Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей

Следует отметить, что негативные выборы ребенка (отвержения), являются зачастую более яркими и очевидными для интерпретации проектируемых особенностей и личностных проблем. Они являются более показательными индикаторами психологических особенностей детей по сравнению с позитивными выборами, так как именно в этом случае выявляются индивидуальные личностные особенности. В то же время позитивные выборы могут в отдельных случаях выявлять стереотипные (общепринятые) или шаблонные типы поведения. Сколь бы различны ни были ответы ребенка, его представления - предпочтения или отвержения (положительные или отрицательные выборы), для удобства анализа их можно сгруппировать и представить в виде определенных типов ответов. Понятно, что в каждом конкретном случае отнесение выбора к тому или иному типу достаточно условно. Тем не менее, выделяются основные варианты ответов (выборов ребенка), которые можно условно отнести к следующим категориям: условно нормативное эмоциональное поведение; демонстративное эмоциональное поведение; защитное эмоциональное поведение.

Анализ ответов на дополнительные вопросы должен осуществляться в том же ключе, что и анализ ответов на основные категории. Однако здесь допускается несколько большая свобода анализа и интерпретации, в том числе с точки зрения чисто бытовой логики. Необходимо также учитывать общекультурный и социальный уровень семьи обследуемого ребенка, окружающую его социальную среду в целом.

После того как ребенок ответит на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой категории. Ответы испытуемых оцениваются следующим образом: каждый ответ, совпадающий с ключом (типы ответов по основным категориям) по каждой категории оценивается в 1 балл. Доминирует тот тип поведения, баллы которого соответствуют наибольшему баллу (от 16 до 8).

Типы ответов по основным категориям

Условно нормативные выборы по основным категориям

В этом разделе приводятся наиболее часто встречающиеся типичные ответы (выборы), которые дают дети 5-6-летнего возраста при отсутствии у них каких-либо выраженных личностных проблем (условно нормативные выборы).

Условно нормативные выборы предпочтения

Ж - «Кошкой - она красивая», «Собакой - она живет вместе с человеком», «Котом - мне нравится».

Р - «Цветком - растут везде», «Деревом - оно крепкое, живет долго».

П - «Чашкой, тарелкой (и подобное) - они всегда нужны, без них нельзя есть».

М «Шкафом - он большой, в нем много вещей лежит».

О - «Кофтой, брюками, курткой - они нужны, их носят».

И - «Куклой, машинкой, трансформером - в них играют, мне нравится».

Условно нормативные выборы отвержения.

 Ж - «Волком - он злой», «Зайцем - он ото всех бегает», «Жабой - она противная».

 Р - «Крапивой - она колется», «Травой -она под ногами».

П - «Чашкой, тарелкой - они бьются», «Кастрюлей, чайником - они на огне стоят».

М - «Креслом, кроватью - тяжелое, стоит на одном месте», «Табуреткой - она ломается».

О - «Ботинками, сапогами - не нравятся», «Штанами - на них сидят».

И - «Соской, погремушкой - играют маленькие», «Барби - в нее девчонки играют» (ответы мальчиков), «Машиной, танком - мальчишки играют» (ответы девочек).

Защитные выборы

Защитными считаются те выборы, в которых объект превращения является максимально защищенным, минимально уязвимым как для внешних, так и для внутренних воздействий.

Защитные выборы предпочтения

Ж - «Птицей - она высоко летает, никто ее не трогает», «Черепахой - у нее толстый панцирь, она ничего не чувствует, нельзя ударить», «Кротом - он живет под землей, его не видно, никто его не трогает».

Р - «Кактусом (частый вариант - розой) он (она) колючий», к нему (к ней) никто не подойдет, нельзя трогать».

П - «Железной кружкой, миской - ее нельзя разбить», «Вазой (или подобное) в серванте - ее никто не берет, ею не пользуются», «Тарелкой на стене - она не служит для употребления».

М - «Пуфиком - на нем никто не сидит», «Зеркалом - оно просто висит, ничего не надо делать».

О - «Шапкой - она наверху, на нее ничего не надевают», «Нарядным костюмом - он редко одевается и поэтому не портится».

И - «Подарочной куклой, сувениром - в них не играют и не трогают руками».

Защитные выборы отвержения

Ж - «Слоном, волком, зайцем, уткой (и тому подобное) - на них охотятся, продают шкуру».

Р - «Не быть каким-либо красивым цветком или ценной породой дерева - их срывают, пилят», «Травой -ее топчут».

П - «Тарелкой, чашкой, рюмкой (и тому подобное), тем, что бьется», «Чайником - он на огне».

М - «Вешалкой - на ней обязательно что-нибудь висит, каждый трогает».

О - «Ботинками - они все время в грязи», «Джинсами - их носят, носят до дыр», «Зонтом- на него сыпется всякая гадость».

И - «Мячиком - он прыгает все время и бьют его все время», «Коллекционной машинкой (и подобное) -все трогают, сравнивают, критикуют».

Демонстративные выборы

К выборам этой категории относятся все варианты демонстративного поведения и наличия мотивов быть в центре внимания, однако сюда можно также отнести ответы, направленные на привлечение внимания, вызванные потребностью во внимании при ощущении его дефицита. Демонстративные выборы можно рассматривать и как средство инициации общения и взаимодействия.

Демонстративные выборы предпочтения

Ж - «Кошечкой - она красивая, ее все любят, гладят», «Пантерой - она грациозная, сильная, стройная», «Чайкой - она красивая, белая».

Р - «Розой (варианты тюльпан, астрой, гладиолусом и т.п.) - она красивая», «Елкой - ее на новый год ставят, украшают».

П - «Вазой (рюмкой и тому подобное) - она красивая», «Посудой, которую ставят на праздники, так как она красивая».

М - «Креслом - в нем удобно сидеть», «Трюмо (вариант: зеркалом) - на нем стоят красивые вещи, духи, салфеточки».

О - приводятся те предметы, которые красивы или модны с точки зрения ребенка, которые привлекают внимание.

И - «Барби - она красивая, у нее много платьев, ее все любят» (в основном выбор девочек), «Красивой машинкой (новой или коллекционной), велосипедом» (чаще выбирают мальчики).

Демонстративные выборы отвержения

Ж - «Не хочу быть мышкой - она маленькая, серенькая, незаметная», «Змеей, волком, крысой, крокодилом, акулой».

Р - «Ромашкой - она некрасивая», «Травой, подорожником - их все топчут, не замечают».

П- выбор старой, разбитой, сломанной посуды определяется причиной некрасивости и невостребованности

М - ответы по этой категории аналогичны ответам категории «Посуда».

О - ребенок, как правило, не соглашается превратиться в старую, грязную, испорченную одежду (ответы мальчиков). У девочек в качестве отвержения в данной категории часто выступает еще и одежда устаревшая, немодная. Например: «Шерстяное пальто». Очень часто данном типе выбора отвергаемым объектом выступает обувь.

И - здесь в основном звучит тема старых, сломанных, заброшенных игрушек.

Ребенку предлагается следующий вопрос: «Представь, что мы играем в волшебника. И в этой игре волшебник предлагает тебе превратиться в какое-нибудь животное (растение, одежду и т.д.). Каким животным ты хотел бы стать больше всего (ты не хочешь превращаться ни за что)? Почему?»

Ответы фиксируются в следующий бланк:



1. Позитивный выбор

2. Негативный выбор

Животное



Растение



Посуда



Мебель



Одежда



Игрушка



Цвет



Член семьи




Протокол обследования

3. Дополнительные вопросы

а) Если бы ты мог выбрать, кем быть мальчиком или девочкой, что бы ты выбрал, почему?___________________________________

б) Если бы у тебя было много свободного времени, что бы ты стал делать, почему?

в) Если бы ты мог изменить что-то в своей жизни или в жизни окружающих тебя людей, что бы ты изменил?___________________

4. Три самых заветных желания

Приложение 2


Матрица сырых данных

гиперпротекция

гипопротекция

потворствование

игнорирование потребностей ребенка

чрезмерность требований/обязанностей

недостаточность требований/обязанностей

чрезмерность требований/запретов

недостаточность требований/запретов

чрезмерность санкций

недостаточность санкций

неустойчивость стиля воспитания

расширение сферы родительских чувств

предпочтение детских качеств

воспитательная неуверенность родителя

фобия утраты ребенка

неразвитость родительских чувств

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств

вынесение конфликта в сферу воспитания

предпочтение женских качеств

предпочтение мужских качеств

эмоциональное отношение родителей к детям

эмоциональное поведение детей

эмоциональное отношение детей

эмоциональная близость

1

9

4

5

0

1

4

4

1

2

1

3

5

2

4

1

1

3

1

5

0

1

1

1

1

2

5

6

7

4

3

5

5

2

4

3

3

3

1

4

4

4

3

2

4

3

2

2

2

1

3

6

6

5

2

3

3

2

1

3

3

2

4

2

1

6

8

1

2

2

1

1

2

2

1

4

5

1

6

1

1

3

4

1

3

4

2

2

1

3

2

0

0

0

4

1

1

3

3

1

5

9

2

5

1

2

4

5

2

2

5

3

4

5

2

1

0

4

3

5

0

3

2

3

1

6

5

3

6

0

1

5

2

3

2

2

1

0

2

2

1

3

0

1

1

0

1

1

3

1

7

10

6

8

4

1

5

2

3

1

3

1

5

2

5

8

7

3

3

4

1

1

1

2

1

8

2

4

2

1

2

1

0

3

0

3

2

0

0

2

3

1

1

0

2

1

1

1

2

1

9

7

2

4

1

1

2

2

2

2

5

2

4

1

4

2

2

3

1

3

1

3

2

1

1

10

2

5

2

2

3

3

3

2

3

1

1

4

2

2

4

6

1

4

2

2

2

1

1

2

11

2

5

4

0

1

2

4

2

2

3

2

3

2

5

1

2

2

1

3

1

1

1

1

1

12

1

3

4

1

2

4

4

4

1

4

1

1

1

4

0

1

2

1

1

2

1

2

1

1

13

5

1

6

1

1

2

1

1

0

5

1

2

0

3

1

1

0

0

4

0

1

1

2

1

14

4

3

5

1

1

3

2

2

1

3

3

7

1

0

2

3

0

1

3

1

3

1

2

1

15

5

4

2

1

2

3

0

3

3

3

4

1

1

4

4

3

3

1

4

0

1

1

3

1

16

4

7

5

2

3

3

1

1

4

3

3

3

3

2

5

4

1

4

2

1

2

2

3

2

17

6

1

6

0

0

5

3

2

1

3

1

4

1

2

1

3

3

1

5

0

3

1

2

2

18

4

5

7

4

2

4

2

3

1

2

3

6

2

3

8

3

1

2

1

4

2

2

1

1

19

4

6

4

3

2

2

2

2

3

3

3

4

3

2

4

5

2

2

2

2

1

2

3

1

20

6

2

4

2

1

2

2

3

0

2

2

1

0

3

1

0

1

0

2

0

1

3

3

2

21

3

6

2

1

5

1

4

3

0

2

1

5

2

1

4

4

2

2

3

2

1

2

2

2

22

7

1

6

0

2

0

2

2

0

5

1

2

0

4

1

0

0

1

4

0

1

1

3

2

23

2

6

4

3

2

0

3

3

3

2

2

5

1

3

5

3

3

0

2

4

1

1

1

1

24

4

9

2

5

2

4

2

3

2

3

1

8

1

4

6

6

1

2

4

3

3

3

3

2

25

4

5

3

0

1

4

3

2

4

5

2

3

4

0

2

5

2

4

2

2

3

1

2

1

26

5

2

4

0

1

2

1

3

2

1

0

3

1

0

1

0

1

0

3

1

1

3

3

2

27

4

2

4

1

1

2

1

1

2

5

1

3

0

3

0

0

1

0

2

0

1

2

3

2

28

7

2

5

0

1

3

3

2

1

4

3

1

3

3

11

3

0

1

2

1

1

2

1

1

29

5

1

3

1

1

0

2

3

1

3

1

1

0

1

0

1

1

1

2

1

1

3

3

2

30

4

3

4

3

2

2

3

0

2

3

2

6

1

4

0

5

2

2

3

1

2

3

3

2

31

7

2

7

2

2

2

3

2

4

1

3

4

1

4

2

6

4

1

3

3

1

1

2

2

32

4

4

2

3

1

3

2

1

3

2

3

5

2

2

2

5

2

1

3

2

1

2

2

2

33

5

6

9

2

1

5

1

3

2

3

3

3

1

5

2

5

1

2

4

0

1

1

1

1

34

2

3

5

1

2

0

2

4

4

3

1

4

2

3

2

4

2

2

3

2

2

3

1

1

35

6

4

6

1

1

1

5

3

1

3

0

4

0

2

1

2

0

0

1

0

3

3

1

1

36

6

1

2

1

1

1

2

2

3

3

11

5

0

4

3

1

1

0

3

1

1

3

1

1

37

4

7

4

3

3

4

4

3

2

1

1

7

4

3

7

6

3

2

3

3

1

2

1

2

38

4

3

1

1

0

1

1

2

2

0

1

3

0

5

3

2

3

3

1

0

1

1

1

1

39

7

1

3

2

1

2

2

2

1

4

2

1

0

3

3

1

1

0

5

0

1

2

1

1

40

8

2

2

1

1

0

2

2

1

4

3

4

1

3

1

1

0

0

5

0

1

1

1

1

41

7

3

5

2

3

2

1

3

2

3

1

1

1

1

1

1

0

2

3

1

1

3

3

2

42

9

3

3

0

2

2

3

0

0

3

0

0

0

0

1

0

2

1

0

0

1

1

1

1

43

3

5

4

2

2

1

4

1

0

2

4

3

0

2

4

5

0

3

2

1

1

3

2

1

44

6

3

4

1

1

1

5

1

1

5

1

1

3

2

1

0

0

0

2

0

1

2

1

1

45

4

2

4

4

2

3

4

2

1

0

2

7

1

3

4

4

1

2

1

1

1

3

1

2

46

8

2

3

0

1

3

1

1

1

4

4

3

1

2

2

2

1

0

5

0

1

3

2

1

47

8

3

2

0

1

2

5

2

2

2

2

3

1

1

2

1

2

0

4

0

3

1

1

1

48

7

3

4

2

1

2

2

4

1

3

2

0

0

4

2

1

0

1

2

1

1

1

1

1

49

4

4

6

3

2

4

2

1

3

3

3

3

1

3

2

4

1

2

4

3

1

1

2

2

50

4

7

2

4

3

3

0

2

2

3

2

8

2

2

6

4

2

3

2

3

1

1

1

2

51

2

3

2

3

4

3

4

3

1

3

3

5

2

3

3

5

3

1

1

3

2

1

3

2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты