которых не было этого предмета.

Мы считаем, что на примере проведённого исследования

можно сказать, что есть некоторые основания, полагающие, что

предмет « Школьная риторика « имеет полное право на

существование в школьной программе.

Сами же учащиеся считают, что риторика помогла им в

развитии речи, необходима для становления языка и

раскрепощения в различных ситуациях ( от бытовых до

экстремальных ). Ещё была отмечена важность знания основ

этикета. Учащиеся упоминали, что на уроках риторики они

много и увлекательно инсценировали, учились правильно

произносить звуки, ставить ударение, правильно говорить. Им

понравилось и петь песни, и разучивать пословицы. Благодаря

риторике они учатся говорить ( в смысле « излагать свои

мысли правильно « ), а не этого ли и добиваются наши

учителя?

Но на отношение к предмету, как известно, влияет и

личность самого учителя ( что тоже было отмечено учащимися

). Некоторые подчеркнули, что при прежнем учителе риторика

нравилась им, а при нынешнем - нет. Риторику, прежде, чем

вводить как учебную дисциплину, нужно разработать как

дисциплину в университетском обучении. Мы считаем, что

должна существовать некая методика преподавания риторики в

школе. Не должно быть « кустарных « учителей – риториков,

которые где – то что – то почитали, посмотрели - и к детям.

Ведь не нам на детях, а им на нас, на нашем примере и

воодушевлении учиться следует. На наш взгляд это пока ещё

пробел в нашей системе образования.

Давайте рассмотрим вторую фазу эксперимента.

ЧАСТЬ II. Аудирование.

Для аудирования, проводившегося в тех же классах того

же учебного заведения, нами были предложены следующие темы,

которые учащиеся по своему усмотрению могли представить как

объявление по радио или как собственные размышления:

1. Пропала белая мышь.

2. Пропала совесть.

3. Меняю двух колорадских жуков на одного майского.

4. Я люблю… , я не люблю…

5. Своя тема.

Во всех трёх классах активность была высокой, идти к

диктофону не заставляли никого, учащиеся сами выстраивались

в очередь, хотя, конечно, не все стремились подойти. А

некоторые выходили со своими текстами и по несколько раз.

Наименьшей популярностью пользовалась тема, предполагавшая

размышления - № 4 ( Я люблю… , я не люблю… ). Но она

была в активном употреблении в гуманитарном классе. Это

говорит о том, что аналитическое мышление у них более

развито, нежели в классах, где риторика не изучалась.

« Г « класс: « Больше всего я люблю животных: маленьких и

больших. Ещё я люблю ездить с мамой на Чёрное море. Мы

ездим туда каждый год. Люблю, когда морские волны

поднимаются до двух метров и в этот момент на них так

приятно смотреть. А особенно люблю вдыхать морской воздух.

Я не люблю слякоть, когда на улице лужи и моросит

дождь. «

« Я люблю, когда учитель ставит

пятёрку или четвёрку, но не люблю, когда получаю тройку.

Люблю ловить лягушек, ящериц и медуз. Люблю из рогатки

стрелять в яблоко на яблоне, а потом его есть; но не

люблю стрелять в птиц и животных. Я люблю замораживать

воду, а потом выбрасывать её с пятого этажа и смотреть,

как разбивается лёд. Я люблю стоять на голове и смотреть

телевизор - так интересно! «

Объявления.

« Внимание! В нашу студию только что

поступило экстренное сообщение: вчера у одной девочки,

когда она возвращалась домой, на автобусной остановке

пропала совесть. Особые приметы совести: нечистая, краденая.

«

« Внимание! На улице Большая Санкт –

Петербургская 10 двадцатого марта открывается музей Домашней

Колбасы. Только в день открытия, только двадцатого марта,

только на Большой Санкт – Петербургской 10 вы сможете

бесплатно попробовать домашней колбасы. Колбаса великолепная:

чесночная, кровяная, ливерная. Только двадцатого марта,

только на Большой Санкт – Петербургской 10, только в 9

утра. Спешите! Колбаса - оближешь пальчики!

Вниманию фермеров! Музей скупает свинину, говядину и

курятину. Меньше пятидесяти кг просьба не приносить.

Контактный телефон: 11 – 12 – 13. «

Монолог директора школы.

« Я директор сотой школы,

Многим даже не знакомой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты