Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы

7. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте.// Хрестоматия по вниманию/Под ред.ЛеонтьеваА.Н. Пузырея А.А., Романова В.Я. М., 1976. - С.184-219.

8. ВыготскийЛ.С. Развитие высших психических функций.-М.; Издательство АПН РСФСР.-1960.

9. Вопросы психологии внимания. Саратов. 1972., выпуск 4.

10. Гальперин П.Я. К проблеме внимания.// Докл. АПН РСФСР. 1958. №3. С.33-38.

11. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание.-М.: Педагогика, 1972.

12. Григорьева Л.П. Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями// Дефектология. 2000. №2. С.3-13.

13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе.- М.: Академический проект.-2000.- 184 с.

14. Детская психология / Под ред. Люблинской А.А.. - М., 1971. - 415с.

15. Детская психология./ Под ред. Эльконина д.Б. – М., Учпедгиз. 1960. – 78с.

16. Детская психология / Под ред. Урунтаевой Г.А.- Академия. 1999.- ЗЗ6с.

17. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания.// Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т2.

18. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. М.: 1958.

19. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.:1995.

20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.// Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько.- Минск, 1997.

21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика.- Пресс. 1993.-48с.

22. Зверева Г.И. О воспитании внимания. // Дошкольное воспитание. – 1960. – №12. – С.46.

23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1991.

24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 1998. – 192с.

25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно – методическое пособие.- СПб.: Издательство Союз, 2003.- 224с.

26. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2000.- 232с.

27. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975.

28. Мастюгина И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как

развивать внимание.- Донецк.- 1997.

29. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб.: Речь.- 2001.- 22с.

30. Мухина В.С. Возрастная психология.- М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 1999.- 352с.

31. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4 изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.- 688с.

32. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с.

33. Овчарова Р.В., Жданова Т.Б., Перервус Н.Э. Учебное пособие для слушателей высших курсов психологов. Архангельск.- 1992.-С.18.

34. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1981.- 383с.

35. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина. Просвещение. 1964.-352с.

36. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия. – 1998. – 160с.

37. Психология человека: Учеб. для студентов всех спец. педаг. Вузов/ Под. ред. И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М.: МГОПУ. – 1999. – 272 с.

38. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ИНТОР, 1997.

39. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодинамические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: 1998.- 17с.

40. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе.// Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С.161-167.

41. Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы. Методическое пособие /Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е издание. М.: Академия. – 1999. – 96с.

42. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128с.

43. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.

44. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: 2000. Академия. – 232с.

45.Тушканова О.И. Развитие внимания. – Волгоград. – 1995.

46.УльенковаУ.В. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов.// Дефектология. 1993. – №1. – С. 18-24.

47. Усанова О.И., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания у детей с моторной алалией.// Под ред. Беляковой Л.И. М.: МГПИ им. Ленина. 1982. – С. 27-35.

48.УрунтаеваГ.А., АфонькинаЮ.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия. – 1998. – 304с.

49. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. « Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, – 1989. – 223 с.

50. Хрестоматия по вниманию.// Под ред. А.Н. Лентьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976. (Сознание и внимание. В. Вундт. С. 3-25; Психология внимания. Т. Рибо. С.66-102; Установка у человека. Д.Н. Узнадзе. С.260-270.)

51. Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. – 1997. – С.21.

52. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: Рекомендации практического психолога. СПб. 1996. – 25с.

53. Шванцара Йозеф. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

 

Протокол обследования характеристик внимания

Оли Ж.

I серия эксперимента. Обследование объема внимания.

1.1. «Запомни и расставь точки».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сама будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видела эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент.                        Контрольный эксперимент.

1. t =15сек N =1 5. t=15сек N=2 1.                         t=15cек N=2 5. t=15cек N=2

2. t =15сек N =2 6. t=15cек N=3 2.                         t=15cек N=2 6. t=15cек N=4

3. t =15сек N =3 7. t=15cек N=2 3.                        t=15cек N=3 7. t=15cек N=4

4. t =15сек N=2 8. t=15cек N=3 4.                          t=15cек N=4 8. t=15cек N=4


Воспроизвела 2-3 точки, набрала 4-5 Воспроизвела 3-4 точки, набрала

баллов, что соответствует низкому 6-7 баллов, что соответствует среднему

уровню развития объема внимания. уровню развития объема внимания.

1.2 «Круги»

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимательна. Я объясню задание один раз. В этой таблице нарисованы круги разных размеров. Одни из них пустые (показ), другие – двойные (показ), а третьи – тройные (показ). Посмотри внимательно и отыщи все пустые круги от самого большого до самого маленького в порядке их уменьшения».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент.         Контрольный эксперимент.

t = 130сек N = 5 ошибок.                   t = 110 сек N = 4 ошибки.

низкий уровень развития объема             средний уровень развития объема

 внимания.                                                            внимания.


II cерия эксперимента. Обследование устойчивости внимания

2.1 «Найди и вычеркни»

Инструкция: «Я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это будешь делать до тех пор, пока я не скажу «стоп». Я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановилась и снова скажу «начинай». И ты продолжишь искать и вычеркивать предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец»».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент.                                              Контрольный эксперимент.

t=30 сек N=17 n=0 S=0,28 1.                                             t=30 сек N=20 n=0 S=0,3

t=30 сек N=29 n=0 S=0,48 2.                                               t=30 сек N=34 n=0 S=0,56

t=30 сек N=25 n=0 S=0,41 3.                                              t=30 сек N=37 n=0 S=0,6

t=30 сек N=24 n=0 S=0,4 4.                                                t=30 сек N=42 n=0 S=0,7

t=30 сек N=29 n=0 S=0,48 5.                                               t=7 сек N=7 n=0 S=05

 t=150 сек N=124 n=0 S=0,41                                              t=127 сек N=140 n=0 S=0,55

 Ребенок набрал 3 балла,                                                     что Ребенок набрал 4 балла, что

 соответствует низкому уровню                                           соответствует среднему уровню

 развития устойчивости внимания.                                            развития устойчивости внимания

2.2            «Переплетенные линии»

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем. Будь внимательна. На этом рисунке изображены линии, которые переплетены между собой. Необходимо проследить только глазами от начала до конца каждую линию6 найти ее начало и конец и назвать мне цифры».

Фиксируемые параметры:

Констатирующий эксперимент.                       Контрольный эксперимент.

t=1,5 сек. n=3 ошибки                                 t=1,5 сек. n=0 ошибок

низкая устойчивость.                                    средняя устойчивость.

Приложение № 2

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ПСИХОГИМНАСТИКА

В магазине зеркал

Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека.

Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности долны повторять все игроки.

Инструкция: « Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами».

Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребё нок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре).

Ручеёк.

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало ручейка таким образом «ручеек» движется долго».

Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

Смотри на руки.

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы»

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или командиром

Инструкция: Сейчас мы поиграем. для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Слушай команду.

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш»

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: Мы поиграем в игру «Слушай команду» для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом я произнесу команду, например: «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.


ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВНИМАНИЯ


Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

Выкладывание из палочек.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку ;

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от б до 12 палочек ;

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от б до 13 палочек;

г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек

Инструкция: Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик...). При выкладывании будь внимате лен. Приступай к работе.

Исключение лишнего.

Цель: развитие мышления и объема внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти

из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличный от других, и объяснить свой выбор.

Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок

по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты