Эффективность школьной риторики

проверить себя.

Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых

посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются

теоретические сведения, затем даются практические упражнения,

правильность выполнения которых учащиеся могут проверить

самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии

ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно

найти и рядом с ответами.

Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных,

писателей, юристов, политиков, государственных и общественных

деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым

рисунком, что позволяет их легко находить в тексте.

Дополнительное чтение изобилует большим количеством

рубрик, к числу которых относятся следующие:

- « Из «сравнительных жизнеописаний « ПЛУТАРХА « ( приводятся

выдержки, посвящённые ораторам: ДЕМОСФЕНУ и ЦИЦЕРОНУ );

- « Документы, связанные с опубликованием учебников по

риторике М. В. ЛОМОНОСОВА «;

- « Пословицы, посвящённые речи «;

- « Из воспоминаний о публичных выступлениях «.

Материал для дополнительного чтения выделен специальными

линейками.

В начале каждой главы автор обозначает проблемы,

которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и

дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть

выделена в тему отдельного урока ( по усмотрению

преподавателя ).

ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.

Автор говорит о красноречии и обозначает его родину

( ЭЛЛАДА ), как место, где появляются первые работы по

теории красноречия. Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ.

Далее стоит ряд философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ,

ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН. ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые

рассмотрены с точки зрения их видения основы ораторского

искусства и путей, которыми они к этому пришли. Немного

дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих античной

эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов.

Глава завершается блестящим резюме, позволяющим

вспомнить основные моменты главы.

ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ.

В этой главе говорится о времени создания в России

самых ранних риторик и об их авторах - н. XVII в. –

метрополит Новгородский и Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как

определял риторику М. В. ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его

труде по риторике. Также здесь раскрывается содержание

частной и общей риторики. Много внимания уделено авторам

первых риторик и изложению их содержания ( И. С. РИЖСКИЙ,

А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ

).

Предложенный в конце главы практикум заставляет

учащихся думать не только над новым материалом, но ещё

сравнивать и сопоставлять его с недавно пройденным.

Предложены также и темы для самостоятельной подготовки.

ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ.

В главе говорится о различных видах красноречия:

- академическое,

- социально – политическое,

- социально – бытовое,

- духовное,

о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается

попытка рассмотреть проблему сосуществования родов речей.

Автор описывает особенности судебной речи.

В конце главы даны блестящие образцы ораторского

мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО,

АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ.

ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ

ОТРИЦАТЕЛЬНО.

Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто

встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и

произношения ( и о них самих ).

Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы

со словарём.

Даны практические советы по избежанию речевых и

стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям

норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц,

типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что

знаешь, а знай всё, что говоришь «.

В практикуме даны соответствующие задания. В конце

главы учащимся предлагают составить схему содержания главы.

ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ?

Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса,

о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания

уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум,

направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа,

упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения

звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии

с тем, на какие звуки идёт акцент:

( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «;

( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «;

( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «;

и др.

Ещё приведены упражнения на выражение чувств при

помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы

по работе над голосом.

ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ.

В этой главе повествуется о необходимости хорошей

подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по

какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «,

автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения

и использования фактов, о работе с литературой.

Составитель учебника выводит учащимся важное правило:

РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!

В конце главы располагается схема подготовки к

выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить

самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё

выступление. Для большей пользы свою работу они должны и

проанализировать, учтя все « + « и « - « её.

ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ.

Автор раскрывает само понятие « композиция речи «,

разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый

пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей

которого является привлечь внимание и заинтересовать. В

качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА

и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части -

основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его

приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о

различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «.

Последнее по схеме, но не последнее по значимости в

композиции место занимает завершение речи ( и тоже

приведено множество классических примеров ).

Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда

примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение

основной мысли в тексте.

И в завершении учащимся предложено составить доклад –

размышление над прочитанным и сделать собственное резюме,

отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским.

ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ.

Глава об ораторском диалоге и монологе, о их

своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и

оценочности в речи.

Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя

новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя.

Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с

разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь

даны вопросы на определение стиля в предложениях, где

могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и

исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и

доказать словесно.

Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы,

имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений

Онегин и его предки «.

В конце главы даются вопросы, проверяющие знание

предыдущих глав, слегка усложнённые новой темой и учащимся

предлагается озвучить схему краткого содержания главы.

ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ.

Здесь доказывается возможность письменного стиля

употребляться в речах разного типа ( вновь с примерами:

КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ,

КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры использования разных

типов речи.

В практикуме - задания на определение стиля. Автор

задаёт вопрос: « КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ

НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? «

Учащимся предложено на основании некоторых статей

составить инструкции по работе над языком публичного

выступления и переделать газетную статью на разговорный

язык.

Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании

прочитанного учащимся предлагают 4 – ый пункт составить

самостоятельно.

ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как

они действуют на чувства слушателя. Перечислены типы,

передающие словесную наглядность. Много внимания уделено

выражению авторской оценки, рассказу о том, что такое

тропы, художественные образы, что они дают оратору.

Вопросы этой главы направлены на определение учащимися

видов тропов, задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в

речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем

сравнить с подленником.

Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а

остальные нужно додумать.

НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ.

Автор советует не забывать пройденное и использовать

приобретённые навыки в любых видах деятельности.

В конце пособия даны ответы на вопросы, которые

отмечены во всей книге определённым значком, также приведены

вопросы, которые можно поставить к каждой главе

дополнительно.

СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ

расположен на 8, 5 страницах ( 733 слова ).

2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.

Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным

областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор

показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную

правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования

дикции, проблемы диалога и монолога. Большое внимание

уделено речевому этикету, умению полемизировать, культуре

высказываний.

Риторика Мурашова состоит из IX глав.

ОТ АВТОРА.

Приведена замечательная авторская аргументация в пользу

необходимости изучения риторики учащимися и учителями в

первую очередь.

ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основные положения главы:

Работа учителя - искусство, и важно знать психологию

восприятия, чтобы быть правильно понятым.

Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая

организации и функционированию прозаической устной речи в

ходе учебного занятия.

В любом общении закономерности риторики актуальны для

наиболее полного взаимопонимания, для оптимальной

коммуникации.

Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает

имена людей, на неё повлиявших. Формирует её задачи.

ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:

1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи,

а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.

ЦЕЛЬ РИТОРИКИ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО.

2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки

зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый

взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять

на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть

предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув

своё утверждение, если оно неверно.

3. Осуществлять организованное словесное и невербальное

воздействие, логически и эстетически оправданное.

4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от

речевой нормы, эстетически допустимые и психологически

обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л.

В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда

– то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных

отступлений от неё “.

5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной

комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия

новой информации и общения. Способствовать культуре монолога

и диалога.

6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи,

регулировать речевое поведение в соответствии с

коммуникационными потребностями и психологическими

особенностями собеседника или слушателя.

7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры

говорящего. ( 45; 15 – 16 )

Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на

развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости.

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного

мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз

необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.

В этой главе говорится об особенностях общения ученика

и учителя. Приведены веские доводы по необходимости

привнесения риторики во все предметы.

Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из

содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и

упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование

собственных высказываний.

ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.

Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо

без владения нормами грамотной речи.

В конце главы даны упражнения на акцентологические,

лексические, морфологические и синтаксические нормы.

ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:

Культура общения - фундамент организованного речевого

воздействия на личность.

ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.

По мнению автора, учитель обязан работать над своей

дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный

момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание.

Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому

подобные.

Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по

ПЛУТАРХУ ).

Даны следующие упражнения для работы с заикающимися

детьми:

. « Горное эхо «,

. « Разговор в лесу «,

. « Иностранец «.

Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.

В конце главы даны упражнения на правильное

произношение некоторых звуков и интонаций.

ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.

Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая

память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в

риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать

память. Сюда же следует отнести и « вторичное

конспектирование «.

Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где

перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.

В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на

создание ассоциативного текста.

ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.

Изложены следующие советы:

. Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.

. Выучить начало и конец лекции.

. Нужно учесть возможное поведение учеников.

Прилагается список из 12 правил риторики, которые

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты