7
С.Я.
Ж
14
91
148
38
112
122
48
118
98
55
8
Н.И.
Ж
13
86
130
40
99
109
48
110
87
56
9
С.В.
Ж
13
114
100
53
112
100
53
114
80
59
10
И.Т.
М
14
61
70
47
98
72
58
116
72
62
11
С.О.
Ж
14
101
130
44
116
123
49
116
109
52
12
Д.Х.
М
15
62
145
30
100
118
46
120
100
60
Xср.=42
Xср.=50
Xср.=56
1. Замер 1 и замер 2.
S2ср.1 = 32
S2ср.2 = 9
m21 = 2.7
m22 = 0.75
t = |32 – 9 | / √2.7 + 0.75 = 23/1.86 ≈ 12.36
2. Замер 2 и замер 3.
S2ср.2 = 9
S2ср.3 = 8
m22 = 0.75
m23 = 0.66
t = |9 – 8 | / √0.75 + 0.66 = 1/1.187 ≈ 0.84
3. Замер 1 и замер 3.
S2ср.1 = 32
S2ср.3 = 8
m21 = 2.7
m23 = 0.66
t = |32 – 8 | / √2.7 + 0.66 = 24/1.83 ≈ 13
Из таблицы критических значений для критерия t-Стьюдента выяснили, что tкр.(0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по третьему и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и первому замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.
Следовательно, процесс коррекции был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.
Таким образом, измерение на всех этапах исследования показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались. Следовательно, программа, разработанная автором дипломной работы, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.
Заключение
Психическое неблагополучие подростков, касающееся эмоциональной сферы, имеет далеко идущие последствия. Написание данной дипломной работы было определено следующей гипотезой: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков, и способствует профилактике возможной дезадаптации.
Проведенный в первой главе данной дипломной работы анализ современного состояния проблемы позволил прийти к заключению, что, несмотря на большое внимание психологов и представителей смежных специальностей к проблеме депрессивности, используемый понятийный аппарат еще недостаточно совершенен. Так, само понятие «депрессия» до настоящего времени остается спорным и неоднозначным. Оно используется как характеристика настроения, как название синдрома и как название отдельного заболевания. Тем самым именно взаимодействие медицинского и психологического знания становится необходимым для практического решения проблемы диагностики и коррекции эмоционального неблагополучия у подростков. При этом на первое место среди трех основных групп депрессивных явлений выступает психологическое исследование депрессивных состояний, поскольку депрессия как заболевание в преобладающей степени относится к юрисдикции медицины, а депрессивное настроение, как правило, - проявление различных психологических механизмов, связанных как со спецификой подросткового возраста, так и с индивидуально-типическими психологическими и психофизиологическими характеристиками подростков.
Именно депрессивные состояния как тревожный сигнал эмоционального неблагополучия подростка, не всегда вызывая к себе достаточно внимательного отношения специалистов и родителей, и стали объектом нашего исследования.
На основании имеющихся в литературе данных мы выделили ряд направлений и подходов к исследованию психологического содержания депрессии, механизмов ее возникновения и коррекции, в связи с тем, что процесс коррекции депрессивных состояний явился предметом данной дипломной работы.
Проведенный анализ литературы показал, что депрессивные состояния обнаруживают связь с теми характеристиками жизнедеятельности подростка, которые являются для него наиболее значимыми. Это относится к межличностным отношениям в семье и детско-родительским отношениям, комплексу отношений, в которые вступает подросток в процессе школьного обучения, к стрессогенным жизненным событиям. Рассмотрели пути и методы психологической коррекции депрессивных состояний в различных психологических подходах.
В практической части данной дипломной работы отражены результаты диагностического исследования и проведенной коррекционной работы.
Диагностика показала, что почти половине подростков не свойственно состояние депрессии, она выражена лишь у 5% испытуемых, но при этом 15% маскируют свое истинное состояние или не желают признавать у себя его наличие. Легкое снижение настроения у трети подростков свидетельствует о начинающемся неблагополучии.
Таким образом, неблагополучие эмоциональной сферы, маскированная депрессия и наличие депрессии у некоторых подростков, что в совокупности составляет более 50% испытуемых, требует со стороны психолога пристального внимания. В ходе диагностики было выяснено, что подростки, показавшие высокие баллы по опроснику, направленному на выявление депрессии, проявляют тенденцию к дезадаптации, что было выяснено с помощью опросника социально-психологической адаптивности. Для подтверждения проявившейся зависимости между уровнем депрессии и уровнем адаптивности была проведена ранговая корреляция, с использованием коэффициента ранговой корреляции по Спирмену. Зависимость оказалась статистически достоверной. Для проведения более качественной диагностики была использована специально разработанная стандартизированная беседа, а также тест Люшера, результаты по которым подтвердили ранее полученные данные.
При выборе вида коррекции учитывалось, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, и потому при работе с подростками, обнаружившими депрессию, предпочтение было отдано ее групповому варианту. В процессе групповой работы на основе принципа взаимодействия и совместной деятельности повышается уровень психической активности – сначала в групповой ситуации, а затем и в реальной жизни. Вырабатываются адекватные способы разрешения личных проблем, новые способы адекватного поведения и выражения чувств, т.е. расширяется диапазон средств и способов саморегуляции поведения, развивается и смысловая структура личности. Одновременно с этим изменяется и сама структура общения. С приобретением ощущения принадлежности к группе, а также идентификации себя с другими подросток получает возможность установления реальных социальных связей и определения своего места в обществе.
В связи с этим наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является комплексный подход к проблеме коррекции депрессивных состояний. Комплексный подход – это совокупность всех путей и методов коррекции депрессивных состояний, разработанных в различных психологических теориях (психоанализ, когнитивная, поведенческая, групповая психокоррекции, семейная психотерапия). Этот подход был успешно использован в данной дипломной работе.
Изменения, произошедшие в ходе коррекции, показали, что процесс психологической коррекции депрессивных состояний у подростков осуществлялся в полной мере. Показатели депрессии уменьшались, что подтверждала вторичная и третичная диагностика. С помощью критерия t-Стьюдента были статистически подтверждены результаты проведенной коррекции депрессивных состояний. Гипотезы о том, что выборочные средние величины статистически достоверно отличаются, подтвердились. Повторное применение опросника СПА показало, что вместе с повышением адаптивности, повышался уровень самоприятия, приятия других. Следовательно, программа, разработанная автором дипломной работы, оказалась эффективной для коррекции депрессивных состояний у подростков и может быть рекомендована практическим психологам для использования в работе с подростками, в соответствии с ее целями и назначением.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования гипотеза данной дипломной работы подтвердилась.
Список литературы.
1. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков.- М.: изд-во Медпрактика, 2000, 224 с.
2. Баярд Р. Баярд Д. Волнение беспокойного подростка. – М., 1978, 315 с.
3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь.- СПб.: Союз, 2002, 160 с.
4. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002, 174 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984 г. Т.4.
6. Голант М., Голант С. Что делать, когда тот, кого вы любите в депрессии. Помоги себе – помоги другому. - М.: изд-во института психотерапии, 2001, 175 с.
7. Депрессия. // Под ред. Пери А., Руксталис М. и др. Пер. с англ. - М., Мир, 2000, 215 с.
8. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. – М., 1997, 315 с.
9. Зиновьев С.В. Наследство Ниобы. Лики депрессии. - СПб, 2002, 128 с.
10. Изард К.Э.Психология эмоций. – СПб.: изд-во Питер, 1999, 464 с.
11. Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия, клинический аспект. - М.: Медицинская книга, 2001, 144 с.
12. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. - М.: Геодезия, 1992, 186 с.
13. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980, 267 с.
14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, 324 с.
15. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002, 198 с.
16. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить депрессию. // Семья и школа, 1988г, №8, с. 18-24
17. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 992 с.
18. Курпатов А.В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. - СПб., 2002, 256 с.
19. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 1969г., №1, с. 24-28.
20. Лоуэн А. Депрессия и тело. - М., 2002, 384 с.
21. Мафсон Л., Моро Д. и др. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия. – М.: ЭКСМО, 2003, 320 с.
22. Мэй Р. Смысл тревоги. - М., «Класс», 2001, 384 с.
23. Немов. Р. С. Психология. Кн. №2, - М., Просвещение Владос., 1995.
24. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты проблемы, - М., 1995, 342 с.
25. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004, 202 с.
26. Покрасс М.Л. Активная депрессия. Добрая сила тоски. - Самара, 2001, 320 с.
27. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Азарова Т.В., Барчик О.И. и др. – СПб.: Питер, 2002, 304 с.
28. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990, 890 с.
29. Психология индивидуальных различий. Тексты\ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
30. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996, 546 с.
31. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999, 720 с.
32. Руководство по использованию восьмицветового теста Люшера/ Сост. О.Ф. Дубровская. – М.: «Когито-центр», 2001, 63 с.
33. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997, 897 с.
34. Снегирева Т.В. Восприятие сверстников и взрослых подростками и старшеклассниками./ Вопросы психологии, 1985, № 5, с.13-17
35. Трикетт Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги. - М.: ЭКСМО, 2002, 160 с.
36. Ханин Ю. Л. Исследование депрессии. // Вопросы психологии, 1999г., №3, с. 34-36.
37. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1993, 876 с.
38. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - СПб. Питер, 2002, 224 с.
39. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, 435 с.
Приложение № 1
Бланк опросника CDI
Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
1.□ У меня редко бывает грустное настроение.
□ У меня часто бывает грустное настроение.
□ У меня все время грустное настроение.
2.□ У меня никогда ничего не получится.
□ Я не уверен, что у меня все получится.
□ У меня все получится.
3.□ В основном я все делаю правильно.
□ Я многое делаю не так.
□ Я все делаю неправильно.
4.□ Многое для меня является забавным.
□ Некоторые вещи меня забавляют.
□ Ничто меня не забавляет.
5.□ Я все время себя плохо чувствую.
□ Я часто себя плохо чувствую.
□ Я редко себя плохо чувствую.
6.□ Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от
□ Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.
□ Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.
7.□ Я себя ненавижу.
□ Я себе не нравлюсь.
□ Я доволен собой.
8.□ Все плохое происходит по моей вине.
□ Многие плохие вещи происходят из-за меня.
□ Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.
9.□ Я не думаю о самоубийстве.
□ Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.
□ Я хочу покончить с собой.
10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.
□ Желание плакать появляется у меня довольно часто.
□ Желание заплакать я испытываю редко.
11.□ Меня все время что-то беспокоит.
□ Меня часто что-то беспокоит.
□ Меня редко что-то беспокоит.
12 □ Я люблю находиться среди людей.
□ Я не люблю часто бывать с людьми.
□ Я вообще не хочу быть с людьми.
13.□ Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.
□ Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.
□ Я легко изменяю свое мнение
14.□ Я выгляжу хорошо.
□ В моей внешности есть недостатки.
□ Я выгляжу безобразно.
15.□ Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.
□ Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.
□ У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.
16.□ Я плохо сплю каждую ночь.
□ Я часто плохо сплю.
□ У меня нормальный сон.
17.□ Я редко чувствую себя усталым.
□ Я часто чувствую себя усталым.
□ Я все время чувствую себя усталым.
18.□ У меня часто нет аппетита.
□ Иногда у меня нет аппетита.
□ Я всегда ем с удовольствием.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16