Я тут недавно, Вы не могли бы мне сказать, где находится
вокзал? Спасибо! «
« М « класс: « Простите, вы не объясните, где находится
вокзал? «
« Ф « класс: « Извините, Вы не знаете, где здесь вокзал?
«
« Извините. Я из Новгорода, я
заблудился. Отведите меня, пожалуйста, на вокзал. «
Вопрос 7: Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи
гостям отведать твоё фирменное блюдо.
« Г « класс: « Здравствуйте! У нас, как и у любого
кафе, есть своё фирменное блюдо. Вы бы не хотели его
попробовать? «
« А теперь наше самое изысканное
блюдо! Пальчики оближешь! «
« Мадмуазель, не хотите попробовать
наше фирменное блюдо « ЛЯ ФРАНЦЕЗ «? У этого блюда
незабываемый вкус, удивительная нежность и его одобряют все
гурманы. «
« М « класс: « Дамы и господа! Я хочу предложить вам
наше фирменное блюдо « Судак в собственном соку «.
Надеюсь, вам понравится. «
« Ф « класс: « О, какие люди, здравствуйте! Присаживайтесь
сюда, пожалуйста. Не хотите ли отведать наше суперфирменное
блюдо? «
« Не хотите отведать изюминку нашего
кафе? «
Вопрос 8: Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего
друга ( подругу ) и вспомнил, что вчера был его День
Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?
« Г « класс: « Извини, пожалуйста. Я так давно тебя не
видела и совсем забыла поздравить тебя с Днём твоего
Рождения. Давай сходим в кафе и я заглажу свою вину. «
« Привет! Поздравляю тебя с твоим
прошедшим Днём Рождения! Желаю счастья, здоровья и всего
самого наилучшего! Как провёл праздник? «
« Ой, извини, пожалуйста, надо же,
совсем забыла тебя поздравить с Днём Рождения. Поздравляю!
«
« М « класс: « Привет! С прошедшим тебя. Прости, что
вчера не позвонила. «
« Извини, я забыл, но я исправлю
свою ошибку. Поздравляю с Днём Рождения! «
« Прости, с Днём Рождения! «
« Ф « класс: « Извини, пожалуйста, я был занят. Извини. «
« Извини, но у меня были дела. «
В задании, где нужно было поставить ударения, меня
интересовали слова « звонит « и « ложить «. Отметили,
что слова « ложить « в русском языке нет учащиеся в
гуманитарном классе - 90 % и 5 % в математическом. Со
словом « звонит « ситуация иная: в гуманитарном и
математическом классах правильно ответили 60 %, а в
физкультурном - 25 %.
На вопрос « Что можно узнать о человеке по его
голосу? « , ответили опять же примерно одинаково. Но
учащиеся гуманитарного класса сделали это более обстоятельно
и охарактеризовали свой голос, избежав слова « нормальный «,
которое сплошь и рядом встречалось у ребят физкультурного
класса.
« Г « класс: « Вежлив ли, возраст, образование. «
« Курит, пьёт, характер, где
тусуется, возраст и ещё какие – нибудь мелкие детали. «
« Здоровый ли образ жизни он ведёт,
как следит за своей речью и какой он по натуре. «
« М « класс: « Добрый или злой, умный ил тупой. «
« Пол, возраст, характер, трезвость,
заикается ли. «
« Образованность, в деревне или в
городе ли он живёт. Характер, о чём думает. «
« Ф « класс: « Грубый ли он, пьёт ли; женщина ил
мужчина. «
« Настроение. «
« Характер, пол, ум. «
« Плохой ил хороший. «
Что такое диалог, знали 40 % физкультурного класса, 85
% математического и 95 % гуманитарного, а что такое монолог
- 0 % физкультурного, 60 % математического и 100 %
гуманитарного класса. У учащихся часто моно ассоциировалось
со словом « много «.
На вопрос « Что такое рифма « ответили 50 %
физкультурного класса, 95 % математического и 100 %
гуманитарного. Проиллюстрировать смогли многие, но точнее это
сделали в гуманитарном классе:
« Г « класс: суровых - сосновых;
солнце - донце;
дрова - трава;
« Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя..»
« М « класс: палка - галка;
краб - раб;
кровь - морковь.
« Ф « класс: Антошка - картошка;
жучка - кучка.
А вот на вопрос о несловесном общении лучше ответили
негуманитарные классы 80 %, а гуманитарный класс ( почему -
то ) наполовину меньше - 40 %.
Дать описание фломастера вновь лучше удалось учащимся
гуманитарного класса - это получилось у них более ярко,
красочно и многословно ( ! ).
« Г « класс: « Это пишущий предмет. Он может быть любого
цвета и любой формы. У него всегда есть колпачок, иначе
он может высохнуть. «
« Мой фломастер с белым колпачком, а
стержень у него красный. Фломастер толстый, и стержень у
него поэтому широкий, а пахнет он красной душистой розой.
«
« Это яркая ручка, заправленная
спиртом и тушью, с широким мягким ворсистым грифелем. «
« Это пишущий предмет. Он может быть
любого цвета - от самого светлого до чёрного. «
« Ф « класс: « Это большой карандаш, который ярко рисует.
«
« М « класс: « Это цветная ручка с сильным запахом. «
Девятнадцатый вопрос « Закончи предложение: Я очень
люблю лето потому, что…» был предназначен выявить умение
учащихся красиво и полно выражать свою мысль. Мы надеялись
увидеть нечто, похожее на минисочинение. Учащиеся нас
несколько разочаровали. В основном объяснение превратилось в
ряд однородных предложений, а порой ограничивались и одним
простым предложением, а то и словом ( каникулы ). Но,
опять таки, отличились в лучшую сторону учащиеся
гуманитарного класса.
« Г « класс: « Потому что я езжу в деревню, могу делать
всё, что хочу. Я дышу свежим воздухом. Летом тепло,
каникулы. «
« У меня летом День Рождения и я
могу отдыхать и наслаждаться свежим воздухом у бабушки в
деревне. «
« Потому что деревня, молоко, корова,
в школу не ходишь, смотришь телевизор, слушаешь музыку,
гуляешь до скольки угодно. «
« Потому что я могу плавать в
речке, каникулы в школе, могу встретиться с сестрой и
поехать в деревню. Я люблю ходить в лес. «
« Я очень люблю зиму, потому что в
это время года много праздников. Падает снег, который
накрывает деревья и кажется, что ты в сказке. В снегу
можно поваляться и понырять. «
« М « класс: « Очень тепло. «
« Потому что можно гулять сколько
хочешь.«
« Нет уроков и можно купаться. «
« Оно тёплое, красивое, пахнет
цветами. «
« Потому что очень жарко, можно
купаться, есть мороженное, есть сладости, бегать в шортах,
кататься на лодке, загорать. «
« Ф « класс: « Светит солнце и птички поют. «
« Тепло и можно купаться. «
« Потому что летом жарко и можно
купаться, ходить на рыбалку, играть в футбол. «
« Потому что люблю купаться,
загорать, развлекаться, не надо ходить в шапках и шубах. «
« Каникулы. «
На вопрос, требующий работы логики « Выпиши реплики,
неуместные для официального общения….», учащиеся всех классов
ответили без особых отклонений одинаково правильно, выбрав
вторую реплику: « Это всё брехня. Кто Вам сказал? «. Но
точнее всё же справился гуманитарный класс, где количество
правильно ответивших было равно практически 100 %.
При подборе синонимов в физкультурном классе вызвало
затруднение слово круг. Оно почти не породило никаких
ассоциаций. Синоним смог подобрать лишь 1 человек - шар,
окружность. К остальным словам здесь смогли подобрать по 2,
реже по 3 синонима: красивый - приятный, симпатичный,
прекрасный, неотразимый, прелестный,
привлекательный ;
говорить - базарить, общаться, болтать,
разговаривать
Учащиеся же математического и гуманитарного классов
выстраивали цепочки синонимов, доходящие до 9 – 10 слов,
хотя некоторые из них синонимами уже было сложно назвать.
« Г « класс:
круг - шар, диск, обруч, солнце, глаз, колесо, глобус,
окружность, пуговица
красивый - привлекательный, симпатичный, чудесный,
прелестный, прекрасный, симпатичный,
замечательный, изумительный, милый
превосходный, приятный
говорить - разговаривать, тараторить, болтать,
выкрикивать, чесать языком, общаться,
беседовать, объяснять, шпарить,
открывать варежку, переговариваться,
открывать рот, трезвонить
« М « класс:
круг - шар, окружность, мяч, ноль,
бублик, колесо
красивый - очаровательный, прекрасный, милый,
милый, неплохой, симпатичный,
обаятельный, приятный, яркий,
хороший, великолепный, замечательный,
неординарный, необыкновенный,
превосходный,
чудесный, прелестный
говорить - болтать, речь толкать, лясы точить,
базарить, трепаться, орать.
Кричать, калякать, шептаться
На последний общий вопрос тоже не все правильно
ответили. Различие в семантике слов « невежливо « и «
грубо « нашли и объяснили опять же в основном учащиеся
гуманитарного класса.
При анализе этих общих вопросов мы увидели, что,
несмотря на неплохой уровень подготовки учащихся во всех
трёх классах ( что, на наш взгляд, обусловлено высоким
уровнем учебного заведения, в стенах которого и учатся
опрошенные дети ), всё же учащиеся, ранее занимавшиеся
предметом « Школьная риторика « показали результаты более
высокие, чем остальные, у которых не было этого предмета.
Мы считаем, что на примере проведённого исследования
можно сказать, что есть некоторые основания, полагающие, что
предмет « Школьная риторика « имеет полное право на
существование в школьной программе.
Сами же учащиеся считают, что риторика помогла им в
развитии речи, необходима для становления языка и
раскрепощения в различных ситуациях ( от бытовых до
экстремальных ). Ещё была отмечена важность знания основ
этикета. Учащиеся упоминали, что на уроках риторики они
много и увлекательно инсценировали, учились правильно
произносить звуки, ставить ударение, правильно говорить. Им
понравилось и петь песни, и разучивать пословицы. Благодаря
риторике они учатся говорить ( в смысле « излагать свои
мысли правильно « ), а не этого ли и добиваются наши
учителя?
Но на отношение к предмету, как известно, влияет и
личность самого учителя ( что тоже было отмечено учащимися
). Некоторые подчеркнули, что при прежнем учителе риторика
нравилась им, а при нынешнем - нет. Риторику, прежде, чем
вводить как учебную дисциплину, нужно разработать как
дисциплину в университетском обучении. Мы считаем, что
должна существовать некая методика преподавания риторики в
школе. Не должно быть « кустарных « учителей – риториков,
которые где – то что – то почитали, посмотрели - и к детям.
Ведь не нам на детях, а им на нас, на нашем примере и
воодушевлении учиться следует. На наш взгляд это пока ещё
пробел в нашей системе образования.
Давайте рассмотрим вторую фазу эксперимента.
ЧАСТЬ II. Аудирование.
Для аудирования, проводившегося в тех же классах того
же учебного заведения, нами были предложены следующие темы,
которые учащиеся по своему усмотрению могли представить как
объявление по радио или как собственные размышления:
1. Пропала белая мышь.
2. Пропала совесть.
3. Меняю двух колорадских жуков на одного майского.
4. Я люблю… , я не люблю…
5. Своя тема.
Во всех трёх классах активность была высокой, идти к
диктофону не заставляли никого, учащиеся сами выстраивались
в очередь, хотя, конечно, не все стремились подойти. А
некоторые выходили со своими текстами и по несколько раз.
Наименьшей популярностью пользовалась тема, предполагавшая
размышления - № 4 ( Я люблю… , я не люблю… ). Но она
была в активном употреблении в гуманитарном классе. Это
говорит о том, что аналитическое мышление у них более
развито, нежели в классах, где риторика не изучалась.
« Г « класс: « Больше всего я люблю животных: маленьких и
больших. Ещё я люблю ездить с мамой на Чёрное море. Мы
ездим туда каждый год. Люблю, когда морские волны
поднимаются до двух метров и в этот момент на них так
приятно смотреть. А особенно люблю вдыхать морской воздух.
Я не люблю слякоть, когда на улице лужи и моросит
дождь. «
« Я люблю, когда учитель ставит
пятёрку или четвёрку, но не люблю, когда получаю тройку.
Люблю ловить лягушек, ящериц и медуз. Люблю из рогатки
стрелять в яблоко на яблоне, а потом его есть; но не
люблю стрелять в птиц и животных. Я люблю замораживать
воду, а потом выбрасывать её с пятого этажа и смотреть,
как разбивается лёд. Я люблю стоять на голове и смотреть
телевизор - так интересно! «
Объявления.
« Внимание! В нашу студию только что
поступило экстренное сообщение: вчера у одной девочки,
когда она возвращалась домой, на автобусной остановке
пропала совесть. Особые приметы совести: нечистая, краденая.
«
« Внимание! На улице Большая Санкт –
Петербургская 10 двадцатого марта открывается музей Домашней
Колбасы. Только в день открытия, только двадцатого марта,
только на Большой Санкт – Петербургской 10 вы сможете
бесплатно попробовать домашней колбасы. Колбаса великолепная:
чесночная, кровяная, ливерная. Только двадцатого марта,
только на Большой Санкт – Петербургской 10, только в 9
утра. Спешите! Колбаса - оближешь пальчики!
Вниманию фермеров! Музей скупает свинину, говядину и
курятину. Меньше пятидесяти кг просьба не приносить.
Контактный телефон: 11 – 12 – 13. «
Монолог директора школы.
« Я директор сотой школы,
Многим даже не знакомой,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9