Эффективность школьной риторики

И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской

приятнее остальных уже и в оформлении. Такую красочную

книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже

взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем

все остальные, выше отмеченные, а это тоже немаловажно.

Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была

окончательно ясна, мы ниже приведём график некоторых

характеристик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Анализ содержания учебников позволил нам предположить,

что наиболее перспективным для использования в средней школе

будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он

представляет собой СИСТЕМУ теоретических и практических

материалов, направленных на формирование риторических умений

и навыков. Использование его в школьном обучении позволит

сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Данное

предположение осознаётся нами как гипотеза исследования.

ГЛАВА 3.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В

5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Сделанный анализ

учебников позволил нам предположить, что наиболее

эффективным для развития красноречия и вообще риторических

умений и навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А

чтобы эту гипотезу проверить нами был проведён обучающий

эксперимент в гимназии № 2 города Великий Новгород.

Эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся

5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими

учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ

ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.

Начинать работу по формированию высокого уровня

речевой культуры у школьников надо с самых первых шагов

обучения, включая в процесс обучения те элементы, которые,

на наш взгляд, доступны соответствующему возрасту.

Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника

является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и

обучение вежливой речи.

Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует,

благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если

человеческие отношения нарушаются, например с нами перестают

здороваться близкие нам люди, то мы испытываем настоящее

потрясение.

Приведённому ниже эксперименту мы подвергли учащихся 6

– го негуманитарного класса, где никогда ранее риторика не

преподавалась. Нами были проведены 5 уроков, последний из

которых проводился в форме урока – игры. Как было уже

упомянуто выше, немаловажное место в развитии учащихся имеет

речевая культура, поэтому разработанные и опробованные нами

на практике уроки касались области РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Пятиурочный курс речевого этикета.

Урок первый. ЭТИКЕТ.

Каждый из нас пользуется такими прекрасными “

волшебными “ словами русской речи, как “ здравствуйте “, “

спасибо “, “ извините “, “ пожалуйста “ и др. Но в чём их

волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “

волшебные “ слова позволяют людям правильно выражать

отношение друг к другу, делают общение вежливым,

доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня на

уроке.

( Запись на доске: ЭТИКЕТ - от французского etiquette

- это установленный порядок поведения, форм обхождения. )

В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь

его запомнить, как оно пишется, что обозначает. Повторим

вслух его по слогам.

То, что понимают под речевым этикетом, используется в

речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это

самые употребительные слова и выражения: мы по - многу раз в

день обращаемся к кому – то, приветствуем своих знакомых, а

иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то

благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то поздравляем,

кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы советуем,

просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет

представляет собой совокупность словесных ( только ли? )

форм учтивости, вежливости, т. е. То, без чего нам с вами

просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не

находились.

Назовите мне разные вежливые слова, какими вы

пользуетесь.

Теперь попробуйте с разной интонацией произнести

следующие слова и фразы:

“ Здравствуй “

“ С Днём Рождения ! “

“ Рад тебя видеть “

“ До свидания “

А теперь скажите, важно знать только то, что нужно

сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную

интонацию.

А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью

мимики и движений поздороваться так, чтобы:

1. обидеть человека;

2. выказать своё уважение к его возрасту;

3. показать, что ты соскучился;

4. выказать пренебрежение;

5. показать своё расположение.

Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что

продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно

связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя

друг друга, мы не только говорим “ Здравствуй “, но и

обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё

жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как

приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают

честь.

Все действия людей, выполняемые при произнесении слов,

необходимых по этикету ( и, естественно, интонация ),

значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к

тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует

о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке,

мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу -

знак фамильярного отношения.

Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что

одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно,

ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в

зависимости от их общей звуковой окраски.

Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с

оттенком:

- равнодушия;

- радости;

- злости;

- ехидства;

- уважения.

С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам

хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией

радости и уважения.

Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета,

узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что

этикет - это не только правила говорения, но и правила

поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали,

молодцы, у вас были очень хорошие примеры. Особенно хорошо

говорили у нас сегодня ………, можно отметить ещё и ……….

Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “.

Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете,

что означает моё приветствие? Правильно, говоря “

здравствуйте “ при встрече с кем – либо, люди отмечают

самое простое и самое частое событие в своей жизни -

встречу с другим человеком. В этом ( или схожем с этим )

слове ( или в поклоне, означающем то же самое )

заключено очень большое и важное содержание: “ Я тебя

вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого

доброго: здоровья, мира, веселья, счастья.”

Скажите друг другу слово приветствия.

Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая

мною, не единственная. Какие ещё слова приветствия вы

знаете? Молодцы!

- Привет!

- Чао!

- Как дела!

- Рад видеть!

- Сколько лет, сколько зим!

- Добрый день ( утро, вечер )!

- Здорово!

- И др.

( Можно провести это в форме соревнования по рядам -

кто больше назовёт ).

Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь

не все они означают одно и то же и не все можно

применить в одной ситуации.

Давайте попробуем поделить названные нами приветствия

на те, которые можно сказать:

- знакомому;

- незнакомому;

- ровеснику;

- человеку старшего возраста;

- в зависимости от времени суток;

- близкому другу

- и др.

Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили

на предыдущем уроке, составляющей частью этикета являются и

жесты, и мимика.

Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по

плечу, ударить ладонью об ладонь или махнуть рукой.

Здороваясь с просто знакомым человеком, можно кивнуть

головой. При деловой встрече здороваются, пожимая друг другу

руки ( так же делают и мальчики, здороваясь друг с

другом ). Здороваясь с коронованной особой, девочки

припадают в книксене - приседают ( Запишите это слово себе

в тетрадь ).

Продемонстрируйте по парам различные ситуации

приветствия на ваш выбор.

( В это время класс внимательно наблюдает и делает

замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у

них хорошо получилось. )

Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с

разными людьми в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры,

а особенно ……Много говорил сегодня…. И …..

Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ.

У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых.

И вы, вероятно, помните момент, когда и как вы с ними

познакомились: ребята во дворе, в классе, новые учителя,

знакомые друзей, родителей и т. д.

Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это

было для вас?

Только что приведённые вами примеры показывают, что

уже инстинктивно ( хотя и не всегда ) вы говорили именно

то, что нужно. Но как часто приходилось ошибаться.

По правилам этикета взрослый человек ( если он один

) сам представляет себя ( как учитель ). Давайте разыграем

эту ситуацию.

Если в классе новый ученик, то его представляют после

огласки списка учащихся.

В ситуации, где один человек знаком со всеми

присутствующими, а все остальные - только с ним, то сперва

представляют младшего старшему. Потом наоборот. Первенство

старших перед младшими и женщин ( девочек ) перед

мужчинами принято у очень многих народов.

В компании ровесников как поступают, знаете? Да,

сперва знакомят с новеньким, а только потом всех

представляют ему.

Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и

разные формы приветствия. Но в начале давайте спишем с

доски принятые в этикете формы знакомства:

- РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…

- ПОЗВОЛЬ( ТЕ ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ( ВАМ )…

- ЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ )…

- ПОЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ), ПОЖАЛУЙСТА…

- ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО…

- ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ…

- БУДЕМ ЗНАКОМЫ…

- МОЖНО С ТОБОЙ( ВАМИ ) ПОЗНАКОМИТЬСЯ ? МЕНЯ ЗОВУТ…

На сегодняшнем занятии мы усвоили правила и способы

знакомства с различными категориями людей, вспомнили как и

с кем мы когда – то знакомились, разыграли много интересных

сценок. Особенно мы с вами отметили… и ….. Мне очень

понравились высказывания…….. Молодцы!

Д/з: подумайте, в каких случаях при знакомстве

называют имя, отчество и фамилию человека; имя и отчество;

только имя; только фамилию? В каких ситуациях сообщают

краткие сведения о человеке, которого представляют? Если вы

не сможете придумать сами, то поинтересуйтесь у родителей.

Урок четвёртый. НЕ БУДЕТ ЛИ ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДЖИН ТАК

ЛЮБЕЗЕН…

Здравствуйте, ребята! Извините, что отвлекаю вас от

урока, но мне бы очень хотелось, с вашего позволения, ещё

раз извините, вас поотвлекать.

Какую странную фразу я вам сейчас произнесла, да?

Какими словами сейчас изобиловала моя речь? ( простительными

и извинительными ) Но нет ли тут перебора с

извинительными словами? Да, их слишком много, но я их

включила в свою речь умышленно, так как они являются

темой нашего сегодняшнего занятия.

Умеем ли мы извиняться, не обидев людей? Умеем ли мы

прерывать друг друга и делать это тонко и аккуратно?

Давайте попробуем сегодня научиться делать это правильно,

ведь бывают моменты, когда просто необходимо вмешаться в

разговор. Например, когда мама разговаривает с подругой, а

в это время ей звонят по телефону. Что нужно сказать,

чтобы твоё вмешательство в разговор не выглядело

некорректным? Правильно, сперва нужно извиниться, а потом

маму позвать к телефону.

Другая ситуация. Вы опоздали на урок. Как нужно себя

повести? Молодцы!

Давайте спишем с доски следующие этикетные фразы:

будьте любезны

извините, пожалуйста

с вашего позволения простите

тысяча извинений прошу

прощения

очень извиняюсь

позвольте….

Не будет ли наглостью с моей стороны…

Попробуйте составить и проиграть ситуации, где можно

было бы воспользоваться этими конструкциями.

Хочу обратить ваше внимание ещё раз к словам на

доске. С какой ещё целью их можно произнести? Правильно, с

целью привлечения внимания к себе. ( Например, в магазине

или в другом общественном месте, где интересующий вас

незнакомый или малознакомый человек чем – то занят. ) Не

забывайте, что к взрослому человеку как нужно обращаться?

Молодцы, на « Вы «.

В оставшееся время давайте сочиним сказку о Незнайке,

который ищет своих друзей.

Сегодня мы с вами замечательно поработали и научились

привлекать внимание занятых, но нужных нам людей и

познакомились с различными « извинительными « фразами. Мне

вы сегодня все понравились. Спасибо.

Д/з: приготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, со

знаком « - « и со словами ЛИСА и ЖУРАВЛЬ. Повторите всё,

что мы с вами проходили на предыдущих занятиях. У нас

будут гости.

Пятый урок. УРОК – ИГРА « СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «. (

23; 31 – 33 )

Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков

внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную

мотивацию поведения; 2) продолжение ознакомления и усвоения

основ речевого этикета.

Ход урока:

Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев

общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно

высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его

поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его

поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или

не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему

приходится трудно, а также попробуем научиться правильно

поздравлять друг друга с праздником.

Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться

по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к

нему станут слова : « ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ,

ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ,

ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ

УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! «

Урок проходит в виде соревнования двух команд.

Конкурс первый. « Давайте говорить друг другу комплименты

«

Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты