Удовлетворенность трудом педагогов коррекционной школы в процессе труда

Вторую группу факторов составляют мотиваторы, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений. Они выступают стимуляторами эффективного труда. К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность (свой участок работы) и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности личностной самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны, подвижны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты. Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.

Обобщая результаты своих исследований, Херцберг сделал ряд выводов:

1. Отсутствие гигиенических факторов ведет к неудовлетворенности трудом.

2. Наличие мотиваторов может лишь частично и неполно компенсировать отсутствие факторов гигиены.

3. В обычных условиях наличие гигиенических факторов воспринимается, как естественное и не оказывает мотивационного воздействия.4. Позитивное максимальное мотивационное воздействие достигается с помощью мотиваторов при наличии факторов гигиены[35]. Отечественные ученые приступили к исследованию проблем удовлетворенности трудом сравнительно недавно. За это время ими получены важные результаты, раскрывшие, в частности, структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности работников предприятий промышленности, сельского хозяйства и др. Но, к сожалению, уровень этих исследований и практическое применение их результатов не отвечают полностью современным требованиям[33].

В результате изучения отношения людей к благополучию в быту, социально-экономической системе, социальному климату установлено, что работа и карьера имеют для них наибольшее значение наряду с личной жизнью, здоровьем, полноценным досугом. Одним словом, удовлетворенность трудом есть, прежде всего, социальная удовлетворенность, важнейший показатель качества жизни индивидов, групп, населения, нации [34]. Удовлетворенность трудом, отражая социальную сторону трудовой деятельности, связана с рядом таких важных экономических показателей работы трудовых коллективов, как использование рабочего времени, интенсивность и производительность труда, текучесть кадров, условия труда и др. Существует прямая связь между размером заработной платы и уровнем удовлетворенности трудом, а также уровнем трудовой активности. Уровень общей удовлетворенности трудом в значительной степени определяется удовлетворенностью заработной платой. Помимо социально-экономических факторов, на удовлетворенность трудом действуют и другие факторы, в том числе демографические, географические, внешнеполитические [20]. Удовлетворенность трудом имеет функционально-производственную значимость. Она влияет на количественные и качественные результаты работы, срочность и точность выполнения заданий, обязательность в отношении других людей. Отношение к труду может основываться на самооценке работником своих деловых качеств и показателей. При этом самоудовлетворенность и самонеудовлетворенность могут положительно и отрицательно влиять на работу в зависимости от конкретного случая [6]. Знания состояния удовлетворенности трудом, особенно в условиях перехода к многоукладной экономике, является необходимым для руководителей хозяйственных и общественных организаций всех уровней. Забота работодателя об удовлетворенности людей их трудом определяет некоторые существенные типы управленческого поведения, трудовых отношений вообще. Работодатель часто скептически относится к производственно-экономическому эффекту всяких мероприятий по гуманизации труда и считает их финансирование нерациональным. Средства на эти цели обычно тратятся под давлением профсоюзов, правовых инстанций или масс (работников). Это происходит из-за недопонимания важности и значимости для производственной сферы такого показателя, как «удовлетворенность трудом»[27].

Глава 2. Критерии удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной школы в зависимости от стажа работы

2.1 Программа исследования

Исследование проводилось с двумя группами по 15 человек в каждой группе. Первую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 2 до 7 лет. Вторую группу составляют педагоги со стажем педагогической деятельности от 8 до 15 лет. Все педагоги работают в коррекционной школе-интернате и имеют высшее или неоконченное высшее педагогическое образование.

Исследование проводилось при помощи двух методик: «Оценка эмоционально – деятельностной адаптивности», «Интегральная удовлетворенность трудом».

Методика «Интегральная удовлетворенность трудом» позволяет оценить не только общую удовлетворенность своим трудом, но и оценить ее составляющие. Интегративным показателем, отражающим благополучие / неблагополучие личности в коллективе, является удовлетворенность трудом, которая содержит оценки интереса к выполняемой работе, удовлетворенности взаимоотношениями с сотрудниками и с руководством, уровень притязаний в профессиональной деятельности, удовлетворенность условиями, организацией труда, предпочтение выполняемой рабаты высокому заработку, профессиональная ответственность.

При помощи методики «Оценка эмоционально – деятельностной адаптивности» можно выявить высокий, средний, низкий и очень низкий уровни эмоционально – деятельностной адаптивности у педагогов.

2.2 Результаты диагностики удовлетворенности трудом у педагогов коррекционной школы с малым и большим стажем педагогической деятельности

Выявив педагогов с различным стажем педагогической деятельности, мы можем разделить их на группы (см. Табл.1.).


Таблица 1 - Группы испытуемых по стажу педагогической деятельности

1 группа

2 группа

испытуемые

Стаж педагогической деятельности

испытуемые

Стаж педагогической деятельности

ВМА

2

ГМВ

8

МАА

5

ГВА

12

ФИД

4

КЕЮ

10

БДС

3

ГОВ

10

СВБ

3

МТВ

9

ИОЮ

5

ЧЕЕ

8

ОТВ

7

ПОА

9

ПМВ

2

РЕВ

11

ЗТВ

3

ДИМ

8

ЛНМ

2

КТД

10

СИВ

4

КАФ

12

ОММ

4

ЛЛС

12

ЗЕС

6

ДЕВ

15

ЧНА

7

КИВ

13

МГВ

5

БНИ

15


Как видно из Таблицы 1 педагогов с различным стажем педагогической деятельности мы можем разделить на 2 группы: 1 группа – стаж работы от 2 до 7 лет, 2 группа – стаж работы от 8 до 15 лет.

Анализируя полученные данные по выявлению педагогов по стажу педагогической деятельности, мы можем сделать следующие выводы (см. Табл. 2.)

Таблица 2 - Количество испытуемых в группах по стажу педагогической деятельности

Стаж работы

количество

человек

%

Малый

15

50

Большой

15

50


Как видно из Таблицы 2 педагогов с малым педагогическим стажем 15 человек, что составляет 50%, с большим стажем педагогической деятельности - 15 человек, что составляет 50 %.

При помощи методики «Оценка эмоционально – деятельностной адаптивности» выявим у двух групп испытуемых уровни эмоционально – деятельностной адаптивности (см. Табл. 3).


Таблица 3 - Уровни эмоционально – деятельностной адаптивности.

Малый стаж педагогической деятельности

Большой стаж педагогической деятельности


Испы-

туемые


Выс. ур.

0–3 б.


Ср ур.

4–9 б.


Низ. ур.

10-19 б.

Очень низкий ур.

20-23 б.


Испы-

тумые


Выс. ур.

0–3

б.


Ср ур.

4–9 б.


Низ. ур.

10-19 б.

Очень низкий ур.

20-23 б.

ВМА



11


ГМВ



10


МАА


9



ГВА



12


ФИД



11


КЕЮ

2




БДС


9



ГОВ


6



СВБ


9



МТВ



16


ИОЮ


9



ЧЕЕ


8



ОТВ



11


ПОА



12


ПМВ


9



РЕВ


5



ЗТВ



10


ДИМ


6



ЛНМ


5



КТД


6



СИВ

3




КАФ



12


ОММ



12


ЛЛС


8



ЗЕС


5



ДЕВ


7



ЧНА



13


КИВ


8



МГВ


6



БНИ



14


КОЛ-ВО

ИСП-ЫХ



1



8



6



-




1



8



6



-

%

6,7

53,3

40

-


6,7

53,3

40

-


Как видно из Таблицы 3, педагоги с малым стажем педагогической деятельности имеют: высокий уровень – 1 чел., что составляет 6,7%; средний уровень – 8 чел., что составляет 53,3 %; низкий уровень – 6 чел., что составляет 40 %; педагоги с большим стажем педагогической деятельности имеют: высокий уровень – 1 чел., что составляет 6,7%; средний уровень – 8 чел., что составляет 53,3 %; низкий уровень – 6 чел., что составляет 40 %.


Рис. 1


Уровни эмоционально – деятельностной адаптивности у педагогов с большим и малым стажем педагогической деятельности (методика «Оценка эмоционально – деятельностной адаптивности»).

Как видно из Рис. 1., уровни эмоционально – деятельностной адаптивности у педагогов с малым стажем педагогической деятельности не отличается от уровней эмоционально – деятельностной адаптивности у педагогов с большим стажем педагогической деятельности.

При помощи методики «Интегральная удовлетворенность трудом» выявим у двух групп испытуемых уровень интереса к работе (см. Табл. 4).


Таблица 4 - Уровень интереса к работе (методика «Интегральная удовлетворенность трудом»)

Малый стаж педагогической деятельности

Большой стаж педагогической деятельности


Испы-

туемые


Высокий урровень

56-100%


Средний уровень

45-55%


Низкий уровень

0-44%


Испы-

тумые


Высокий урровень

56-100%


Средний уровень

45-55%


Низкий уровень

0-44%

ВМА

100



ГМВ

67



МАА

83



ГВА

83



ФИД

67



КЕЮ

83



БДС

83



ГОВ


50


СВБ

67



МТВ

67



ИОЮ

67



ЧЕЕ

83



ОТВ

83



ПОА


50


ПМВ

83



РЕВ

67



ЗТВ

83



ДИМ

67



ЛНМ

83



КТД

67



СИВ

67



КАФ

83



ОММ

67



ЛЛС

83



ЗЕС


50


ДЕВ

67



ЧНА

67



КИВ

67



МГВ


50


БНИ

100



КОЛ-ВО

ИСП-ЫХ


13

2

-


13

2

-

%

86,7

13,3

-


86,7

13,3


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты