Эффективность школьной риторики

необходимо помнить, готовясь к уроку.

Задания - упражнения на составление различных планов.

Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на

уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ

ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Основные положения главы:

. Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся

риторические резервы одновременно.

. Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик,

который он не в силах контролировать.

. Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать

учителю, но только в присущих его личности характеристиках.

. Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского

внимания.

. Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.

. Нужно помнить, что молчание может быть различным.

. Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено

ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).

Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих

педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить

фактор усталости аудитории. Вот это перечень:

1. Активное введение риторического вопроса.

2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.

3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки

школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.

4. Переход на иной род риторического воздействия, смена

частного коммуникативного намерения, формы и характеристики

общения.

5. Регулирование самого времени урока, его риторического

самопроявления в речи учителя и ученика.

В конце главы делаются выводы.

ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.

Вся глава построена на мысли, что урок должен быть

интересен не только учителю, но и ученику.

Интерес к предмету и теме формируется и такими

риторическими приёмами, как:

- запланированная неожиданность,

- нестандартность ситуации постановки проблемы,

- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него

риторические вопросы и обращения к аудитории.

После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения

на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « -

«. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального

сопровождения на коммуникативные способности и риторическую

манеру говорящих.

ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.

Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены

личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ,

КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и

упоминает об оплошностях и заблуждениях.

2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.

Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ,

нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе

этого курса. Это речевой курс современной риторики - со

своим содержанием, логикой построения, методами и средствами

обучения. В центре его внимания - человек, который

общается, - общение - обучение эффективному общению.

Содержание предмета, характеристика программы.

В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной

риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых

блока:

1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в

классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;

2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ

РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )

Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о

том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды

общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные

и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ).

На основе этих элементарных сведений у детей

формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации

общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его

реакции в общении.

Таким образом, основные понятия первого блока: общение,

виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.

Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о

таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление,

объявление и т. д.

Таким образом, основные понятия второго блока: текст,

стили речи, речевые жанры.

В программу каждого класса включены компоненты и

первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая

взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных

компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в

связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как

пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной

функции речи. А речевой жанр « Скороговорки « - в связи с

таким видом общения, как устное и таким свойством речи,

как темп.

Многие риторические понятия раскрываются от класса к

классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма

программы даёт возможность судить об общем объёме и

содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей

того целого ( риторики ), которое изучается на протяжении

ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и

перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в

предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая

части материала с одной ступени обучения на другу.

Проиллюстрируем высказанную мысль примером.

Таблица № 1

Понятийный компонент программы

|I класс |II класс |III класс |IV класс |

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я

| С помощью |Общение в быту |Общение один - на|Общение для |

|слов (словесное ) |(обыденное, быто-|один ( личное ), |контакта и об- |

|и жестов ( |вое, повседневное |), один -|мена мыслями, |

|несловес - |) |много ( |информацией |

|ное ). Общение |и общение в |(группповое, мас- |( фактическое - |

|устное и письмен |офи- циальной |ас- совое |нефактическое ). |

|- ное. |обстанов- ке|). | |

| |( в канцелярии | | |

| |школы, в классе)| | |

| |- | | |

| |( официальное) | | |

( 30; 37 )

Понятийный компонент занимает в программе ограниченное

место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность.

Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это

необходимо для формирования соответствующих умений и навыков

( дети не должны заучивать определения понятий ).

Значительно большее место занимают так называемые

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных

рекомендаций ( « Как слушать собеседника «, « Правила для

говорящего « и т. д. ).

Главное же внимание уделяется формированию

коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них

связаны с умением анализировать и оценивать общение ( степень

его эффективности, корректность поведения, уровень владения

языком ); другие - с умением общаться в пределах,

обозначенных в блоке « Речевые жанры « (оценивается умение

ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию;

формировать своё коммуникативное намерение ).

Курс школьной риторики должен вызвать у учеников

размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между

людьми, как важно в современном мире владеть словом, о

том, какое это бесценное богатство. Эти размышления,

связанные с проблемами эффективности общения, составят основу

для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов,

идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу

впервые включён такой компонент, как риторические идеи.

Выбор риторических идей учитель должен корректировать и

дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива

и своими личными воззрениями.

Таким образом, в разработанную программу включены:

- риторические умения и навыки;

- инструментальные знания;

- риторические понятия;

- риторические идеи.

При этом структура программы для каждого класса

выглядит так: вначале формулируются идеи, затем основные

умения, которые должны быть сформулированы к концу обучения

в данном классе;

затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и

инструментальных знаний.

Методы и приёмы преподавания.

Курс риторики в школе - предмет сугубо практический.

Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то

на уроках риторики дети должны как можно больше сами

говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется

риторическому анализу устных и письменных текстов;

риторическим задачам; риторическим играм.

Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней

мере трёх вопросов:

1. Что сказал говорящий ( ритор );

2. Что он хотел сказать;

3. Что сказал ненамеренно.

Риторические задачи основываются на описаниях всех

значимых компонентов речевой ситуации:

- кто говорит - пишет ( адресант );

- кому ( адресат );

- для чего - зачем ( задача высказывания );

- что - о чём ( содержание высказывания );

- как ( в устной или письменной форме, в каком стиле и т.

д.);

- где ( место, где происходит общение, расстояние между

общающимися, если это важно );

- когда, как долго ( время, когда происходит общение, -

сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это

важно.

Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и

в речевую роль.

Риторические игры в отличие от риторических задач

содержат соревновательный элемент и предполагают определение

победителя: кто ( какая команда ) веселее, забавнее,

смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические

игры строятся на материале программы о риторике и служат

решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно

при их организации и определении победителя осуществлять

риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно

обозначать критерии оценки победителей.

Для проведения риторических игр может выбираться (

назначаться ) жюри. При определении победителя могут

использоваться карточки разных цветов, хлопки ( « Кому

больше похлопаем? « ) и т. п.

Вопросы организации.

Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в

школе, составители учитывали благоприятный для развития дара

слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи,

когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в

различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, учитель

должен создать в классе доброжелательную обстановку, где

дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно.

Учителю на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть

в человека, владеющего словом.

Урок риторики имеет свою организационную специфику.

Кроме запланированного программного материала в него

включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:

- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения

типа « Произнесём шёпотом, но отчётливо…», « Задуем свечу «

( для развития дыхания ); « Пусть сейчас прожужжит жук,

комар «, « Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? « и т. д,;

- ортологические разминки: упражнения на усвоение

произносительных, словообразовательных и т. п. Норм

литературного языка;

- импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные диалоги и

монологи, развивающие спонтанную ( неподготовленную ) речь.

Эти сквозные виды работ, по мнению составителей (

30; 40 ), обеспечивают формирование определённых умений и

навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с

одного вида деятельности на другой, снимают усталость.

Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на

интересных примерах, с использованием различных мнемонических

приёмов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было

легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в

обычном классе можно сделать многое: посадить учащихся так,

чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе

должен быть магнитофон для записи высказываний детей и

создания собственной фонотеки к предмету. И, конечно, очень

результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с

его помощью можно увидеть и услышать, как происходит

общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и

самостоятельно сделать выводы.

Учебный комплект. В идеале учебный комплект по

риторике должен включать:

1. Учебник для учащихся;

1. Хрестоматию для самостоятельного чтения любознательным

школьникам;

2. Сборник риторических задач;

3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера;

4. Магнитофонные записи живой речи;

5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты;

6. Видеоматериалы и др. средства общения;

7. Книгу для учителя ( методические рекомендации ).

Важное место в этом комплекте должны занимать

видеоматериалы, т. к. учить деятельности на показе этой

деятельности, её анализе весьма результативно.

В настоящее время выпущены и удачно применяются на

практике учебники « Школьная риторика « с I по VII класс.

Учебное время. На изучение риторики, как показывает

школьная практика, отводится в I – XI классах от одного до

трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня

подготовки учеников и ориентации школы. Усвоение риторики

предполагает, что на этих уроках не бывает молчащих,

поэтому в группе должно быть не более 12 – 13 учеников.

Это важное условие обучения речи, общению.

И последнее: начатая в начальных классах работа должна

иметь естественное продолжение в старших классах. Основы

этой программы разработаны, что делает возможным представить

этот предмет в целостной форме.

2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА « ДЛЯ V КЛАССА.

Учебник создан в том же концептуальном лингвистическом

ключе, что и весь курс под редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.

В соответствии с программой здесь также выделяются две

части: « Общение «, « Речевые жанры «, но естественно, что

в учебнике, заключающем курс риторики в начальной школе,

необходимо выделить ещё одну часть - « Обобщаем изученное

( в I – IV классах )». В этом разделе внимание

четвероклассников привлекается « Ориентация в ситуации «, «

Главные признаки текста «, « Тексты и жанры «, « Этикетный

репертуар « к таким обобщённым темам, как и др.

Начинается учебник с главы « Проверь себя «, цель

которой вспомнить изученное: о том, что изучает риторика,

что такое общение, речевая ситуация, её компоненты. В

главах « Особенности говорения «, « Какой я слушатель «, « Я

читатель « дети не только повторяют виды речевой

деятельности, но и узнают, что представляют собой различные

паузы в устной речи, как важно собирать свою домашнюю

библиотеку, как можно оценить себя как слушателя и как

читателя, и т. д. В V классе продолжается работа над

речевыми жанрами. В главе « Знаки вокруг нас « учащиеся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты