Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

Эмпирические исследования доказали несостоятельность этой точки зрения (Оффер, Раттер). Оффер, исследуя подростковый период, определил подростковое смятение как «значительный срыв в психической структуре подростка, который ведет к нарушению психологического равновесия»[9].

Важной целью психологов является способность отличить «нормальных подростков» от подростков с психическими расстройствами. Исследования Оффера и Раттера подтверждают, что социально отстраненные подростки с резкими перепадами настроения, когнитивными искажениями и конфликтами с ровесниками и семьей вовсе не обязательно являются типичными подростками. Однако некоторые исследователи считают, что развитие в подростковом возрасте протекает бескризисно. Так, Маргарет Мид в 1988 году, изучив взросление детей на островах Самоа, Адмиралтейства, а позже и на Новой Гвинее, нашла, что переход к зрелости не сопровождается в этих обществах каким-либо кризисом или драмой. Подростки Океании не знают жестких сексуальных табу, для них нет проблемы индивидуального самоопределения (профессионального, социального или морального), которое должно быть осуществлено в относительно короткий промежуток времени. Поэтому переходный период здесь не знает внутренней напряженности, типичной для европейской и американской культур.

По мнению знаменитого этнографа Рут Бенедикт, тип перехода от детства к взрослости, в частности, зависит от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и взрослому. Там, где требования более или менее единообразны, развитие протекает плавно и постепенно. В современных развитых обществах нормы поведения детей и взрослых различны и даже противоположны. Детский возраст считается игровым, свободным от ответственности. От ребенка требуют послушания, от взрослого – инициативы и самостоятельности. Контрастность детства и зрелости затрудняет подростку усвоение взрослых ролей, вызывая ряд внешних и внутренних конфликтов.

Изложенные факты позволяют предположить, что подростковый период не является универсальным возрастным феноменом, а во многом определяется социальной ситуацией, в которой происходит развитие. С этой точки зрения можно предполагать, что психологические условия, способствующие или, напротив, препятствующие возникновению депрессивных состояний у современных подростков, будут нести отпечаток своеобразия того культурно-исторического периода, на который пришлось становление их личности.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Таким образом, разумно диагностировать подростков, поведение и чувства которых выпадают из нормального спектра, так как раннее вмешательство может привести к положительным результатам.

Ученые обращают внимание на проблему диагностики депрессии у подростков: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики депрессии у подростков.

        Проблема, с которой сталкиваются при изучении подростковой депрессии, состоит в следующем: подходит ли использование критериев, свойственных взрослым, для диагностики подростков.

Критика применения критериев для взрослых при оценке депрессии у подростков имеет следующее обоснование. Во-первых, мало известно о валидности и надежности применения данных критериев по отношению к подросткам. Во-вторых, эти критерии уделяют мало внимания изменениям детских симптомов в процессе развития индивида.

Не разрешен также вопрос о том, различаются ли специфические подгруппы симптомов депрессии и связанные с ней особенности в зависимости от возрастных групп. Результаты некоторых исследований показали, например, наличие определенных симптомов, тесно связанных с возрастом. Частота проявления ощущения безнадежности, психомоторных реакций и иллюзий с возрастом увеличивается, тогда как низкая самооценка, соматические жалобы и галлюцинации проявляются реже. По контрасту депрессивное настроение, низкая концентрация внимания и суицидальное поведение не имеют значимой связи с возрастом.

Симптомы депрессивных детей и подростков в значительно большей степени, чем у взрослых, зависят от возраста и стадии развития, пола, семейного окружения и когнитивных возможностей. В связи с этим очень важным для диагностики является выделение симптомов, типичных для возраста и стадии развития. В подростковом периоде отчетливее проявляется дисгармоничность, замкнутость, мудрствование и резонерство. Но в то же время, депрессивные симптомы в подростковом возрасте и юности в большинстве случаев сходны с симптомами депрессии у взрослых. Отчаяние и чувство, что в создавшейся ситуации ничего не может измениться, ведут в этот период жизни к повышенному риску суицида.

Исследователи, которые сравнивали депрессию среди подростков и взрослых, пришли к выводу, что, несмотря на небольшие различия в стадиях развития, симптомы остаются теми же. К этим различиям относятся жалобы подростков на повышенную сонливость, временную бессонницу и булимию. Подростки обнаруживают более неустойчивое протекание депрессии, характеризующееся серьезными межличностными проблемами, а также совершают больше суицидальных попыток, чем взрослые в депрессии.

От детства к подростковому возрасту наблюдается переход от основных неполовых симптомов к более внутренним – психологическим или когнитивным. Предполагается, что в отличие от детей подростки глубиной своего отчаяния, чувством безнадежности и склонностью к самоубийству похожи на взрослых.

Подростковую депрессию от взрослой отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты. Несмотря на различия между депрессией у подростков и взрослых, лечение подростков можно проводить с помощью тех видов терапии, которые доказали свою эффективность в лечении депрессии у взрослых.

Основные цели оценки – отнести имеющиеся у подростка проблемы к диагностической категории, оценить присутствие, отсутствие и уровни специфических жалоб, форм поведения, возможностей и умений, точно определить силу проявления симптомов, трансформировать неопределенные жалобы в специфические поведенческие избытки и недостатки, предвидеть будущее поведение в определенных условиях, произвести исследования и проследить за результатом лечения депрессивных расстройств. Однако для выполнения всех этих функций инструментарий, используемый при оценке депрессии, должен быть надежным и валидным. Большинство погрешностей в квалификации депрессии, которые являются результатом разнообразия получаемой клинической информации и диагностических формулировок, могут быть существенно уменьшены с помощью использования ясных, недвусмысленных диагностических критериев в высокоструктурированных планах диагностических бесед. В связи с указанной проблемой ответов требует также и следующие вопросы.

Во-первых, дети и подростки различных возрастов могут по-разному описывать свои эмоции, ощущения и состояния. Основная проблема заключается в том, что любые изменения в оценочных процедурах могут повлиять на результаты и выводы, потому что одни и те же вопросы могут интерпретироваться по-разному в зависимости от возрастной стадии. Более того, для оценки возрастного соответствия детского поведения клинической картине необходимо знать возрастные особенности депрессивной симптоматики. Но для выявления возрастных особенностей депрессивной симптоматики, в свою очередь, необходимо знать возрастные особенности нормального развития.

 Во-вторых, для получения исчерпывающей и точной картины детских и подростковых проблем информацию необходимо собирать из разных источников (родители, близкие родственники, учителя и сверстники).

 К сожалению, уровень согласованности между различными источниками информации о частоте и характере расстройств довольно низок. Несогласованность бывает не только между информацией, полученной от детей и родителей, но также и между данными, полученными от родителей и учителей. Обычно дети сообщают о меньшем количестве и выраженности симптомов, чем их родители. На несогласованность в сообщениях может повлиять тип депрессивных симптомов. Внутренние депрессивные симптомы, такие как чувство вины, более точно сообщаются самими детьми, тогда как внешние, наблюдаемые симптомы, могут быть более надежно переданы другими людьми. В любом случае подростки могут об одних симптомах сообщить, а о других – нет. Родительские сообщения могут зависеть от низкой осведомленности о детском функционировании.

 Когда данные, полученные от различных информаторов, слабо согласуются между собой, то решение о том, какую информацию использовать, становится проблемой. С другой стороны, большинство ученых, которые занимаются исследованиями в области подростковой депрессии (Подольский А., Идобаева О.,Ковач М.) сходятся во мнении, что протекание депрессии у подростков более выражено, определенно, сложно, по сравнению с детьми, предыдущих возрастных периодов.

Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения «не совсем правильно». Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и «никакое настроение». Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.

Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий.

Тревожный компонент расстройства не редко определяет активный поиск выхода из депрессивного состояния обычно за счет усиления активности по поиску помощи со стороны и не всегда родителей и родственников. Повышенное самомнение «я сам могу» часто определяет направление деятельности с выходом на сверхценные увлечения или группирования с подростками, отличающимися отклонениями в поведении, поэтому нередки алкогольные эксцессы компании делинквентных подростков.

Усиление тревоги, особенно к вечеру, часто сопровождается появлением страха за будущее, чувства бесперспективности жизни, возникновением суицидальных мыслей с попытками их реализации. Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше. Согласно данным подростковой психиатрии средняя и тяжелая формы депрессии в возрасте от 13-16 лет встречаются довольно редко, но ее симптомы могут представлять угрозу для жизни тех, кто оказался в таком состоянии. Исследование подростковой депрессивности Коннелли в 1993 г. показали, что легкая депрессия встречается в среднем в 90% случаев, а средняя и тяжелая форма депрессии встречается значительно реже, только в 10% случаев.

Различия в симптомах у испытывающих проблемы подростков имеют связь с полом. Среди тех, кто испытывал депрессию, девочек-подростков больше в два раза, чем представителей мужского пола. Подростки-девочки, скорее загоняют свои проблемы внутрь и развивают депрессию. Хотя причины этого полового различия не ясны, психологи полагают, что они могут быть связаны со значительным снижением самоуважения. Это влияние полоролевой социализации, которая сопровождает половое созревание. Давление со стороны сверстников и средств массовой информации побуждает девушек стремиться быть более привлекательными и ценить отношения выше достижений. У девушек депрессия часто сопровождается нарушениями пищевого поведения, такими как анорексия и булимия. Сочетание менее эффективных стилей совпадающего поведения с более сложными проблемами, вызванными этим давлением, может увеличить эту вероятность депрессий у девочек на пути от отрочества к юности и взрослости.

Подростки-мальчики, вероятнее всего, втягиваются в антиобщественные формы поведения, такие как деликвентность или употребление наркотиков. У мальчиков-подростков депрессия нередко сопровождается срывами.  Депрессия в подростковом возрасте  появляется одновременно с другими расстройствами в ответ на внутреннее и внешнее напряжение.

 Подольский А. отмечает, что депрессия и тревожные состояния, депрессия и поведенческие нарушения, включая импульсивное поведение, часто появляются вместе. Значительная доля тех, кто покушается на самоубийство, переживают депрессию, по меньшей мере после своей попытки. Депрессия, мысли о самоубийстве, и употребление наркотиков также связаны между собой. У девушек недовольство своим телом может привести к расстройствам пищевого поведения, а затем и к депрессии. Особую опасность депрессии всегда связывали с нездоровьем, - исходя из предположения, что депрессия делает человека уязвимым к болезни. Депрессия может вызвать и другие проблемы, вследствие ее влияния на межличностные отношения. Вызываемое депрессией обеднение общения может ухудшать отношения "родитель- ребенок" в отрочестве и влиять на романтические отношения.

Депрессия у подростков часто совмещается с булимией и анорексией. Анорексия и истощение настолько часто сопровождают депрессию, что считаются одним из облигатных ее признаков и включаются в качестве критериев диагностики депрессии практически во все известные опросники.

Сами подростки на снижение массы тела и утомляемость внимания не обращают.

Повышение аппетита, или булимия, у подростков также могут сопровождать депрессивные состояния, хотя это наблюдается несколько реже.[10]

Итак, депрессивные состояния в подростков накладывают отпечаток на все стороны личности, приводят к отчуждению и одиночеству, что еще более усиливает состояние депрессии. Депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации и своевременная коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескризисно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту.


1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Трудности дифференциальной диагностики депрессивных явлений привели к осознанию специалистами необходимости учета психологических аспектов возникновения и развития данных  явлений у подростков. На основании имеющихся в литературе данных можно выделить ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения, путей ее коррекции и стабилизации. Это - психоаналитический, когнитивно-поведенческий, поведенческий, а также семейная и групповая психокоррекция. Целью  видов помощи, основанных на этих подходах,  является снятие психологических симптомов и улучшения состояния пациента. Методы включают психологические вмешательства, целью которых является изменение поведения, мыслей или отношения пациентов, которые, предположительно, являются основными причинами проблем. Краткосрочной целью является облегчение страданий подростка. Долгосрочной целью коррекции является ограничение функционального ухудшения, произошедшего из-за проявления симптомов (например, слабых межличностных отношений, семейного конфликта, отказа ходить в школу), и предотвращение хронического характера и возвратности депрессивных эпизодов.

Когнитивные подходы к объяснению и коррекции депрессивных состояний у подростков.

Когнитивная  модель депрессии основывается на том положении, что ведущие симптомы депрессии, такие как печаль, слабость или полная утрата мотивации, суицидальные желания, находятся в зависимости от нарушения познавательных процессов. Выделяется комплекс когнитивных нарушений, ставший классическим: негативное видение окружающего мира и жизненных событий, отрицательное представление о себе и негативная оценка будущего, так называемая когнитивная депрессивная триада. По данным А.Бек, когнитивные искажения при депрессии оказывают влияние на переработку информации. При этом отмечается, что депрессивные подростки делают необоснованные выводы, игнорируют прошлый опыт, преувеличивая свою вину и преуменьшая свои силы и достижения, что способствует созданию и закреплению негативных образов своего «Я». Основным в когнитивной теории депрессии считается положение о том, что самоотчеты пациентов представляют скорее отражение их негативных установок, чем действительное положение вещей, т. е. реалистичность самокритики депрессивных пациентов, оказывается обманчивой, а проблемы человека в значительной степени проистекают из определенных искаженных представлений о реальности, базирующихся на ошибочных предпосылках.

Определяющая характеристика когнитивной коррекции в том, что она является прямым, структурированным, часто краткосрочным видом коррекции и делает акцент на развитии познавательных способностей, что связано с поведенческими событиями и навыками решения проблем. Основная мыслительная конструкция такова – познавательные способности человека обуславливают его чувства.

На занятиях  психолог помогает подростку выявлять у себя негативные мысли и давать реальную оценку положению вещей, психолог руководит  подростком в прокладывании новых путей мышления, в отработке и закреплении новых форм реагирования на факты и события. Такое обучение своего клиента большинство когнитивных  психологов и рассматривают как коррекционную программу, на которой психолог и клиент работают вместе – вместе составляют список проблем и задач, вместе стремятся достичь намеченных целей.

Курс когнитивной коррекции длится, как правило, не долго, он состоит всего из 12 – 16 занятий. Однако в случае длительно протекающих форм депрессии лечение может растянутся от 6 месяцев до 2 лет.

По исследованиям ученых, когнитивная психотерапия помогает примерно 50 процентам подростков.

Поведенческий подход к пониманию депрессии.

Бихевиористы, обращаясь к проблеме депрессии, больше внимания уделяли терапевтическим процедурам, нежели построению теоретической модели депрессии.

Форстер, рассматривая депрессию на поведенческом уровне, считает, что она характеризуется утратой некоторых навыков адаптивного поведения и замещением их реакциями избегания, такими как жалобы, просьбы, плач и раздражительность. Депрессивный человек пытается устранить неблагоприятную ситуацию при помощи жалоб и просьб.

Задача поведенческой психокоррекции, которую еще называют психологическим усовершенствованием поведения, - помогать клиентам видоизменять те действия и поступки, которые обостряют тяжесть течения депрессивных переживаний. По мнению поведенческих психологов, психотерапевтов, депрессивное состояние возникает тогда, когда от клиента требуется слишком много, а вознаграждение за это – несоразмерно мало. В работе с подростками психолог для подкрепления положительных эмоций будет использовать принцип адекватного вознаграждения.  Например, клиент – честолюбивый ученик, но в учебе идет позади тех, кто способнее его, и это служит основой его переживаний, приводящих к депрессии. Задача поведенческого психолога – научить его держаться уверенно и быть довольным своими результатами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты