5. Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл.5а). Этот факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы (59;64).
Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского самосознания «Поло-возрастная идентификация» Н.Л.Белопольской (выборка 29 чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.6) свидетельствует о следующем:
1. У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне реально соотносят себя со своим жизненным путём.
2. При сопоставлении «Я-настоящего» с «Я-привлекательным» и «Я-непривлекательным» получилось следующее:
Табл. II.
№
Образ
Привлекательный образ (%)
Непривлекательный образ (%)
№ 1
Младенец
39
3
№ 2
Дошкольник
3
0
№ 3
Школьник
10
12
№ 4
Юноша
41
8
№ 5
Мужчина
7
19
№ 6
Старик
0
58
Примерно равное процентное содержание несут в себе образы «Я-привлекательное-младенец» и «Я-привлекатальное-юноша» (39%и 41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие.
Образ «Я-непривлекательное-старик» несёт в себе наиболее значимую негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот образ. Объяснением этого является страх перед смертью.
3. Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением к взрослению и чувством реальности у воспитанников.
Анализ и интерпретация результатов по методике «Проективный перечень» (выборка 29 чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см табл.7) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл. III.
Категория интерпретации
Значения и количество
Процентное содержание фактора
1.Неодушевлённый предмет
Стол – 7чел.
25%
Камень – 3 чел.
10%
Нечто деревянное – 4 чел.
14%
Бытовые приборы – 6 чел.
21%
Игрушки – 3 чел.
10%
Канцелярские принадлежности – 3 чел.
10%
Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) – 3 чел.
10%
2.Травянистое растение
Цветок (в общем) – 4 чел.; красный цветок – 1 чел.
17%
Роза – 11 чел.; роза белая – 1 чел.; цветок розы – 1 чел.
45%
Ландыш – 2 чел.
7%
Ромашка – 4 чел.
14%
Гвоздика – 2 чел.
7%
Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел.)
7%
Оригинальный ответ – крапива – 1 чел.
3%
3.Дерево
Берёза – 12 чел.
42%
липа – 3 чел.
10%
дуб – 5 чел.
17%
тополь – 2 чел.
7%
Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1 (5 чел.)
17%
Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 чел.)
7%
4.Музыкальный инструмент
Пианино – 10 чел.
35%
Гитара – 9 чел.
31%
Скрипка – 2 чел.
7%
Дудочка – 3 чел.
10%
Магнитофон – 3 чел.
10%
Оригинальные ответы: виолончель, барабан – по 1 (2 чел.)
7%
5. Сказочный персонаж
Русские народные персонажи (Иванушка, Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– по 1 (7чел.)
24%
Авторские сказки (Западные и отечественные авторы):
Золушка – 4 чел.
Белоснежка – 3 чел.
Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел.)
14%
10%
17%
Общемировые персонажи (герои мультфильмов и кино):
Волк – 2 чел.
Джери – 4 чел.
Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 чел.)
7%
14%
14%
6. Амплуа артиста цирка
Клоун – 15 чел.
52%
Акробат – 2 чел.
7%
Гимнастка – 3 чел.
10%
Фокусник – 3 чел.
10%
Обезьяна – 2 чел.
7%
Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел.)
7%
Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по 1 (2 чел.)
7%
Из сгруппированных данных представленных в табл.III. мы видим, что в проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые свойственны значительному числу ребят.
1. При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-сиротам не достаёт.
2. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный, архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).
3. При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы получили – пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это свидетельство возрастных предпочтений.
4. При представлении себя сказочными персонажами значительной дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению автора исследования, это плачевно.
5. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна превысили половину выборки (52%).Это говорит о значимости качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ клоуна, а также о «недоигранности» этих детей.
Анализ и интерпретация результатов по анкете «Мнение о себе» (выборка 25 чел. из 34):
Анализ «сырых» эмпирических данных (см. анкета приложение1 .) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл.IV.
Вопрос анкеты
Обощение данных по значимому признаку
Процентное содержание фактора
1.Что хорошего было у меня в прошлом
А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. Прошлое в них либо идеализируется, либо отвергается.
54%
Б) Отрицательные ответы. Свидетельство работы защитных механизмов личности.
27%
В)Функциональные ответы, связанные с радостями настоящего.
19%
2.Мои приятные воспоминания
А) Ответы, связанные с анамнезом, с семьёй, с маленькими детскими радостями.
32%
Б) Приятные ощущения от прибывании в детском доме
41%
В) Просто положительные эмоции
14%
Г) Отрицательные ответы
13%
3. Моё самое тяжелое воспоминание о прошлом
А) Ответы связанные с анамнезом прямо
17%
Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом:
- физические наказания, травмы, страх
14%
- голод
10%
В) Боязнь лечения, больницы
18%
Г) Падения вниз
14%
Д) Отрицательные ответы
27%
4. Чего я боюсь в будущем
А) Страх, боязнь; психическая или физическая травмы
27%
Б) Страх гибели,смерти,войны
36%
В) Страх приобщения к пагубным пристастиям
10%
Г) Негативная жизненная перспектива
14%
Д) Отрицательные ответы
13%
Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и полноценной семьи) притязания на признание.
Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего,—то звено самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.
Рекомендации для психологов, педагогов и воспитателей по психокоррекции детей, воспитывающихся вне семьи.
Эмпирические исследования психологических особенностей самосознания детей-сирот были предназначены, прежде всего, для создания коррекционных программ, способствующих оптимальному становлению и развитию личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи, а также для помощи педагогическим работникам.
Психокоррекция является основной и ведущей формой психопрофилактики в отношении детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Коррекция поведения и общения с помощью психологических приемов и методов воздействия, занимая промежуточное место между клинической психотерапией и индивидуализированным воспитанием показана всем детям, в психическом развитии которых отмечаются те или иные отклонения.
Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте:
1. Формирование навыков общения;
2. Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного проживания) и со сверстниками;
3.Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
4 .Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.
Исходя из выше сказанного, приоритетными, на наш взгляд являются следующие задачи педагогической психокоррекции:
1. Глубокое и всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, особенностей его эмоционального реагирования, социальной зрелости, структуры и особенностей функционирования системы отношений, актуальных отклонений в нервно-психической сфере;
2. Коррекция среды, т.е. исправление неадекватных методов воспитания (непоследовательных, противоречивых, не учитывающих индивидуальных особенностей ребенка) и отрицательных воздействий социальной среды, неадекватной физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, ликвидация факторов, приводящих к педагогической запущенности и накоплению опыта неадекватного поведения;
3. Индивидуальная психотерапия и психокоррекция детей и подростков с девиантным поведением, осуществляемые совместно педиатром, детским психиатром и психологом, направленные на разрешение внутри- и межличностных конфликтов, на формирование продуктивных взаимоотношений с окружающими, на повышение социального статуса в коллективе и собственной микрогруппе-«семье», на развитие компетентности в вопросах нормативного поведения и на обогащения арсенала средств общения (в том числе невербального), обеспечивающих лучшее взаимопонимание ребенка и окружающих его людей;
4. Преодоление педагогической запущенности, воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, трудовых, этических, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции, стимуляции созревания и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер, уровней самосознания и деятельности, соответствующих зоне ближайшего развития;
5.Терапия средой за счет создания в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира, облегчающей интеграцию личности в обществе в процессе ее воспитания и самовоспитания. Одна из эффективных форм реализация этой задачи - проведение групповых психокоррекционных занятий совместно с детьми и их педагогами(воспитателями);
6.Психокоррекционная помощь самим педагогам в снятии эмоционального стресса, связанного со спецификой их профессиональной деятельности, внедрение психокоррекционных принципов и приёмов в работу каждого педагога. Повышение квалификации педагогов в области сравнительно-возрастной и социальной психологии и обучение их (в перспективе) специальным психокоррекционным методикам;
7. Составление рекомендаций для воспитателей по индивидуализации общепедагогического подхода к детям и подросткам с девиантным поведением.
Таким образом, психокоррекция детей и подростков выступает в своих психотерапевтическом, психопрофилактическом и общевоспитательном аспектах. Проведённое исследование некоторых аспектов становления самосознания органично вплетается в структуру коррекционных мероприятий, направленных на обучение и развитие детей, воспитывающихся вне семьи. Решение всего спектра психокоррекционных задач может быть обеспечено совместными усилиями педагогов, воспитателей, психологов и врачей (прежде всего педиатров, детско-подростковых психиатров и психотерапевтов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36