Детская психика

5.      Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл.5а). Этот факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы (59;64).

Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского самосознания «Поло-возрастная идентификация» Н.Л.Белопольской (выборка 29 чел. из 34):

Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.6) свидетельствует о следующем:

1.      У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных  вполне реально соотносят себя со своим жизненным путём.

2.       При сопоставлении «Я-настоящего» с «Я-привлекательным» и «Я-непривлекательным» получилось следующее:

Табл. II.

Образ

Привлекательный  образ (%)

Непривлекательный образ (%)

№ 1

Младенец

39

3

№ 2

Дошкольник 

3

0

№ 3       

Школьник

10

12

№ 4

Юноша      

41

8

№ 5   

Мужчина  

7

19

№ 6

Старик

0

58


Примерно равное процентное содержание несут в себе образы «Я-привлекательное-младенец» и «Я-привлекатальное-юноша»  (39%и 41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие.

Образ «Я-непривлекательное-старик» несёт в себе наиболее значимую негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот образ. Объяснением этого является страх перед смертью.

3.      Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле 62%;  27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением к взрослению и чувством реальности у воспитанников.

Анализ и интерпретация результатов по методике «Проективный перечень» (выборка 29 чел. из 34):

Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.7) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:

Табл. III.

Категория интерпретации

Значения и количество

Процентное содержание фактора

1.Неодушевлённый предмет

Стол – 7чел.

25%

Камень – 3 чел.

10%

Нечто деревянное – 4 чел.

14%

Бытовые приборы – 6 чел.

21%

Игрушки – 3 чел.

10%

Канцелярские принадлежности – 3 чел.

10%

Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) – 3 чел.

10%

2.Травянистое растение

Цветок (в общем) – 4 чел.; красный цветок – 1 чел.

17%

Роза – 11 чел.; роза белая – 1 чел.; цветок розы – 1 чел.

45%

Ландыш – 2 чел.

7%

Ромашка – 4 чел.

14%

Гвоздика – 2 чел.

7%

Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел.)

7%

Оригинальный ответ – крапива – 1 чел.

3%

3.Дерево

Берёза – 12 чел.

42%

липа – 3 чел.

10%

дуб – 5 чел.

17%

тополь – 2 чел.

7%

Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха -  по1 (5 чел.)

17%

Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 чел.)

7%

4.Музыкальный инструмент

Пианино – 10 чел.

35%

Гитара – 9 чел.

31%

Скрипка – 2 чел.

7%

Дудочка – 3 чел.

10%

Магнитофон – 3 чел.

10%

Оригинальные ответы: виолончель, барабан – по 1 (2 чел.)

7%

5. Сказочный персонаж

Русские народные персонажи (Иванушка, Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– по 1 (7чел.)

24%

Авторские сказки (Западные и отечественные авторы):

Золушка  – 4 чел.

Белоснежка – 3 чел.

Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел.)


14%

10%

17%

Общемировые персонажи (герои мультфильмов и кино):

Волк – 2 чел.

Джери – 4 чел.

Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 чел.)


7%

14%

14%

6. Амплуа артиста цирка

Клоун  – 15 чел.

52%

Акробат – 2 чел.

7%

Гимнастка – 3 чел.

10%

Фокусник – 3 чел.

10%

Обезьяна – 2 чел.

7%

Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел.)

7%

Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по 1 (2 чел.)

7%


Из сгруппированных данных представленных в табл.III. мы видим, что в проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые свойственны значительному числу ребят.

1.      При представлении себя травянистым растением  97% детей ассоциируют себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-сиротам не достаёт.

2.      При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный, архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).

3.      При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы получили – пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего  - это свидетельство возрастных предпочтений.

4.      При представлении себя сказочными персонажами значительной дифференциации  выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению автора исследования, это плачевно.

5.      При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна превысили половину выборки (52%).Это говорит о значимости качественных положительных эмоций, которые несёт в себе  образ клоуна, а также о «недоигранности» этих детей.

Анализ и интерпретация результатов по анкете «Мнение о себе» (выборка 25 чел. из 34):

Анализ «сырых» эмпирических данных (см. анкета приложение1 .) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:

Табл.IV.

Вопрос анкеты

Обощение данных по значимому признаку

Процентное содержание фактора

1.Что хорошего было у меня в прошлом

А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. Прошлое в них либо идеализируется, либо отвергается.

54%

Б) Отрицательные ответы. Свидетельство работы защитных механизмов личности.

27%

В)Функциональные ответы, связанные с радостями настоящего.

19%

2.Мои приятные воспоминания

А) Ответы, связанные с анамнезом, с семьёй, с маленькими детскими радостями.

32%

Б) Приятные ощущения от прибывании в детском доме

41%

В) Просто положительные эмоции

14%

Г) Отрицательные ответы

13%

3. Моё самое тяжелое воспоминание о прошлом

А) Ответы связанные с анамнезом прямо

17%

Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом:


- физические наказания, травмы, страх

14%

- голод

10%

В) Боязнь лечения, больницы

18%

Г) Падения вниз

14%

Д) Отрицательные ответы

27%

4. Чего я боюсь в будущем

А) Страх, боязнь; психическая или физическая травмы

27%

Б) Страх гибели,смерти,войны

36%

В) Страх приобщения к пагубным пристастиям

10%

Г) Негативная жизненная перспектива

14%

Д) Отрицательные ответы

13%


Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и полноценной семьи) притязания на признание.

Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего,—то звено самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.





Рекомендации для психологов, педагогов и воспитателей по психокоррекции детей, воспитывающихся вне семьи.

Эмпирические исследования психологических особенностей самосознания детей-сирот были предназначены, прежде всего, для создания коррекционных программ, способствующих оптимальному становлению и развитию личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи, а также для помощи педагогическим работникам.

Психокоррекция является основной и ведущей формой психопрофилактики в отношении детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Коррекция поведения и общения с помощью психологических приемов и методов воздействия, занимая промежуточное место между клинической психотерапией и индивидуализированным воспитанием показана всем детям, в психическом развитии которых отмечаются те или иные отклонения.

Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте:

1. Формирование навыков общения;

2. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного проживания) и со сверстниками;

3.Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

4 .Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

Исходя из выше сказанного, приоритетными, на наш взгляд являются следующие задачи педагогической психокоррекции:

1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-психической сфере;

2. Коррекция среды, т.е. исправление неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению опыта неадекватного поведения;

3. Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на  повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе-«семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей;

4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции, стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития;   

5.Терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из эффективных форм реализация этой задачи - проведение групповых психокоррекционных занятий совместно  с детьми и их педагогами(воспитателями);

6.Психокоррекционная помощь самим педагогам в снятии эмоционального стресса, связанного со спецификой их профессиональной  деятельности, внедрение психокоррекционных принципов и приёмов в работу каждого педагога. Повышение квалификации педагогов в области сравнительно-возрастной и социальной психологии и обучение их (в перспективе) специальным психокоррекционным методикам;

7. Составление рекомендаций для воспитателей по индивидуализации общепедагогического подхода к детям и подросткам с девиантным поведением.

Таким образом, психокоррекция детей и подростков выступает в своих психотерапевтическом, психопрофилактическом и общевоспитательном аспектах. Проведённое исследование некоторых аспектов становления самосознания органично вплетается в структуру коррекционных мероприятий, направленных на обучение и развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Решение всего спектра психокоррекционных задач может быть обеспечено совместными усилиями педагогов, воспитателей, психологов и врачей (прежде всего педиатров,  детско-подростковых психиатров и психотерапевтов).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты