Алёша С. В волшебную комнату не пойдёт, не хочет, ничего не знает. С собой никого не возьмёт. Можно предположить, что у ребёнка есть трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Требованиям взрослых подчиняется не всегда, не сразу и не полностью. Возможно принятие помощи взрослого. На контакт с экспериментатором идёт охотно, активен, но быстро утомляется, внимание неустойчиво. Общение с экспериментатором и детьми кратковременное. Поговорив недолго с экспериментатором, встаёт, уходит, идёт к детям; смотрит, что они делают, потом быстро заглядывает в игровой уголок, затем подходит к другим детям, где тоже общается недолго. По сравнению с игровой деятельностью рисовать может продолжительное время. Рисует с удовольствием, может сразу нарисовать 2-3 рисунка; рисунки очень хорошие. Возможно, ему нравится рисовать потому, что эта деятельность у него хорошо получается. Некритичное отношение к результатам своей и чужой деятельности других.
Игорь Г. Не говорит, делает своё дело, катает машинку. Мимика, жесты показывают безразличное, безучастное отношение ребёнка к словам экспериментатора; играет сам с собой. Слабо развита моторика общая и мелкая, вследствие этого движения и поза ребёнка скованы, затрудняют выполнение игровых действий с предметами. Действия находятся на уровне манипуляций специфических и неспецифических (переворачивает машинку, стучит ею об пол, бросает её). Этот эксперимент для ребёнка невыполним, из-за возникающих трудностей представить ситуацию появления волшебника, вследствие недостаточности абстрактного мышления, ограниченности воображения, слабой памяти. О чём может свидетельствовать поставленный диагноз 317? умственной отсталости. Вследствие моторной алалии с элементами сенсорной алалии затруднено общение со сверстниками и взрослыми. Большую часть времени находится в одиночестве. Возможно принятие помощи взрослого.
Сергей К. В эту волшебную комнату возьмёт с собой волшебника, так как он красивый, волшебный и ему нравится. Они будут играть в машинки, катать, водить их. Главную роль возьмёт на себя. Если дети не хотят больше играть, то он один будет играть, сам. Предложил, один вариант игры-мозайку, больше никакие, объяснив это тем, что ему не нравится играть в игры; не может рассказать о её замысле. Возможно, это связано с недостаточно сформированными игровыми навыками и отрицательным или безразличным отношением со стороны сверстников. Охотно вступает в контакт с экспериментатором, с удовольствием общается с ним, но есть трудности в общении с детьми (в неумении договориться с ними, не учитывает мнение и желание других детей). Принимает помощь взрослого, слушается его. Играет продолжительное время увлечённо, с интересом.
Саша Б. Возьмёт маму и Алёшу-друга семи лет. В этой комнате они будут играть в машинки, медведи. По просьбе предложить ещё игры он ответил: «Танцевать. Всё уже. Не знаю больше». Не может рассказать о замысле игр, не всегда представляет их ход и затрудняется распределить роли. Возможно, это связано с недостаточно сформированными игровыми навыками. Мало знает игр. Что будет делать в ситуации, когда ребята не хотят играть, он ответил, что будет их гонять, заставлять. Наличие деструктивного способа разрешения конфликтной ситуации - ребёнок уходит от ситуации и агрессивное разрешение её. Трудности в общении с детьми, которые проявляются в неумении договориться с детьми, уступить; не учитывает мнение и желание других детей. Общается с экспериментатором охотно, активен, принимает помощь взрослого. Играет продолжительное время с удовольствием и интересом.
Александр М. В волшебную комнату возьмёт маму и друга семи лет. Будут строить железную дорогу. Больше игр не называл. На контакт с экспериментатором идёт охотно, активен, но быстро устаёт. Испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми, обусловленные общим недоразвитием речи. Возможно, принятие помощи взрослого, но не всегда выполняет требования взрослого. Игровая деятельность средней продолжительности; процессуальные действия с предметами. Не может ничего рассказать о сюжете, замысле игры, вызывает трудности распределение ролей. Можно предположить, что трудности возникают из-за недостаточно сформированных игровых навыков.
Дима С. Возьмёт с собой только маму, больше никого, там они будут играть в машинки. Говорит очень мало, больше молчит, длительные паузы; быстро утомляется, вял, пассивен. Существуют трудности в общении со взрослыми и детьми. Дима, не включается в коллектив, ни о чём не спрашивает. Больше времени проводит в одиночестве. Возможно, ему трудно общаться со сверстниками и с детьми старше, так как в этой группе он недавно; сад посещает редко из-за частых заболеваний. По возрасту в группе младше всех. Отрыв от родных и привычной обстановки; новая и сложная система отношений, общения; трудности в общении, связанные с общим недоразвитием речи - всё это оказывает отрицательное влияние на внутреннее состояние ребёнка. Общее эмоциональное состояние характеризуется преобладанием отрицательных эмоций, наблюдается усталость, близкая к хроническому переутомлению. Результаты исследования также выявили, что у ребёнка есть потребность в эмоциональном контакте с близким человеком – мамой. Интереса к игре не проявляет, играет из подчинения взрослому и детей; возможно принятие помощи взрослого.
Результаты исследования выявили, что из-за дефектов ощущений, восприятия, недостаточности абстрактного мышления, памяти умственно отсталый ребёнок накапливает чрезвычайно скудный запас представлений.
Анализ исследования также показал, что ребёнок с интеллектуальной недостаточностью испытывает трудности при установлении контактов с другими детьми и окружающими его взрослыми; не включается в коллектив.
2.4.2 РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОЛУЧЕННЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ
МЕТОДИКИ « ВЫБОР ИГРЫ»
Каждому ребенку предлагалось из перечисленных игр выбрать одну, в
которую бы он хотел поиграть. Названия игр были следующие: «Космонавты», «Мозайка», «Дочки-матери», «Меткий мяч», «Железная дорога», «Лото», «Путешествие», «Собери картинку», «Больница», «Встреча гостей», «Детский сад», «Магазин».
Четверо из шести детей, выслушав экспериментатора, выбрали игры из предложенных и поиграли в них с экспериментатором. Дети были активны, охотно общались с экспериментатором. Игра сопровождалась эмоциональной приподнятостью, интересом к ней; у некоторых детей характер его был неустойчив. Два ребенка не проявили никакого интереса, было безразличное безучастное отношение к словам экспериментатора.
Интерпретация: Низкий уровень развития игровых навыков.
2.3.2. Методика «Выбор игры».
Цель методики:
1. Выявить основные движущие мотивы ребёнком при выборе игры.
2.Получить уточняющую информацию о предпочтениях ребёнка.
Методика разработана самостоятельно. Ребёнку предлагалось выбрать одну игру из предложенных и поиграть в неё. Игры ребёнку предлагались разные. Знакомые ребёнку и незнакомые, новые и старые.
Сергей К. Первый раз из перечисленных игр он выбрал игру «Путешествие». Он предложил путешествовать на корабле. Сам выбрал себе роль рулевого, объяснив свой выбор тем, что он отдыхает и больше ничего не делает. В эту игру с экспериментатором играл 5 минут, потом сказал, что не хочет нее играть и предложил экспериментатору поиграть в другую игру. Можно предположить, что вследствие ограниченности представлений, недостаточности абстрактного мышления, бедности кругозора эта игра вызвала у него определенные трудности, поэтому он предложил поиграть в другую игру. Вторым его выбором из предложенных игр была игра «Дочки-матери». В эту игру до проведения исследования Сережа играл много раз, он ее хорошо знает. Выбрал себе из игрушек куклу, посадил ее на стул и пошел готовить для нее обед, приготовив обед, он ее покормил и пошел укладывать куклу спать. Играл эмоционально, с интересом. Наблюдалось адекватное использование игрушки (посадил на стул куклу и т.д.). Присутствовало и неадекватное использование игрушки (переворачивал куклу вверх ногами, стучал ею по столу).
В третий раз, когда экспериментатор перечислил названия оставшихся игр, Сережа предложил поиграть в «Детский сад». Он взял на себя роль воспитателя. Имели место элементы сюжета. Очень хорошо отразил в роли воспитателя его функции, некоторые модели поведения (отмечал в журнале, кого нет сегодня в группе; следил за детьми во время обеда, чтобы не разговаривали, а кушали; во время сна, чтобы не шумели). Эта игра ему хорошо знакома, в ней отражается ситуация, приближенная к реальности. Играет в нее продолжительное время; эмоционально, увлеченно, с интересом. Новые игры, незнакомые ему он не выбирал.
Александр Б. в первый раз из предложенных игр выбрал игру «Больница», во второй раз – «Магазин», в третий – «Космонавты». С экспериментатором общался охотно. Играл с удовольствием, был активным; игры носили продолжительный по времени характер. Играл увлеченно, с интересом, так как эти игры ему хорошо известны и связаны с жизненными, реальными ситуациями.
Дима С. Желание играть, наличие интереса не наблюдалось. Выбирает одну и ту же игрушку (машину) и ходит с ней. Все это делается молча и в одиночестве. На предложенный перечень игр никак не прореагировал, полное безразличие и отсутствующий взгляд. Игорь Г. На слова экспериментатора было безразличное отношение.
Александр М. в первый раз выбрал игру «Железная дорога», во второй раз выбрал игру «Больница», в третий раз выбрал «Дочки-матери». Наблюдалась эмоциональная приподнятость, интерес к игре, но характер его неустойчивости проявился в игре «Дочки-матери». Возможно, ребенок устал, т.к. он долго играл в «Железную дорогу». Наблюдалось застревание действий.
Алексей С. В первый раз выбрал тоже «Железную дорогу», второй выбор принадлежал игре «Магазин» и третий выбор игра «Мозаика». На контакт с экспериментатором шел охотно. Интерес проявлялся, но был непродолжительным.
В результате исследования было установлено, что основным содержанием разнообразных детских игр выступают конкретные общественные отношения людей, которых, которые хорошо знакомы детям. Общественное содержание игр отражено в их тематике: дети играют в «Больницу», «Дочки-матери», «Детский сад» и т. д.
В ходе анализа мы увидели бедность, фрагментарность, нечеткость, «обесцвеченность» представлений.
2.4.3. Результаты, полученные в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей с интеллектуальной недостаточностью.
Александр Б. В контакт с экспериментатором вступает охотно. Возможно принятие помощи. В деятельности следует ближайшим целям. Отношение к результатам деятельности некритичное. Были просьбы к экспериментатору: «Поиграй со мной», «Давайте еще поиграем», «А когда опять будем играть». В игру может играть долгое время - это зависит от его заинтересованности, вовлеченности в игру. В играх активен, играет с удовольствием. Не может раскрыть замысел, сюжет игры, распределить роли, мало знает игр. Отсюда недостаточность сформированности игровых навыков. Использование игрушек адекватное (машинку катает, из кружки пьет чай). Игры сопровождаются речью. Использует в игре предметы-
заменители, понимает их роль (из кубиков и стульев делает космический корабль, ракету для космонавтов). Играет не из подчинения взрослым и детям.
Игорь Г. Деятельность нецеленаправленная, специфическая и неспецифическая манипуляция предметами, игрушками. Специфические манипуляции возможны при помощи взрослого. Наблюдаются неспецифические (ломает, кусает, бросает). Предметы-заменители в игре не использует. Речью в игре не пользуется. Слабо развита мелкая и общая
моторика, вследствие чего движения и поза скованы, что затрудняет игровые действия. По продолжительности времени игра кратковременная. В игре пассивен, возбудим, играет из подчинения взрослым. Игровая и предметно-
практическая деятельность не сформирована.
Алексей М. В деятельности проявляется стремление к ближайшей цели, процессуальные действия (строит дорогу, свойственно застревание действия), некритичное отношение к результатам деятельности. Особенности моторики мешают игре, двигательная расторможенность способствует нарушению цепочки действий. Временная продолжительность игры средняя. В игре активен, возбудим, играет с удовольствием. Недостаточно сформированы игровые навыки.
Алексей С. Деятельность малопродолжительна по времени. В деятельности отличается стремление к ближайшей цели, некритичное отношение к результатам деятельности. Моторика осуществлению игровым действиям не мешает. Наличие адекватности использования игрушек. В игре активен играет, с удовольствием.
Дмитрий С. Нарушения мелкой и общей моторики мешают в осуществлении игровых действий. Неадекватные действия с игрушками отсутствуют (игрушки держит в руках, иногда щупает). Организация действий находится на уровне специфических манипуляций. Наличие интереса в игре отсутствует, выбирает одну игрушку (машину) и ходит с ней. Речь отсутствует. В игре пассивен, вял, играет из подчинения взрослых или детей. Общее эмоциональное состояние характеризуется преобладанием отрицательных эмоций.
Глава III. Развитие мотивации игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Весьма важной является проблема развития мотивации игровой деятельности и ее использования в качестве средства коррекционно-воспитательной работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. В своей экспериментальной работе мы развиваем у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
1) Объективную и субъективную необходимость партнера для достижения общей цели.
2) Положительное отношение к игре в целом и длительное проявление интереса к игре и игрушкам.
3) Потребность в обществе сверстников и общение с ними.
4) Потребность в положительных эмоциях, формирование эмоционального контакта с взрослым, направленности ребенка на сотрудничество с ним.
5) Повышение уровня развития навыков совместной деятельности.
Условие, влияющие на развитие мотивации игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.
Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных и игры и действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому ребенку, погладить его, взять за руку и т.п. В том случае, когда ребенок положительно настроен на взрослого, признает его авторитет, происходит добровольное принятие позиций взрослого. Взрослый исполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости, дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. При преодолении детьми затруднений подразумеваем различны е виды помощи, оказываемые ребенку в процессе игры:
· стимулирующая помощь (воздействие взрослого направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);
· эмоционально – регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, чаще всего одобряющего, подбадривающего характера);
· показ выполнения действий.
В качестве привлечения игровой деятельности и развития длительного интереса к игре еще использовали:
- внесение новых игрушек;
- содержание игр всегда содержит увлекательный сюжет.
- поощрение, совместные игры детей (награждение детей медальками с изображением игрушек, после нахлждения клада, дети открывают шкатулку в которой находят конфеты);
- похвала;
- сюрпризный момент.
Развивая мотивацию игровой деятельности у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, мы провели 6 занятий, включающих в себя комплекс психогимнастических игр и упражнений, игры с правилами (дидактические, подвижные и т.д.), объединенных в сюжете.
При разработке программы занятий учитывались индивидуальные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью и своеобразие их игровой деятельности. Поэтому наши занятия не были включены сюжетно – ролевые игры. Только после реализации этой программы занятий, можно вводить занятия включающие в себя сюжетно – ролевые игры.
Очередность введения игр определялось принципами постепенности и последовательности принятия ребенка норм бесконфликтного общения.
Принцип постепенности учитывался и при разработки целей занятий:
- знакомство детей друг с другом и с родителями,
- эмоциональное вовлечение в занятие,
- взаимодействие детей друг с другом, со своими родителями и другими родителями,
- сотрудничество детей со взрослыми, ведущие к деловому общению.
Занятия с нормально развивающимися детьми проводились совместно с родителями и без их участия. В проводимых нами занятиях принимали участия дети в возрасте от 3 до 4,5 лет детского сада №57 Приморского района.
Занятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проводились без участия родителей, т.к. родители не смогли придти в назначенное им время.
Мы считаем, то детям с интеллектуальной недостаточностью занятия, где их родители принимают участие, были бы полезными, оказали бы благоприятное воздействие на психическое и физическое развитие ребенка. На этих занятиях родители дарят радость, улыбку ребенку. Возникаю доверительные отношения между детьми и взрослыми. Родители сами учатся общаться и взаимодействовать с ребенком.
3.1. Характеристика нормально развивающихся детей, принимающих участие в эксперименте:
1.Егор К. Дата рождения 21 июня 1996 года. Одни ребенок в семье. Отец работает начальником АОЗТ «Сигмо». Мама не работает.
Родители прививают ребенку качества аккуратности, опрятности, стараются развивать ребенка во всех направлениях.
2.Кристина Ш. Дата рождения 12.01.96 года. Один ребенок в семье. Отец работает инженером, мама домохозяйка. Мама общается с девочкой, как со взрослым ребенком. Дома с ней не играют.
3.Миша К. Дата рождения 10 октября 1996 года. Папа работал тренером, сейчас оператором на АОЗТ «Выборжец». Мама не работает. Один ребенок в семье. В семье большое значение придается физическому воспитанию, закаливающим процедурам. Ребенка развивают во всех направлениях, с ним часто играют мама и папа.
4.Настя А. Дата рождения - 9.09.96 года. У Насти молодые родители. Есть брат, ему 7 лет. Мама не работает. Мама, очень беспокоится за детей. Занимается с ними.
5.Настя Р. Дата рождения – 11.08.96 года. Один ребенок в семье. У нее молодые, энергичные, перспективные родители. Мама, всегда улыбается. Они всесторонне развивают ребенка.