Никольский, Е. Кари и др. ). Небезынтересно отметить, что в
1877 году вышла « Детская риторика, или Благоразумный вития
к пользе и употреблению юношества сочинённый «. В названии
книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно –
ориентированные учебники риторики получили широкое
распространение в России: для дворян ( Феоктист Мочильский ),
в пользу молодых девиц ( К. Глинка ), для учащихся в
российских духовных училищах ( А. Никольский ), военное
красноречие ( Я. В. Толмачёв ) и др.
Известно, что к середине XIX в. в России, как и во
многих других европейских странах, риторика подверглась
резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она
вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности
( где предметом изучения становятся главным образом
художественная речь, тропы ), а затем ( конец XIX – начало
XX вв. ) культурой речи ( где главным предметом внимания
становятся нормы литературного языка ). В школе занимаются
развитием связной речи у детей, где основное внимание
уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению
создавать устные и письменные тексты. При этом в школах
России развитию коммуникативных умений всегда уделялось
известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта
работа обозначалась как риторическая.
Возрождение риторики началось в середине ХХ века.
Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально
очерченные её создателями: речь, ею организованная,
существует как в устной, так и в письменной форме; она
все более вторгается в область, прежде считавшуюся
исключительной компетенций поэтики.
Разрабатываются критерии невербальной ( несловесной )
риторики - характеристики взаимодействия и воздействия
мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная
риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики
( науки о восприятии ), семиотики ( науки о способах
означивания и характерах знаков ), психологии, физиологии, а
также дидактики.
Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом
неориторической группы « Мю «, опубликованные на русском
языке в сборнике « Общая риторика « ( 1986 ), работы
ЛОТМАНА, Б. А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные
коммуникативно – лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958
г. вышел сборник статей и фрагментов « Об ораторском
искусстве «, 1967 г. - сборник « Мастерство устной речи «,
в 1978 г. появилось издание « Античные риторики «,
включившие работы АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ
ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В настоящее время объем литературы по
проблемам риторики исключительно велик; полные
библиографические справочники содержатся в номерах журнала «
Риторика «, издаваемом с 1995 года ( 45; 12 ). Появилось
и большое количество учебных пособий, но это уже тема
нашей следующей главы.
ГЛАВА 2.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ.
Как нами уже было упомянуто ранее, в настоящее время
риторика все чаще стала вводиться в программу не только
специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею
заинтересовались и общеобразовательные школы ( что, на наш
взгляд, более важно ). Возникает вопрос: может быть,
следует восстановить ту риторику, которая существовала в
XVIII – XIX вв., переиздать лучшие учебники, и тем самым
проблема будет решена? Нет. Это не было бы удачно
найденным выходом, хотя, безусловно, переиздать популярные в
своё время риторики И. С. РИЖСКОГО, А. С. НИКОЛЬСКОГО, А. Ф.
МЕРЗЛЯКОВА, Н. Ф. КОШАНСКОГО, М. СПЕРАНСКОГО было бы очень
полезно.
Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно
устарели, как и учебники грамматики того же периода,
несмотря на то, что и в тех, и в других есть много
ценного.
Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик
во многих издательствах. К сожалению, далеко не всю
литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для
школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за
плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда
авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель
не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает,
о чём он говорит. На наш взгляд, первейшим критерием в
подборе методической литературы должна быть ясность изложения
мысли и простота в понимании не только самим автором, но
и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.
Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали
следующие:
- Н. А. Михайличенко. Риторика.
- Н. Н. Кохтев. Риторика.
- А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.
- Т. А. Ладыженская. Школьная риторика.
- Немного расскажем о содержании этих учебников, после
чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для
работы в школе.
2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.
Это пособие представляет собой краткий конспект лекций
по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки,
практическими заданиями и упражнениями, которые, по мнению
автора, должны помочь учащимся выработать и закрепить
необходимые навыки и умения. В основе пособия лежит опыт
преподавания составителем курса риторики на факультетах
Института Молодёжи и в старших классах гимназий Петровского
района города Москвы. Пособие является учебно – методическим;
предназначено для старших классов ( 8 – 11 ) гимназий,
лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из
следующих частей:
- Введение;
- VI разделов;
- Заключение;
- Упражнения;
- Краткий словарь трудных слов;
- Список рекомендуемой литературы;
- Литература по проблемам риторики;
- Список словарей.
Немного поподробнее о каждом из пунктов.
ВВЕДЕНИЕ.
Во введении говорится о проблемах правильной речи в
современное время. Риторика определяется как особая наука о
законах “ изобретения, расположения и выражения мыслей в
речи “.
Автор также упоминает определение риторики, данное ПЛАТОНОМ
( “ Искусство управлять умами “ ( 44; 4 ) ), подводя,
таким образом, к другому названию риторики - ораторское
искусство. Судя по всему, данное учебное пособие только с
этой точки зрения и будет рассматривать риторику.
Далее автор ставит ряд вопросов:
. Как достичь цели, поставленной оратором?
. Как завоевать аудиторию, привлечь её на свою сторону?
. Какую речь считать наиболее действенной?
. В чём секреты убедительности устного публичного выступления?
. Из чего слагается успех хорошей ораторской речи?
. Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее
эффективными?
По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном
пособии установочными.
РАЗДЕЛЫ.
РАЗДЕЛ I. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.
В этом разделе идёт речь о мастерстве оратора, о
вопросах, поставленных перед ним, и о его целях. Немалое
место уделено вопросу взаимодействия оратора и аудитории.
Автор классифицирует ораторское выступление. Раздел снабжён
опорными схемами:
Схема 1. Основные виды красноречия;
Схема 2. Основные этапы работы перед речью;
Схема 3. Основные этапы подготовки и проведения публичной
речи;
и таблицами. Определяются науки, являющиеся слагаемыми
речевого мастерства.
В конце раздела учащимся предлагается ряд вопросов,
направленных не только на знание лекции, но и на её
понимание. В завершении - предложение подготовить учащимися
трёхминутную речь на тему: « Зачем нужна риторика? «.
РАЗДЕЛ II . ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.
В этом разделе говорится о возрасте риторики (одна
из древнейших наук ), о возрастающем к ней интересе в
переломные моменты истории и в современное время. Автор
убеждает учащихся в необходимости последовательного изучения
риторики с античности по современное время. Отсюда и
логическое деление раздела на 3 главы:
1. Античная риторика;
2. Развитие теории красноречия в средние века и в новое
время;
3. Ораторское искусство России.
В этих главах упоминаются авторы: ПЕРИКЛ, АРИСТОТЕЛЬ,
ДЕМОКРИТ, ЦИЦЕОН, КВИНТЛИОН (даны разные понимания и
трактовки красноречия и риторики этими философами ), ПАСКАЛЬ,
БЭКОН, ГЁТЕ, М. М.СПЕРАНСКИЙ ( и его « Правила высшего
красноречия « ), М. В. ЛОМОНОСОВ ( и его структура публичной
речи ). В качестве примеров приведены работы различных
ораторов от средневековья до современности, в числе которых
КОНИ и П. С. ПОРОХОВЩИКОВ. Рассмотрены формы красноречия от
элементарных до судебного и политического.
Как и прежде, раздел завершается рядом вопросов и
заданием написать небольшое выступление на тему: « Великие
ораторы прошлого «.
РАЗДЕЛ III. ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.
В этом разделе автор рассуждает о последовательности в
выступлении оратора и о роли аргументов. Здесь же даётся
толкование логической культуры, как способности определённо
изложить содержание основных идей; непротиворечивость в
рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к
другой; доказательное изложение материала.
Вновь приведён ряд схем.
На Схеме 4. показано, использование каких законов логики
обеспечивает вышеперечисленные качества. Здесь же указаны и
требования логики к различным этапам работы над речью.
На Схеме 5. намечены целевые установки каждой части
работы оратора над речью и названы основные приёмы, которые
он должен использовать для достижения поставленных целей.
На Схеме 6. - подчинение начала и конца речи тезису,
к которому относится все приводимые аргументы. Схема
отражает главное правило композиционно – логического строения
речи, сформулированное М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить свой
предмет, раздробить его на части, слить одну часть с
другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее,
какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они
более друг на друга отливают света; приметить всё сие и
установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в
сём расстоянии « ( 47; 90 – 91 ).
Раздел несколько сложнее предыдущих не только по
своему содержанию и терминологии, но и по подобранным к
нему вопросам. Много вопросов на понимание материала и его
самостоятельный разбор с указанием ряда авторов.
РАЗДЕЛ IV. КУЛЬТУРА РЕЧИ ОРАТОРА.
Автор рассуждает о составляющих речи оратора, где
немаловажное место занимает знание родного языка и личный
стиль оратора.
Даётся перечень частых ошибок учащихся. Например,
тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное
употребление цитат.
Говоря о богатстве речи, составителем упоминаются
литературные средства выразительности речи, даются определения
основных из них.
Перечислен ряд советов для будущих ораторов.
Вновь приложены схемы. Их 3:
Схема 7. Стили русской речи.
Схема 8. Требования к языку публичного выступления.
Схема 9. Языковая норма.
Кроме традиционных вопросов в конце раздела содержатся
и вопросы практического характера, типа:
. Проанализировать язык теле- и радиопрограмм в течение 1 – 2
-ух дней. Какие ошибки заметили? Привести 1 – 2 примера
неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых
выражений.
. Составить 2 – минутную речь о необходимости борьбы за
чистоту и культуру речи ( Этот вопрос предназначен для
одновременной проверки и степени усвоенности лекции. ).
РАЗДЕЛ V. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.
В разделе автор приступает уже к непосредственной
работе с аудиторией. Он подчёркивает связь риторики с
психологией, этикой и педагогикой.
Опорная Схема раздела - Схема 10. Взаимодействие
оратора и аудитории в процессе речевого общения ( Особенно
подчёркивается роль психологии. ). Большое место в
выступлении автор отводит импровизации. Преимущество отдаётся
речевым выступлениям.
Составитель приводит примеры композиционных средств
активизации внимания и интереса аудитории ( речевые и
методические ).
Схема 11. Каналы воздействия оратора на аудиторию.
Заостряется внимание и на учёте особенностей аудитории.
Схема 12. Критерии оценки аудитории.
Здесь приведены основные критерии, на основании которых
оратор даёт предварительную оценку составу слушателей.
Схема 13 . Признаки аудитории.
Схема14. Мотивы слушания.
Схема 15. Типы слушателей.
Уделяется внимание и кинемике ( науке о жестикуляции
), подчёркивается роль жестов и их искренности.
После вопросов на понимание материала дан список
книг для прочтения, где содержится ответ на последний
вопрос раздела: « Как преодолеть волнение перед началом
публичной речи».
РАЗДЕЛ VI. ТЕХНИКА РЕЧИ.
Раздел не содержит вопросов. Он несколько физиологичен, но
не менее познавателен, чем предыдущие. В нём автор говорит
о строении речевого аппарата. Подробно даны характеристики
голоса: тембр, высота звучания, темп, чёткость дикции.
Оратор должен уметь владеть своим голосом.
Приведённый ниже ряд упражнений помогает преодолеть
многочисленные комплексы учащихся и улучшить их технику
говорения на публике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение состоит из 16 советов и ряда рекомендаций
в помощь начинающему оратору. Они очень последовательно
вытекают из всего материала книги.
УПРАЖНЕНИЯ.
Это 15 упражнений, комментарии к которым даны в
Разделе VI. Они: развивают полётность голоса и правильность
речевого дыхания;
расширяют диапазон голоса;
направлены на умение подбирать нужный темп речи,
интонации;
предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому
произношению окончаний слов;
направлены на самопроверку в нормативности
произношений.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ составлен объёмом в 540
слов.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ составляют 43 книги и
19 словарей.
2. Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.
Пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений
с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для
лицеев и гимназий.
Цель автора пособия - возрождение риторики в школе.
Основное внимание здесь уделено самой известной области
риторики - ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи.
Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии
содержатся задания на анализ фрагментов выступлений известных
ораторов, в качестве примера прилагаются образцы подробного
анализа, а так же даны задания на внимание и понимание
публичных речей и составление собственных по их образцу. На
многие задания в конце пособия можно найти ответ -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9