Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

      6.Юля Ф. Дата рождения – 18 Октября 1996 года. Один ребенок в семье. Родилась от немолодых родителей. Родители стараются развивать детей во всех направлениях. С девочкой часто играют и читают ей книги.



3.1.3. Наблюдения в ходе эксперимента за нормально развивающимися детьми

Егор К. – Вначале занятий он со всеми общался и детьми и с родителями. Ему особенно понравилось занятие по нахождению клада. Он нашел клад. В конце этого занятия он заявил: «Это я нашел клад». Он с удовольствием общался с другими детьми и родителями.


Кристина Ш. – Вначале занятий мама Кристины была сдержанна и напряжена, она раньше так не общалась с девочкой. Но видя радость своего ребенка и других детей, поведение других родителей, к концу занятий они вместе смеялись с ребенком и были раскованны. Вначале, Кристина, тоже была немного была немного скована, но уже под конец второго занятия она как бы руководила мамой, а та не могла отказать ребенку, видя радость на ее лице. У Кристины, не было страха и она с удовольствием взаимодействовала с детьми и их родителями.

Миша К. – С первых занятий, у Миши не возникало трудностей в общении с детьми и родителями. Со слов Мамы: «Ребенок пришел домой и рассказывал всем, что у них сегодня был праздник». Эти занятия у Миши вызывали  положительные эмоции, он свободно со всеми общался. Всегда сияла улыбка на лице. Эти занятия для него были интересны, он играл с удовольствием  и продолжительное время.


Настя А. – Вначале занятий была очень скована, общение с детьми и с родителями было избирательным. В конце занятий она освоилась. Часто смеялась. Стала играть и общаться со всеми с удовольствием.


Настя Р. - На втором занятии немного плакала, т.к. не хотела делить свою маму ни с кем, но Настя А. предложила ей перелезть через свою маму. После этого слез больше не было. Она всегда с охотой общалась и с детьми, и с родителями. Когда меня видела, все время спрашивала, когда мы отправимся в сказку. Эти занятия у нее всегда вызывали улыбку и восторг.


Юля Ф. – Вначале занятий не всегда делала то, что делали другие дети. Если все дети птички, то я буду лисой. Если все дети здороваются с родителями, то она стоит и смотрит на других. На втором занятии расплакалась, что ее мама играет с другими детьми. Но она стояла, никуда не уходила и не убегала. В конце занятий поведение девочки изменилось. Она стала делать то, что делают другие дети. Перестала плакать, что мама играет с другими детьми. Играла с удовольствием, часто с мамой смеялись. Спрашивала меня: «А когда мы еще пойдем в волшебную страну?» Когда мы искали клад, у нее были очень большие глаза. Когда у меня была шкатулка, она сказала: «Это мое».


Вывод: После проведенных нами занятий у детей и родителей исчезли некоторые трудности во взаимодействии с детьми и со взрослыми. Эти занятия были

    Для детей интересны и вызывали только положительные эмоции. Особенно детям понравилось занятия вместе с родителями. Дети ждали все новых и интересных занятий. Дети играли продолжительное время, и все это время игра вызывала у них интерес и улыбку. На занятии по поиску клада у всех детей были удивительно большие глаза, любопытство и желание найти клад.

Заключения.

    В завершение проведенного исследования были получены следующие результаты.

Создание информационно теоретической базы позволила нам выделить следующие положения:

-         только на базе изучения динамического единства мотивационно-потребностной сферы, деятельности и поведения можно строить  рассмотрение проблемы психического развития ребенка;

-         в осознанной мотивированной деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность;

-         у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с интеллектуальной недостаточностью ведущим видом деятельности является игра;

-         мотивации игровой деятельности  у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отличается своеобразием протекание и строение всей их игровой деятельности, от мотивации игровой деятельности нормально развивающихся дошкольников.

    При создании нами информационно - теоретической базы было отмечено, что мотивационный аспект игровой деятельности ребенка более достаточно разработан в теоретическом плане, чем в практическом.

    Создание нами информационно - теоретической базы послужило предпосылкой к выявлению особенностей мотивации игровой деятельности нормально развивающихся детей и детей с интеллектуальной недостаточностью.

Для определения этих особенностей был разработан инструментарий.

    Апробация предложенной нами инструментария дала результаты в подтверждение выдвинутой нами гипотезы, о том что игровая мотивация с интеллектуальной недостаточностью не сформирована в достаточной степени, чтобы побуждать ребенка к самостоятельной деятельности. Проведенная нами экспериментальная работа позволила установить, что к концу дошкольного возраста у детей с интеллектуальной недостаточностью игра не достигает подлинного развития и не приобретает классических черт, присущих ей в норме.

    На основе теоретических и экспериментальных изучений, мы разработали программу занятий для развития мотивации игровой деятельности нормально развивающихся дошкольников и дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью. Мы хотим отметить что занятия следует проводить целенаправленно и систематически. При участие родителей в занятиях с детьми.

    Исходя из вышеизложенных выводов, можно считать, что поставленные цели и задачи выполнены.


3.2.1 Характеристика детей принимающих участие в эксперименте по развитию мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

    В эксперименте участвовало 4 ребенка с интеллектуальной недостаточностью в возрасте от 5,5 до 7 лет из ясли-сада №15 Выборгского района.

1.     Боря С., дата рождения – 27.04.95. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР – II степени, обусловленная умственной отсталостью. Семья полная, двое детей, старший брат с диагнозом задержка психического развития. Низкий культурный уровень развития родителей.

2.     Дмитрий С., дата рождения – 08.06.93. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, ОНР – II- го уровня, обусловленная умственной отсталостью. Семья полная, в семье один ребенок. Родители заботятся о здоровье и развитии ребенка. Водят его к различным специалистам.

3.     Сева К., дата рождения – 15.09.94. Диагноз – 317, умственная отсталость в степени дебильности, РДА, ОНР – II- го уровня, стертая дизартрия. Родители в разводе. В семье один ребенок. Родители о нем заботятся. Родители образованные материально хорошо обеспеченные.

4.     Тимур С., дата рождения – 26.12.93. Диагноз – 317? (315). ОНР – III степени, стертая дизартрия. У Тимура два брата, старший и ровесник. Родители в разводе. Воспитывает мама и бабушка. Они очень любят Тимура.


3.2.2 Результаты экспериментальной работы по развитию мотивации игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью.


Боря С.

    В самом начале первого занятии был настороженным, напряженным до этого он, в основном, играл один. Постепенно эта настороженность исчезла. В самом начале занятий речевых высказываний с его стороны было очень мало. Но хоровод с мячом вызвал у него улыбку на лице больше всего ему понравилось занятие когда они искали клад. Это он сказал после окончания игры. А когда он увидел шкатулку у него были большие глаза и ему хотелось узнать что там лежит. Он спросил: «А что там?».

    На протяжении всех занятий старался выполнить все инструкции взрослого. В конце занятий когда пришла, он спросил: «А во что мы сегодня будем играть?». В конце занятий он стал больше улыбаться и больше высказываться.

      Дима С.

    На протяжении всех занятий он старался выполнять точно все инструкции взрослого, но некоторые трудности в координации движений мешали ему, игры ему нравились, и он не уходил, а продолжал играть. Введение различных сюрпризных моментов привлекало его внимание. Он стал больше улыбаться и чаще говорить. На протяжении всех занятий играл охотно.

      Сева К.

    На первом занятии он представился, пошел сел в углу и мотал головой. Затем ч предложила поводить с нами хоровод. Ему понравилось. Он в игру вступает охотно но непродолжительно. Если взрослый с ним мягок, ласков, то он не отказывается поиграть. Он любит повисеть на взрослом. С проведением каждой игры, его участи становилось более продолжительным. Больше всего ему понравилось водить хороводы и когда мишка его нашел. В начале занятий его нужно было позвать, а конце когда он видел скопление детей, он приходил сам и играл с нами. Стало меньше неадекватных действий в играх с игрушками. Ко всем детям и взрослому относился доброжелательно.

      Тимур С.

    Он очень хорошо выполнял все задания и быстро старался выполнить инструкцию взрослого. Называл взрослого по имени и отчеству в конце занятий. В конце занятий, когда я пришла, он говорил: «Давайте поиграем». Лучше сделал аппликацию цветов в подарок маме, старался, т.к. он любит свою маму. Игра всегда вызывала у него интерес и улыбку. К детям относился доброжелательно.

      Выводы

    В ходе проведения занятий у детей появился интерес к играм и игрушкам. Появилась потребность в объединении в малые группы по 2-3 человека. Если дети раньше, чаще играли по одному и не знали друг друга, то теперь они знают имена друг друга, их любимые игры, игрушки. Дети старались согласовывать действия друг с другом. Стали относиться доброжелательнее друг к другу, не стали драться. Некоторые дети стали обращаться к взрослому по имени и отчеству.

    У детей появилось не только избирательное отношение к игрушкам, но и положительное отношение к игре в целом. Преобладание процессуальных действий сменилось цепочкой игровых действий. Появление у этих детей речевого сопровождения.

    Несмотря на то, что изменение характере игровых действий, наличие частых речевых высказываний, удалось получить не у всех детей, сдвиги произошедшие в игре, благодаря развитию, являются весьма существенными и обнадеживающими.

    Резкое сокращение количества неадекватных действий, появление более длительного интереса к игре, к игрушке, включение в игру собственной речи детей (хотя бы в виде констатации проведенных действий), выполнение действий по подражанию взрослого и четкое следование инструкции взрослого.



Программа занятий.

Занятия 1 – 2.

Цель занятия: знакомство детей в группе друг с другом, вызывать доброжелательное отношение детей друг к другу, создание высокого эмоционального подъема, установление контакта взрослого с детьми, вызвать интерес к игре и игрушкам.

Оборудование: платок, мячик, стулья, медальки с изображением мячика для детей и из родителей.

Ход занятия: Я сегодня к вам пришла не одна, а с мячиком. Достаю из-под платка мячик и говорю детям, что мячик очень добрый и вежливый, что он хочет познакомиться с каждым из вас. Я буду кидать мячик каждому из вас, а вы будете называть своё имя, так как вам больше нравится, как называют дома или как бы вы хотели, чтобы вас называли в группе. Когда все дети представились, предлагаю ребенку бросить мяч или передать любому другому ребенку (по желанию), ласково назвав его по имени. А теперь, у кого в руках оказался мячик, садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковые слова. Можно подойти погладить сидящего. Затем, мячик передается другому ребенку и т. д. Мячик очень устал, давайте его положим на ковер, а вокруг него сделаем круг, возьмемся за руки и поводим хоровод. Сначала в одну сторону, а затем – в другую. Потом идем в середину круга к мячику, присели, все потрогали, опять сделали круг, взялись за руки. Так повторить 2-3 раза. Потом иду к мячику и показываю детям, что он умеет крутиться и предлагаю детям тоже покрутиться. Сначала в одну сторону, а затем – в другую. Потом показываю детям, что мячик умеет прыгать. И предлагаю детям попрыгать как мячики. Затем мы бережно, аккуратно передаём друг другу мячик. После, еще раз беремся за руки и водим хоровод вокруг мячика. В конце занятий я дарю от имени мячика медальки с изображением мячика. Говорю, что мячику пора идти домой, его ждет мама. Мы все машем рукой мячику, прощаемся с ним. Зовем его в гости.

      Это занятие у нормально развивающихся детей проводилось без родителей и с участием родителей. Во втором занятии, с участием родителей, вначале занятия дети и родители здоровались необычным способом: ушками, лобиками, носиками, плечиками, ручками, спинками, ножками.

С детьми с интеллектуальной недостаточностью, второе занятие с участием родителей не проводилось, т.к. родители не смогли придти в назначенное им время.

Занятие 3.

Цель занятия: создание высокого эмоционального подъема, вызвать интерес к игре и игрушке.

Оборудование: мишка средних размеров, длинная веревка, следы, кассета, стулья, бубен, медальки с изображением игрушек.

Ход занятия: Ребята, смотрите, к нам в гости пришел мишка. Он пришел к нам из страны «Игр и игрушек». И он хочет, чтобы мы тоже побывали в ней. Вот эта извивающаяся дорожка приведет нас в страну «Игр и игрушек». На полу лежит веревка, по которой, дети небольшими идут друг за другом (взявшись за руки). Смотрите сколько здесь следов. Идем по следам. Вот мы и попали в эту страну. Здесь все люди здороваются необычным способом (ушками, носиками, плечиками, ручками, спинками, ножками). Когда дети поздоровались, взрослый просит по очереди подержать мишку за лапу. Мишка предлагает потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет за одну лапку мишку, другую дает одному из детей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию (например, «Веселая дудочка» М. Карасева). После танца мишка говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от мишки, прятаться, а мишка их догоняет, ищет, радуется, что нашел, обнимает. «Вот мои ребятки!» Взрослый расставляет стулья. Когда поиграли, взрослый говорит, что у мишки есть друзья. Показывает: куклу, собачку, кошку, птичку, мишку, зайчика и дает по игрушке каждому ребенку. И показывает, как играть с ней (например, куклу, мишку, зайку можно укачивать, собачку и кошку гладить, а птичку покормить с ладошки и т.п.)

По сигналу бубна дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки бубна. Когда звучание прекратится им надобыстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. При необходимости взрослый помогает детям. На память об этой стране медальки с изображением игрушек. Нам пора уходить из страны «Игр и игрушек». Выходим по дорожке.

    Это занятие с детьми с интеллектуальной недостаточностью проводилось с четырьмя детьми и игрушки использовались по количеству детей (кукла, собачка, кошка, птичка). Веревка использовалась не длинная, положенная прямо, а не извиваясь. Вследствие недостаточной скоординированности движений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать вызывать желание играть, получать удовольствие, радость от игры, развивать потребность во взаимодействии детей друг с другом и с родителями.

Оборудование: разрезная картинка с изображением леса две корзинки, вырезанные из бумаги грибы и цветы, кассета, шкатулка, внутри которой лежат конфеты.

Ход занятия: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на поезде, а куда вы сейчас сами узнаете. Взрослый выкладывает на ковер разрезную картинку, на которой изображен лес, дети и родители собирают ее. Сегодня мы отправимся в лес. Но чтобы попасть в этот лес поезд должен останавливаться на слове «стоп», а на слове «вперед» ехать дальше. Затем немного усложняем, на слово «солнце» поезд останавливается, на слово «море», поезд снова едет. Вот мы с вами приехали в лес. Взрослый раскладывает грибы и цветы. Делит детей и родителей на две команды: одна – «солнышко», другая - «облачко». Ставит две корзинки. Команде «солнышко» нужно собрать цветы в корзинку, а команде «облачко» грибы. Хвалим команды за быстро выполненную работу. Включается кассета со щебетанием птиц. «Ребята, вы слышите кто издает этот звук в лесу?». «Правильно, птицы. У каждой птицы есть домик. Сейчас вы будете птичками. По сигналу «птички полетели» - вы летаете и размахиваете крыльями. Как услышите «птички в домики», быстро прилетаете каждый к своей маме».

    Ребята, вы знаете, здесь в лесу зарыт клад. Взрослый заранее прячет клад так, чтобы дети смогли найти. Он выглядит так – это шкатулка желтого цвета с черным узором, прямоугольной формы. Давайте с вами его найдем. Если вы будете недалеко от клада, я буду говорить «тепло», если совсем близко «жарко». Ели вы будете далеко, то буду говорить холодно. При затруднении - помочь детям, чтобы дети обязательно нашли клад. В качестве поощрения в шкатулке – конфеты. Раздаем детям и родителям. Хвалим детей, что они смогли найти клад.

    При проведении этого занятия у детей с интеллектуальной недостаточностью домиками для птичек были не родители а обручи.

Занятие 5.

Цель занятия: Создание высокого эмоционального подъема, учить взаимодействовать детей друг с другом и с родителями, выполнять действия по подражанию.

Оборудование: Лесенка, султанчики, мягкие маленькие мячики, солнышко.

Ход занятия: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в плавание на корабле. Вот эта лесенка приведет нас с вами на корабль. Дети и их родители друг за другом поднимаются на корабль по лесенке. Мы с вами попали на корабль. Давайте мы с вами поздороваемся необычным способом (лобиками, ушками, носиком, щечками, ручками, ножками). Ребята, наш корабль не плывет, т.к. нет ветра. Давайте мы позовем ветер на помощь. Взрослый всем раздает султанчики и все на них дуют, потом все бегут по кругу с султанчиками, создавая ветер. Какие вы молодцы разбудили ветер, что волны пустились в пляс. Все берутся за руки (покачивая влево, вправо, размахивая руками вперед, назад, вверх, вниз; затем волны бегут вперед, потом назад, побежали по кругу.) изображая танец волн. Потом пошел разноцветный дождь. Взрослые кидали мячики, а дети пытались убежать, чтобы на них не попали капли дождя. А потом, все ловили капли дождя. Когда дождь закончился все дети и родители от радости улыбались, строили рожицы в отражение воды и друг другу. После дождя выглянуло солнышко. Оно делало нам разные движения, а мы только за ним повторяли.

    Мы так заигрались, что не заметили, как наш кораблик приплыл туда, откуда мы отплывали. Давайте, спустимся с кораблика по лесенке, по которой поднимались.

    Это занятие с нормально развивающимися детьми проводилось совместно с родителями.

Занятие 6.

Цель занятия: Продолжать учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Включение элементов делового общения.

Оборудование: Длинная веревка, цветы желтого и красного цвета, вырезанные из бумаги, две корзинки.

Ход занятия: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку на поляну. Вот эта дорожка нас с вами приведет на поляну (цветы уже разложены на полянке). Дети идут друг за другом по дорожке. Вот мы попали на полянку. Ребята, смотрите, что тут есть на поляне – цветы. А какого они цвета? Желтого и красного. Взрослый делит детей на команды. Команде «Ромашка» нужно собрать желтые цветы в корзинку, а команде «Роза» красные. Когда дети собрали цветы, каждый ребенок объявит себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в хоровод цветов.

Затем дети выполняют аппликацию на тему: «Цветы в подарок маме».



Литература.


[1]   Аллахвердова О.В. Исследование мотивационных компонентов совместной деятельности: Автореферат. – Л., -1981.

[2]         Анохин П.К. узловые вопросы теории функциональной системы. -М.: Наука, 1980.

[3]         Анцыферова Л.И. Принципы связи психики и деятельности и методология психологии. -М., 1969.

[4]         Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.

[5]         М. В., Асмолов А.Г. Личность как предмет психологических исследований. – М.: Издательство МГУ, 1984.

[6]         Бирюкова М.В. Роль игры в воспитании детей – имбецылов дошкольного возраста. -Дефектология, 1971, №3.

[7]         Бодалёв А.А. Восприятие и понятие человеком. -М.: Издательство МГУ, 1982. - 200с.

[8]         Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

[9]         Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.

[10]    Валуева М.Н. Психофизиологическое исследование одной сферы ребёнка //Вопросы психологии. -1970.

[11]    Венгер Л.А. Сюжетно – ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. С. 32-36.

[12]    Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации //А.Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983.

[13]    Выготская Г. Л., Соколова Н. Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей дошкольного возраста. – Дефектология, 1972 №5, с. 150

[14]    Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка – Вопросы психологии, 1966.

[15]    Выгодский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии. -М., 1983.

[16]    Гаврилушина О.И., Соколова Н.Д. Влияние направленного обучения игре на возникновение предметного рисунка у умственно отсталых детей дошкольного возраста. - В книге: Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. -М., 1976.

[17]    Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. -1983.

[18]    Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. -М., 1976.

[19]    Запорожец А.В. Изменение моторики ребёнка - дошкольника в зависимости от условий и мотивов деятельности. -Известия АПН РСФСР, 1984.

[20]    Запарожец А.В., Маркова Т.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Сборник научных трудов. – НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978.

[21]    Ивич И. Международный проект по традиционным детским играм //Перспективы: вопросы образования. 1987. №4. С. 139-150.

[22]    Имедадзе И.В. Полимотивация и принципы соответствия мотива и деятельности // Проблема формирования социальных потребностей. -Тбилиси, 1981.

[23]    Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения //Вопросы психологии. - 1984.

[24]    Катаева А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых дошкольников в игровой форме с использованием показа и словестной инструкции. - Дефектология, 1976, №1.

[25]    Ковалёв В.И. К проблеме мотивов //Психологический журнал. -1981.

[26]    Ковалёв В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и её динамика в процессе профессиональной деятельной подготовки //Психологический журнал. - 1982.

[27]    Кулюткин Е.Н. ,Сухобская Г.С. Мотивация позновательной деятельности. - Л. 1972.

[28]    Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности //Психология. - М., 1962.

[29]    Леонтьев А.Н.  Проблемы развития психики. - М., 1972

[30]    Ломов Б.Ф.  Проблема биологического и социального в психологии //Биологическое и социальное в развитии человека. - М., 1977.

[31]    Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал. -1981

[32]    Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические  проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 446 с.

[33]    Макова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.

[34]    Маркс К. и Энгельс Ф. Из экономических рукописей. - 1857-1882 гг.

[35]    Мильман В.Э. Динамическая структура Мотива, цели и плана // IX Всесоюзный симпозиум по кибернетике: Целеполагание и модели поведения. -М., 1981.

[36]    Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом // Психологический журнал. - 1985.

[37]    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 1997.

[38]    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - 2-е издание. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 176 с.

[39]    Мясищев В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии // Учебные записки ЛГУ. - 1957.

[40]    Надирашвили Ш.А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии. - 1978.

[41]    Надирашвили Ш.А. Установки и деятельность. - Тбилиси: Мецниереба, 1987.

[42]    Натадзе Р.Г. Восприятие и установка // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. -М.: Педагогика, 1982.

[43]    Новикова Л.И. Ролевая игра как метод преодоления барьеров коммуникации. Автореферат -М.:  1985.

[44]    Норакидзе В.Г. Свойства личности и фиксированная установка // Вопросы психологии. - 1983. -№5.

[45]    Павлов И.П. Избранные труды. -М.: АПН РСФСР, 1951.

[46]    Прангишвили А.С. Психологические очерки. – Тбилиси, 1975.

[47]    Прангишвили А.С., Грсания Е.А. О некоторых интерпретациях «Эффекта Узнадзе» в современной когнитивной психологии // Психологический журнал. - 1980.

[48]    Равич-Щербо И.В. Возможный экспериментальный подход к изучению биологическое и социальное в человеке // Биологическое и социальное развитие человека. -М.: Наука , 1977.

[49]    Равич-Щербо И.В. Метод близнецов в психологии и психофункциологии человека. -М., 1978.

[50]    Развитие общения дошкольников со сверстниками // Под редакцией А.Г. Рузской. – М., 1989.

[51]    Рубинский С.Л. Принципы и пути развития психологии. -М., 1959.

[52]    Симонов П.В. Эмоциональный мозг. -М., 1981.

[53]    Сергеев К.К. Общая психология как точная наука. Херсон. - 1995.

[54]    Соколова Н.Д. Обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с  проблемами в интеллектуальном развитии. - С.-Пб.: ЛОУУ, 1996. -95с.

[55]    Соколова Н.Д. Особенности игровых действий умственно отсталых детей. - Дефектология, 197, №2.

[56]    Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей дошкольного возраста. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. -М., 1973.

[57]    Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М. - Издательская фирма «Бук - мастер», 1993 - 191с.

[58]    Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная олигофенопедагогика. -М.: Просвещение, 1988.

[59]    Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольников // Вопросы психологии. - 1983. №4. С. 29-38.

[60]    Судаков К.В. Биологические мотивации. -М., 1971.

[61]    Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки // Экспериментальные основы установки. - Тбилиси, 1961.

[62]    Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. -М.: Наука, 1966.

[63]    Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - 2-е издание, стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 348с.

[64]    Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. -М., 1976.

[65]    Цикото Г.В. Роль игры в развитии наглядно - образного мышления умственно отсталых дошкольников, - Специальная школа, 1968.

[66]    Чхартшвили Ш.Н. Установка и мышление // Психологические исследования / Под ред. А.С. Праганшивили. -Тбилиси, 1973.

[67]    Швырков В.Б. На пути к психофизиологической теории поведения // Психологический журнал. - 1982.

[68]    Шорохова Е.В. Принципы детерминизма в психологии, -М., 1969.

[69]    Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

[70]    Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического характера развития детей. -М., 1984.

[71]    Ивич И. Международный проект по традиционным детским играм //Перспективы: вопросы образования. 1987. №4. С. 139-150.


[72]  Schwartzman H.B. Transformations: The anthropology  of children’s play. N.Y.; L., 1978.

[73]  Play and culture / Ed. E. Balke. Oslo, 1987.

[74]  Piaget J. Le jujement moral chez l’enfant. Paris, 1932.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты