«Передача движения по кругу». Цель: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне, развитие воображения и эмпатии.
Занятие 3. Тема: «В море эмоций»
Цель: расширить знания участников о чувствах и эмоциях, развитие безоценочного восприятия эмоций, обучить навыкам выражения собственных эмоций и чтение их у других людей.
«Привет». Цель: установление доверительных отношений между членами группы.
«Называем чувства». Цель: обогащение словаря эмоций у участников. «Шурум-бурум». Цель: познакомиться с эмоциями.
«Бумажные мячики (Снежки)». Цель: эмоциональная разрядка, снятие психоэмоционального напряжения.
Занятие 4. Тема «Мои качества и ценности»
Цель: создать условия для переоценки личностных качеств, ценностей, повышения самооценки, усиления Эго.
«Рассчитайся». Цель: настроится на работу, повысить чувство принадлежности к группе, развить коммуникативные навыки.
«Футболки». Цель: поделиться особенностями своего самовосприятия, определить аспекты личности, которые обычно остаются скрытыми, тренировка навыков эмпатии, по-новому взглянуть на свое собственное поведение, определяя характеристики своей личности. Усилить чувство принадлежности к группе при помощи самораскрытия, увеличить степень принятия себя, выслушивая реакции на свои слова, которые не являются осуждающими и оценочными.
«Драгоценные качества». Цель: подкрепить позитивное восприятие себя, определяя пять сильных черт, которые им в себе нравятся; тренировка навыков эмпатии.
«Система личных ценностей и самооценка». Цель: определить свои личные ценности, изучить свою систему ценностей, улучшить понимание своей самооценки.
Занятие №5. Тема: «В глубине души»
Цель: создать условия для самопознания, погружения в собственный внутренний мир и ориентации в нем.
«Прогноз погоды». Цель: настроиться на работу, повысить навыки эмпатии, повысить чувство принадлежности к группе.
«Волшебная рука». Цель: повышение самооценки, усиление эго.
«Волшебная лавка». Цель: исследовать свою собственную значимость, определяя свои ценные личные качества.
Занятие 6. Тема «Среди проблем»
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Сигнал». Цель: приготовиться к последующей работе, повысить чувство принадлежности к группе.
«Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: определить свои потери и поделиться ими с группой; обсудить свое прохождение цикла потери и определить стадию, на которой они сейчас, по их мнению, находятся. Получить представление о процессе переживания острого горя, получить представления о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии.
«Я чувствую себя хорошо». Цель: обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Спасибо за приятное занятие». Цель: завершение занятия.
Занятие 7. Цель: « Среди проблем». Продолжение
Цель: усилить Эго, обучение навыку выхода из проблемной ситуации, обучение вхождению в ресурсное состояние.
«Меняющаяся комната». Цель: настроиться на работу.
«Черный шар: идентификация проблемы». Цель: определить и обсудить в группе некоторые личные проблемы; выяснить разницу между проблемами, которые они могут контролировать, и теми, над которыми они не властны.
«Техника двойной колонки». Цель: выработка навыка идентификации необоснованных автоматических мыслей.
«Аукцион». Цель: научить справляться с плохим настроением.
«Спасибо за приятное занятие». Цель: повышение самооценки, завершение занятия.
Занятие 8. Тема: « Наши обиды»
Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности, психологическая коррекция детских обид.
«Будешь! Не буду!». Цель: усиление Эго, повышение рефлексивности.
«Слова, которые причиняют боль». Цель: уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспоминаний; улучшить представления о себе, «реконструировав» негативные сообщения.
«Копилка обид». Цель: осознать бесплодность накопленных обид, повысить рефлексивность, улучшить представления о себе.
«Вверх по радуге». Цель: обучить вхождению в ресурсное состояние.
Ритуал завершения занятия.
Занятие 9. «Прошлое, будущее, настоящее»
Цель: создать условия, способствующие осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
«Автобиография». Цель: ощутить, каким образом наше прошлое повлияло на наше настоящее, и как это влияние продолжает сказываться до сих пор, чтобы освободиться от него и от тех стереотипов поведения, которые уже не соответствуют нашим сегодняшним интересам.
«Планирование будущего». Цель: определить планы на будущее, структурировать понятие о жизни, повысить уровень рефлексивности.
Ритуал завершения занятия.
Занятие 10. Тема: «Финал»
Цель: подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.
«Розовый куст». Цель: повышение самооценки, исследовать свою собственную значимость, определяя свои личные качества.
«Чемодан в дорогу». Цель: повышение рефлексивности, исследование собственной значимости.
«Контракт». Цель: осмыслить пережитое в группе и составить контракт с самим собой о планах на будущее.
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
Коррекционная работа проводилась на базе СОШ № 4 с двенадцатью подростками.
В ходе работы подростки проявляли активность и заинтересованность.
После всех занятия проводился диагностический замер, с использованием тех же диагностических методик, что и вначале, для того, чтобы выяснить осуществился ли процесс коррекции депрессивных состояний.
В таблице № 7 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику CDI, из которой видно, что произошли изменения, депрессия не обнаруживается. Для подтверждения данных результатов был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой осуществлены вычисления:
t = |S2ср.1 – S2ср.2| / √(m21 + m22)
Таблица №7 Результаты трех диагностических срезов по опроснику CDI
№
Фамилии
Пол
Возраст
1-ый замер
2-ой замер
3-ий замер
1
С.Н.
М
14
18
16
12
2
Р.К.
М
14
19
18
10
3
Я.Б.
Ж
13
19
15
4
4
А.Б.
Ж
15
21
18
9
5
А.С
М
15
17
15
11
6
К.С.
Ж
14
19
16
6
7
С.Я.
Ж
14
21
17
4
8
Н.И.
Ж
13
18
17
5
9
С.В.
Ж
13
18
16
2
10
И.Т.
М
14
17
15
9
11
С.О.
Ж
14
21
17
9
12
Д.Х.
М
13
18
14
1
Xср.=19
Xср.=16
Xср.=7
Гипотезы:
Hо: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.
H1: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно не отличаются.
1. Замер 1 и замер 2.
S2ср.1 = 1/12 ∑(xк1 – xср.1) 2 = 1/12 * 34 ≈ 2.8
S2ср.2 = 1/12 * 18 = 1.5
m21 = S2ср.1/n1 = 2.8/12 ≈ 0.2
m22 = S2ср.2/n2 = 1.5/12 ≈ 0.125
t = |2.8 – 1.5 | / √0.2 +0.125 = 1.3/0.6 ≈ 0.7
2. Замер 1 и замер 3.
S2ср.1 = 2.8
S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12
m21 = 0.2
m23 = 1
t = |2.8 – 12 | / √0.2 +1 = 9.2/1.09 ≈ 8.44
3. Замер 2 и замер 3.
S2ср.2 = 1.5
S2ср.3 = 1/12 * 146 ≈ 12
m22 = 0.125
m23 = 1
t = |1.5 – 12 | / √0.125 +1 = 10.5/0.6 ≈ 9.9
Из таблицы критических значений для критерия t-Стьюдента выяснили, что tкр.(0.05) ≥ 2.07, вследствие чего, выборочные средние величины по первому и по второму замерам статистически достоверно не отличаются, а вот средние величины по второму и третьему замерам, а также по первому и третьему замерам статистически достоверно отличаются.
Следовательно, процесс коррекции был осуществлен, и поставленная цель была достигнута.
На графике №1 показана динамика изменения уровня депрессии по группе. На графике №2 показана динамика изменения уровня адаптивности по группе.
График №1. График №2.
СПА шкала адаптивность
В таблице № 8 представлены результаты трех срезов, осуществленных в процессе коррекционной работы по опроснику СПА, по его шкале адаптивности, из которой видно, что произошли изменения, уровень адаптивности повысился. Для подтверждения данных результатов был использован критерий t-Стьюдента, который основывается на статистической проверке достоверности различия средних показателей по двум наборам данных. Далее приведена формула, по которой осуществлены вычисления:
t = |S2ср.1 – S2ср.2| / √(m21 + m22)
Гипотезы:
Hо: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно отличаются.
H1: Выборочные средние величины, принадлежащие к двум совокупностям данных, статистически достоверно не отличаются.
Таблица № 8 Результаты трех диагностических срезов по опроснику СПА.
№
Фамилии
Пол
Возраст
1-ый замер
2-ой замер
3-ий замер
а
б
и
а
б
и
а
б
и
1
С.Н.
М
14
90
119
43
100
109
48
120
86
58
2
Р.К.
М
14
96
125
43
105
104
50
115
90
56
3
Я.Б.
Ж
13
100
130
43
110
119
48
124
100
55
4
А.Б.
Ж
15
81
150
35
115
120
49
118
101
54
5
А.С.
М
15
92
110
46
108
111
49
124
96
56
6
К.С.
Ж
14
90
129
41
124
123
50
128
112
53
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16