Следует отметить, что негативные выборы ребенка (отвержения), являются зачастую более яркими и очевидными для интерпретации проектируемых особенностей и личностных проблем. Они являются более показательными индикаторами психологических особенностей детей по сравнению с позитивными выборами, так как именно в этом случае выявляются индивидуальные личностные особенности. В то же время позитивные выборы могут в отдельных случаях выявлять стереотипные (общепринятые) или шаблонные типы поведения. Сколь бы различны ни были ответы ребенка, его представления - предпочтения или отвержения (положительные или отрицательные выборы), для удобства анализа их можно сгруппировать и представить в виде определенных типов ответов. Понятно, что в каждом конкретном случае отнесение выбора к тому или иному типу достаточно условно. Тем не менее, выделяются основные варианты ответов (выборов ребенка), которые можно условно отнести к следующим категориям: условно нормативное эмоциональное поведение; демонстративное эмоциональное поведение; защитное эмоциональное поведение.
Анализ ответов на дополнительные вопросы должен осуществляться в том же ключе, что и анализ ответов на основные категории. Однако здесь допускается несколько большая свобода анализа и интерпретации, в том числе с точки зрения чисто бытовой логики. Необходимо также учитывать общекультурный и социальный уровень семьи обследуемого ребенка, окружающую его социальную среду в целом.
После того как ребенок ответит на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой категории. Ответы испытуемых оцениваются следующим образом: каждый ответ, совпадающий с ключом (типы ответов по основным категориям) по каждой категории оценивается в 1 балл. Доминирует тот тип поведения, баллы которого соответствуют наибольшему баллу (от 16 до 8).
Типы ответов по основным категориям
Условно нормативные выборы по основным категориям
В этом разделе приводятся наиболее часто встречающиеся типичные ответы (выборы), которые дают дети 5-6-летнего возраста при отсутствии у них каких-либо выраженных личностных проблем (условно нормативные выборы).
Условно нормативные выборы предпочтения
Ж - «Кошкой - она красивая», «Собакой - она живет вместе с человеком», «Котом - мне нравится».
Р - «Цветком - растут везде», «Деревом - оно крепкое, живет долго».
П - «Чашкой, тарелкой (и подобное) - они всегда нужны, без них нельзя есть».
М «Шкафом - он большой, в нем много вещей лежит».
О - «Кофтой, брюками, курткой - они нужны, их носят».
И - «Куклой, машинкой, трансформером - в них играют, мне нравится».
Условно нормативные выборы отвержения.
Ж - «Волком - он злой», «Зайцем - он ото всех бегает», «Жабой - она противная».
Р - «Крапивой - она колется», «Травой -она под ногами».
П - «Чашкой, тарелкой - они бьются», «Кастрюлей, чайником - они на огне стоят».
М - «Креслом, кроватью - тяжелое, стоит на одном месте», «Табуреткой - она ломается».
О - «Ботинками, сапогами - не нравятся», «Штанами - на них сидят».
И - «Соской, погремушкой - играют маленькие», «Барби - в нее девчонки играют» (ответы мальчиков), «Машиной, танком - мальчишки играют» (ответы девочек).
Защитные выборы
Защитными считаются те выборы, в которых объект превращения является максимально защищенным, минимально уязвимым как для внешних, так и для внутренних воздействий.
Защитные выборы предпочтения
Ж - «Птицей - она высоко летает, никто ее не трогает», «Черепахой - у нее толстый панцирь, она ничего не чувствует, нельзя ударить», «Кротом - он живет под землей, его не видно, никто его не трогает».
Р - «Кактусом (частый вариант - розой) он (она) колючий», к нему (к ней) никто не подойдет, нельзя трогать».
П - «Железной кружкой, миской - ее нельзя разбить», «Вазой (или подобное) в серванте - ее никто не берет, ею не пользуются», «Тарелкой на стене - она не служит для употребления».
М - «Пуфиком - на нем никто не сидит», «Зеркалом - оно просто висит, ничего не надо делать».
О - «Шапкой - она наверху, на нее ничего не надевают», «Нарядным костюмом - он редко одевается и поэтому не портится».
И - «Подарочной куклой, сувениром - в них не играют и не трогают руками».
Защитные выборы отвержения
Ж - «Слоном, волком, зайцем, уткой (и тому подобное) - на них охотятся, продают шкуру».
Р - «Не быть каким-либо красивым цветком или ценной породой дерева - их срывают, пилят», «Травой -ее топчут».
П - «Тарелкой, чашкой, рюмкой (и тому подобное), тем, что бьется», «Чайником - он на огне».
М - «Вешалкой - на ней обязательно что-нибудь висит, каждый трогает».
О - «Ботинками - они все время в грязи», «Джинсами - их носят, носят до дыр», «Зонтом- на него сыпется всякая гадость».
И - «Мячиком - он прыгает все время и бьют его все время», «Коллекционной машинкой (и подобное) -все трогают, сравнивают, критикуют».
Демонстративные выборы
К выборам этой категории относятся все варианты демонстративного поведения и наличия мотивов быть в центре внимания, однако сюда можно также отнести ответы, направленные на привлечение внимания, вызванные потребностью во внимании при ощущении его дефицита. Демонстративные выборы можно рассматривать и как средство инициации общения и взаимодействия.
Демонстративные выборы предпочтения
Ж - «Кошечкой - она красивая, ее все любят, гладят», «Пантерой - она грациозная, сильная, стройная», «Чайкой - она красивая, белая».
Р - «Розой (варианты тюльпан, астрой, гладиолусом и т.п.) - она красивая», «Елкой - ее на новый год ставят, украшают».
П - «Вазой (рюмкой и тому подобное) - она красивая», «Посудой, которую ставят на праздники, так как она красивая».
М - «Креслом - в нем удобно сидеть», «Трюмо (вариант: зеркалом) - на нем стоят красивые вещи, духи, салфеточки».
О - приводятся те предметы, которые красивы или модны с точки зрения ребенка, которые привлекают внимание.
И - «Барби - она красивая, у нее много платьев, ее все любят» (в основном выбор девочек), «Красивой машинкой (новой или коллекционной), велосипедом» (чаще выбирают мальчики).
Демонстративные выборы отвержения
Ж - «Не хочу быть мышкой - она маленькая, серенькая, незаметная», «Змеей, волком, крысой, крокодилом, акулой».
Р - «Ромашкой - она некрасивая», «Травой, подорожником - их все топчут, не замечают».
П- выбор старой, разбитой, сломанной посуды определяется причиной некрасивости и невостребованности
М - ответы по этой категории аналогичны ответам категории «Посуда».
О - ребенок, как правило, не соглашается превратиться в старую, грязную, испорченную одежду (ответы мальчиков). У девочек в качестве отвержения в данной категории часто выступает еще и одежда устаревшая, немодная. Например: «Шерстяное пальто». Очень часто данном типе выбора отвергаемым объектом выступает обувь.
И - здесь в основном звучит тема старых, сломанных, заброшенных игрушек.
Ребенку предлагается следующий вопрос: «Представь, что мы играем в волшебника. И в этой игре волшебник предлагает тебе превратиться в какое-нибудь животное (растение, одежду и т.д.). Каким животным ты хотел бы стать больше всего (ты не хочешь превращаться ни за что)? Почему?»
Ответы фиксируются в следующий бланк:
|
1. Позитивный выбор |
2. Негативный выбор |
Животное |
|
|
Растение |
|
|
Посуда |
|
|
Мебель |
|
|
Одежда |
|
|
Игрушка |
|
|
Цвет |
|
|
Член семьи |
|
|
Протокол обследования
3. Дополнительные вопросы
а) Если бы ты мог выбрать, кем быть мальчиком или девочкой, что бы ты выбрал, почему?___________________________________
б) Если бы у тебя было много свободного времени, что бы ты стал делать, почему?
в) Если бы ты мог изменить что-то в своей жизни или в жизни окружающих тебя людей, что бы ты изменил?___________________
4. Три самых заветных желания
Приложение 2
Матрица сырых данных
№ |
гиперпротекция |
гипопротекция |
потворствование |
игнорирование потребностей ребенка |
чрезмерность требований/обязанностей |
недостаточность требований/обязанностей |
чрезмерность требований/запретов |
недостаточность требований/запретов |
чрезмерность санкций |
недостаточность санкций |
неустойчивость стиля воспитания |
расширение сферы родительских чувств |
предпочтение детских качеств |
воспитательная неуверенность родителя |
фобия утраты ребенка |
неразвитость родительских чувств |
проекция на ребенка собственных нежелательных качеств |
вынесение конфликта в сферу воспитания |
предпочтение женских качеств |
предпочтение мужских качеств |
эмоциональное отношение родителей к детям |
эмоциональное поведение детей |
эмоциональное отношение детей |
эмоциональная близость |
1 |
9 |
4 |
5 |
0 |
1 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
5 |
2 |
4 |
1 |
1 |
3 |
1 |
5 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
5 |
6 |
7 |
4 |
3 |
5 |
5 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
1 |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
6 |
6 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
4 |
2 |
1 |
6 |
8 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
5 |
1 |
6 |
1 |
1 |
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
4 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
5 |
9 |
2 |
5 |
1 |
2 |
4 |
5 |
2 |
2 |
5 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
0 |
4 |
3 |
5 |
0 |
3 |
2 |
3 |
1 |
6 |
5 |
3 |
6 |
0 |
1 |
5 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
3 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
7 |
10 |
6 |
8 |
4 |
1 |
5 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
5 |
2 |
5 |
8 |
7 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
8 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
3 |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
9 |
7 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
4 |
1 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
10 |
2 |
5 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
4 |
2 |
2 |
4 |
6 |
1 |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
11 |
2 |
5 |
4 |
0 |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
5 |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
1 |
3 |
4 |
1 |
2 |
4 |
4 |
4 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
13 |
5 |
1 |
6 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
5 |
1 |
2 |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
4 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
14 |
4 |
3 |
5 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
7 |
1 |
0 |
2 |
3 |
0 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
15 |
5 |
4 |
2 |
1 |
2 |
3 |
0 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
4 |
4 |
3 |
3 |
1 |
4 |
0 |
1 |
1 |
3 |
1 |
16 |
4 |
7 |
5 |
2 |
3 |
3 |
1 |
1 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
5 |
4 |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
17 |
6 |
1 |
6 |
0 |
0 |
5 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
1 |
5 |
0 |
3 |
1 |
2 |
2 |
18 |
4 |
5 |
7 |
4 |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
6 |
2 |
3 |
8 |
3 |
1 |
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
1 |
1 |
19 |
4 |
6 |
4 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
1 |
20 |
6 |
2 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
3 |
2 |
21 |
3 |
6 |
2 |
1 |
5 |
1 |
4 |
3 |
0 |
2 |
1 |
5 |
2 |
1 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
22 |
7 |
1 |
6 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
5 |
1 |
2 |
0 |
4 |
1 |
0 |
0 |
1 |
4 |
0 |
1 |
1 |
3 |
2 |
23 |
2 |
6 |
4 |
3 |
2 |
0 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
5 |
1 |
3 |
5 |
3 |
3 |
0 |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
24 |
4 |
9 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
8 |
1 |
4 |
6 |
6 |
1 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
25 |
4 |
5 |
3 |
0 |
1 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
2 |
3 |
4 |
0 |
2 |
5 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
1 |
26 |
5 |
2 |
4 |
0 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
0 |
3 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
27 |
4 |
2 |
4 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
5 |
1 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
2 |
3 |
2 |
28 |
7 |
2 |
5 |
0 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
11 |
3 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
29 |
5 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
30 |
4 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
0 |
2 |
3 |
2 |
6 |
1 |
4 |
0 |
5 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
31 |
7 |
2 |
7 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
6 |
4 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
32 |
4 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
5 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
33 |
5 |
6 |
9 |
2 |
1 |
5 |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
1 |
5 |
2 |
5 |
1 |
2 |
4 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
34 |
2 |
3 |
5 |
1 |
2 |
0 |
2 |
4 |
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
35 |
6 |
4 |
6 |
1 |
1 |
1 |
5 |
3 |
1 |
3 |
0 |
4 |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
3 |
3 |
1 |
1 |
36 |
6 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
11 |
5 |
0 |
4 |
3 |
1 |
1 |
0 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
37 |
4 |
7 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
7 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
38 |
4 |
3 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
1 |
3 |
0 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
39 |
7 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
2 |
1 |
0 |
3 |
3 |
1 |
1 |
0 |
5 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
40 |
8 |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
4 |
3 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
41 |
7 |
3 |
5 |
2 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
42 |
9 |
3 |
3 |
0 |
2 |
2 |
3 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
43 |
3 |
5 |
4 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1 |
0 |
2 |
4 |
3 |
0 |
2 |
4 |
5 |
0 |
3 |
2 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
44 |
6 |
3 |
4 |
1 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
5 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
45 |
4 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
0 |
2 |
7 |
1 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
46 |
8 |
2 |
3 |
0 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
4 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
5 |
0 |
1 |
3 |
2 |
1 |
47 |
8 |
3 |
2 |
0 |
1 |
2 |
5 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
0 |
4 |
0 |
3 |
1 |
1 |
1 |
48 |
7 |
3 |
4 |
2 |
1 |
2 |
2 |
4 |
1 |
3 |
2 |
0 |
0 |
4 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
49 |
4 |
4 |
6 |
3 |
2 |
4 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
2 |
50 |
4 |
7 |
2 |
4 |
3 |
3 |
0 |
2 |
2 |
3 |
2 |
8 |
2 |
2 |
6 |
4 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
51 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
5 |
2 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16