Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений

Социометрическая процедура может иметь целью:

а)       измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

б)      выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в)      обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. В нашем случае, социометрическая карта выглядит, немного иначе в связи со спецификой исследования (см. Приложение А).


Таблица 2. Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром?  б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?





2

Досуг

Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года?






Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица:

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрицы»). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта) производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (См. Рисунок 2).

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов (См. Рисунок 3)


Рисунок 3. Пример группировок


Сомитрические индексы:

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

- индекс социометрического статуса i-члена;

- индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

- индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия i j-члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i - выбираемый, - выбирающий, i j - совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:


,          (2.1)


где Сi - социометрический статус i-члена, Ri - полученные i-членом выборы, Σ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N - число членов группы.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами.

Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы[60; С. 43].

Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi + - положительного и Сi + - отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:


, (2.2)


где Еj - эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, -).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:


,     (2.3)


где Аg - экспансивность группы, N - число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).

Индекс психологической взаимности в группе («сплоченности группы») высчитывается по формуле:


,         (2.4)


где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij + - число положительных взаимных связей в группе, N - число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не приязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях./14/

Надо отметить, что в этом исследовании брался только один индекс - индекс «сплоченности группы», как наиболее важный.

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего количество выборов ограничено до трех выборов (как в нашем случае). И вопрос был выбран следующий: «С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» для положительного выбора и «С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» - для отрицательного. Эксперимент с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».


Рисунок 4 - Дифференциальная социограмма


Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:


(2.5)


Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд.= 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например 3 у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («Звезды» + «Предпочитаемые») = («Пренебрегаемые»+ «Изолированные» + «Отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается «индекс изоляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивают с понятием лидера группы. При этом не учитывают, что «звездность» - показатель эмоциональной притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. Лидерство же - это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера человеку нужны различные качества личности, например лидер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.



Приложение 2

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-« («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.


Тест-опросник

Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

А) да

Б) нет

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

А) даБ) нет


Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

А) даБ) нет


Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

А) даБ) нет


Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?

А) даБ) нет


Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

А) даБ) нет


Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

А) даБ) нет


Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

А) даБ) нет


Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

А) даБ) нет


Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

А) даБ) нет


Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

А) даБ) нет


Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

А) даБ) нет


Считаете ли вы себя мечтателем?

А) даБ) нет


Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас выражают несогласие с вами?

А) даБ) нет


Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

А) даБ) нет


Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого


Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца

Какое из двух мнений вам ближе?

А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит и лично участвовать в немБ) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам



С кем вы предпочитаете работать?

А) с покорными людьми

Б) с независимыми и самостоятельными людьми

Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

А) да

Б) нет

Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

А) даБ) нет


Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) даБ) нет


Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

А) дадите принять решение наиболее компетентному из вас


Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других

Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

А) да

Б) нет

Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

А) даБ) нет


Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

А) даБ) нет


Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

А) самый компетентный человекБ) тот, у кого самый сильный характер


Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

А) даБ) нет


Уважаете ли вы дисциплину?

А) даБ) нет


Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

А) тот, который все решает сам


Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других

Какой из следующих стиле руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

А) коллегиальный

Б) авторитарный

Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

А) да

Б) нет

Какой из следующих «портретов» больше напоминает вас?

А) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет


Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты