Социометрическая процедура может иметь целью:
а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе могут быть свои неформальные лидеры.
Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. В нашем случае, социометрическая карта выглядит, немного иначе в связи со спецификой исследования (см. Приложение А).
Таблица 2. Социометрическая карточка
№ |
Тип |
Критерии |
Выборы |
|||
1 |
Работа |
а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром? б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром? |
|
|
|
|
2 |
Досуг |
Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года? |
|
|
|
|
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица:
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрицы»). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта) производится расчет социометрических индексов.
Социограмма
Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (См. Рисунок 2).
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов (См. Рисунок 3)
Рисунок 3. Пример группировок
Сомитрические индексы:
Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.
Основными ПСИ являются:
- индекс социометрического статуса i-члена;
- индекс эмоциональной экспансивности j-члена;
- индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия i j-члена.
Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i - выбираемый, - выбирающий, i j - совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
, (2.1)
где Сi - социометрический статус i-члена, Ri - полученные i-членом выборы, Σ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N - число членов группы.
Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами.
Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы[60; С. 43].
Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен расчет Сi + - положительного и Сi + - отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:
, (2.2)
где Еj - эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, -).
С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.
Из ГСИ наиболее важными являются:
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
, (2.3)
где Аg - экспансивность группы, N - число членов группы.
Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).
Индекс психологической взаимности в группе («сплоченности группы») высчитывается по формуле:
, (2.4)
где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij + - число положительных взаимных связей в группе, N - число членов группы.
Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не приязни некоторых членов группы.
Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях./14/
Надо отметить, что в этом исследовании брался только один индекс - индекс «сплоченности группы», как наиболее важный.
Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего количество выборов ограничено до трех выборов (как в нашем случае). И вопрос был выбран следующий: «С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» для положительного выбора и «С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» - для отрицательного. Эксперимент с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».
Рисунок 4 - Дифференциальная социограмма
Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:
(2.5)
Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд.= 0/3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например 3 у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («Звезды» + «Предпочитаемые») = («Пренебрегаемые»+ «Изолированные» + «Отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается «индекс изоляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.
Нередко понятие социометрической «звезды» смешивают с понятием лидера группы. При этом не учитывают, что «звездность» - показатель эмоциональной притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. Лидерство же - это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера человеку нужны различные качества личности, например лидер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.
Приложение 2
Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-« («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.
Тест-опросник
Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
А) да |
Б) нет |
Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
А) даБ) нет |
|
Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
А) даБ) нет |
|
Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
А) даБ) нет |
|
Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
А) даБ) нет |
|
Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
А) даБ) нет |
|
Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
А) даБ) нет |
|
Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
А) даБ) нет |
|
Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
А) даБ) нет |
|
Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
А) даБ) нет |
|
Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
А) даБ) нет |
|
Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
А) даБ) нет |
|
Считаете ли вы себя мечтателем?
А) даБ) нет |
|
Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас выражают несогласие с вами?
А) даБ) нет |
|
Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?
А) даБ) нет |
|
Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого |
|
Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца |
Какое из двух мнений вам ближе?
А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит и лично участвовать в немБ) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам |
|
|
С кем вы предпочитаете работать?
А) с покорными людьми |
Б) с независимыми и самостоятельными людьми |
Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
А) да |
Б) нет |
Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
А) даБ) нет |
|
Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) даБ) нет |
|
Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?
А) дадите принять решение наиболее компетентному из вас |
|
Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других |
Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
А) да |
Б) нет |
Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
А) даБ) нет |
|
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
А) даБ) нет |
|
Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
А) самый компетентный человекБ) тот, у кого самый сильный характер |
|
Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
А) даБ) нет |
|
Уважаете ли вы дисциплину?
А) даБ) нет |
|
Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
А) тот, который все решает сам |
|
Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других |
Какой из следующих стиле руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
А) коллегиальный |
Б) авторитарный |
Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
А) да |
Б) нет |
Какой из следующих «портретов» больше напоминает вас?
А) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет |
|
Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12