Семейные взаимоотношения и эмоциональное благополучие личности детей

Эмоциональное благополучие в отношении к родителям преобладает у 43,1% дошкольников. Это проявляется в стремлении быть похожим на своих родителей, выполнять общую деятельность с родителями. Ребенок воспринимает себя равноправным членом семьи и не отделяет себя от нее, родители воспринимаются как товарищи.

Качественный анализ данных показал, что у 27,5 % детей прослеживается эмоционально нестабильное отношение к родителям. Данная тенденция отражается в неоднозначном отношении детей к родителям, ребенок воспринимает себя полноправным членом семьи, но в зависимости от поведения родителей может проявлять агрессию, раздражительность, вспыльчивость. Иногда у ребенка в соответствии с определенными ситуациями появляется желание поступить против семейных правил и норм.

У остальных дошкольников (29,4%) проявляется эмоциональное неблагополучие по отношению к их семьям. Это выражается в желании ребенка отделиться от своей семьи, ребенок ищет удовлетворения потребности в близком контакте с посторонним человеком. Ребенок не чувствует защищенности со стороны своих родителей. Вследствие этого проявляются агрессивные и защитные реакции, и появляется желание поступать вопреки просьбам старших.

Тест «два дома» позволил определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, выявление симпатий к родителям. Нами анализировался такой показатель, как «поселит» ли ребенок родителей, братьев и сестер в красный дом. Было выделено два параметра: эмоциональное принятие и близость (вводит ли ребенок в круг значимого общения своих родителей) и эмоциональное непринятие (отсутствие родителей в кругу значимых людей ребенка) (рис. 4).


Рис. 4. Процентное выражение типов эмоционального принятия ребенком своих родителей.


62,7% дошкольников эмоционально принимают своих родителей и рады быть рядом с ними. Для детей важно и значимо, что родители рядом с ними, при этом ощущается эмоциональный комфорт.

Остальные 37,3% детей не хотят принимать родителей в свое ближайшее окружение. Им комфортнее отстраниться и не чувствовать значение родительского влияния.

Особенности эмоционального поведения личности старшего дошкольника в семье

Проективная методика «Метаморфозы» дает возможность диагностировать одно из трех типов эмоционального поведения: условно нормативный, демонстративный или защитный тип. Исследование показало, что наиболее часто проявляется условно нормативный тип эмоционального поведения (рис. 5).

Рис. 5. Процентное выражение типов эмоционального поведения дошкольника в семье


У 45,1% дошкольников наиболее ярко проявляется условно нормативный тип поведения, что выражается в адекватном поведении в соответствии с требованиями родителей и окружения. Ребенок считается с желаниями родителей, он послушен, его легко уговорить, но в тоже время может вести себя в соответствии со своими предпочтениями и желаниями. У таких детей с их родителями складываются товарищеские отношения.

Демонстративный тип поведения преобладает у 29,4% детей. У таких детей, как правило, завышенная самооценка, они стараются получить большее внимание родителей. Они редко прислушиваются к мнению родителей, во всем стремятся превосходить своих родителей.

У 25,5 % детей выявлен защитный тип – такое поведение проявляется в недоверии к своим родителям, в чувстве одиночества. Между родителями и ребенком нет доверительных отношений. Ребенок не чувствует опоры и поддержки со стороны семьи.


2.2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

Выявление взаимосвязи родительского отношения и особенностей эмоционального благополучия, которое включает эмоциональное отношение, эмоциональное принятие и эмоциональное поведение ребенка, было осуществлено с помощью критериев Краскала-Уоллеса и Манна-Уитни.

Нами также было определены достоверные и на уровне тенденций взаимосвязи типов воспитания с эмоциональным отношением родителей к детям (приложение 4).

Так, оптимальный эмоциональный контакт у родителей с ребенком несвязан не с одним типом дисгармоничного воспитания.

Излишняя концентрация на ребенке наблюдается при гиперпротекции (р=0,029).

У родителей с излишней эмоциональной дистанцией присутствует игнорирование потребностей ребенка (р=0,028), чрезмерность требований/обязанностей (р=0,002), расширение сферы родительских чувств (р=0,39), неразвитость родительских чувств (р=0,68), вынесение конфликта в сферу воспитания (р=0,35), предпочтение мужских качеств (р=0,28).

В целом эмоциональное благополучие ребенка в отношении к родителям характеризуется условно нормативным типом эмоционального поведения и эмоциональным принятием своих близких, в частности родителей (приложение 5).

Эмоциональное неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.

При эмоциональной нестабильности встречаются как условно нормативный, так и демонстративный и защитный типы эмоционального поведения, вместе с тем, в большей мере у таких дошкольников проявляется эмоциональное принятие своих близких.

Было выявлено, что эмоциональное благополучие ребенка наиболее проявляется при оптимальном эмоциональном контакте со стороны родителей. Выделенные нами параметры эмоционального благополучия, а именно эмоциональное поведение ребенка в семье, эмоциональное отношение ребенка в семье и эмоциональное принятие родителей, имеют взаимосвязи с типами семейного воспитания и эмоциональным отношением родителей к своим детям.

Так, мы определили, что при недостаточности требований/обязанностей в семье (р=0,041), предпочтении детских качеств в ребенке (р=0,006), гипопротекции (р=0,06), а также при проекции на ребенка собственных нежелательных качеств (р=0,07) существуют достоверные и на уровне тенденции различия в типах эмоционального поведения, а именно при преобладании вышеперечисленных родительских отношений наиболее ярко проявляется демонстративный тип поведения детей (приложение 6).

Защитный тип поведения проявляется при чрезмерности требований/запретов, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликта в сферу воспитания и излишней концентрации на ребенке.

Эмоциональная нестабильность ребенка проявляется при воспитательной неуверенности родителей (р=0,038), при фобии утраты ребенка (р=0,062), а также при неразвитости родительских чувств (р=0,031) (приложение 7). Кроме того, при оптимальном эмоциональном контакте между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное благополучие, а при излишней концентрации на ребенке – эмоциональное неблагополучие.

Эмоциональное непринятие своих близких в частности родителей происходит при игнорировании потребностей ребенка (р=0,029), чрезмерности требований/обязанностей (р=0,013), расширении сферы родительских чувств (р=0,062), вынесении конфликтов в сферу воспитания (р=0,067) и предпочтении в ребенке мужских качеств (р=0,044). При недостаточности санкций со стороны родителей происходит эмоциональное принятие ребенком своих близких (р=0,042).

Излишняя эмоциональная дистанция между родителем и ребенком также способствует эмоциональному непринятию ребенком своей семьи, и напротив, оптимальный эмоциональный контакт содействует эмоциональному принятию (приложение 8).

Таким образом, дошкольники с разными типами семейных отношений достоверно отличаются друг от друга по эмоциональному поведению и отношению к своей семье.

2.3 Интерпретация результатов исследования


Ученые единодушно признают, что эмоциональное благополучие является базисным компонентом, обеспечивающим нормальное психическое развитие ребенка, его физическое и психологическое здоровье (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). Вместе с тем, большинство исследователей подчеркивает влияние особенностей семейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольников (Выготский Л.С., Эйдемиллер Э.Г., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Варга А.Я., Эльконин Д.Б, Божович Л.И., Дубровина И.В. и др.).

Наша работа выполнена с детьми младшего дошкольного возраста, поскольку в этом возрасте вопросы, связанные с эмоциональным благополучием ребенка приобретают особую актуальность. Как уже было отмечено в теоретической главе и подтверждено эмпирическим исследованием, тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих эмоциональное благополучие ребенка дошкольника.

Нами были использованы методики, диагностирующие дисгармоничный тип родительского воспитания, а также тип эмоционального отношения родителей к ребенку – оптимально эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция и излишняя концентрация на ребенке. Было выявлено, что при определенном типе отношений преобладает тот или иной дисгармоничный тип родительского воспитания. Это подтверждено исследованиями ряда авторов Эйдемиллер Э.Г., Варга А.Я., Столин В.В., Юстицкис В.В. Так, оптимальный эмоциональный контакт у родителей с ребенком несвязан не с одним типом дисгармоничного воспитания, излишняя концентрация на ребенке наблюдается при гиперпротекции, а у родителей с излишней эмоциональной дистанцией присутствует игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований/обязанностей, расширение сферы родительских чувств или ее неразвитость, вынесение конфликта в сферу воспитания, а также предпочтение в ребенке мужских качеств.

Проблема эмоционального благополучия рассматривается недостаточно широко как в отечественной, так и зарубежной науке. Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» определяется как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных. Эмоциональное благополучие формируется на основе эмоционального поведения ребенка, эмоционального отношения ребенка к семье и эмоционального принятия своих родителей. В своей работе мы выделили эмоциональное отношение ребенка к семье – эмоционально благоприятное, эмоционально нестабильное и эмоционально неблагоприятное и эмоциональное принятие и непринятие. Эмоциональное поведение дошкольников делится на условно нормативный, демонстративный и защитный типы.

Наше исследование подтвердило работы большинства авторов, занимающихся вопросом эмоционального благополучия ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) В целом эмоциональное благополучие ребенка характеризуется условно нормативным типом эмоционального поведения и эмоциональным принятием своих близких, в частности родителей, в то время как эмоциональное неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.

Далее нами были выявлены взаимосвязи типов семейного отношения и особенностей эмоционального благополучия ребенка дошкольника. Так, в семьях, где преобладает оптимальный эмоциональный контакт, у детей наблюдается эмоциональное благополучное отношение к семье. В таких семьях между родителями и детьми существуют товарищеские отношения. Равенство родителей и детей, поощряется активность детей, семья объединена общей деятельностью.

В семьях дошкольников, где наблюдается излишняя эмоциональная дистанция преобладает эмоционально нестабильный тип отношения ребенка к семье. Это проявляется в чрезмерности требований/запретов, вынесении конфликта в сферу воспитания и воспитательной неуверенности родителей, вследствие чего у ребенка проявляется нестабильность поведения и отношения к своим родителям.

В семьях дошкольников, где проявляется излишняя концентрация родителей на ребенке наибольшего значения достигает эмоционально неблагополучное отношение к семье. Такие взаимоотношения являются следствием чрезмерной требовательности от ребенка, что не соответствует его развитию. Выявление взаимосвязей эмоционального поведения ребенка дошкольника с разными типами семейного воспитания показало следующее.

Так, у дошкольников с оптимальным эмоциональным типом отношения в семье преобладает условно нормативный тип поведения, и дети как правило эмоционально принимают своих родителей. В таких семьях преобладают дружеские отношения, взаимопонимание. Родители к ребенку предъявляют посильные требования.

В семьях с излишней эмоциональной дистанцией преобладает демонстративный тип поведения по отношению к родителям и проявляется непринятие своих близких, в частности родителей. Такие отношения в семье возникают, как правило, из-за кратковременного общения, родители не замечают успехов детей, не интересуются их желаниями, вследствие чего ребенок старается показать себя и привлечь к себе как можно больше внимания. В семьях с концентрацией на ребенке со стороны детей преобладает защитный тип поведения, но в тоже время ребенок эмоционально принимает своих родителей, которые являются для него значимыми. Такое поведение является следствием того, что родители чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, подавляют его волю. При таком типе воспитания ребенок стремится сопротивляться, защищаться от навязчивости родителей.

Выводы по второй главе

1. Анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников показал, что при оптимальном эмоциональном контакте родителей с ребенком дисгармоничных типов воспитания не выявлено. У родителей с эмоциональным типом воспитания излишняя концентрация на ребенке выражен тип дисгармоничного воспитания гиперпротекция. У родителей с эмоциональным типом излишняя эмоциональная дистанция присутствует игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований/обязанностей, расширение сферы родительских чувств или ее неразвитость, вынесение конфликта в сферу воспитания, а также предпочтение в ребенке мужских качеств.

2. Эмоциональное благополучие личности старшего дошкольника характеризуется следующими особенностями. Эмоциональное отношение ребенка к родителям дифференцируется на: эмоциональное благополучие у 43,1% дошкольников, у 27,5 % детей прослеживается эмоционально нестабильное отношение к родителям, а у 29,4% дошкольников – эмоциональное неблагополучие.

Эмоциональное принятие своих родителей наблюдается у 62,7% дошкольников, у 37,3% детей не хотят принимать родителей в свое ближайшее окружение.

Эмоциональное поведение характеризуется тремя типами: 45,1% – условно нормативный тип поведения, демонстративный тип поведения преобладает у 29,4% детей, у 25,5 % детей выявлен защитный тип.

В целом эмоциональное благополучие ребенка в отношении к родителям связано с условно нормативным типом эмоционального поведения и эмоциональным принятием своих близких, в частности родителей. Эмоциональная нестабильность в отношении к родителям связана и с условно нормативным, и с демонстративным, и с защитным типами эмоционального поведения. И в семьях у таких дошкольников проявляется эмоциональное принятие своих близких. Эмоциональное неблагополучие дошкольника связано, прежде всего, с защитным типом поведения и непринятием собственных родителей.

3. Установлена взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия ребенка дошкольника.

Так, демонстративный тип поведения у ребенка проявляется при недостаточности требований/обязанностей в семье, предпочтении детских качеств в ребенке, гипопротекции, а также при проекции на ребенка собственных нежелательных качеств. Защитный тип поведения проявляется при чрезмерности требований/запретов, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликта в сферу воспитания и излишней концентрации на ребенке.

Эмоциональное благополучие в отношении родителей связано с оптимальным эмоциональным контактом между родителями и ребенком. Эмоциональная нестабильность ребенка в отношении родителей проявляется при воспитательной неуверенности родителей, наличии фобии утраты ребенка, а также при неразвитости родительских чувств.

Эмоциональное непринятие своих родителей происходит при игнорировании потребностей ребенка, чрезмерности требований/обязанностей, расширении сферы родительских чувств, вынесении конфликтов в сферу воспитания и предпочтении в ребенке мужских качеств. Излишняя эмоциональная дистанция между родителем и ребенком также способствует эмоциональному непринятию ребенком своей семьи.

родительский воспитание дошкольник благополучие

Заключение


Общение в семье оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, реализации его потребностей, а тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств. Вклад семьи в эмоционально-нравственное развитие личности становится особенно ощутим в современных условиях, когда интеллектуализация и рационализация человеческих взаимоотношений и форм общественной жизни весьма заметны и оборачиваются угрозой одностороннего развития человека, его эмоционального неблагополучия. Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни.

Поставленная в исследовании цель по теоретическому и эмпирическому изучению взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач – по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей эмоционального благополучия дошкольников, а также выявлена взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Выдвинутые в исследовании гипотезы получили свое подтверждение, что позволяет говорить о взаимосвязи эмоционального благополучия личности дошкольника с типами семейных взаимоотношений. А именно, особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с дисгармоничным родительским воспитанием; эмоциональное отношение родителей к ребенку взаимосвязано с эмоциональным поведением ребенка; родительское эмоциональное отношение к дошкольнику взаимосвязано с его эмоциональным отношением к семье.

Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности использования результатов исследования психологами и педагогами, в работе по коррекции и профилактике эмоционального неблагополучия и нестабильности у детей старшего дошкольного возраста. Эта работа может проводиться с семьей в целом (и с родителями, и с их детьми) для построения конструктивного взаимодействия внутри семьи, предупреждения возможных эмоциональных проблем их детей с окружающими.

Список литературы

1. Айнсворт М. Привязанность за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е.Р. Слободской. Новосибирск, 1994.

2. Бадулина О.И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М.,1998

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. – 296с.

4. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М., 1988.

5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.

6. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998

7. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты