И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской
приятнее остальных уже и в оформлении. Такую красочную
книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже
взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем
все остальные, выше отмеченные, а это тоже немаловажно.
Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была
окончательно ясна, мы ниже приведём график некоторых
характеристик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Анализ содержания учебников позволил нам предположить,
что наиболее перспективным для использования в средней школе
будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он
представляет собой СИСТЕМУ теоретических и практических
материалов, направленных на формирование риторических умений
и навыков. Использование его в школьном обучении позволит
сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Данное
предположение осознаётся нами как гипотеза исследования.
ГЛАВА 3.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В
5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Сделанный анализ
учебников позволил нам предположить, что наиболее
эффективным для развития красноречия и вообще риторических
умений и навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А
чтобы эту гипотезу проверить нами был проведён обучающий
эксперимент в гимназии № 2 города Великий Новгород.
Эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся
5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими
учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ
ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.
Начинать работу по формированию высокого уровня
речевой культуры у школьников надо с самых первых шагов
обучения, включая в процесс обучения те элементы, которые,
на наш взгляд, доступны соответствующему возрасту.
Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника
является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и
обучение вежливой речи.
Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует,
благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если
человеческие отношения нарушаются, например с нами перестают
здороваться близкие нам люди, то мы испытываем настоящее
потрясение.
Приведённому ниже эксперименту мы подвергли учащихся 6
– го негуманитарного класса, где никогда ранее риторика не
преподавалась. Нами были проведены 5 уроков, последний из
которых проводился в форме урока – игры. Как было уже
упомянуто выше, немаловажное место в развитии учащихся имеет
речевая культура, поэтому разработанные и опробованные нами
на практике уроки касались области РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.
Пятиурочный курс речевого этикета.
Урок первый. ЭТИКЕТ.
Каждый из нас пользуется такими прекрасными “
волшебными “ словами русской речи, как “ здравствуйте “, “
спасибо “, “ извините “, “ пожалуйста “ и др. Но в чём их
волшебная сила? Почему они так необходимы? И только ли “
волшебные “ слова позволяют людям правильно выражать
отношение друг к другу, делают общение вежливым,
доброжелательным? Обо всём этом мы поговорим сегодня на
уроке.
( Запись на доске: ЭТИКЕТ - от французского etiquette
- это установленный порядок поведения, форм обхождения. )
В наш словарный запас входит новое слово, постарайтесь
его запомнить, как оно пишется, что обозначает. Повторим
вслух его по слогам.
То, что понимают под речевым этикетом, используется в
речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это
самые употребительные слова и выражения: мы по - многу раз в
день обращаемся к кому – то, приветствуем своих знакомых, а
иногда и незнакомых, прощаемся с людьми, кого – то
благодарим, перед кем – то извиняемся, кого – то поздравляем,
кому – то желаем удачи, кому – то соболезнуем; мы советуем,
просим, предлагаем и приглашаем… Т. о., речевой этикет
представляет собой совокупность словесных ( только ли? )
форм учтивости, вежливости, т. е. То, без чего нам с вами
просто нельзя обойтись, в каком бы уголке земли мы не
находились.
Назовите мне разные вежливые слова, какими вы
пользуетесь.
Теперь попробуйте с разной интонацией произнести
следующие слова и фразы:
“ Здравствуй “
“ С Днём Рождения ! “
“ Рад тебя видеть “
“ До свидания “
А теперь скажите, важно знать только то, что нужно
сказать? Правильно, ещё нужно подобрать и правильную
интонацию.
А мимика, движения, - они важны? Попробуйте с помощью
мимики и движений поздороваться так, чтобы:
1. обидеть человека;
2. выказать своё уважение к его возрасту;
3. показать, что ты соскучился;
4. выказать пренебрежение;
5. показать своё расположение.
Молодцы! Правильно. Всё, что вы только что
продемонстрировали, доказывает, что речевой этикет тесно
связан с неречевыми особенностями поведения. Так, приветствуя
друг друга, мы не только говорим “ Здравствуй “, но и
обмениваемся рукопожатиями. Продемонстрируйте. А какие ещё
жесты мы используем? Молодцы! Правильно, машем рукой. А как
приветствуют друг друга военные? Правильно, они отдают
честь.
Все действия людей, выполняемые при произнесении слов,
необходимых по этикету ( и, естественно, интонация ),
значимы, они в себе несут информацию, выражают отношение к
тем людям, кому они адресованы. Так, кивок свидетельствует
о желании остаться знакомыми; поднявшись навстречу девочке,
мальчик выражает уважение к ней; похлопывание по плечу -
знак фамильярного отношения.
Вновь, обращаясь к вашим примерам, можно заметить, что
одни и те же слова могут звучать вежливо, доброжелательно,
ласково или подчёркнуто сухо, дерзко, высокомерно - в
зависимости от их общей звуковой окраски.
Попробуйте ещё раз сказать слово “ Здравствуй “ с
оттенком:
- равнодушия;
- радости;
- злости;
- ехидства;
- уважения.
С какой интонацией приятнее здороваться и как бы вам
хотелось, чтобы поздоровались с вами? Конечно, с интонацией
радости и уважения.
Итак, сегодня мы познакомились с понятием этикета,
узнали о разных сторонах его проявления. Мы убедились, что
этикет - это не только правила говорения, но и правила
поведения в повседневной жизни. Вы хорошо поработали,
молодцы, у вас были очень хорошие примеры. Особенно хорошо
говорили у нас сегодня ………, можно отметить ещё и ……….
Урок второй. ВЫ СКАЗАЛИ “ ЗДРАВСТВУЙТЕ “.
Здравствуйте, мои юные знатоки этикета! А вы знаете,
что означает моё приветствие? Правильно, говоря “
здравствуйте “ при встрече с кем – либо, люди отмечают
самое простое и самое частое событие в своей жизни -
встречу с другим человеком. В этом ( или схожем с этим )
слове ( или в поклоне, означающем то же самое )
заключено очень большое и важное содержание: “ Я тебя
вижу, человек. Ты мне приятен. Я желаю тебе всего самого
доброго: здоровья, мира, веселья, счастья.”
Скажите друг другу слово приветствия.
Но вы знаете, что форма приветствия, употреблённая
мною, не единственная. Какие ещё слова приветствия вы
знаете? Молодцы!
- Привет!
- Чао!
- Как дела!
- Рад видеть!
- Сколько лет, сколько зим!
- Добрый день ( утро, вечер )!
- Здорово!
- И др.
( Можно провести это в форме соревнования по рядам -
кто больше назовёт ).
Видите, как много слов приветствия мы знаем. Но ведь
не все они означают одно и то же и не все можно
применить в одной ситуации.
Давайте попробуем поделить названные нами приветствия
на те, которые можно сказать:
- знакомому;
- незнакомому;
- ровеснику;
- человеку старшего возраста;
- в зависимости от времени суток;
- близкому другу
- и др.
Заметили разницу? Молодцы! Но, как мы с вами выяснили
на предыдущем уроке, составляющей частью этикета являются и
жесты, и мимика.
Так, здороваясь с другом, можно похлопать его по
плечу, ударить ладонью об ладонь или махнуть рукой.
Здороваясь с просто знакомым человеком, можно кивнуть
головой. При деловой встрече здороваются, пожимая друг другу
руки ( так же делают и мальчики, здороваясь друг с
другом ). Здороваясь с коронованной особой, девочки
припадают в книксене - приседают ( Запишите это слово себе
в тетрадь ).
Продемонстрируйте по парам различные ситуации
приветствия на ваш выбор.
( В это время класс внимательно наблюдает и делает
замечания или хвалит выступающих, подчёркивая, что именно у
них хорошо получилось. )
Молодцы! Сегодня на уроке мы научились здороваться с
разными людьми в разных ситуациях. Вы все хорошие актёры,
а особенно ……Много говорил сегодня…. И …..
Урок третий. БУДЕМ ЗНАКОМЫ.
У каждого из вас, бесспорно, много друзей и знакомых.
И вы, вероятно, помните момент, когда и как вы с ними
познакомились: ребята во дворе, в классе, новые учителя,
знакомые друзей, родителей и т. д.
Расскажите об одном из ваших знакомств. Сложно ли это
было для вас?
Только что приведённые вами примеры показывают, что
уже инстинктивно ( хотя и не всегда ) вы говорили именно
то, что нужно. Но как часто приходилось ошибаться.
По правилам этикета взрослый человек ( если он один
) сам представляет себя ( как учитель ). Давайте разыграем
эту ситуацию.
Если в классе новый ученик, то его представляют после
огласки списка учащихся.
В ситуации, где один человек знаком со всеми
присутствующими, а все остальные - только с ним, то сперва
представляют младшего старшему. Потом наоборот. Первенство
старших перед младшими и женщин ( девочек ) перед
мужчинами принято у очень многих народов.
В компании ровесников как поступают, знаете? Да,
сперва знакомят с новеньким, а только потом всех
представляют ему.
Давайте проинсценируем эти ситуации, включив сюда и
разные формы приветствия. Но в начале давайте спишем с
доски принятые в этикете формы знакомства:
- РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ…
- ПОЗВОЛЬ( ТЕ ) ПРЕДСТАВИТЬ ТЕБЕ( ВАМ )…
- ЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ )…
- ПОЗНАКОМЬСЯ( ТЕСЬ ), ПОЖАЛУЙСТА…
- ВЫ НЕ ЗНАКОМЫ? ЭТО…
- ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ…
- БУДЕМ ЗНАКОМЫ…
- МОЖНО С ТОБОЙ( ВАМИ ) ПОЗНАКОМИТЬСЯ ? МЕНЯ ЗОВУТ…
На сегодняшнем занятии мы усвоили правила и способы
знакомства с различными категориями людей, вспомнили как и
с кем мы когда – то знакомились, разыграли много интересных
сценок. Особенно мы с вами отметили… и ….. Мне очень
понравились высказывания…….. Молодцы!
Д/з: подумайте, в каких случаях при знакомстве
называют имя, отчество и фамилию человека; имя и отчество;
только имя; только фамилию? В каких ситуациях сообщают
краткие сведения о человеке, которого представляют? Если вы
не сможете придумать сами, то поинтересуйтесь у родителей.
Урок четвёртый. НЕ БУДЕТ ЛИ ДОСТОПОЧТИМЫЙ ДЖИН ТАК
ЛЮБЕЗЕН…
Здравствуйте, ребята! Извините, что отвлекаю вас от
урока, но мне бы очень хотелось, с вашего позволения, ещё
раз извините, вас поотвлекать.
Какую странную фразу я вам сейчас произнесла, да?
Какими словами сейчас изобиловала моя речь? ( простительными
и извинительными ) Но нет ли тут перебора с
извинительными словами? Да, их слишком много, но я их
включила в свою речь умышленно, так как они являются
темой нашего сегодняшнего занятия.
Умеем ли мы извиняться, не обидев людей? Умеем ли мы
прерывать друг друга и делать это тонко и аккуратно?
Давайте попробуем сегодня научиться делать это правильно,
ведь бывают моменты, когда просто необходимо вмешаться в
разговор. Например, когда мама разговаривает с подругой, а
в это время ей звонят по телефону. Что нужно сказать,
чтобы твоё вмешательство в разговор не выглядело
некорректным? Правильно, сперва нужно извиниться, а потом
маму позвать к телефону.
Другая ситуация. Вы опоздали на урок. Как нужно себя
повести? Молодцы!
Давайте спишем с доски следующие этикетные фразы:
будьте любезны
извините, пожалуйста
с вашего позволения простите
тысяча извинений прошу
прощения
очень извиняюсь
позвольте….
Не будет ли наглостью с моей стороны…
Попробуйте составить и проиграть ситуации, где можно
было бы воспользоваться этими конструкциями.
Хочу обратить ваше внимание ещё раз к словам на
доске. С какой ещё целью их можно произнести? Правильно, с
целью привлечения внимания к себе. ( Например, в магазине
или в другом общественном месте, где интересующий вас
незнакомый или малознакомый человек чем – то занят. ) Не
забывайте, что к взрослому человеку как нужно обращаться?
Молодцы, на « Вы «.
В оставшееся время давайте сочиним сказку о Незнайке,
который ищет своих друзей.
Сегодня мы с вами замечательно поработали и научились
привлекать внимание занятых, но нужных нам людей и
познакомились с различными « извинительными « фразами. Мне
вы сегодня все понравились. Спасибо.
Д/з: приготовить карточки с цифрами 1, 2, 3, со
знаком « - « и со словами ЛИСА и ЖУРАВЛЬ. Повторите всё,
что мы с вами проходили на предыдущих занятиях. У нас
будут гости.
Пятый урок. УРОК – ИГРА « СКАЗКИ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ «. (
23; 31 – 33 )
Цели урока: 1) формирование и закрепление навыков
внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную
мотивацию поведения; 2) продолжение ознакомления и усвоения
основ речевого этикета.
Ход урока:
Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев
общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно
высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его
поступках, если нас что – то не удовлетворяет в его
поведении; вежливо отказать в просьбе, если не хотим или
не можем её выполнить; научимся утешать товарища, когда ему
приходится трудно, а также попробуем научиться правильно
поздравлять друг друга с праздником.
Главная задача нашего сегодняшнего урока - научиться
по – доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к
нему станут слова : « ЕСЛИ КТО – ТО ЗАГРУСТИТ,
ТЫ ЕГО НЕ ОСТАВЛЯЙ,
ДОБРЫМ СЛОВОМ, ДОБРЫМ ДЕЛОМ
УТЕШАЙ И ПОМОГАЙ! «
Урок проходит в виде соревнования двух команд.
Конкурс первый. « Давайте говорить друг другу комплименты
«
Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что – то
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9