Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

7

С.Я.

Ж

14

91

148

38

112

122

48

118

98

55

8

Н.И.

Ж

13

86

130

40

99

109

48

110

87

56

9

С.В.

Ж

13

114

100

53

112

100

53

114

80

59

10

И.Т.

М

14

61

70

47

98

72

58

116

72

62

11

С.О.

Ж

14

101

130

44

116

123

49

116

109

52

12

Д.Х.

М

15

62

145

30

100

118

46

120

100

60





Xср.=42

Xср.=50

Xср.=56










1. Замер 1 и замер 2.

S2ср.1 = 32

S2ср.2 = 9

m21 = 2.7

m22 = 0.75

t = |32 – 9 | / √2.7 + 0.75 = 23/1.86 ≈ 12.36

2. Замер 2 и замер 3.

S2ср.2 = 9

S2ср.3 = 8

m22 = 0.75

m23 = 0.66

t = |9 – 8 | / √0.75 + 0.66 = 1/1.187 ≈ 0.84

3. Замер 1 и замер 3.

S2ср.1 = 32

S2ср.3 = 8

m21 = 2.7

m23 = 0.66

t = |32 – 8 | / √2.7 + 0.66 = 24/1.83 ≈ 13

Из таблицы критических значений для критерия t-Стьюдента выяснили, что tкр.(0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по третьему и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и первому замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.

Следовательно, процесс коррекции был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.

Таким образом, измерение на всех этапах исследования показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались. Следовательно, программа, разработанная автором дипломной работы, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.


Заключение

 

Психическое неблагополучие подростков, касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Написание данной дипломной работы было определено следующей гипотезой: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков, и способствует профилактике возможной дезадаптации.

Проведенный в первой главе данной дипломной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, несмотря на большое внимание психологов и представителей смежных специальностей к проблеме депрессивности, используемый понятийный аппарат еще недостаточно совершенен. Так, само понятие «депрессия» до настоящего времени остается спорным и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения, как название синдрома и как название отдельного заболевания. Тем самым именно взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у подростков.  При этом на первое место среди трех основных групп депрессивных явлений выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивное настроение, как правило, - проявление различных психологических механизмов, связанных как со спецификой подросткового возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков.

Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.

 На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и коррекции, в связи с тем, что процесс коррекции депрессивных состояний явился предметом данной дипломной работы.

Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.

В практической части данной дипломной работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной коррекционной работы.

Диагностика показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.

Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более  50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания. В ходе диагностики было выяснено, что подростки, показавшие высокие баллы по опроснику, направленному на выявление депрессии, проявляют тенденцию к дезадаптации, что было выяснено с помощью опросника социально-психологической адаптивности. Для подтверждения проявившейся зависимости между уровнем депрессии и уровнем адаптивности была проведена ранговая корреляция, с использованием коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Зависимость оказалась статистически достоверной. Для проведения более качественной диагностики была использована специально разработанная стандартизированная беседа, а также тест Люшера, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные.

    При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности – сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток  получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.

В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме коррекции депрессивных состояний. Комплексный подход – это  совокупность всех путей и методов коррекции депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая,  групповая психокоррекции,  семейная психотерапия). Этот подход был успешно использован в данной дипломной работе.

Изменения, произошедшие в ходе коррекции, показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались, что подтверждала вторичная и третичная диагностика. С помощью критерия       t-Стьюдента были статистически подтверждены результаты проведенной коррекции депрессивных состояний. Гипотезы о том, что выборочные средние величины статистически достоверно отличаются, подтвердились. Повторное применение опросника СПА показало, что вместе с повышением адаптивности, повышался уровень самоприятия, приятия других. Следовательно, программа, разработанная автором дипломной работы, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.

Таким образом,  в ходе эмпирического исследования  гипотеза данной дипломной работы подтвердилась.
















Список литературы.


1.     Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков.- М.: изд-во Медпрактика, 2000, 224 с.

2.     Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978, 315 с.

3.     Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.- СПб.: Союз, 2002, 160 с.

4.     Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002, 174 с.

5.     Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984 г. Т.4.

6.     Голант М., Голант С. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе – помоги другому. - М.: изд-во института психотерапии, 2001, 175 с.

7.     Депрессия. // Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. -  М., Мир, 2000, 215 с.

8.     Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997,  315 с.

9.     Зиновьев С.В. Наследство Ниобы. Лики депрессии. - СПб, 2002, 128 с.

10. Изард К.Э.Психология эмоций. – СПб.: изд-во Питер, 1999, 464 с.

11. Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия, клинический аспект. - М.: Медицинская книга, 2001, 144 с.

12. Колодзин Б.  Как  жить после психической травмы. - М.: Геодезия, 1992, 186 с.

13. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980, 267 с.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, 324 с.

15. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002, 198 с.

16. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить депрессию. // Семья и школа, 1988г, №8, с. 18-24

17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 992 с.

18. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. - СПб., 2002, 256 с.

19. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1, с. 24-28.

20. Лоуэн А. Депрессия и тело. - М., 2002, 384 с.

21. Мафсон Л., Моро Д. и др. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. – М.: ЭКСМО, 2003, 320 с.

22. Мэй Р. Смысл тревоги. -  М., «Класс», 2001, 384 с.

23. Немов. Р. С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995.

24. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995, 342 с.

25. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004, 202 с.

26. Покрасс М.Л.  Активная  депрессия.  Добрая сила тоски. - Самара, 2001, 320 с.

27. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В., Барчик О.И. и др. – СПб.: Питер, 2002, 304 с.

28. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990, 890 с.

29. Психология индивидуальных различий. Тексты\ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.

30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996, 546 с.

31.  Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999, 720 с.

32. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ Сост. О.Ф. Дубровская. – М.: «Когито-центр», 2001, 63 с.

33. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997, 897 с.

34. Снегирева Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками./ Вопросы психологии, 1985, № 5, с.13-17

35. Трикетт Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги. - М.: ЭКСМО, 2002, 160 с.

36. Ханин Ю. Л. Исследование депрессии. // Вопросы психологии, 1999г., №3, с. 34-36.

37. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1993, 876 с.

38. Хорни К.  Невротическая личность нашего времени. - СПб. Питер, 2002, 224 с.

39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, 435 с.




















Приложение № 1

Бланк опросника CDI

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».


1.□  У меня редко бывает грустное настроение.

   □  У меня часто бывает грустное настроение.

   □  У меня все время грустное настроение.

2.□  У меня никогда ничего не получится.

   □  Я не уверен, что у меня все получится.

   □  У меня все получится.

3.□  В основном я все делаю правильно.

   □  Я многое делаю не так.

   □  Я все делаю неправильно.

4.□  Многое для меня является забавным.

   □  Некоторые вещи меня забавляют.

   □  Ничто меня не забавляет.

5.□  Я все время себя плохо чувствую.

   □  Я часто себя плохо чувствую.

   □  Я редко себя плохо чувствую.

6.□  Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от                                           

   □  Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

   □  Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7.□  Я себя ненавижу.

   □  Я себе не нравлюсь.

   □  Я доволен собой.

8.□  Все плохое происходит по моей вине.

   □  Многие плохие вещи происходят из-за меня.

   □  Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9.□  Я не думаю о самоубийстве.

   □  Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

   □  Я хочу покончить с собой.

10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.

     □ Желание плакать появляется у меня довольно часто.

     □ Желание заплакать я испытываю редко.

11.□  Меня все время что-то беспокоит.

     □  Меня часто что-то беспокоит.

     □  Меня редко что-то беспокоит.

12 □  Я люблю находиться среди людей.

     □  Я не люблю часто бывать с людьми.

     □  Я вообще не хочу быть с людьми.

13.□  Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

     □  Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

     □  Я легко изменяю свое мнение

14.□  Я выгляжу хорошо.

    □   В моей внешности есть недостатки.

    □   Я выгляжу безобразно.

15.□  Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

     □  Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

     □  У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16.□  Я плохо сплю каждую ночь.

     □  Я часто плохо сплю.

     □  У меня нормальный сон.

17.□  Я редко чувствую себя усталым.

     □  Я часто чувствую себя усталым.

     □  Я все время чувствую себя усталым.

18.□  У меня часто нет аппетита.

     □  Иногда у меня нет аппетита.

     □  Я всегда ем с удовольствием.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты