проверить себя.
Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых
посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются
теоретические сведения, затем даются практические упражнения,
правильность выполнения которых учащиеся могут проверить
самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии
ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно
найти и рядом с ответами.
Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных,
писателей, юристов, политиков, государственных и общественных
деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым
рисунком, что позволяет их легко находить в тексте.
Дополнительное чтение изобилует большим количеством
рубрик, к числу которых относятся следующие:
- « Из «сравнительных жизнеописаний « ПЛУТАРХА « ( приводятся
выдержки, посвящённые ораторам: ДЕМОСФЕНУ и ЦИЦЕРОНУ );
- « Документы, связанные с опубликованием учебников по
риторике М. В. ЛОМОНОСОВА «;
- « Пословицы, посвящённые речи «;
- « Из воспоминаний о публичных выступлениях «.
Материал для дополнительного чтения выделен специальными
линейками.
В начале каждой главы автор обозначает проблемы,
которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и
дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть
выделена в тему отдельного урока ( по усмотрению
преподавателя ).
ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
Автор говорит о красноречии и обозначает его родину
( ЭЛЛАДА ), как место, где появляются первые работы по
теории красноречия. Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ.
Далее стоит ряд философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ,
ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН. ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые
рассмотрены с точки зрения их видения основы ораторского
искусства и путей, которыми они к этому пришли. Немного
дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих античной
эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов.
Глава завершается блестящим резюме, позволяющим
вспомнить основные моменты главы.
ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ.
В этой главе говорится о времени создания в России
самых ранних риторик и об их авторах - н. XVII в. –
метрополит Новгородский и Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как
определял риторику М. В. ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его
труде по риторике. Также здесь раскрывается содержание
частной и общей риторики. Много внимания уделено авторам
первых риторик и изложению их содержания ( И. С. РИЖСКИЙ,
А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ
).
Предложенный в конце главы практикум заставляет
учащихся думать не только над новым материалом, но ещё
сравнивать и сопоставлять его с недавно пройденным.
Предложены также и темы для самостоятельной подготовки.
ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ.
В главе говорится о различных видах красноречия:
- академическое,
- социально – политическое,
- социально – бытовое,
- духовное,
о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается
попытка рассмотреть проблему сосуществования родов речей.
Автор описывает особенности судебной речи.
В конце главы даны блестящие образцы ораторского
мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО,
АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ.
ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ
ОТРИЦАТЕЛЬНО.
Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто
встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и
произношения ( и о них самих ).
Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы
со словарём.
Даны практические советы по избежанию речевых и
стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям
норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц,
типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что
знаешь, а знай всё, что говоришь «.
В практикуме даны соответствующие задания. В конце
главы учащимся предлагают составить схему содержания главы.
ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ?
Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса,
о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания
уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум,
направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа,
упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения
звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии
с тем, на какие звуки идёт акцент:
( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «;
( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «;
( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «;
и др.
Ещё приведены упражнения на выражение чувств при
помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы
по работе над голосом.
ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ.
В этой главе повествуется о необходимости хорошей
подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по
какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «,
автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения
и использования фактов, о работе с литературой.
Составитель учебника выводит учащимся важное правило:
РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!
В конце главы располагается схема подготовки к
выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить
самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё
выступление. Для большей пользы свою работу они должны и
проанализировать, учтя все « + « и « - « её.
ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ.
Автор раскрывает само понятие « композиция речи «,
разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый
пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей
которого является привлечь внимание и заинтересовать. В
качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА
и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части -
основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его
приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о
различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «.
Последнее по схеме, но не последнее по значимости в
композиции место занимает завершение речи ( и тоже
приведено множество классических примеров ).
Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда
примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение
основной мысли в тексте.
И в завершении учащимся предложено составить доклад –
размышление над прочитанным и сделать собственное резюме,
отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским.
ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ.
Глава об ораторском диалоге и монологе, о их
своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и
оценочности в речи.
Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя
новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя.
Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с
разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь
даны вопросы на определение стиля в предложениях, где
могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и
исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и
доказать словесно.
Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы,
имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений
Онегин и его предки «.
В конце главы даются вопросы, проверяющие знание
предыдущих глав, слегка усложнённые новой темой и учащимся
предлагается озвучить схему краткого содержания главы.
ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ.
Здесь доказывается возможность письменного стиля
употребляться в речах разного типа ( вновь с примерами:
КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ,
КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры использования разных
типов речи.
В практикуме - задания на определение стиля. Автор
задаёт вопрос: « КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? «
Учащимся предложено на основании некоторых статей
составить инструкции по работе над языком публичного
выступления и переделать газетную статью на разговорный
язык.
Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании
прочитанного учащимся предлагают 4 – ый пункт составить
самостоятельно.
ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как
они действуют на чувства слушателя. Перечислены типы,
передающие словесную наглядность. Много внимания уделено
выражению авторской оценки, рассказу о том, что такое
тропы, художественные образы, что они дают оратору.
Вопросы этой главы направлены на определение учащимися
видов тропов, задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в
речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем
сравнить с подленником.
Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а
остальные нужно додумать.
НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ.
Автор советует не забывать пройденное и использовать
приобретённые навыки в любых видах деятельности.
В конце пособия даны ответы на вопросы, которые
отмечены во всей книге определённым значком, также приведены
вопросы, которые можно поставить к каждой главе
дополнительно.
СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ
расположен на 8, 5 страницах ( 733 слова ).
2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.
Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным
областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор
показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную
правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования
дикции, проблемы диалога и монолога. Большое внимание
уделено речевому этикету, умению полемизировать, культуре
высказываний.
Риторика Мурашова состоит из IX глав.
ОТ АВТОРА.
Приведена замечательная авторская аргументация в пользу
необходимости изучения риторики учащимися и учителями в
первую очередь.
ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.
Основные положения главы:
Работа учителя - искусство, и важно знать психологию
восприятия, чтобы быть правильно понятым.
Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая
организации и функционированию прозаической устной речи в
ходе учебного занятия.
В любом общении закономерности риторики актуальны для
наиболее полного взаимопонимания, для оптимальной
коммуникации.
Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает
имена людей, на неё повлиявших. Формирует её задачи.
ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:
1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи,
а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.
ЦЕЛЬ РИТОРИКИ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО.
2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки
зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый
взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять
на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть
предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув
своё утверждение, если оно неверно.
3. Осуществлять организованное словесное и невербальное
воздействие, логически и эстетически оправданное.
4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от
речевой нормы, эстетически допустимые и психологически
обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л.
В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда
– то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных
отступлений от неё “.
5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной
комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия
новой информации и общения. Способствовать культуре монолога
и диалога.
6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи,
регулировать речевое поведение в соответствии с
коммуникационными потребностями и психологическими
особенностями собеседника или слушателя.
7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры
говорящего. ( 45; 15 – 16 )
Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на
развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости.
ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного
мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз
необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.
В этой главе говорится об особенностях общения ученика
и учителя. Приведены веские доводы по необходимости
привнесения риторики во все предметы.
Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из
содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и
упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование
собственных высказываний.
ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.
Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо
без владения нормами грамотной речи.
В конце главы даны упражнения на акцентологические,
лексические, морфологические и синтаксические нормы.
ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:
Культура общения - фундамент организованного речевого
воздействия на личность.
ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.
По мнению автора, учитель обязан работать над своей
дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный
момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание.
Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому
подобные.
Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по
ПЛУТАРХУ ).
Даны следующие упражнения для работы с заикающимися
детьми:
. « Горное эхо «,
. « Разговор в лесу «,
. « Иностранец «.
Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.
В конце главы даны упражнения на правильное
произношение некоторых звуков и интонаций.
ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.
Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая
память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в
риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать
память. Сюда же следует отнести и « вторичное
конспектирование «.
Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где
перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.
В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на
создание ассоциативного текста.
ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.
Изложены следующие советы:
. Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.
. Выучить начало и конец лекции.
. Нужно учесть возможное поведение учеников.
Прилагается список из 12 правил риторики, которые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9