Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей

9. Гордон Т.Р. Повышение родительской эффективности. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.

10.Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. - 204 с.

11.Дементьева И.Ф. Воспитательный потенциал современной семьи: монография . - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания РАО. - 2003. - 160 с.

12.Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб., 1999. – 224с.

13.Детский практический психолог. Программы и методические материалы / Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. М.: ACADEMA. 2001.

14.Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1986. - №4.

15.Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., Академия, 2000. 329 с.

16.Запорожец А.В.Воспитание эмоций и чувств ребенка // Эмоциоанльное развитие ребенка / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М.:Просвещение,, 1986.- С.12-68.

17.Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.

18.Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении детей. – М.,1993

19.Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 1998.- №1

20.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2006.

21.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1983. – 208с.

22.Коломинский Я. А. Психология взаимоотношений в малых группах (Общение и возрастные особенности). - М., 1976. - 238 с.

23.Кошелева А.Д. Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру // Детский сад от А до Я. - 2004. - №4. - С.124-136.

24.Кулакова Е. Изучение эмоционального сочувствия дошкольника в семье // Обруч. – 1999. - №5

25.Кучерова Е.В. Эмоциональное благополучие детей как показатель их психологического здоровья// А.В.Запорожец и современная наука о детях. - М., 1996. С- 45-51.

26.Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Р., Либлина М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. - М.: Изд. МГУ,1991.

27.Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М., 2007. – 432с.

28.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж, 1997.- 216с.

29.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.

30.Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание. 1997. №1, 73с.

31.Майер И.П.Развитие эмоциональной сферы как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста / И.П. Майер // Психолог в детском саду. - 2000. - № 1. С. 65-69.

32.Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997

33.Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. 566с.

34.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2002.

35.Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000.

36.Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288с.

37.Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – С. 259.

38.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Психология образования. 608с.

39.Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб. 2006 г.260с.

40.Островская Л.Ф. Педагогические знания родителя: (Материалы семинаров для родителей). Пособия для воспитателя д/у. - М.: Просвещение, 1983.- 76с.

41.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт.- М., 1993. – 380с.

42.Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1999.- 584с.

43.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред.И.В. Дубровиной. – М., 1999. – 160с.

44.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования./ Под ред. Е.Г.Силяевой. – М., 2005. – 156с.

45.Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.

46.Родители и дети: психология взаимоотношений / Под редакцией Е.А.Савиной и Е.О.Смирновой . – М: «Когито-Центр»,2003. – 230с.

47.Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей //Вестник Московского университета. – 2002.- №2

48. Семаго Н.Я. Метаморфозы. Диагностика эмоциональной сферы ребенка //Вестник практической психологии образования. – 2004. - №1

49.Семья в психологической консультации. / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Педагогика, 1989. – 208с.

50.Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.3- 9.

51.Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии// Детский практический психолог. - М.: Просвещение, 2001. - 114 с.

52. Флэйк- Хобкон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. –М., 1998.

53.Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.

54.Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.

55.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 384с.

56.Шаграева О.А.,Кошелева А.Д., Лобза О.В. и др. Ребенок в семье: Учебное пособие. - М.: МГПУ, 2007. - 386 с.

57. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 214 с.

58.Шнейдер Л.Б. Семейная психология.- М., 2006. – 768с.

59.Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. – М. – СПб., 1996. – 365с.

60.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. –656с.

61.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. М., 1989.

62.Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003.

63.Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

64.Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

65.Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.

Приложение 1

Методика «Анализ семейного воспитания».

Авторы: Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис

Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ребенка, выявлении ошибок в родительском воспитании. Существует в двух вариантах для родителей детей в возрасте 3—10 лет и для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.

Методика «Анализ семейного воспитания» включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В его основе лежат 20 шкал. Первые 11 шкал позволяют установить стиль семейного воспитания, 12-я, 13-я, 17-я, и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы дают представление о системе взаимных влияний, 16-я, 19-я, и 20-я шкалы — о механизмах семейной интеграции.

Порядок работы с методикой, обработка результатов.

Методика представляет собой бланк – 130 суждений, они расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним свое отношение в виде согласия или несогласия, допускается при затруднении ответа на вопрос поставить вопросительный знак, но таких ответов должно быть не больше пяти. На заполнение вопросника потребуется примерно 25 минут.

 После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале. На бланке регистрации ответов номера ответов, относящихся к одной шкале, расположены в одной строке (исключение составляют 6 шкал, подчеркнутых в регистрационном бланке). Это дает возможность быстрого подсчета баллов по каждой шкале путем суммирования положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Справа в бланке регистрации ответов указано сокращенное название шкалы и диагностическое значение. Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное значение по каждому из признаков составляет 10 баллов, минимальное — 1. Если число баллов достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя диагностируется тот или иной тип отклонения в воспитании. Если название шкал подчеркнуты, то к результату необходимо прибавить число баллов по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка и обозначена теми же буквами.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необходимо обратиться к таблице диагностики типов семейного воспитания для установления типа неправильного семейного воспитания.


Бланк ответов

1

21

41

61

81


2

22

42

62

82


3

23

43

63

83


4

24

44

64

84


5

25

45

65

85


6

26

46

66

86


7

27

47

67

87


8

28

48

68

88


9

29

49

69

89


10

30

50

70

90


11

31

51

71

91


12

32

52

72

92


13

33

53

73

93


14

34

54

74

94


15

35

55

75

95


16

36

56

76

96


17

37

57

77

97


18

38

58

78

98


19

39

59

79

99


20

40

60

80

100


101

107

113

119

125


102

108

114

120

126


103

109

115

121

127


104

110

116

122

128


105

111

117

123

129


106

112

118

124

130



Инструкция: Предлагаемый вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке для ответов". Читайте по очереди утверждения опросника. Если вы, в общем, согласны с ними, то в "Бланке ответов" обведите кружком номер ответа. Если вы, в общем, не согласны — зачеркните тот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше пяти.

В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете.

Текст опросника

(для родителей детей в возрасте 3—10 лет)

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) — пообщаться, поиграть.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам(а).

5. Наш ребенок имеет больше обязанностей — уход за собой, поддержание порядка — чем большинство детей его возраста.

6. Моего ребенка очень трудно заставить сделать что-нибудь, что он не любит.

7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители.

8. Мой сын (дочь) легко нарушают запреты.

9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10.Если только возможно, я стараюсь не наказывать сына (дочь).

11.Когда я в хорошем настроении, я нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал(а) бы.

12.Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13.Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.

14.Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (ней) неправильно.

15.У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16.Общение с детьми, в общем-то, утомительное дело.

17.У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18.Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

19.Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20.Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21.Мой сын (дочь) для меня — самое главное в жизни.

22.Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.

23.Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.

24.Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем 1 раз объяснить ему (ей).

25.Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26.Нередко бывает так: я несколько раз напоминаю сыну (дочери) о необходимости сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27.Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28.Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.

29.Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30.Я очень редко ругаю сына (дочь).

31.В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32.Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.

33.Меня огорчает то, что мой сын (дочь) быстро становится взрослым(ой).

34.Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, то лучше все сделать так, как он хочет.

35.Мой ребенок растет слабым и болезненным.

36.Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37.У моего сына (дочери) есть слабости, которые не исправляются, хотя упорно с ними борюсь.

38.Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39.Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40.Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41.Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.

42.Мне много раз пришлось пропускать родительские собрания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты