Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

Депрессивные состояния у подростков и их коррекция

Астраханский Государственный Университет

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

на тему: «Депрессивные состояния у

подростка  и их коррекция»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Ст-т гр. 653 ППФ

Мазурова Ю.А.

 

Проверил:

Майсак Н.В.

 



Астрахань, 2004г.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Депрессивные состояния как психологический феномен …………...6

1.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности ………………………6

1.2. Характеристика депрессивных состояний у подростков ………………...12

1.2.1    Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний у подростков …….................................................12

1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков ...22

1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков ………………………………………………………...32

Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков………………………………………………………………………..39

2.1. Диагностика депрессивных состояний у подростков ……………………39

2.1.1.Применение опросника CDI («Описание детской депрессии») в изучении депрессивных состояний у подростков ……………………….39

2.1.2.Использование опросника СПА («Социально-психологическая адаптивность») для выявления дезадаптации у подростков …………….42

2.1.3. Применение стандартизированной беседы и теста Люшера для подтверждения состояния депрессии у подростков ……………………..46

2.2. Программа коррекционной работы с депрессивными подростками …………………………………………………………………………………….52

2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками ………..59

Заключение …………………………………………………………...................64

Список литературы ……………………………………………………………..68

Приложение …………………………………………………..............................71

Введение.

 

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А.,       Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

К началу третьего тысячелетия на одно из первых мест выходит проблема депрессивных расстройств. По этому поводу во всем мире ведутся обширные и интересные исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения(1998г.) депрессии подвержено от 5 до 15 % всего населения земного шара. По прогнозам американских исследователей к 2010-2030 году депрессия выйдет на первое место по распространенности. Профессор О. П. Вертоградова провела исследование, в котором показала, что в рамках психоневрологического диспансера депрессивные расстройства составляют 1%, при массовом обследовании на промышленном предприятии обнаружилось уже 26%, а среди обратившихся на прием к терапевту в городскую поликлинику доля таких больных составляет 68%. Депрессия настолько распространена, что ее часто называют “болезнью XX века”.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка – один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная  и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения  нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия – депрессивные состояния.

В 60-70 г.г. ХХ столетия подростковая депрессивность упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г.). В 90-е г.г. ХХ века и в начале ХХI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной  и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии – общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г.) Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состояния опасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводит подростков к дезадаптации.

     Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики депрессивных состояний у подростков и нахождение оптимальных способов их коррекции.

Объектом исследования выступают депрессивные состояния у подростков.

Предмет исследования -  процесс коррекции депрессивных состояний у подростков.

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической  коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.

Гипотеза: депрессивные состояния подростка имеют определенные психологические особенности, своевременная коррекция которых позволяет повысить адаптивность подростков и способствует профилактике возможной дезадаптации.


В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1.     Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу    по проблеме исследования.

2.     Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом                  возрасте.

3.     Определить оптимальные приемы, методы, пути коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте.

4.     Разработать и апробировать программу коррекции депрессивных состояний в    подростковом возрасте.

База исследования: СОШ № 4 г. Астрахани.

Испытуемые – 62 подростка, 8-9-ых классов.

Методы исследования: опросники CDI («Описание детской депрессии») и СПА («Социально-психологическая адаптивность»), индивидуальная стандартизированная беседа, тест Люшера.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения.      Основное содержание работы изложено на 70  страницах.















1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности


Депрессия - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания - подавленность, тоску, отчаяние. Различаются функциональные состояния депрессии возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования, и патологическая депрессия, являющаяся одним из основных психиатрических синдромов. Использование в данной дипломной работе термина "депрессивное состояние" опирается на психологическую составляющую данного понятия. Термин "депрессивное состояние» относится к классу психических состояний, обладая необходимыми для этого психологическими характеристиками (психическое состояние - это понятие, используемое для условного выделения в психике индивида относительно статичного момента).

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие: 1) субъективное переживание отрицательного аффекта; 2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.

Депрессии всегда реализуются в неразрывном единстве психических и соматических изменений, имеющем определенную динамику на разных этапах развития депрессивных состояний. Более того, в ряде случаев сдвиги в соматической сфере организма могут опережать психопатологическую симптоматику или же выступать на первый план в клинической картине депрессии. С точки зрения психологии, соматические изменения и расстройства возникают вследствие психических нарушений, в том числе и вследствие депрессии. Депрессия как функциональное расстройство возникает в результате определенных психических изменений.

По мнению известного психотерапевта Покрасса Михаила Львовича, депрессия - это проявление и необходимый инструмент осознанной или неосознанной перестройки мотивационной системы ценностей - инструмент выбора, механизм самостроительства или саморазрушения. Депрессия возникает всякий раз, когда человек сталкивается с отсутствием условия, без которого для него невозможно удовлетворение его ценностей, сохранение целости "Я" или самой жизни, невозможно осуществление важной для него активности.[1]

Депрессия, по мнению американского психотерапевта Ш.Трикетт, часто является следствием тревоги.  В состоянии тревоги действия человека ускоряются, а при депрессии - наоборот, замедляются. Депрессия выступает   вынужденным отдыхом организма после тревоги.

Ш.Трикетт подчеркивает, что депрессивное состояние в большей или меньшей степени действует на всего человека, перестраивает всю его структуру – начиная от мыслей, заканчивая его поведением.  Хотя эти изменения могут происходить постепенно, депрессивный человек отличается от того, каким он был до начала депрессии. Возможно даже, что  он становится собственной противоположностью.[2]

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности". Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений. [3]

По мнению Ковалева Е.В., во время депрессии преобладают устойчиво-негативные, безнадежные мысли о будущем и настоящем. Они могут быть смешаны с раздумьями о смерти и самоубийстве. Человек в депрессии чувствует себя одиноким, неполноценным, безнадежным и бесполезным: он пессимистично настроен по отношению почти ко всему.  До 80% всех депрессий протекают с суицидальными тенденциями (мысли о самоубийстве и попытки свести счеты с жизнью).

Кроме того, по мнению Ш.Трикетт, человек в депрессии может испытывать трудности с сосредоточением, вниманием, памятью и принятием решений. Поэтому у людей старшего возраста потеря ориентации, возникающая вследствие депрессии, может быть ошибочно принята за старческое слабоумие и помешательство. И как самое крайнее проявление, возможна непоследовательность и хаотичность мыслей.

Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Кроме того, депрессию может сопровождать потеря интереса к сексу. Для некоторых людей, страдающих депрессией, необходимость половой близости переходит в ненасытный голод, который приводит к постоянной тревоге, что их оставят или отвергнут. Отвращение к себе и обесценивание себя, особенно если оно касается чувства неполноценности по поводу своего тела, может стать средоточием депрессии.

Апатичность и неспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении,- все это симптомы депрессии. М.Голант отмечает, что при депрессии «…каждый вздох может сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаются слезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждому малейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие, наоборот, возбуждены и нервозны. Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свой недуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела, например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу»[4]. Все эти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а не действуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человек начинает "скатываться вниз". Справиться с этим в одиночку сложно, помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.

Специалистов интересовали не только проявления депрессии, но и ее причины, среди которых А.Лоуэн выделяет такую как преследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кроме физиологических, являются любовь, самовыражение и свобода.

Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собой нереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению, сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст нам способность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения, которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многие преследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакое количество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое само по себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремление приобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, более самовыразительной и ведет к обнищанию духа.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни,  потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Людей можно разделить на две категории: сосредоточенных на внешнем мире и его ценностях и живущих своим внутренним миром. В широком смысле внутренне-ориентированный человек обладает сильным и глубоким чувством самости. В отличии от человека внешнего мира его поведение и взгляды мало подвержены влиянию постоянно меняющихся условий внешнего окружения. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится на твердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Он крепко держится на ногах и знает, на чем он стоит. Все эти качества отсутствуют у человека внешне-ориентированного, который в сильной зависимости от окружающих, особенно в своей эмоциональной сфере. Лишенный поддержки других он впадает в депрессию. Еще одним различием между человеком внутреннего и внешнего мира является то, во что они верят. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит в себя. Человек, сосредоточенный  на внешнем мире, верит в других людей, поэтому он всегда рискует столкнуться с разочарованием.

Итак, при депрессии страдают практически все сферы – эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно – в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость – различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как «утрата интереса и удовольствия».

Лод

Лодол

олроддж

1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте

1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков

Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, - все это требует громадных усилий для психологического приспособления у подростков.

Ученые считают, что вероятность возникновения у подростков депрессии повышают следующие факторы:

·            Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведени).

·             Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты