Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы

б) На команды дети не делятся, каждый играет сам за себя. Ребенок, оставшийся без предмета, выбывает из игры.

Инструкция: «Хотите узнать, кто из вас ловкий и внимательный? Тогда поиграем в одну игру, которая называется «Воробьи и вороны».

а) Сейчас мы разделимся на две команды и каждый из вас запомнит, в какую команду он попал. Справа от вас разложены кубики (вороны), слева — маленькие мячи (воробьи). По моему указанию вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда услышите слово «во-ро-ны», то на слог «ны» вы все должны успеть схватить по кубику, а при произнесении мною последнего слога слова «во-ро-бьи» все вы должны будете бежать к мячам, стараясь схватить по одному предмету. По окончании нескольких таких игр подсчитаем выигрышные очки за каждый. предмет и объявим команду-победительницу.

б) Встаньте в колонну по одному. Справа от вас разложены кубики (вороны),слева — маленькие мячи (воробьи). По моей команде вы будете выполнять различные движения на месте (присесть, руки в стороны, вверх и т.п.). Когда я произнесу последний слог слова «во-ро-ны», каждый из вас должен успеть схватить кубик, а при произнесении последнего слога слова «воробьи» каждый из вас должен схватить мяч. Кому предмет не достался — выходит из игры. Начинаем играть».

Примечание. Для игры можно использовать мешочки с песком, погремушки, флажки и т.п.

Море волнуется.

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: « Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть?..»

Примечание. Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно на рисовать мелом на асфальте.

Зеваки.

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бубен, проигрыватель для музыкального сопровождения (Э. Жак-Далькроз «Марш»).

Описание. Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Возьмитесь за руки и пойдемте под музыку по кругу. Слушайте сигнал (взрослый бьет в бубен). Услышав сигнал, нужно остановиться, хлопнуть в ладоши 4 раза и, повернувшись кругом (в противоположную сторону), продолжить движение. Совершивший ошибку – «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут из игры, останутся самые внимательные – они победители».

Найди игрушку.

Цель: развитие устойчивости и объема внимания.

Оборудование: игрушки или предметы, заранее расставленные по комнате.

Описание. Взрослый описывает какую-либо игрушку, находящуюся в комнате, не называя ее, дети могут задавать уточняющие вопросы. Затем их просят найти предмет, о котором шла речь.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Найди игрушку». Будьте внимательны. Я буду описывать какой-нибудь предмет. Можно задавать мне уточняющие вопросы о внешнем виде предмета, о его местоположении, о его качествах, о его значении. Например, я говорю: «Этот предмет круглой формы, красного цвета, лежит на полочке». Петя задает вопрос: «Он большой или маленький?» Я отвечаю: «Он маленький». Лена задает вопрос: «Его можно есть?» Я отвечаю: .Он несъедобный, но им можно играть». Оля отвечает: «Мяч». Я говорю: «Правильно». Начинаем играть».

Примечание. Примеры описаний:

1. Эта игрушка стоит на средней полке возле предмета большого размера. Она состоит из шести частей: одна часть круглой формы, четыре части удлиненной формы, а самая большая из всех остальных — тоже удлиненной формы.

Ребенок: «Игрушка большая?»

Взрослый: «Да, большая».

Ребенок: «Одежда на ней есть?»

Взрослый: «На ней цветной наряд».

Ребенок: «Кукла?»

Взрослый: «Правильно!»

2. Эта игрушка находится возле маленького предмета на

горой полке. Она серого цвета.

Ребенок: «Она большого размера?»

Взрослый: «Нет, она среднего размера».

Ребенок: «Она мягкая?»

Взрослый: «Да. мягкая и пушистая».

Ребенок «Кошка!»

Взрослый «Правильно, кошка».

Этот предмет удлиненной формы, среднего размера, со стороны с заостренным концом. Стоит возле большой игрушки».

Ребенок: «Этот предмет оранжевого цвета?»

Взрослый: «Нет, он белого цвета».

Ребенок: «Он находится на полке?»

Взрослый: «Он стоит на полу».

Ребенок: «Пароход?»

Взрослый: «Правильно, пароход!»

Последний выбывает.

Разведчики.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

Оборудование: стулья.

Описание. В комнате расставляются стулья определенным образом. В игре участвуют: разведчики, командир, отряд (остальные дети). Ребенок-«разведчик» придумывает маршрут (прохождение между расставленных стульев), а «командир», запомнив дорогу, должен провести весь отряд.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Один из вас будет разведчиком и придумает маршрут, по которому командир должен провести отряд. Будьте внимательны, старайтесь запомнить маршрут».

Примечание. Для знакомства с игрой взрослый берет роль «разведчика» на себя.

Съедобное-несъедобное.

Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.

Оборудование: мяч, мел.

Описание. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч и передвинуться вперед на одну клетку, нарисованную мелом. Если названный предмет несъедобный, то вы должны отбить брошенный мяч, а затем передвинуться вперед на одну клетку. Если дан неправильный ответ (мяч не пойман, хотя предмет съедобный, или пойман, хотя предмет несъедобный), то играющий остается в прежнем классе. Тот ребенок, который первым приходит в последний класс, становится ведущим».

Примечание. Если вы играете с двумя-тремя детьми, то классов может быть нарисовано до 10, а если играете с четырьмя-пятью детьми, то нарисовать надо 5—6 классов.

Примеры названий предметов для игры: мяч, апельсин, окно, сыр, кукла, лук, книга, пирожок, котлета, дом, мыло, пирожное, булочка, помидор, огурец, ножницы и т.д.

Приложение№3

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МОТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГОВНИМАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Кулак – ребро – ладонь.

Цель: развитие мелкой моторики, внимания.

Описание: Ребенку показывают три положения руки на плоскости. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости. Ребенок выполняет пробу вместе с воспитателем. Проба выполняется сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе. Затем воспитатель называет положение, а ребенок его выполняет. Как усложнение может быть задание выполнять словесные инструкции, а показ будет не соответствовать ей.

Лезгинка.

Цель: та же

Описание: Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мезинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Колечко.

Цель: та же.

Описание: Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. В прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно, затем вместе. Затем по указанию воспитателя, не последовательно (с мезинцем, с указательным…).

Ухонос.

Цель: та же

Описание: Левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».

Лягушка.

Цель: та же.

Описание: Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит ладонью на столе. Одновременно менять положение рук. Усложнение состоит в ускорении.

Замок.

Цель: та же.

Описание: скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем который укажет воспитатель. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя.

Послушные пальчики.

Цель: та же.

Описание: Ребенок кладет руки ладонями на стол и по указанию взрослого поднимает вверх палец. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем двумя.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Костер.

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности.

Описание: Дети садятся на ковер вокруг «костра» и выполняют команды воспитателя. По словесной инструкции «жарко» дети должны отодвинуться от «костра», по команде «руки замерзли» – протянуть руки к костру, по команде «ой какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» – хлопать в ладоши.

Колпак мой треугольный.

Цель: та же.

Описание: Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если он не треугольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок по голове). Фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово «колпак» и мой (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз на жесты заменяются три слова: «колпак», «мой», «треугольный» (изображение треугольника руками).

Чайничек с крышечкой.

Цель: та же.

Описание: Участники садятся в круг и каждый из них пропевает песенку, соправаждая ее определенными мануальными жестами: «Чайничек» (вертикальные движения ладонями); «на чайничке – крышечка» ( левая рука в кулаке, правая – ладонью делает круговые движения над кулаком); «на крышечке – шишечка» (вертикальные движения кулачками); «в шишечке – дырочка» (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки); «из дырочки пар идет» (указательными пальцами рисуют спиральки); «Пар идет из дырочки, дырочка в шишечке, шишечка на крышечке, крышечка на чайничке»

Рукиноги.

Цель: та же.

Описание: Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами (ноги вместе – руки врозь; ноги врозь – руки вместе; ноги вместе – руки вместе; ноги врозь – руки врозь); (ноги вправо – руки влево; ноги влево – руки вправо; ноги вправо – руки в право; ноги влево – руки влево); (левая рука вперед, правая рука назад + правая нога вперед, левая нога назад; левая рука назад, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога вперед; левая рука вперед, правая рука вперед + правая нога назад, левая нога назад; левая рука назад, правая рука назад + правая рука вперед, левая рука вперед).

Буратино.

Цель: та же.

Описание: И.п. – стоя. Выполняются прыжки с одновременным движением рук.

Правая рука вверх – прыжок на левой ноге, левая рука вверх – прыжок на правой ноге. Правая рука вверх – прыжок на правой ноге, левая рука вверх – прыжок на левой ноге.

Парад.

Цель: та же.

Описание: Марширование на счет «Раз – два – три – четыре». В первом цикле шагов дети делают хлопок руками на счет «раз», во втором – на счет «два», в третьем – на счет «три», в четвертом – на счет «четыре». Усложнение (дети повторяют движения за воспитателем на определенный счет).

Считалочкабормоталочка.

Цель: та же.

Описание: Сидя на полу, воспитатель просит повторить фразу «Идет бычок, качается». Дети долны несколько раз повторить эту фразу. В первый раз они произносят все три слова, во второй раз они произносят вслух только слова «идет бычок», а слово «качается» произнося про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз дети произнося только слово «идет», а слова «бычок качается» произнося про себя, сопровождая каждое слово хлопком. Четвертый раз дети произнося все три слова про себя, заменяя их хлопками. Можно произносить: «Ехал Грека через реку», «Подарил утенку ежик пару кожаных сапожек».

1.    Идет бычок качается.

2.    Идет бычок – хлопок.

3.    Идет – хлопок – хлопок.

4.  Хлопок – хлопок – хлопок.

Птенцы.

Цель: та же.

Описание: Выбираются птица – мама и птица – папа, которые уходят за дверь. Выбираются пять птенцов, все опускают головы на руки вниз. Птицы – родители приглашаются в круг. Один из птенцов тихим, тонким голосом пищит, не поднимая головы, остальные сидят очень тихо. Задача птиц – родителей определить птенца. Так продолжается до тех пор, пока все птенцы не будут найдены. Можно обыграть котят, ягнят и других зверей.


Приложение № 4


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОБЩЕЙ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ (с элементами кодирования)

1. Звук А — хлопнуть в ладоши, звук О — хлопнуть по коленкам, звук У — ударить кулаком об кулак, звук И — хлопнуть в ладоши над головой. Сначала произносить по два, затем три, четыре звука (АУ, ИО, ООА, ОАУ, ОАО, УУА, УАО, УАОИ, АОИУ, ОАОИ и т.д).

2. После того, как дети достаточно хорошо усвоили предыдущее упражнение, можно перейти к обратной инструкции (подавать инструкцию знаками (см. упр. 1), а дети озвучивают закодированный звукоряд).

3. Каждому гласному звуку присваивается какой-либо символ, например, А — красный треугольник, У — красный круг, О — квадрат и т. п. детям диктуют сначала по два звука (ОА, АУ, УА и т.п.). Необходимо зарисовать эти звукоряды при помощи условленных знаков. После того, как ребенок научился достаточно свободно и быстро выполнять это задание, количество предъявляемых звуков может быть увеличено до трех — четырех (ОАУУ, ОАОА, ОУУА и т.п.).

4. Задание, обратное предыдущему. Детям предъявляются карточки с изображенными двумя или тремя условными знаками, а дети должны произнести соответствующие им звуки.

5. Услышав глухой согласный звук, нарисовать треугольный флажок, звонкий — квадратный. Для начала диктуются ряды из 2 звуков (Л-Б, Б-П, П-П, БД, ДТ, ПТ и т. д.). Затем количество звуков в ряду увеличивается до 3,4,5 (ГIДБ, ТДДТ, ДБIIТ и т. д.).

6. Диктуются слоги с глухими и звонкими согласными звуками. Начинать работу с 2 слогов, затем количество слогов постепенно увеличивается до 5 (ЛА-БА-ЛА, ЛА-ПА-БА, ЛУ и т.д.). Слог с глухим согласным – треугольный флажок., со звонким – квадратный.

7. Повторяется упражнение б с заменой символов: слог с глухим согласным — вертикальная черта, со звонким – горизонтальная.

ПА БА, ТА ДА ДА, БА ФА ВА

8. Взрослый произносит слоги на парные звонкие и глухие согласные звуки (П – Б,Д – Т, Г – К, В – Ф, З – С, Ж – Ш). Если ребенок слышит слог с глухим согласным, он проговаривает его несколько раз и во время проговаривания рисует строчку мелким зигзагом, если слышит слог со звонким согласным – мелким штрихом. Аналогичные упраж нения используются для различения мягких — твердых согласных, свистящих – шипящих, Р – Л и т. д. Можно чередовать мелкие квадратики и точки, пунктир и штрих-пунктир и т. д.

СА

ЗА — — — — — — — — — — — — — —

ЛА

ЛЯ


УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОДИРОВАНИЯ СЛОГОВ И СЛОВ НЕСЛОЖНОЙ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ

В упражнениях 16 гласные звуки обозначаются условным сигналом, например, хлопками.

Детям дается установка на запоминание этих обозначений:

А — хлопок в ладоши перед собой,

О — хлопок обеими руками по коленкам,

У — удар кулаком о кулак,

И — хлопок в ладоши над головой,

Ы — хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга,

Э — хлопок в ладоши за спиной

Упражнение 1. Кодирование обратных слогов типа АК,

ОП, УХ, ЫТ, ЭХ, УФ, ИЦ, ОЧ, АШ, ОЩ, Ой, УЛ, ИМ, ЫН, ЭР (для кодирования могут использоваться обратные слоги с глухими согласными К, П, С, Т,Ф, Х, Ц, Ш, Щ или сонора ми Й, Л, М, Н, Р в конце, на которые не распространяется закон оглушения, свойственный фонетической системе русского языка).

Взрослый передает гласный звук условленным сигналом, а согласный отчетливо произносит.

Дети (ребенок) отгадывают (синтезируют) и называют задуманный взрослым слог.

Упражнение 2. Кодирование и отгадывание детьми (ребенком) прямых слогов типа НА, ПО, ЗУ, ВЫ, ГА, Ж У (без ограничения использования согласных).

Упражнение 3. Взрослый и дети (ребенок) меняются ролями: дети по очереди кодируют слоги, а взрослый или другие дети группы отгадывают закодированные слоги(см. упр.1, 2).

Упражнение 4 является усложненным вариантом упражнений 1, 2.

Для отгадывания (синтеза) детям предлагаются вместо слогов односложные слова без стечения согласных типа

МАК, СОМ, СОН, ДОМ, КОТ, КИТ, ТОК, СОIС, СЫР, РОТ,

ПОЛ, ЛАК, СУК, ШУМ, СУП, НАШ, ВОТ, ВАШ, ГУЛ, ЗАЛ....

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты