Развитие внимания у старших дошкольников с нарушениями речи в процессе коррекционно-логопедической работы

Игры, направленные на развитие лексико - грамматического строя речи, зрительного восприятия и внимания.

1. «Назови все красное (круглое, деревянное…)».

Цель: развитие грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным в роде), зрительного восприятия, объема внимания.

2. «Чего не стало?»

Цель: развитие грамматического строя речи (употребление существительных множественного числа в Р.П.), зрительного восприятия, объема внимания.

3. «Разложи по порядку».

Цель: развитие грамматического строя речи (употребление предлогов), зрительного восприятия, объема внимания, памяти.

4. «Сосчитай предметы, найди одинаковые».

Цель: развитие грамматического строя речи (согласование числительного с существительным), зрительного восприятия, концентрации внимания.

Примечание: флажок, щенок, мишка, чашка, чайник, мальчик, клоун, цыпленок, матрешка, еж, заяц, обезьяна, снеговик, бабочка, одуванчик…..

5. «Где чей домик?»

Цель: обогащение словаря, развитие зрительного восприятия, объема внимания.

6. «Найди предмету его пару».

Цель: развитие словаря, зрительного восприятия, объема внимания, мышления.

7. «Нарисуй недостающие предметы».

Цель: развитие словаря (употребление сравнительной степени прилагательных), мелкой моторики, произвольного внимания, восприятия.


Игры, направленные на развитие связной речи,зрительного восприятия и внимания.

1. «Чем похожи? Чем отличаются?»

Цель: развитие связной речи, объема и переключения внимания.

2. «Найди отличия».

Цель: развитие связной речи, автоматизация звуков во фразе, переключение внимания, устойчивости внимания.

3. «Разложи по порядку и составь рассказ».

Цель: развитие связной речи, устойчивости внимания, его переключения.

4. «Угадай, что изменилось?»

Цель: развитие связной речи, объема внимания, памяти.

5. «Какие буквы (цифры) изменили свое место?»

Цель: развитие памяти, объема внимания.

Игры, направленные на автоматизацию звуков, развитие зрительного восприятия и внимания

1. «Сложи картинку и вспомни стишок».

Цель: автоматизация звука в речи, развитие устойчивости внимания.

2. «Заметь все!».

Цель: автоматизация звука, развитие памяти, объема внимания.

3. «Угадай, чья тень?»

Цель: автоматизация звука, развитие концентрации внимания.

4. «Волшебные картинки».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие устойчивости внимания, мелкой моторики руки.

5. «Рисунок под дождем».

Цель: автоматизация звука в словах, развитие зрительного восприятия, концентрации внимания.

6. «Найди предметы на заданный звук».

Цель: развитие концентрации внимания, фонематического восприятия, автоматизация звука в словах.

7. «Что не правильно нарисовал художник?».

Цель: развитие концентрации внимания, автоматизация звука во фразе.

8. «Запомни и нарисуй предметы».

Цель: развитие объема внимания, памяти, мелкой моторики и автоматизация звука.

9. «Что без чего?».

Цель: автоматизация звука во фразе, развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания.

Примечание: список: часы без стрелок, автобус без колеса, лиса без хвоста, собака без носа, стул без спинки.

10. «Рассмотри картинки, назови, раскрась, запомни и повтори».

Цель: развитие объема внимания, мелкой моторики, памяти, автоматизация звука.

11. «Кто самый внимательный?»

Цель: автоматизация звука, развитие объема внимания, слухо - речевой памяти.

12. « Телефон».

Цель: развитие слухового внимания, памяти, автоматизация звука.

Игры, направленные на развитие слухового внимания, памяти и фонематического восприятия

На первом этапе целью данных игр являлось развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Мы предлагали детям такие игры:

«Кто больше услышит?», «Угадай, что звучало?», «Что делал петрушка?», «У кого звенит колокольчик?».

На втором этапе работы основная цель игр была: научить различать высоту, силу и тембр голоса. Нами были подобраны такие игры как:

«Кто позвал?», «Далеко, близко», «Три медведя», «Угадай кто?».

Еще одной из задач, поставленной нами на этом этапе, была задача, научить детей слышать неточности, нелепицы, звучащие в предложениях и исправлять их. Мы проводили игры, которые очень нравились детям, повышали эмоциональный настрой.

«Так бывает или нет?», «Я или не я», «Правильно – неправильно».

На третьем этапе работы основной целью была цель научить различать на слух слово как речевую единицу, научить различать слова, близкие по звуковому составу и различать слова правильно и дефектно произносимые. Мы подобрали игры:

«Придумываем предложение», «Друг за другом повторяй», «Недовольный Ваня», «Будь внимателен!», «Разложи картинки», «Незнайка запутался», «Повтори, не ошибись», «Придумай слово», «Лишнее слово», «Мое слово», «Поэт», «Расставь по местам».

На четвертом этапе работы мы учили различать слоги, повторять их. Вначале это были слоги с одним гласным, но разными согласными (та-ка-па; па-ка-та), затем слоги с согласными звуками, различающимися по звонкости – глухости (па-ба; по-бо; са-за-за) и по твердости – мягкости (па-пя; ва-вя; пу-пю-пу), причем количество слогов постепенно увеличивалось. Дальнейшее увеличение сложности заключалось в умении услышать и повторить слоги с наращиванием стечения согласных звуков (па-тпа; на-пна; та-кта), слоги с общим стечением согласных и разными гласными (пта-пто-пту-пты; тпа-тпо-тпу-тпы; тма-тмо-тму-тмы), слоги со сменой позиции согласных звуков в стечении (пта-тпа; фка-кфа; хта-тха). Мы использовали игры:

«Телефон», «Говорящий попугай», «Какой слог лишний?», «Снежно – слоговой ком», «Слоговые цепочки».

На пятом этапе работы мы учили детей различать фонемы родного языка: гласные, согласные далекие и близкие по акустическим признакам, в слогах и словах. Мы использовали игры:

«Снежно- звуковой ком», «Угадай что это», «Какой звук лишний?», «Различай и повторяй (звук, слоги, слова)», «Озорные звуки».

На шестом этапе работы перед нами стояла задача формирования у детей элементарного фонематического анализа. Работа проводилась с опорой на материализацию (использование фишек, схем, звуковых линеек), на речевое проговаривание. В процессе работы детям предлагались задания:

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков. Игры: «Маяк», «Колокольчик».

2. Выделить слог с определенным звуком. Игры: «Не ошибись», «Светофор».

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком. Игры: «Разложи картинки», «Картинка помощница».

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове. Игры: «Загадки», «Цепочка», «Где спрятался звук», «Каждому свое место».

5. Определить последовательность, количество звуков. Игры: «Кодирование»

Содержание игр мы раскрыли в приложении № 4.

Кроме коррекционных занятий проводимых воспитателем, коррекционных игр, используемых логопедом на логопедических занятиях, мы включали игры – упражнения, направленные на развитие моторно–двигательного внимания и формирование произвольной регуляции собственной деятельности, в качестве физкультминуток. Мы проводили игры, как с использованием речевого материала, так и без него. Эти игры способствовали развитию общей и мелкой моторики, развитию произвольности движений

1. «Кулак, ребро, ладонь», «Колечко», «Лезгинка», «Ухо – нос», «Змейки», «Лягушка», «Замок», «Послушные пальчики» (игры, направленные на развитие мелкой моторики).

2. «Костер», «Руки – ноги», «Буратино», «Парад», «Птенцы» (игры, направленные на формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности, без речевого материала)

3. «Колпак мой треугольный», «Чайничек с крышечкой», «Считалочка – бормоталочка» (игры с использованием речевого материала).

Содержание игр раскрыто в приложении № 3.

3.3 Оценка эффективности программы коррекционно-развивающих игр (контрольный эксперимент)

 

Определение уровня развития основных характеристик внимания у детей с речевыми нарушениями по окончанию обучающего эксперимента проходило на базе той же экспериментальной группы. Данные контрольного эксперимента сравнивались с данными констатирующего эксперимента. Детям предлагались аналогичные задания. Эксперимент был разделен так же на три серии: исследование особенностей развития объема внимания, устойчивости и переключаемости.

I серия эксперимента.

Уровень развития объема внимания изменился у 30% детей. У двоих детей он был низким и в результате коррекционной работы, нам удалось поднять его до среднего уровня (Катя Б., Оля Ж.). Один ребенок (10%) показал высокий уровень развития объема внимания (Руслан Г.). Несмотря на незначительные показатели повышения уровня развития объема внимания (30%), в процессе выполнения заданий, почти у всех детей улучшились показатели результатов, особенно при выполнении первого задания («Запомни и расставь точки»). Дети осматривали образцы последовательно, старались охватить взглядом все точки, воспроизвели по 4 точки за более короткое время. При выполнении второго задания дети сделали меньше ошибок (от 2 до 4) за тот же промежуток времени. Обобщая результаты двух заданий можно отметить, что в результате коррекционной работы уровень развития объема внимания повысился:

Высокий уровень развития объема внимания – 10%

Средний уровень развития объема внимания – 90%

Низкий уровень развития объема внимания – 0%

II серия эксперимента.

Уровень развития устойчивости внимания по контрольным данным повысился у 40% детей. У 20% детей он повысился до среднего уровня (Оля Ж., Дима С.) и у 20% повысился до высокого уровня развития (Лиза Ш., Руслан Г.) Эти дети при выполнении первого задания работали уверенно, без отвлечений, с хорошей концентрацией, поэтому они затратили меньшее количество времени и не сделали ни одной ошибки. При выполнении второго задания они так же смогли хорошо сконцентрироваться и выполнить его за более короткое время с наименьшим числом ошибок. Общая оценка уровня развития устойчивости внимания показала:

Высокий уровень развития устойчивости внимания – 20%

Средний уровень развития устойчивости внимания – 60%

Низкий уровень развития устойчивости внимания – 20%

III серия эксперимента.

Задания проводились со всей группой одновременно. В результате оценки, можно отметить, что у 20% детей уровень развития переключаемости повысился (Лиза Ш., Дима М.). При выполнении заданий эти дети не сделали ни одной ошибки. При выполнении задания «Кодирование» работали четко, уверенно, значки ставили в соответствии с фигурой, рассматривали строчки последовательно, слева направо. Общий результат развития уровня переключаемости:

Высокий уровень развития переключаемости – 70%

Средний уровень развития переключаемости – 30%

Низкий уровень развития переключаемости – 0%

Анализируя полученные в ходе контрольного эксперимента данные, можно отметить увеличение роста успешности выполнения заданий детьми и повышение уровней развития основных характеристик внимания. Сравнительные данные показаны в таблице 7 и на графиках 6,7,8.

Делая выводы о проведенной работе можно отметить, что у 60% детей отмечается повышение уровня развития отдельных характеристик внимания.

Таблица 7. Сравнение уровней развития основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями (констатирующий и контрольный эксперимент)

График 6. Сравнение уровней развития объема внимания (констатирующий и контрольный эксперимент)

1.Констатирующий эксперимент

2.Контрольный эксперимент

 
 
















График 7: Сравнение уровней развития устойчивости внимания (констатирующий и контрольный эксперимент).


1.Констатирующий эксперимент

2.Контрольный эксперимент


 
 







График 8: Сравнение уровней развития переключаемости внимания (констатирующий и контрольный эксперимент).

1.Констатирующий эксперимент

2.Контрольный эксперимент


 
 


Положительные результаты свидетельствуют о целесообразности комплексной коррекционной работы, использовании игр в разных видах деятельности. Применение облегчающих, активизирующих приемов, неоднократное повторение игр на разном речевом и наглядном материале, использование их на занятиях, в свободной, совместной деятельности способствовало успешному развитию внимания. В ходе проведения коррекционных игр возросли возможности детей в плане контроля и самоконтроля за выполнением заданий. Опираясь на проведенную работу, мы определили ряд условий, соблюдение которых будет способствовать развитию внимания у детей с речевыми нарушениями:

1.                 Хороший темп проведения игр.

2.                 Доступность, краткость объяснений и инструкций.

3.                 Опора на мыслительную деятельность.

4.                 Разнообразие форм работы.

5.                 Включение в работу всех детей и при выполнении продуктивной деятельности и при устных упражнениях.

6.                 Проведение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания, упражнений, в которых внимательность формируется как свойство личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


С учетом проведенной работы по развитию основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями нами сделаны следующие выводы:

1. Внимание ребенка возникает на основе безусловного рефлекса. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания.

2. Внимание детей привлекается яркими, сильными раздражителями и сосредоточенным остается до тех пор, пока сохраняется интерес к этим раздражителям. Это непроизвольное внимание. Но формирующееся познавательное отношение к окружающему перестраивает внимание ребенка. Все большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь. Ребенок учится говорить, подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания. Вместе с тем возрастают возможности распределения, переключения внимания, расширяется объем и развивается устойчивость внимания.

3. Основные характеристики внимания взрослых и детей зависят и от темперамента, направленности личности.

4. У детей с речевыми нарушениями отмечается более низкий уровень развития основных характеристик внимания, чем у их нормально развивающихся сверстников. Плохо развивающаяся речь, меньшая самостоятельность в поведении ребенка не позволяет развиваться объему внимания. Роль слова как объекта внимания снижена. Устойчивость внимания низкая, так как умение направлять внимание на те объекты, которые требуют сосредоточения снижено. Умение это связано непосредственно с речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности.

5. Внимание можно и нужно тренировать. Поскольку оно включено в любой психический процесс, то оно и совершенствоваться может в разных видах психической деятельности, разумно организованной взрослым. Этому способствуют как специально организованные игры на развитие внимания, его свойств, видов, так и специально организованные игры по развитию речи с включением заданий на речевом материале, физкультминутки с заданиями направленными на развитие двигательного контроля.

6. Положительные результаты развития основных характеристик внимания в процессе эксперимента свидетельствуют о возможности развития их в разных видах деятельности, что позволяет рекомендовать коррекционные игры для работы разным специалистам.

7. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного и коррекционно-логопедического процессов. Так в логопедической работе развитое внимание позволяет в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности возникающие у детей с речевой патологией.

Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании теоретическая гипотеза о необходимости развития внимания (его характеристик) у дошкольников с речевыми нарушениями, как одного из условий успешного обучения в школе и успешной коррекционно-логопедической работы, получила подтверждение.


ЛИТЕРАТУРА

1. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. – М.: Издательство « Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1995. – 64с.

2. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. Монография. М., РI4Ц «Альфа». МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. – 136с.

3. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.! Под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. – М.: «Гном-Пресс»; 2000. – 64с.

4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. 1994.

5. Венгер Л., Мухина В. Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. – 1 974. – К 12. – С.24-30.

6. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций.// Собр. Соч.: В 6т. М., 1983. Т 3. С.5-328.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты