После выявления структуры межличностных отношений в группе, переходим ко второму исследованию.
Результаты исследования восприятия индивидом группы
Это исследование проводилось вместе с социометрическим исследованием для изучения восприятия индивидом группы. Для этого исследования была использована методика оценочной биполяризации (по Фидлеру). После обработки результатов исследования были выявлены особенности восприятия группы каждым её членом. И в результате получилось следующее распределение по степени влияния оказывающее на отношение конкретного индивида к другим людям.
Результаты всего исследования в полном объеме представлены в Приложении В. Но, так как, эта таблица очень большая и довольно не наглядна, то мы построим новую сводную таблицу этих результатов (см. Таблица 2). Проанализировав таблицу (Таблица 2 - Реальные выборы группы и восприятие окружающих) получили следующее: 2 члена группы имеют «уравновешенный» тип поведения, 4 члена группы имеют «мягкий» стиль поведения по отношению к окружающим; 3 - «жесткий» стиль поведения; 4 - «сверхжесткий» стиль поведения. Ко всему, этому автор хотел бы заметить, что «мягкому» стилю присуще объективность в отношениях с окружающими, «уравновешенному» - эмоции не мешают объективно оценивать людей, «жесткому» - эмоциональность и «сверхжесткому» - необъективность. В этом исследовании принимали участия, уже не все респонденты, а только их часть - 13 членов группы.
Также полученный результат можно представить в виде графика:
Рисунок 2.5. Процентное соотношение направленности восприятия распределения в группе.
После выше изложенного, перейдём к основным выводам по всей работе и постановка выводов по этим двум исследованиям. Они будут приведены далее в работе.
Результаты исследования лидерских качеств индивидуумов
Проведя исследование лидерских качеств, и систематизировав их, мы получили следующие результаты. Которые можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2.5.).
Лидерские качества группы
Таблица 2.5.
№ |
Код испытуемых |
Тип |
№ |
Код испытуемых |
Тип |
1 |
Е.Е. |
средне |
9 |
А.В. |
средне |
2 |
Д.В. |
средне |
10 |
С.О. |
средне |
3 |
А.Д. |
средне |
11 |
А.Ю. |
средне |
4 |
В.С. |
средне |
12 |
А.С. |
средне |
5 |
Е.В. |
средне |
13 |
А.С. |
средне |
6 |
Е.М. |
средне |
14 |
А.Г. |
средне |
7 |
К.В. |
средне |
15 |
С.В. |
средне |
8 |
Д.А. |
средне |
16 |
В.Г. |
средне |
|
|
|
17 |
О.И. |
средне |
Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношений
Проведя социометрическое исследование и изучение восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе, лидерские качества индивидуумов и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. И это можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2.6.).
Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности
Таблица 2.6.
Социометрический статус |
Кого выбирают |
Восприятие |
Лидерские качества |
«Звезда» |
Д.А |
«мягкость» |
«средне» |
«Предпочитаемые» |
В.С. |
«мягкость» |
«средне» |
|
Д.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
«Игнорируемые» |
К.В |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
А.С. |
«жесткость» |
«средне» |
|
Е.Е. |
«мягкость» |
«средне» |
|
А.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
«Изолированные» |
С.О. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
Е.В. |
«жесткость» |
«средне» |
|
А.Д. |
«уравновешенность» |
«средне» |
|
А.Ю |
«мягкость» |
«средне» |
|
Е.М. |
«уравновешенность» |
«средне» |
|
А.С. |
«жесткость» |
«средне» |
Прежде, чем начать анализ содержимого таблицы «- Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности» отметим, что хоть и в самом исследовании принимали участие выборки 17 человек, то в последнем исследовании могут быть признаны участвовавшими в исследовании только 13 респондент. В связи с этим в окончательном виде в таблице представлены только 13 респондентов, для выявления особенностей восприятия в зависимости от социального статуса.
Как видно из таблицы в группе у «звезды» Д.А., отношение к окружающим, т.е. ко всем членам группы как «предпочитаемым», «игнорируемым», так и к «изолированным» выражается «мягкостью». Значит, оценка людей объективна «по заслугам»: однако при равномерной оценки окружающих порою забывает про эмоциональную составляющую (похвалы например). У «звезды» очень демократичный стиль руководства. Что же касается лидерских качеств «звезд» то они довольно «средне»развиты и не выделяются по отношению с остальной группой. Если говорить о «предпочитаемых», то здесь наблюдается равномерное разделение «жесткостью» и «сверхжесткостью», волевые качества на «среднем» уровне. У «игнорируемых» стили поведения по отношению к другим разнообразны от «мягкости» до «сверхжесткости». Также полученные данные можно представить в виде графика, в котором для облегчения изображения нами все было переведено обратно в баллы.
Следующий этап нашей работы доказать гипотезу математическим методом. Для нас подходит U - критерий Манна-Уитни.
Для того чтобы провести данную обработку, мы составим таблицу полученных результатов по двум классам. В Таблице 2.7.
Таблица 2.7.
Социометрический статус |
Кого выбирают |
Восприятие |
Лидерские качества |
«Звезда» |
Е.С. |
«жесткость» |
«сильно» |
|
А.Н |
«сверхжесткость» |
«сильно» |
|
Д.А |
«мягкость» |
«средне» |
«Предпочитаемые» |
Д.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
А.М., |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
А.С. |
«жесткость» |
«средне» |
|
В.С. |
«мягкость» |
«средне» |
|
Д.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
«Игнорируемые» |
М.С. |
«сверхжесткость» |
«сильно» |
|
О. А. |
«мягкость» |
«средне» |
|
Д.А. |
«жесткость» |
«средне» |
|
М.М |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
П.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
Е.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
К.В |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
А.С. |
«жесткость» |
«средне» |
|
Е.Е. |
«мягкость» |
«средне» |
|
А.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
«Изолированные» |
А.В. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
А.А. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
Ю.И. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
М.С. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
Ж.В. |
«уравновешенность» |
«средне» |
|
А.Н. |
«мягкость» |
«средне» |
|
А.Д. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
С.О. |
«сверхжесткость» |
«средне» |
|
Е.В. |
«жесткость» |
«средне» |
|
А.Д. |
«уравновешенность» |
«средне» |
|
А.Ю. |
«мягкость» |
«средне» |
|
Е.М. |
«уравновешенность» |
«средне» |
|
А.С. |
«жесткость» |
«средне» |
Теперь статистически докажем нашу гипотезу о том, что социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы.
Для этого составим таблицу индивидуальных значений лидерских качеств в выборках подростков «Звезд» (п1= 3) и «Изолированых» (п2= 13).
Индивидуальные значения лидерских качеств в выборках подростков «Звезд» (п1= 3) и «Изолированых» (п2= 13).
Таблица 2.8.
«Звезды» |
«Изолированые» |
||
Код имени испытуемого |
Показатель уровня лидерских качеств |
Код имени испытуемого |
Показатель уровня лидерских качеств |
1. Е.С. |
36 |
1.А.В. |
28 |
2. А.Н. |
40 |
2.А.А. |
27 |
3. Д.А. |
29 |
3.Ю.И. |
27 |
|
|
4.М.С |
33 |
|
|
5.Ж.В. |
26 |
|
|
6.А.Н. |
31 |
|
|
7.А.Д. |
33 |
|
|
8.С.О. |
34 |
|
|
9.Е.В. |
28 |
|
|
10.А.Д. |
29 |
|
|
11.А.Ю. |
33 |
|
|
12.Е.М. |
31 |
|
|
13.А.С. |
28 |
Подсчет ранговых сумм по выборкам «Звезд» и «Изолированных» школьников
Таблица 2.9.
«Звезды» (п1=3) |
«Изолированые» (п2=13) |
||
Показатель уровня лидерских качеств |
Ранг |
Показатель уровня лидерских качеств |
Ранг |
36 |
15 |
28 |
5 |
40 |
16 |
27 |
2,5 |
29 |
7.5 |
27 |
2,5 |
|
|
33 |
12 |
|
|
26 |
1 |
|
|
31 |
9,5 |
|
|
33 |
12 |
|
|
34 |
14 |
|
|
28 |
5 |
|
|
29 |
7,5 |
|
|
33 |
12 |
|
|
31 |
9,5 |
|
|
28 |
5 |
Суммы: 105 |
38,5 |
388 |
97,5 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12