Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Министерство Образования Российской Федерации.

Российский Государственный Педагогический Университет имени А.И. Герцена.

 

 

 

Тема дипломной работы:

 

Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

 

 

Факультет: коррекционной педагогики

 

Кафедра: олигофренопедадогогики

Отделение: специальной психологии





Работу выполнила:

Студентка 5 курса 11(8) группы

Сердюкова Н.В.



                                                       Научный руководитель:

                                       Волкова Наталья Викторовна

 






Санкт – Петербург

2000г.

Содержание.



Содержание

стр. 2


Введение

стр. 3-7

Глава I

Теоретический анализ проблем мотивации деятельности


стр. 8-44

1.1.

Природа мотивации

стр. 8-27

1.1.1.

Взгляды на мотивацию в зарубежной и отечественной психологии.


стр. 8-14.

1.1.2.

Потребность как один из источников активности.

стр. 15-20

1.1.3.

Динамическая модель мотива и его функциональная подструктура


стр.

1.2.

Мотивация, как сложная иерархическая психическая система. Модель мотивационной структуры и ее компоненты.



стр.

1.3.

Особенности мотивации игровой деятельности ребенка дошкольного возраста.


стр.

1.4.

Особенности мотивации игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.


стр.


Выводы

стр.

Глава II.

Анализ результатов экспериментальных исследований мотивации игровой деятельности.


стр.

2.1.

Экспериментальные исследования мотивации игровой деятельности нормально развивающихся детей.


стр.

2.1.1.

Цели, задачи исследования.

стр.

2.1.2.

Характеристика исследуемых детей

стр.

2.1.3.

Методы исследования.

стр.

2.1.4.

Наблюдения исследования.

стр.


Выводы

стр.

2.3.

Экспериментальное исследование мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.



стр.

2.3.1.

Цели, задачи исследования.

стр.

2.3.2.

Характеристика исследуемых детей.

стр.

2.3.3.

Наблюдения исследования. Разработка рекомендаций.

стр..


Выводы.

стр.

Глава III.

Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.


стр.

3.1.1.

Цели, задачи эксперимента.


3.1.2.

Характеристика нормального развития детей, принимающих участие в эксперименте.


стр.

3.1.3.

Характеристика детей, принимающих участие в эксперименте по развитию мотивации игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью




стр.

3.1.4.

Программа занятий

стр.


Выводы.

стр.


Заключение.

стр.



Введение.

                                                                Слишком много есть в каждом из нас

                                                       Неизвестных, играющих сил…

А. А. Блок

Актуальность проблемы мотивации.


    Проблема мотивации в качестве важнейшего структурного элемента в системе деятельности и поведения – одна из стержневых в психологии. Ее исследование имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики.

    Возрастает значение проблем развития личности, ибо решение стоящих перед обществом задач в значительной мере зависит от личности, ядром которой является ее мотивационная сфера.

    Важность разработки проблемы мотивов для теории психологии связана с тем, что она относится к важнейшему разделу психологической науки – психологии личности, являясь в ней одной из значимых проблем.

    Мотивация, являясь стержнем психологии личности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности. Становится все более очевидной невозможность их рассмотрения без анализа мотивации.  Последняя оказывается своеобразным барометром общественных отношений, происходящих в них перемен. Являясь стержнем психологии личности, мотивация задает и направленность, и характер, способности личности, оказывая на них решающее влияние.

    Становление и формирование личности тесно связано с формированием все более устойчивого поведения в положительно мотивированной, вначале лично значимой деятельности. В деятельности человек (ребенок) вступает в систему общественных отношений, начинает функционировать в контакте с другими людьми. Все это непосредственно формирует его личность, занявшую определенное место в системе отношений. В этом вопросе мы опираемся на позицию А. Н. Леонтьева, изложенную в его книге “Деятельность. Сознание. Личность”. Автор считает необходимым изучение личности, связывая с изучением деятельности.

    В дошкольном возрасте, по словам А. Н. Леонтьева, завязываются первые узлы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности [А. Н. Леонтьев 1948]. Поэтому так важно изучить конкретный путь развития аномального ребенка, чтобы начать формировать его поведение и деятельность в тот период, когда в процессе этого формирования закладывается фундамент личности.

    Подход к изучению игровой деятельности умственно отсталых дошкольников как деятельности целостной ставит проблему исследования роли личностных компонентов в этой деятельности. Одним из таких компонентов являются мотивы. Еще Л. С. Выготский указывал на



необходимость строить рассмотрение проблемы психического развития ребенка на базе изучения динамического единства его мотивационно-

-потребностной сферы, деятельности и поведения [15].

    Проблема мотивов деятельности умственно отсталых дошкольников относится к числу малоразработанных. За последние годы в специальной психологии намечается тенденция по преодоления подхода изучения мотивов как таких образований, которые лишь сопутствуют определенной деятельности или стоят вне ее. С позиций современных воззрений мотивов рассматривается как одно из важнейших структурных образований самой деятельности. Такое понимание мотива весьма плодотворно для дальнейшей разработки одной из важнейших проблем специальной психологии умственно отсталых детей: проблемы своеобразия игровой деятельности детей с нарушенным интеллектом, на это указывали Катаева А. А.,  Стребелева Е.А. [58]. Ведь измененная мотивационная сфера таких детей обуславливает в свою очередь изменение строения и протекания всей их игровой деятельности. С точки зрения нашего подхода мотивационный компонент игры рассматривается не как сосуществующий с процессом игровой деятельности – он представляется сращенным с игровым процессом, причем мотивационному компоненту принадлежит своеобразная роль регулятора игровой деятельности.

    Объектом исследования являются: мотивационная сфера дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

    Предмет нашего исследования:

особенности мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Цель исследования:

изучение особенностей мотивации и игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

    Реализуются следующие задачи:

1)     Теоретический анализ проблем мотивации.

2)     Определение методов исследования.

3)     Экспериментальное исследование мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

4)     Разработка рекомендаций.

В работе используются методы:

1)                 Эксперимент “Волшебная комната”.

2)                 Методика “Выбор игры”.

3)                 Наблюдение в ходе игровой деятельности.

     Гипотеза:

    Игровая мотивация у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью не сформирована в достаточной степени, чтобы побуждать ребенка к самостоятельной игровой деятельности.








Глава 1. Теоретический анализ проблем мотивации

деятельности.


1.1.        Природа мотивации.

1.1.1. Взгляды на мотивацию в зарубежной и отечественной психологии.

    Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией –иерархизированной совокупностью мотивов, составляющих мотивационную сферу личности. Но важно не только признание этих функций мотивов, что обычно не вызывает возражений и, по существу, общепризнанно (хотя понимание сущности этих функций у разных авторов различно). Не менее важно понимание природы мотивации, ее происхождения.

     Многообразие теоретических и экспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, во-первых, различными философскими ориентациями современных психологических школ, во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления. В результате понятие “мотивация” имеет весьма неоднозначный  характер и часто обозначает различные по своей природе явления. Разногласие в понимании сущности мотивации исходят из разногласия психологических теорий. 

    В зарубежной психологии, мотивация нередко рассматривается в качестве общего термина для обозначения того, что организм действует, детерминирован его собственной природой или внутренней структурой, что существует тенденция всего живого проявлять активность избирательным, организованным путем. Однако в таком общем толковании мотивации много неопределенности, неконкретности, в нем не отражаются даже те функции, которые рассматривались в многочисленных фрейдистских, бихевиористских и других зарубежных теориях.

    Несмотря на неоднозначность определения основных понятий, связанных с учением о побудительных силах, можно выделить несколько типов мотивации, разрабатываемых зарубежными, главным образом, американскими психологами. К первому типу относится мотивация с биоэнергетической основой: “Мотивация инстинкта”, “Мотивация влечения”, “Мотивация драйва”. В качестве ведущего механизма этого типа мотивации выступает физиологический гомеостаз.

    Ко второму типу относится мотивация с  психоэнергетической основой: “Мотивация потребностей”, “Мотивация психических и социальных факторов”. Механизмы этого типа мотивации разработаны слабо. Остается не ясным, каким образом мотивация факторов приобретает побудительные, энергетизирующие свойства.

    Во многих теориях, вопросы сознания, личности или не рассматриваются вовсе, или рассматриваются как сопутствующий момент влечений, инстинктов, как, например, феномен сознания. На наш взгляд, без изучения сознания как психологической основы мотивационных механизмов нельзя понять общих закономерностей становления и проявления человеческой мотивации. Отсюда претензии бихевиоризма и психоанализа на создание “Новой психологии”, способной не только объяснить, но и регулировать психологические и даже социальные законы, остаются нереализованными.

    Изучение мотивации в нашей психологической науке идет с позиции принципов диалектико-материалистической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности. Это более трудный путь исследования, но зато позволяет вскрывать всеобщие связи мотивационных единиц с другими психическими и психофизиологическими явлениями.       

       Эти принципы в целом позволяют избежать абсолютизации внутреннего и внешнего в учении о мотивации, понимать мотивацию как проявление природного и социального, индивидуального и общественного. В зарубежных теориях (по крайней мере, в большинстве из них) социальное трактуется только как внешнее по отношению к человеку, что осложняет осмысление влияния социального на личность и ее мотивы. В работах же советских ученых [3, 30, 31, 32, 51, 7, 68, 48, 49], [с. 57-117; с. 35-52; с. 3-17; с. 181-196; с. 132-174;с. 113-128; с. 20; с. 158-170; с. 22-47] подчеркивается, что социальное не просто внешнее для человека, оно тесно связано с внутренним, способно в определенных условиях творить это внутреннее. Известно, что общественные отношения составляют саму структуру личности, образуют ее мотивационное ядро. От социальных условий и отношений социальной среды зависит, как неоднократно подчеркивал Б. Ф. Ломов, то, какие мотивы станут определяющими в мотивационной сфере личности. Следовательно, индивидуальное и социальное – это две формы общественного бытия, это существование “одного в другом”.

    Проблема мотивов прошла длительный путь развития. Рассматривая историю исследований, отметим, что мотивация начала разрабатываться в связи с преодолением концепций “атомизма” ассоционистов. К этому времени (конец 19 – начало 20 в) относится возникновение динамических теорий личности.

    Важным моментом в учении о природе мотива в отечественной психологии является вопрос о его соотношении с личностью, о его месте в структуре личности и деятельности. У Б. Ф. Ломова эти вопросы решаются с позиции системного подхода. Относя мотивы к системообразующим факторам, он подчеркивает, что “мотив является не просто одной из “составляющих” деятельности. Он выступает в качестве компонента сложной системы – мотивационной сферы личности”. [Ломов Б. Ф., 1984]. Накопленный советскими психологами научный материал позволяет вполне определенно утверждать, что мотивации является глубоко личностным образованием [4, 5, 9, 18, 25]; [с. 99-123; с. 59; с. 7-44; с. 131], [с. 29-44 ]. Именно мотивы обеспечивают личности ее активную сущность, способность преобразовывать окружающий мир, не адаптивно к нему относится. В свою очередь, сами личностные образования являются воплощением некоторых характеристик мотивации, например, динамических свойств, устойчивости побуждения, возможности волевого управления импульсивных влечений и пр.

    В советской психологии всегда стоял вопрос о соотношении мотива и деятельности, мотива и ее отельных компонентов. Эти вопросы были предметом внимания и зарубежных исследователей. Но в их теориях мотив или становился над деятельностью, или непосредственно сливался с ней. Примером этого может служить указание на то, что влечение есть мера активности или элемент деятельности.

    Однако, как показывают данные наших психологов, связи мотива и деятельности более сложные и неоднозначные, чем это кажется на первый взгляд. Изучение этих связей в нашей психологии идет на основе принципа единства личности и деятельности, хорошо разработанного такими крупными учеными, как А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов,  А. А. Бодалёв, Д. Н. Узнадзе, Е. В. Шорохова и другие.[29, 51, 32, 7, 66, 68].   

    В соответствии с этим принципом можно сказать, что если мотивы являются выражением сущности личности, неразрывны с ней, личность проявляет себя в активности через мотивы, которые обеспечивают ее взаимодействие с окружающей средой и социальными условиями, то они находятся в единстве с деятельностью личности, ее поведением.

    Проведенные исследования [27, 22, 23, 26, 33, 12], [с. 77-84; с.31-39; с.87-94; с. 35-44; с. 37-45; с. 191-200]показали, что мотивы являются внутренней детерминацией деятельности, ее побудительным компонентом. Деятельность, в свою очередь, оказывает влияние на мотивы. Об этом точно и ясно сказано у Б. Ф. Ломова: “Соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое и неоднозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее к определенной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться; тогда, завершив данную деятельность, личность начинает другую (или же реализует этот мотив в общении). В процессе деятельности мотив может измениться, и точно так же при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность (ее программа, структура, состав действий и т.д.)”  [32], с. 312].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты бесплатно скачать рефераты