необходимо помнить, готовясь к уроку.
Задания - упражнения на составление различных планов.
Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на
уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ
ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!
ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.
Основные положения главы:
. Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся
риторические резервы одновременно.
. Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик,
который он не в силах контролировать.
. Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать
учителю, но только в присущих его личности характеристиках.
. Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского
внимания.
. Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.
. Нужно помнить, что молчание может быть различным.
. Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено
ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).
Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих
педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить
фактор усталости аудитории. Вот это перечень:
1. Активное введение риторического вопроса.
2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.
3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки
школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.
4. Переход на иной род риторического воздействия, смена
частного коммуникативного намерения, формы и характеристики
общения.
5. Регулирование самого времени урока, его риторического
самопроявления в речи учителя и ученика.
В конце главы делаются выводы.
ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.
Вся глава построена на мысли, что урок должен быть
интересен не только учителю, но и ученику.
Интерес к предмету и теме формируется и такими
риторическими приёмами, как:
- запланированная неожиданность,
- нестандартность ситуации постановки проблемы,
- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него
риторические вопросы и обращения к аудитории.
После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения
на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « -
«. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального
сопровождения на коммуникативные способности и риторическую
манеру говорящих.
ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.
Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены
личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ,
КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и
упоминает об оплошностях и заблуждениях.
2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.
Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ,
нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе
этого курса. Это речевой курс современной риторики - со
своим содержанием, логикой построения, методами и средствами
обучения. В центре его внимания - человек, который
общается, - общение - обучение эффективному общению.
Содержание предмета, характеристика программы.
В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной
риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых
блока:
1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в
классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;
2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ
РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )
Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о
том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды
общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные
и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ).
На основе этих элементарных сведений у детей
формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации
общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его
реакции в общении.
Таким образом, основные понятия первого блока: общение,
виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.
Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о
таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление,
объявление и т. д.
Таким образом, основные понятия второго блока: текст,
стили речи, речевые жанры.
В программу каждого класса включены компоненты и
первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая
взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных
компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в
связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как
пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной
функции речи. А речевой жанр « Скороговорки « - в связи с
таким видом общения, как устное и таким свойством речи,
как темп.
Многие риторические понятия раскрываются от класса к
классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма
программы даёт возможность судить об общем объёме и
содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей
того целого ( риторики ), которое изучается на протяжении
ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и
перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в
предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая
части материала с одной ступени обучения на другу.
Проиллюстрируем высказанную мысль примером.
Таблица № 1
Понятийный компонент программы
|I класс |II класс |III класс |IV класс |
В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
| С помощью |Общение в быту |Общение один - на|Общение для |
|слов (словесное ) |(обыденное, быто-|один ( личное ), |контакта и об- |
|и жестов ( |вое, повседневное |), один -|мена мыслями, |
|несловес - |) |много ( |информацией |
|ное ). Общение |и общение в |(группповое, мас- |( фактическое - |
|устное и письмен |офи- циальной |ас- совое |нефактическое ). |
|- ное. |обстанов- ке|). | |
| |( в канцелярии | | |
| |школы, в классе)| | |
| |- | | |
| |( официальное) | | |
( 30; 37 )
Понятийный компонент занимает в программе ограниченное
место, т. к. курс риторики имеет практическую направленность.
Теоретические сведения включаются в той мере, в какой это
необходимо для формирования соответствующих умений и навыков
( дети не должны заучивать определения понятий ).
Значительно большее место занимают так называемые
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ - типа правил, конкретных
рекомендаций ( « Как слушать собеседника «, « Правила для
говорящего « и т. д. ).
Главное же внимание уделяется формированию
коммуникативных, риторических умений и навыков. Одни из них
связаны с умением анализировать и оценивать общение ( степень
его эффективности, корректность поведения, уровень владения
языком ); другие - с умением общаться в пределах,
обозначенных в блоке « Речевые жанры « (оценивается умение
ориентироваться в ситуации, учитывать адресата, аудиторию;
формировать своё коммуникативное намерение ).
Курс школьной риторики должен вызвать у учеников
размышление о том, что такое взаимопонимание, контакт между
людьми, как важно в современном мире владеть словом, о
том, какое это бесценное богатство. Эти размышления,
связанные с проблемами эффективности общения, составят основу
для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов,
идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в программу
впервые включён такой компонент, как риторические идеи.
Выбор риторических идей учитель должен корректировать и
дополнять в соответствии с особенностями детского коллектива
и своими личными воззрениями.
Таким образом, в разработанную программу включены:
- риторические умения и навыки;
- инструментальные знания;
- риторические понятия;
- риторические идеи.
При этом структура программы для каждого класса
выглядит так: вначале формулируются идеи, затем основные
умения, которые должны быть сформулированы к концу обучения
в данном классе;
затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и
инструментальных знаний.
Методы и приёмы преподавания.
Курс риторики в школе - предмет сугубо практический.
Если мы действительно хотим научить эффективному общению, то
на уроках риторики дети должны как можно больше сами
говорить и писать. При этом большая часть времени уделяется
риторическому анализу устных и письменных текстов;
риторическим задачам; риторическим играм.
Риторический анализ предполагает обсуждение по крайней
мере трёх вопросов:
1. Что сказал говорящий ( ритор );
2. Что он хотел сказать;
3. Что сказал ненамеренно.
Риторические задачи основываются на описаниях всех
значимых компонентов речевой ситуации:
- кто говорит - пишет ( адресант );
- кому ( адресат );
- для чего - зачем ( задача высказывания );
- что - о чём ( содержание высказывания );
- как ( в устной или письменной форме, в каком стиле и т.
д.);
- где ( место, где происходит общение, расстояние между
общающимися, если это важно );
- когда, как долго ( время, когда происходит общение, -
сейчас, в прошлом; время, отведённое а общение, если это
важно.
Учащимся предлагают войти в описанные обстоятельства и
в речевую роль.
Риторические игры в отличие от риторических задач
содержат соревновательный элемент и предполагают определение
победителя: кто ( какая команда ) веселее, забавнее,
смешнее. В отличие от словесных речевых игр риторические
игры строятся на материале программы о риторике и служат
решению задач этого учебного предмета. Поэтому так важно
при их организации и определении победителя осуществлять
риторический подход: чётко описывать ситуацию, точно
обозначать критерии оценки победителей.
Для проведения риторических игр может выбираться (
назначаться ) жюри. При определении победителя могут
использоваться карточки разных цветов, хлопки ( « Кому
больше похлопаем? « ) и т. п.
Вопросы организации.
Урок. Начиная курс риторики с первого года обучения в
школе, составители учитывали благоприятный для развития дара
слова возраст, когда дети легко впитывают образцы речи,
когда они эмоциональны, любят играть и легко входят в
различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, учитель
должен создать в классе доброжелательную обстановку, где
дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно.
Учителю на этих уроках надо превратиться в ритора, то есть
в человека, владеющего словом.
Урок риторики имеет свою организационную специфику.
Кроме запланированного программного материала в него
включаются сквозные, необязательные на каждом уроке:
- речевые разминки, пятиминутки речевой гимнастики: упражнения
типа « Произнесём шёпотом, но отчётливо…», « Задуем свечу «
( для развития дыхания ); « Пусть сейчас прожужжит жук,
комар «, « Вспомним грустные стихи. Кто начнёт? « и т. д,;
- ортологические разминки: упражнения на усвоение
произносительных, словообразовательных и т. п. Норм
литературного языка;
- импровизационные задачи, т. е. Неподготовленные диалоги и
монологи, развивающие спонтанную ( неподготовленную ) речь.
Эти сквозные виды работ, по мнению составителей (
30; 40 ), обеспечивают формирование определённых умений и
навыков и в то же время позволяют переключить учащихся с
одного вида деятельности на другой, снимают усталость.
Поэтому эти виды работ проводятся живо, легко, на
интересных примерах, с использованием различных мнемонических
приёмов, стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Уроки риторики требуют особого оснащения, чтобы было
легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства. Но и в
обычном классе можно сделать многое: посадить учащихся так,
чтобы они могли видеть друг друга. Безусловно, в классе
должен быть магнитофон для записи высказываний детей и
создания собственной фонотеки к предмету. И, конечно, очень
результативно было бы использовать видеомагнитофон - ведь с
его помощью можно увидеть и услышать, как происходит
общение, тщательно проанализировать все промахи общающихся и
самостоятельно сделать выводы.
Учебный комплект. В идеале учебный комплект по
риторике должен включать:
1. Учебник для учащихся;
1. Хрестоматию для самостоятельного чтения любознательным
школьникам;
2. Сборник риторических задач;
3. Сценарий и сборник риторических задач для компьютера;
4. Магнитофонные записи живой речи;
5. Фонограммы, транспоранты или графопроекты;
6. Видеоматериалы и др. средства общения;
7. Книгу для учителя ( методические рекомендации ).
Важное место в этом комплекте должны занимать
видеоматериалы, т. к. учить деятельности на показе этой
деятельности, её анализе весьма результативно.
В настоящее время выпущены и удачно применяются на
практике учебники « Школьная риторика « с I по VII класс.
Учебное время. На изучение риторики, как показывает
школьная практика, отводится в I – XI классах от одного до
трёх часов в неделю - в зависимости от типа школ, уровня
подготовки учеников и ориентации школы. Усвоение риторики
предполагает, что на этих уроках не бывает молчащих,
поэтому в группе должно быть не более 12 – 13 учеников.
Это важное условие обучения речи, общению.
И последнее: начатая в начальных классах работа должна
иметь естественное продолжение в старших классах. Основы
этой программы разработаны, что делает возможным представить
этот предмет в целостной форме.
2.4.1. Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА « ДЛЯ V КЛАССА.
Учебник создан в том же концептуальном лингвистическом
ключе, что и весь курс под редакцией Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ.
В соответствии с программой здесь также выделяются две
части: « Общение «, « Речевые жанры «, но естественно, что
в учебнике, заключающем курс риторики в начальной школе,
необходимо выделить ещё одну часть - « Обобщаем изученное
( в I – IV классах )». В этом разделе внимание
четвероклассников привлекается « Ориентация в ситуации «, «
Главные признаки текста «, « Тексты и жанры «, « Этикетный
репертуар « к таким обобщённым темам, как и др.
Начинается учебник с главы « Проверь себя «, цель
которой вспомнить изученное: о том, что изучает риторика,
что такое общение, речевая ситуация, её компоненты. В
главах « Особенности говорения «, « Какой я слушатель «, « Я
читатель « дети не только повторяют виды речевой
деятельности, но и узнают, что представляют собой различные
паузы в устной речи, как важно собирать свою домашнюю
библиотеку, как можно оценить себя как слушателя и как
читателя, и т. д. В V классе продолжается работа над
речевыми жанрами. В главе « Знаки вокруг нас « учащиеся
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9